Памятка для родителей "Как бороться с детской жадностью"
консультация

Димитрюк Наталья Владимировна

Предложенный материал поможет родителям в общении со своим ребенком, в формировании у ребенка хороших, положительных привычек. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditeley.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Детская жадность: как с ней бороться».

Потасовки среди детей – дело привычное. Одной из главных причин конфликтов является жадность. Кто-то кому-то чего-то не дал, или отобрал. Реакция родителей, как правило, сводится к последующим действиям: просьба вернуть предмет спора или поделиться им, повышение голоса, когда ребенок не хочет этого делать, шлепок по попе, и уход с площадки.

Многие мамы бьются, как «рыбы об лед», пытаясь решить проблему жадности у ребенка. Часто совершая при этом непоправимые ошибки. Между тем для начала нужно разобраться в причинах такого поведения ребенка, а уже потом предпринимать какие-либо действия.

В возрасте 1,5-2 лет проявление жадности является нормой в развитии малыша. По мнению психологов, начиная с этого возраста, и до 6-7 лет ребенок ориентирован только на себя, свои желания и потребности. Поэтому, проявляя жадность, малыш просто отстаивает свои интересы.

Дам – не дам

Иногда ребенок не хочет делиться с каким-то конкретным человеком. Возможно, последний не нравится малышу, или его когда-то обидел. В этом случае нужно разобраться в ситуации, выяснить причины такой неприязни. Но чаще дети не хотят делиться своими любимыми игрушками. В этом случае нужно предложить малышу поделиться чем-то другим. И не настаивать, во что бы то ни стало, отдать свое.

Психологи и педагоги утверждают, что нежелание делиться присуще практически всем детям в определенном возрасте. Это естественно, и спустя некоторое время проходит, если не вызвано, конечно, какими-то психологическими проблемами, например, ревностью к младшему брату (сестре) или повышенной потребностью во внимании. В таких случаях нужно попытаться вместе с малышом преодолеть те неприятные чувства, которые провоцируют жадность. Здесь нужны ласка, терпение, внимание… Но такие переживания свойственны в основном детям постарше, а вот крохе, который еще «посещает» песочницу, важно помочь не только разобраться, что такое «мое» и «мне хочется», но и понять, что с этим делать. Какие же действия предпринять?

Лидерство

Ребенок хочет быть первым во всем. Он еще не знает, как правильно себя вести, но уже понимает, что наличие у него того, чего нет у остальных, выделяет его среди детей. В этом случае нужно помочь ребенку проявить свои лидерские качества по-другому. Например, пусть организует игру с другими детьми. Но при этом не переставайте объяснять, что делится - это тоже признак лидерства.

Ревность

Как правило, жадность, основанная на ревности, чаще встречается между братьями и сестрами. Ребенок отстаивает сою значимость, превосходство. В этом случае нужно бороться не с жадностью, а с ревностью.

Скупость

Ребенку редко покупают игрушки в силу недостатка средств. Такой малыш будет с радостью играть чужими игрушками, но при этом очень ревностно охранять свои. Ребенок понимает, что если все раздаст, то ему ничего не купят взамен. В такой ситуации преодолеть детскую жадность легче всего через идею обмена. Ребенок делится игрушкой только на время. Более того, у него есть возможность поиграть чем-то новым.

Отдай свою конфетку! 
Временами мы, родители, из лучших побуждений тормозим развитие щедрости у наших детей. Например, когда безоглядно руководствуемся принципом « все самое лучшее – детям». Конечно, приятно отдать свою конфетку ребенку (помимо той, которую он уже съел), сославшись на то, что «не хочется». И совсем не жалко отдавать свою конфету всегда. Но ведь ребенок не может понять, что на самом деле мама тоже очень любит «вкусности», просто отказывается от них в его пользу.
Случается, мы говорим на первый взгляд безобидные и естественные вещи, не задумываясь. Даже не замечаем, что сказали «что-то не то». Представьте ситуацию. Игорек не хочет есть, но когда мама собирается забрать у него тарелку с едой, малыш кричит: «Не бери! Это Игорьку!». Откуда у него такое? Не говорила ли мама подобного папе или дедушке в присутствии самого малыша?
 
Все просто: если мы показываем хороший пример в семье – делим все поровну, не забывая оставить часть тому, кто в данный момент отсутствует, ребенок к этому привыкает. И честный дележ станет для него естественным, само собой разумеющимся. Если пришедшему с работы папе карапуз самостоятельно вручит кусок пирога, а родитель при этом покажет, как он рад, то в следующий раз делиться будет гораздо легче. Даже если вы и не любите то, чем угощает вас малыш, все равно с радостью примите дар и поблагодарите, чтобы ребенок понял, как это приятно – делиться.
 
Родительские хитрости 
Очень часто родители, сами того не замечая, наталкивают детей на мысль, что когда другие малыши берут их игрушки – это плохо. Наверняка вам доводилось слышать: «Скорей беги назад, а то мальчик твою машинку заберет!». Возможно, игрушку никто и не собирался трогать. Но, слыша такую фразу, малыш делает вывод, что нельзя позволять кому-то чужому брать его собственность.
 
Мама говорит девочке, играющей в песочнице: «Не хочешь сама собирать игрушки? Хорошо! Мы их оставляем, пусть другие детки играют». Казалось бы, обычное дело. Но вдумайтесь в последнее предложение: звучит как угроза. Значит, если дети играют моими игрушками, думает ребенок, это неприятно, нехорошо?
 
Если вы не хотите, чтобы ваше чадо жадничало, никогда не говорите ему: «Ты, жадина!» или «Ты плохой. С тобой никто не будет играть». Не каждый взрослый может морально противостоять отрицательным установкам, а что говорить о маленьком человеке? Тем более, когда такие вещи он слышит из уст мамы, которой бесконечно доверяет. Поэтому пессимист, скорее всего, подумает, что и не стоит становиться лучше, ведь «я все равно жадина», а оптимист использует это в своих интересах. Детки ведь часто радостно объявляют: «Я жадный (жадная). Не дам свои игрушки!».
 
Не скупитесь на похвалу вашего ребенка! Даже если пока не за что, все равно похвалите. Ну  кто не любит искренне сказанных добрых слов? Почаще говорите малышу, что он щедрый, потому что ему не жалко дать другу машинку… Сначала фокус может не удаться, но со временем карапуз поймет, что это не так уж и страшно – дать на время кому-то поиграть своей игрушкой.
 
Дети начинают спокойно делиться, когда понимают: отдавать приятно. А разве нет? Что вы больше любите: получать подарки или дарить? Очень важно, чтобы ребенок делился добровольно. Конечно, легко отобрать игрушку у своего малыша и дать другому (вот, мол, какая я правильная и щедрая мама – пример для всех). Но у ребенка это вызовет только протест. Можно попробовать уговорить, и если ваше солнышко все-таки согласится поделиться, то надо сильно этому обрадоваться, чтобы малышу захотелось еще раз повторить «подвиг».
 
Мне кажется, очень правильно поступили мои друзья: они поручали своей дочке еще с нежного возраста вручать подарки тому, к кому шли в гости. Я тоже попробовала так поступать и увидела, что моей дочурке это очень нравится. Мы и теперь подарки всегда выбираем вместе.
 
Еще мне очень понравился поступок одного папы (я наблюдала за этим в магазине): он купил много воздушных шариков и предложил дочке подарить один мальчику, который плакал. Конечно, в таком случае всегда надо иметь в запасе шарик для своего ребенка. Девочка вручила шарик малышу – и тот улыбнулся!

Как поступать

Большинство родителей силой отнимают чужую игрушку из рук своего ребенка. Малышу тяжело понять, что его мама на самом деле поступает правильно, вернув отобранное. Он делает свой вывод: мама сильнее его, и она может отнять. Сильному отнимать можно!

Не приказывайте малышу отдать или вернуть чужое. Ребенок сделает акцент на том, что вы встали на сторону другого ребенка. Это его сильно обидит. Не ругайте, не кричите, и тем более не обзывайте. Избегайте фраз типа «мне жадина не нужен», «смотри, какая добрая девочка, не то, что ты», «быстро поделись, я говорю» и пр. Однако если малыш чем-то поделился, хвалите его на все лады.  

Дома, когда угощаете ребенка чем-то вкусненьким, давайте всего по два: два яблока, два печенья, две конфеты. Пусть у малыша всегда будет возможность поделиться. В противном случае возникает ощущение, что нужно отдать последнее, а этого никто не любит.

Особо дорогие сердцу ребенка игрушки старайтесь не брать на улицу или в детский сад. А если берете, то ребенок должен понимать, что, возможно, ею придется поделиться.

Если ваше чадо угощает вас чем-то – не отказывайтесь. Похвалите его за такой поступок, и скажите, что вам очень приятно, что он не забыл о вас.

Никогда не заменяйте эмоциональную близость материальной. Тогда ребенок не станет зацикливаться на вещах. 

В конце семинара попросить послушать родителей одну из  притч по теме:

– Жадность, а жадность, дай большую кастрюлю!

– Не дам, самой мало!

– Жадность, а жадность, дай кастрюлю поменьше!

– И поменьше не дам!

– Жадность, а жадность, дай тогда самую маленькую!

– Сказала, не дам, значит, не дам!

– Ну, не хочешь, как хочешь! На тебе тогда пирожок!

– Давай! А почему только один? Ты же ведь щедрость!

– Так я и хотела тебе побольше дать. А ты не дала!

Так жадность сама себя и наказала!

Однажды очень бедный человек, проснувшись утром, обнаружил, что в его доме нет и горсточки риса. Голодный, он пришёл к богатому соседу и попросил в долг одну серебряную монету. Но жадный сосед не хотел расставаться со своими деньгами и сказал бедняку:

- Приходи через месяц, и я дам тебе тридцать монет. Тогда ты сможешь безбедно жить целый месяц. Видишь, какой я добрый: ты просишь одну монету, а я даю тебе тридцать!..

- По дороге к тебе я увидел в пересохшем ручейке рыбу, — печально сказал бедняк. — Она задыхалась и умоляла меня плеснуть на неё ведро воды из ближнего колодца. Я сказал рыбе: «Надолго ли тебе хватит ведра воды?» Подожди неделю, у меня будет свободное время, и я принесу тебе тридцать ведер воды». Рыба ответила: «Сейчас мне спасёт жизнь только одно ведро воды из колодца. Через неделю меня не спасут все воды океана!»

- Зачем ты мне всё это рассказываешь? — спросил богач.

Затем,- ответил ученый,- чтобы ты понял, что помогать надо живым, а не мертвым.  

Рефлексия.  Какое впечатление от пройденного семинара? Что понравилось?  Что полезного получили?