Конспект занятия по экологии в старшей группе «Тайны морских глубин»
план-конспект занятия (старшая группа)

Абрамова Наталья Сергеевна

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Тайны морских глубин»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_abramova_n.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Тайны морских глубин»

Возраст: 5-6 лет

Цель: знакомить детей с обитателями моря 

Задачи: 

Образовательные: Закрепить и расширить представления детей о жизни дельфинов и опасных морских рыб. Познакомить с понятием «дельфинотерапия». Закреплять умение определять по внешнему виду и называть обитателей подводного мира морей. 

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, восприятие. Воспитательные: Продолжать формировать умение выслушивать ответы товарищей и дополнять их.

Интеграция  образовательных областей: познавательные развития, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы к занятию: Картина с изображением подводного мира, презентация с изображениями водных животных.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть: В: Ребята, как вы знаете, наша земля состоит из суши и воды. На Земле много разных водоемов, посмотрите на глобус (воспитатель  показывает изображения воды на глобусе). Ребята, существуют водоемы пресные и морские (с соленой водой).

В: Сегодня мы с вами познакомимся с обитателями пресных водоемов.


Называют пресные водоёмы (реки, озёра, пруды)        

Основная часть: Беседа по картине.

В: Ребята, а кто живет в воде?

В: Правильно, рыбы все время проводят в воде. Они умеют дышать под водой, благодаря жабрам. В воде воздух особый. Им умеют дышать лягушки и насекомые, живущие в воде: они научились «ловить» воздух. А вот, например, жук – плавунец прикрепляет пузырёк воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду. А как вы думаете, чем полезны обитатели водоёма?

В: А что самое главное для обитателей водоёмов? Сейчас мы с вами окунемся в речные просторы и посмотрим разновидности речных рыб.

Рыбы в реке делятся на хищников и мирных рыб. Кто такие хищники? Кто такие мирные рыбы? (дети отвечают)

Давайте посмотрим на мирных рыб. (презентация «Водные обитатели»)Это красноперка, лещ, карась, плотва

Хищные рыбы – это сом, щука, окунь, ерш

Ребята, я попрошу вас описать ту рыбку, которую вы видите ее цвет, форму, наличие плавников, а я в свою очередь расскажу немного о каждой рыбке отдельно. Итак:

Плотва. Эта рыба любит тихую и теплую воду,  с чистым песчаным дном.  Кормится водорослями и др. растительной пищей, мелкими организмами.

Красноперка. Рыбка получила свое название из-за яркой окраски плавников. Питается красноперка водорослями мальками, икрой др. рыб. Любит теплую воду с медленным течением, илистым дном. Держится у берегов, любит заросшие места.

Лещ. Живет семьями во главе с вожаком-самой крупной рыбой.  Плавают лещи треугольником, как клин летящих птиц. При опасности сбиваются в кучу, нарушая строй.

Караси обитают в болотистых озерах и реках. В зависимости от цвета чешуи карась бывает золотой и серебристый. Питаются растениями, мелкими животными организмами. В суровую зиму  впадают в спячку и могут проспать до весны даже в полностью замерзшей речке.

Окуни. Водятся во всех водоемах, с тихим течением, сильно заросших водяными растениями, держатся стайками. Окуни – хищники, поедают мелкие рыбки, рыбью икру, рачков, червей, головастиков.  

Сом. Крупная рыба не имеет чешуи, в длину достигает 5м, ведет оседлый образ жизни,  живя всю жизнь в одном месте. Сом – хищная рыба питается крупной рыбой, иногда водоплавающей птицей.  

Щука. Обитает  во всех реках, озерах, прудах, держится чаще в зарослях водной растительности, щуки хищные прожорливые рыбы, питаются рыбой – красноперками, плотвой, окунями, также лягушками, мелкими грызунами упавшими в воду, мелкими водоплавающими птицами, в длину достигают 2 метров, могут дожить до 30 лет. Вспомните сказку про эту рыбку? («По щучьему веленью»)

Ерш. Обитает на песчаном дне, ерш прожорливая рыба, питающаяся мелкими придонными организмами, личинками насекомых, мелкой рыбой. Характер ершей неуживчивый, агрессивно защищает свою территорию, благодаря острым колючкам на плавниках.(Ребята вспоминайте сказку про Ерша-ершовича)Кроме рыб есть и другие обитатели водоемов: например лягушки или рак.

Рак. Обитает в речных заводях озерах прудах, днем прячутся под камнями, корягами, корнями деревьев. Кормятся в основном ночью, вылезая из своих убежищ и выслеживая добычу. Питается  растительной пищей и животными. Передвигаясь пятится назад. Есть усы и клешня.

Лягушки. Живут они в реках, озерах, прудах. Зимуют в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми.. Питаются насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих), рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. Враги лягушек – цапли, аисты, журавли. Ребята, а какие сказки про лягушку вы знаете? («Царевна-лягушка»)

Ну вот, ребята мы с вами узнали самых распространенных обитателей речных водоемов, а теперь давайте поиграем.

3.  Физминутка 

«Две лягушки»

Видим, скачут по опушке

(Повороты в стороны)

Две зеленые лягушки.

(Полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок,

(Переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет,

(Ходьба на месте)

Всем друзьям физкультпривет!

 А сейчас попробуйте отгадать загадки про наших обитателей:

Есть крылья — не летаю,

Ног нет, а гуляю,

По земле не хожу,

На небо не гляжу,

Звёзд не считаю,

Людей избегаю  (Рыба)

Выпуча глаза сидит,

Не по-русски говорит,

Родилась в воде,

А живёт на земле. (Лягушка)

Сапожник не сапожник,

Портной не портной,

Во рту держит щетину,

В руках — ножницы  (Рак)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

. Хвостом виляет,

Зубастая, а не лает. (Щука)

Драчун и забияка,

Живёт в воде,

Кости на спине —

Щука не проглотит (Ерш)

3)  Подвижная игра: «Мир Рыб»

Дети распределяют роль сома и стайки лещей и др мирных рыб. Под музыку лещи плавают, строясь в форме треугольника. Когда  к ним подплывают мирные рыбки,  лещи спокойно плывут. Во время опасности, когда выплывает сом, стайка лещей нарушает строй, сбиваясь в кучу, а вожак уводит стаю в укрытие.

Отвечают




Отвечают (очищают воду, делают её прозрачной, поедают умершие растения, чистят дно)

Отвечают, что  это вода






















































Отвечают

Повторяют




















Отгадывают загадки

























Играют

Заключение: 

Молодцы ребята, а вы знаете, что есть очень смешная скороговорка про рака. Послушайте:

Ехал Грека через реку.

Видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку.

Рак за руку Грека — цап.

А теперь давайте вместе научимся рассказывать ее.

 Итак, подводя итог нашему занятию, скажите что вы сегодня узнали? С какими водными обитателями вы познакомились?

А сейчас по желанию вы можете нарисовать ту рыбку, которая вам больше всего понравилась. 

Медленно повторяют  строчки, обыгрывая слова движениями. Потом повторяют быстрее, весело выполняя в ритме движения.

Отвечают

Рисуют




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологии в старшей группе

это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...

"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).

Разыгрался ветер на лесной поляне,Закружил осинку в красном сарафане.И листок с березы золотистой пчелкойВьется и кружится над колючей елкой.Облетели листья клена, клен от холода дрожит.На дорожке бал...

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Жители морских глубин»

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Жители морских глубин»...