«Исследовательская деятельность детей на прогулке»
консультация (средняя группа)

Довженко Наталья Алексеевна

«Исследовательская деятельность детей на прогулке»

 

 «Ребѐнок  по  своей  природе – пытливый  исследователь,  открыватель мира».

 Таким  образом,  совершенствовать  воспитание  личности  ребѐнка невозможно без обогащения его опыта образами

природы – полными и яркими.

Мы    хотим    видеть    наших    воспитанников

любознательными, общительными,  умеющими ориентироваться  в окружающей   обстановке,   решать

возникающие   проблемы, самостоятельными творческими личностями. А это во многом зависит от нас.

Роль  воспитателя  заключается  в  том,  чтобы  поддерживать, сохранять первые,  яркие  детские  впечатления,  опираясь  на  них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.

С помощью поисково-исследовательской деятельности на прогулке у ребенка появляется интерес к исследованиям,

приобретении опыта  исследовательской  деятельности,  развиваю  восприятие,  мышление, речь  (рассуждение,  размышление,  пересказ).  При  использовании  модели

исследовательской деятельности ребѐнок развивается как самостоятельная, инициативная личность.

Важно  отметить,  что  самые  прочные  и  ценные  знания

-не  те,  что усвоены путѐм выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем  они  видят  солнце  и  ощущают  теплый  ветер,  зимним  вечером  с

удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с

песком, водой

-предметы и явления природы входят в их жизнедеятел

ьность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал  мир,  в  нашей  группе  ведется  работа  по  экспериментальной деятельности.  Наша  задача -на  отдельных  темах,  наблюдениях сформировать  у  детей  познавательную  инициативу,  умение  сравнивать

(различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность -

максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке.

В  исследовательской  деятельности  на  прогулке  я  выделила  такие составляющие, как наблюдение, экспериментирование, экскурсии.

 

Наблюдения.

Умение  наблюдать,  вырабатывается  в  процессе  познания  природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов.

Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения

за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес.

На прогулке предлагаю следующие наблюдения:

-за зимующими птицами;

-за погодой;

-за машинами;

-за деревьями зимой;

-за ветром, солнцем, за снегом, снежинками;

-за сезонными изменениями на участке детского сада и др.

Как пример:

Предлагаем  детям изобразить то, что им удалось понаблюдать в течение прогулки: птичек у кормушки,

падающий снег, зимнее солнышко, зарисовать

почки  деревьев  зимой  (зарисовка  по  памяти).  Приучать  детей  аккуратно зарисовывать, делать схемы,  постепенно вырабатывать у них привычку работать в тетради, альбоме, воспитывать усидчивость .

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Современное  дошкольное  образование  ставит  перед  собой  следующие задачи:

- поддержать стремление ребѐнка к

экспериментированию (познавательный

интерес);

- создать условия для поисково-исследовательской деятельности.

Обычно  на  вопрос  как  можно  увидеть  и  почувствовать  воздух,  дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов.  Из

опытов  дети  узнают,  что  воздух  есть  везде,  он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом,камнями.. Например, предлагается  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он

состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что

способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в  активное  освоение  окружающего  мира.  Каждый  раз  даем  детям возможность  проявить  фантазию  и  высвободить  творческую  энергию,

развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Познавательный   интерес   ребенка   развивается   в   процессе экспериментирования с жидкостями.

На примере воды знакомим детей со свойствами  жидкостей.  По  теме:  "Волшебница  Вода"  проводили опыты:

"Снежинка  на  ладошке",  "Превращение  воды  в  лѐд"  и  др.  В  процессе проведения  опытов  задействую  каждого  ребѐнка.    Дети  учатся  задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так",

"Давайте посмотрим, что будет, если...", сравнивать два состояния одного и того  же  объекта  и  находить  не  только  разницу,  но  и  сходство. 

Дети самостоятельно  задумывают  опыт,  сами продумывают  методику  и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. Такие

опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они

необычны.

Эксперименты проводим вместе с детьми  не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при

знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста  растений  (от  1-2  недель);  при знакомстве  с  почвой,  с  понятием перегной (2-3 месяца).

Например,  в  марте  во  время  наблюдения  за  солнцем  на  небе, предлагали детям измерить длину тени в одно и то же время в течение недели. Убедились, что тень с каждым

днѐм становилась короче. Сделали вывод, что солнце с каждым днѐм поднимается выше.

Детское  экспериментирование  воспитывает  в  детях  инициативность, сообразительность, пытливость,критичность, самостоятельность.

 

Экскурсии:

Экскурсии можно проводить  по территории детского сада и за территорию с целью наблюдения за изменениями вприроде (конец осени -начало зимы, конец зимы –начало весны).

Наблюдение,  проведение  опытов,  практические  работы  по  изучению представителей животного мира, экскурсии -

всѐ это способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить  целое  и  его  часть,  описывать  предметы.  В  процессе

исследовательской  деятельности  дети  учатся  слушать  воспитателя  и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль.

У  них  постепенно  возникает  интерес  к  знаниям  и  эмоциональная отзывчивость на красоту природы.

Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Непосредственный контакт ребѐнка с предметами или материалами, элементарные  опыты  с  ними  позволяют  познать  их  свойства,  качества, возможности,  пробуждают  любознательность,  желание  узнать  больше,

обогащают  яркими  образами  окружающего  мира.  В  ходе  опытнической деятельности учу детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать  причинно-следственную  связь,  соблюдать правила безопасности.

Осуществление поисково-исследовательской деятельности на прогулке напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от системы планирова

ния педагогического процесса, от создания условий, от

качества организации исследовательской деятельности.

Проводя   экспериментально-исследовательскую    на  прогулке    закрепляем   дидактической  игрой    («Кто

назовѐт больше качеств и свойств?», «Узнай по описанию»,  «Узоры на песке») или подвижной  («Беги к знакомому дереву», «Кто быстрее перенесѐт камушки», «Следоп

ыты»), эстафеты с использованием природного материала

(шишки,  жѐлуди,  камушки,  листья).  Игра  «Раскопки  далѐких  миров»,  предоставляет ребѐнку возможность сочинять, придумывать, фантазировать,

развивает  речь

Так, знакомя детей со свойствами песка, в зависимости от задач, песок может быть сухим или влажным, подбирая формочки и совки, предметы (камешки,

ракушки, веточки). Эту коллекцию постоянно можно пополнять.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи

– и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Усваивается всѐ прочно и надолго, когда ребѐнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное

внедрение детского экспериментирования в  работе.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

Таким  образом,  экспериментальная  деятельность  детей,  помогает  углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети научились самостоятельно  проводить исследования,  добиваться  результатов, размышлять, отстаивать  своѐ  мнение.

Опыт  работы  показывает,  что

познавательно-исследовательская  деятельность  в  дошкольном  учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в

дальнейшем.

Таким образом   экспериментальная  деятельность

является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-

дошкольника

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_detey_na_progulke.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Исследовательская деятельность детей на прогулке»

 «Ребѐнок  по  своей  природе – пытливый  исследователь,  открыватель мира».

 Таким  образом,  совершенствовать  воспитание  личности  ребѐнка невозможно без обогащения его опыта образами

природы – полными и яркими.

Мы    хотим    видеть    наших    воспитанников

любознательными, общительными,  умеющими ориентироваться  в окружающей   обстановке,   решать

возникающие   проблемы, самостоятельными творческими личностями. А это во многом зависит от нас.

Роль  воспитателя  заключается  в  том,  чтобы  поддерживать, сохранять первые,  яркие  детские  впечатления,  опираясь  на  них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.

С помощью поисково-исследовательской деятельности на прогулке у ребенка появляется интерес к исследованиям,

приобретении опыта  исследовательской  деятельности,  развиваю  восприятие,  мышление, речь  (рассуждение,  размышление,  пересказ).  При  использовании  модели

исследовательской деятельности ребѐнок развивается как самостоятельная, инициативная личность.

Важно  отметить,  что  самые  прочные  и  ценные  знания

-не  те,  что усвоены путѐм выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем  они  видят  солнце  и  ощущают  теплый  ветер,  зимним  вечером  с

удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с

песком, водой

-предметы и явления природы входят в их жизнедеятел

ьность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал  мир,  в  нашей  группе  ведется  работа  по  экспериментальной деятельности.  Наша  задача -на  отдельных  темах,  наблюдениях сформировать  у  детей  познавательную  инициативу,  умение  сравнивать

(различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность -

максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке.

В  исследовательской  деятельности  на  прогулке  я  выделила  такие составляющие, как наблюдение, экспериментирование, экскурсии.

Наблюдения.

Умение  наблюдать,  вырабатывается  в  процессе  познания  природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов.

Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения

за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес.

На прогулке предлагаю следующие наблюдения:

-за зимующими птицами;

-за погодой;

-за машинами;

-за деревьями зимой;

-за ветром, солнцем, за снегом, снежинками;

-за сезонными изменениями на участке детского сада и др.

Как пример:

Предлагаем  детям изобразить то, что им удалось понаблюдать в течение прогулки: птичек у кормушки,

падающий снег, зимнее солнышко, зарисовать

почки  деревьев  зимой  (зарисовка  по  памяти).  Приучать  детей  аккуратно зарисовывать, делать схемы,  постепенно вырабатывать у них привычку работать в тетради, альбоме, воспитывать усидчивость .

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Современное  дошкольное  образование  ставит  перед  собой  следующие задачи:

- поддержать стремление ребѐнка к

экспериментированию (познавательный

интерес);

- создать условия для поисково-исследовательской деятельности.

Обычно  на  вопрос  как  можно  увидеть  и  почувствовать  воздух,  дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов.  Из

опытов  дети  узнают,  что  воздух  есть  везде,  он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом,камнями.. Например, предлагается  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он

состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что

способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в  активное  освоение  окружающего  мира.  Каждый  раз  даем  детям возможность  проявить  фантазию  и  высвободить  творческую  энергию,

развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Познавательный   интерес   ребенка   развивается   в   процессе экспериментирования с жидкостями.

На примере воды знакомим детей со свойствами  жидкостей.  По  теме:  "Волшебница  Вода"  проводили опыты:

"Снежинка  на  ладошке",  "Превращение  воды  в  лѐд"  и  др.  В  процессе проведения  опытов  задействую  каждого  ребѐнка.    Дети  учатся  задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так",

"Давайте посмотрим, что будет, если...", сравнивать два состояния одного и того  же  объекта  и  находить  не  только  разницу,  но  и  сходство.  

Дети самостоятельно  задумывают  опыт,  сами продумывают  методику  и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. Такие

опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они

необычны.

Эксперименты проводим вместе с детьми  не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при

знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста  растений  (от  1-2  недель);  при знакомстве  с  почвой,  с  понятием перегной (2-3 месяца).

Например,  в  марте  во  время  наблюдения  за  солнцем  на  небе, предлагали детям измерить длину тени в одно и то же время в течение недели. Убедились, что тень с каждым

днѐм становилась короче. Сделали вывод, что солнце с каждым днѐм поднимается выше.

Детское  экспериментирование  воспитывает  в  детях  инициативность, сообразительность, пытливость,критичность, самостоятельность.

Экскурсии:

Экскурсии можно проводить  по территории детского сада и за территорию с целью наблюдения за изменениями вприроде (конец осени -начало зимы, конец зимы –начало весны).

Наблюдение,  проведение  опытов,  практические  работы  по  изучению представителей животного мира, экскурсии -

всѐ это способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить  целое  и  его  часть,  описывать  предметы.  В  процессе

исследовательской  деятельности  дети  учатся  слушать  воспитателя  и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль.

У  них  постепенно  возникает  интерес  к  знаниям  и  эмоциональная отзывчивость на красоту природы.

Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Непосредственный контакт ребѐнка с предметами или материалами, элементарные  опыты  с  ними  позволяют  познать  их  свойства,  качества, возможности,  пробуждают  любознательность,  желание  узнать  больше,

обогащают  яркими  образами  окружающего  мира.  В  ходе  опытнической деятельности учу детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать  причинно-следственную  связь,  соблюдать правила безопасности.

Осуществление поисково-исследовательской деятельности на прогулке напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от системы планирова

ния педагогического процесса, от создания условий, от

качества организации исследовательской деятельности.

Проводя   экспериментально-исследовательскую    на  прогулке    закрепляем   дидактической  игрой    («Кто

назовѐт больше качеств и свойств?», «Узнай по описанию»,  «Узоры на песке») или подвижной  («Беги к знакомому дереву», «Кто быстрее перенесѐт камушки», «Следоп

ыты»), эстафеты с использованием природного материала

(шишки,  жѐлуди,  камушки,  листья).  Игра  «Раскопки  далѐких  миров»,  предоставляет ребѐнку возможность сочинять, придумывать, фантазировать,

развивает  речь

Так, знакомя детей со свойствами песка, в зависимости от задач, песок может быть сухим или влажным, подбирая формочки и совки, предметы (камешки,

ракушки, веточки). Эту коллекцию постоянно можно пополнять.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи

– и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Усваивается всѐ прочно и надолго, когда ребѐнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное

внедрение детского экспериментирования в  работе.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

Таким  образом,  экспериментальная  деятельность  детей,  помогает  углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети научились самостоятельно  проводить исследования,  добиваться  результатов, размышлять, отстаивать  своѐ  мнение.

Опыт  работы  показывает,  что

познавательно-исследовательская  деятельность  в  дошкольном  учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в

дальнейшем.

Таким образом   экспериментальная  деятельность

является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-

дошкольника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей среднего возраста."

Описаны возможности поисково-исследовательской деятельности зимой на прогулке детей средней группы....

Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на прогулке

В ланном материале даны рекомендации и описаны игры в которые могут играть родители с детьми на прогулке для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста....

«Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»

Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны. Воспитатель имеет возможность показать детям приметы и явлени...

Консультация "Исследовательская деятельность детей на прогулке"

Данная консультация расскрывает возможность органиизации педагогом исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке в разное время года....

Консультация для педагогов на тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»

Консультация для педагоговна тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых...

Консультация для педагогов на тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»

Консультация для педагоговна тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых...

Консультация для педагогов на тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»

онсультация для педагоговна тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых ...