Проект "Камни и их свойства"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Четверухина Светлана Валерьевна

      Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ОО «Познание»

на тему «Путешествие в мир камней»

(старший дошкольный возраст)

Программные задачи: 

- продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);

-экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности;

- развивать у детей представления о самоценности природы;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;

-вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

Предварительная работа:

Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание иллюстраций, книг, журналов, фотографий. Беседы о профессиях (геолог, каменщик).

Художественная литература:

А.И. Никитов «Полезные ископаемые», популярные энциклопедии для детей «Все обо всем». Просмотр видеофильмов «Что открывают мне Дольмены», сказок П.Бажова, В. Волкова «Волшебник изумрудного города». Экскурсии по станице Выселки, на стройку, в парк.

Материал:

- компьютерная презентация «Этот удивительный мир камней», «волшебный сундучок» с различными по свойствам камнями;

- опорная схема для описания различных характерных свойств для разных камней;

-коллекция камней, картины из янтаря, драгоценные украшения (кольцо с рпубином и цирконием), кораллы.

-карта,  емкость с водой, молоток, дощечка с салфеткой;

-  краски, кисточки, салфетки, баночки с водой, камешки для сувениров;

- мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Обогащение словаря: природный, искусственный,  облицовка, гранит, янтарь, коралл.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы соверши путешествие в удивительный мир камней.(В течение всей НОД педагог с помощью мультимедийной презентации  знакомит детей с разными видами камней, их особенностями.)

Воспитатель: Ребята, мы с вами очень много говорили о нашей прекрасной планете Земля, о том, что на поверхности Земли растут леса, текут реки, распахнуты равнины и овраги, на Земле много морей и озер, а также возвышаются великолепные горы. Горы образовывались в течение многих – многих миллионов лет из окаменевших остатков растений и животных. Из-за их гигантских размеров люди думали, что горы вечны и неизменны. Но геологи, ученые, которые изучают горы доказали, что горы изменяются и что они не вечны.

Вопрос: Что может разрушить горы? (ответы детей).

Воспитатель: Да, склоны гор разрушаются замерзающей водой, сильными ветрами, скалы вымываются дождем и потоками воды. Со временем даже высочайшие вершины превращаются в холмы и равнины.  Также, изучая горы, геологи выяснили, что они состоят из разных пород камней.

- Ребята, кто из вас был в горах? Какими они бывают? (ответы детей).

Воспитатель: Да, склоны гор бывают пологими, скалистыми, они состоят из слоев горных пород. Мы с вами много рассматривали иллюстраций, фотографий, где было видно как горы изменялись под воздействием различных условий. Многие камни из нашей коллекции – это как бы кусочки гор.

Задание: Ребята, кто из вас может показать горы на карте.  Ребята, как вы думаете, каким цветом на карте обозначены горы? (ответы детей)

- Подумайте и скажите, сложно ли найти камни?

- Скажите, пожалуйста, где вы можете увидеть камни? (Ответы детей).

Воспитатель: (Показывает на ноутбуке разные виды камней и в натуральном виде.) В природе камней много, есть природные: кварц, графит, пемза, каменный уголь, гранит, гравий, мрамор, щебень, мел, гипс и многие другие, а есть искусственные: керамзит, кусочки кирпича, бетона, пенобетона и газобетона. Все камни отличаются, друг от друга по цвету, по весу, по прочности, а также по происхождению. Нередко встречаются камни удивительной формы, напоминающие фигуры животных или человека. Камень красив от природы, его достаточно помыть и очистить.

Вопрос: Кто из вас может сказать, для чего нужны камни, где они могут использоваться?  Высказывания детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, камень используется в строительстве домов, мостов, из щебня строят дороги, разноцветные камни используются в ландшафтом дизайне для украшения клумб, газонов, создания альпийских горок. (Просмотр презентации). В нашей станице на Пантеоне Славы на плитах, изготовленных из мрамора, высечены имена погибших на войне. Что же можно сказать о граните? Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Он идет на возведение фасадов больших зданий, памятников, могильных плит и надгробий. Если каменная глыба большая, то специальными пилами из нее нарезают куски-блоки и укладывают один на другой – получается стена.

Воспитатель: Большое распространение имеет камень искусственный, который научился делать человек. Кирпич, бетонные блоки, панели, газовые блоки и пенаблоки. – из них строят дома, здания.

Вопрос: Как называют рабочих, которые работают с камнем на стройке? (Каменщик).

Задание: Мы проведем опыт. Я вам предлагаю сравнить камни (природный и искусственный). Определить их прочность (твердые или хрупкие) – дети молотком ударяют по камню.

Вопрос? Что можно сказать об этих камнях?

Работа с «волшебным сундучком».

- Ребята, не доставая камень из ящика вы, используя опорную схему, будете рассказывать о камнях, которые спрятаны в нашем «волшебном сундучке». Например: гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.

Задание:  Что будет, если мы положим камешек в воду? Он утонет или будет плавать? Давайте попробуем. Высказывания детей.

- Молодцы, ребята, вы очень много знаете о наших камнях, а сейчас пришло время немного поиграть, выходите на середину группы и повторяйте за мной слова и движения.

Физкультминутка:

Ветер по морю гуляет,

Волны в море поднимает.

Волны к берегу плывут,

Камни разные несут.

Белый, красный, голубой

Выбирай себе любой.

Вопрос: Ребята, а вы знаете, что некоторые виды камней используют для украшения ювелирных украшений, создания картин?

Воспитатель:

- Сейчас, ребята, я расскажу вам о других видах камней. Это драгоценные камни. В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости. В основном все драгоценные камни используют для  украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты. (Обращает внимание на презентацию).

Еще в природе существует необыкновенный камень, который называется янтарь. В древние времена считалось, что янтарь обладает магической силой, люди верили, что этот камень может защитить их от болезни и поэтому носили его. Янтарь – это хрупкое прозрачное вещество желтого цвета. Давным-давно из сосен, которые росли на земле, выделялось некое вязкое вещество. На поверхности земли постепенно накопились его огромные количества, и когда земная поверхность изменилась, это вещество было погребено под землей или под водой. В течении миллионов лет оно окаменело или затвердело, превратившись в янтарь, который мы сейчас встречаем в основном в ювелирных украшениях. Также янтарь используют для изготовления различных картин.

(Подозвать детей и рассмотреть с ними ювелирные изделия и картины).

Воспитатель:

-Ребята, а сейчас я расскажу вам об одном интересном природном явлении.

На глубине тихого и Индийского океанов живут крошечные морские животные, которых называют «коралловый полип». Его маленькое тельце похоже на тело медузы. Скелет полипа растет с наружи его тела. Полип вырабатывает известковое вещество, из которого состоит скелет, похожий на чашечку. Маленький полип прикрепляется щупальцами к старому умершему полипу, растет на нем, затем от него появляется другой маленький полип, а предыдущий умирает. Когда старый полип умирает, живые полипы продолжают оставаться на его скелете. Так происходит формирование коралла. За многие века их столько скапливается на морском дне, что они образуют коралловые леса.

   Посмотрите ребята, на это чудо природы – коралл. Что можно о нем сказать? На что он похож?

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами вспомнили о камнях, о чем слышали раньше. Много узнали нового. Но еще я вам скажу, что  из камней можно сделать различные сувениры, расписав их красками. Подходите к столу, выбирайте необходимый для вас материал и приступайте к работе.

- Ребята, когда камешки подсохнут, я покрою их лаком и вы сможете подарить тому, кому захотите.

Физкультминутка «Гора»

Стоит гора старушка

До небес макушка.

Ее ветер обдувает,

Ее дождик поливает.

Стоит гора страдает

И камешки теряет.

И каждый день,

И каждую ночь

Катятся, катятся

Камешки прочь.

Раскатились камешки

И с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Камни и их свойства»

Слайд 2

Цель Задачи развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.) Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней. Формировать умение выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предмета. Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе. Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы. Паспорт проекта

Слайд 3

Тип проекта Условия Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5 - 6 лет. Дети старшего дошкольного возраста. Мини-музей. Система деятельности. Специальные педагогические воздействия Общественная поддержка проекта родителями, педагогами Паспорт проекта

Слайд 4

Этапы Участники, партнеры Подготовительный. Практический. Заключительный. дети старшего дошкольного возраста; воспитатели старших и подготовительных групп; родители детей. Паспорт проекта

Слайд 5

Актуальность В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы. Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Слайд 6

Подготовительный этап Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Камни в природе». Рассматривание предметов, сделанных из камня (украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы). Знакомство с литературными произведениями: Братья Гримм « Беляночка и Розочка», «Почемучка»: Что такое подземные богатства? О чём шептались камешки? П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы». Разучивание пословиц и поговорок о камне, проигрывание пальчиковой гимнастики «Как я камушек брала». Просмотр мультфильмов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история».

Слайд 7

Практический этап Развивающая среда Мини-музей «Камни»

Слайд 8

Экспериментально – практическая деятельность

Слайд 9

НОД по ОО «Познание» на тему «Путешествие в мир камней»

Слайд 10

Коллекция камней

Слайд 11

Настольные и подвижные игры «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку», «Камушки на берегу» «Шишка – камешек», «Положи скорее камешки», «Смелые верхолазы», «Камешек»

Слайд 12

Заключительный этап: Развлечение «Хозяйка медной горы»

Слайд 13

Экскурсия: «Геологический музей СЮНа »

Слайд 14

Результат Дети могут называть свойства камней. Дошкольники имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней. Ребята знают о пользе камней в природе и жизни человека. Дети могут находить сходства и различия у камней. Дошкольники составляют описательный рассказ о камнях с опорой на иллюстративный материал.

Слайд 15

В заключение, хочу сказать, что: Тема «Камни и их свойства» оказалась настолько широка, что задержалась не на 1день, а на 3 недели. За это время ребятишки «побывали» в каменном веке, где узнали, за что человек должен сказать камню «спасибо» - за огонь, за дом, орудия. Так начиналось наше знакомство с первых дней. Мы рассматривали горные пейзажи. Сами становились горами – могучими, строгими – и представляли как от ветра и солнца они разрушаются. Беседовали о жизни в горах. Цвет камня – это радуга в нашем геологическом музее. Ведь не бывает двух одинаковых камней, и названия у них разные, и добывают их по-разному. Коллекция камней стала пополняться и в группе и дома у ребят. На занятии каждый для себя самостоятельно сделал из мела, угля и графита коллекцию «камни пишут». В лаборатории – нашлось не мало опытов с камнями. И, конечно, сказка… Сказочные гномики привели нас в гости к Хозяйке Медной Горы. Путешествие оказалось не только познавательным, но и музыкальным – пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Занятие получилось волшебным, таинственным. И, как в сказке, всё закончилось подарками – 12минералов в домашнюю коллекцию. Родители не остались в стороне, и вместе с детьми (и старшими) приехали в геологический музей СЮНа .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебница вода и её свойства"

Экспериментальная деятельность на занятия по экологическому воспитанию. Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды , имеющих способность меняться в зависимости от окружаю...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.

Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...