Проект «Камни и их свойства»
проект (старшая группа)

Бурмистрова Елена Николаевна

Вид проекта: Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5 - 6 лет.

 

Продолжительность проекта: 2 месяца (июнь – июль).

 

Участники проекта: Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

 

Образовательная область: Экологическое воспитание.

 

Актуальность проблемы: В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы.

      Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

 

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе реализации образовательного проекта «Камни и их свойства».

 

Задачи проекта:

  • Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления  о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Формировать умение выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами.
  • Познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён.
  • Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
  • Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской  деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Камни и их свойства»

Вид проекта: Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5 - 6 лет.

Продолжительность проекта: 2 месяца (июнь – июль).

Участники проекта: Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная область: Экологическое воспитание.

Актуальность проблемы: В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы.

      Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе реализации образовательного проекта «Камни и их свойства».

Задачи проекта: 

  • Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления  о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Формировать умение выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами.
  • Познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён.
  • Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
  • Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской  деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Предполагаемый результат:

  • Дети могут называть свойства камней.
  • Дошкольники имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней.
  • Ребята знают о пользе камней в природе и жизни человека.
  • Дети могут находить сходства и различия у камней.
  • Дошкольники составляют описательный рассказ о камнях с опорой на иллюстративный материал.        
  • Оформление тематического альбома «Мир камней».
  • Организация экскурсии в магазин «Гончарная лавка».

Предварительная работа:

  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Камни в природе».
  • Рассматривание предметов, сделанных из камня (украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы и др.).
  • Знакомство с литературными произведениями: Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: Что такое подземные богатства? О чём шептались камешки? П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы».
  • Разучивание пословиц и поговорок о камне, проигрывание пальчиковой гимнастики «Как я камушек брала».
  • Просмотр мультфильмов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история».
  • Рисование и конструирование изделий, предметов из камня.

Сотрудничество с семьёй:

  • Беседа на тему «Мир камней».
  • Консультации «Использование камней в жизни человека», «Кладовая земли».

Итоговое мероприятие:

  • Физкультурное развлечение «Путешествие по горным просторам».

Продукт проектной деятельности:

       Рассказ о камнях с использованием иллюстраций, подборка картотеки «Такие разные камни», дидактические игры, фотографии досугов, творческий замысел своими руками «Превращение камешка», выставка рисунков по произведениям П.Бажова.

План реализации проекта:

Виды деятельности

Сроки

Результаты

Форма регистрации

результата

1

2

3

4

1. Беседы «Откуда берутся камни?», «Камни в природе», «Камни. Как человек использует камни».

1 неделя июня

Формирование представлений детей о камнях: их назначении в природе и использовании человеком.

Конспекты бесед.

2. Опыты и практические задания: «Вода камень точит», «Почему камни бывают разноцветными?», «Вулкан», «Какой камень тяжелее?»

  2 неделя

     июня                      

Расширение кругозора и экологических представлений посредством опытов и в процессе практической деятельности

Дневник результатов опытнической деятельности.

Конспекты опытов.

3. Конструирование «Будем строить из камней»

3 неделя

июня

Формирование умения планировать свою постройку и технологично осуществлять замысел.

Фотоматериалы.

Образцы построек.

4. Музыкальный досуг «В гостях у Хозяйки Медной горы»

4 неделя июня

Конкретизация представлений детей о разных видах камней, о музыкальных произведениях по данной теме.

Фотоматериалы.

5. Настольные игры: «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку», «Камушки на берегу»

ежедневно

Представления детей об окружающем мире

 Картотека игр.

6. Подвижные игры «Шишка – камешек», «Песочные часы», «Положи скорее камешки», «Смелые верхолазы», «Камешек»

ежедневно

Систематизация знаний о взаимодействии и деятельности с камнями

Картотека игр.

7. Выставка детских творческих работ по произведениям П.Бажова

1 неделя июля

Творческий продукт изобразительной деятельности

Выставка детских творческих работ.

8. Творческая мастерская «Превращение камешка»

2 неделя

июля

Создание художественных образов на основе природных форм

Выставка творческих работ.

9. Совместная деятельность детей и родителей – подборка информации и оформление страничек для составления альбома «Мир камня».

3 неделя июля

Содействие сотрудничеству детей и взрослых

Оформление странички для альбома «Мир камня»

10. Физкультурное развлечение «Путешествие по горным просторам»

4 неделя июля

Конкретизация представлений детей о безопасном поведении по горной местности

Фотоматериалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Камни и камешки».

1)Проект «Камни и камешки».2)Тематическое поле: экология.3)Проблема: традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало.4)Цель: воспитывать у де...

Проект "Камни"

Познавательно - исследовательский проект по ознакомлению с окружающим для детей старшего возраста....

Проект "Камни и их свойства"

    Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? ...

Камни и их свойства Экспериментально-исследовательская деятельность.

Экспериментирование с камнями: «Какой камень не тонет»Задачи: Закрепить с детьми умение различать камни: по форме, размеру, текстуре; развивать исследовательскую деятельность; воспиты...

Конспект занятия «Камни и их свойства» в старшей группе

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами. Формировать умение обследовать природный материал, развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе, любознательно...

Конспект НОД «Удивительные камни и их свойства» по окружающему миру с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе

- Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);- Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности...

Конспект занятия по окружающему миру "Камни и их свойства"

Конспект занятия по окружающему миру познакомит детей 5-6 лет с разнообразным миром камней и их свойствами....