«Способы поддержки активности и инициативы детей в игровом взаимодействии со сверстниками».
консультация (старшая группа)

Кирьянова Елена Валентиновна

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка активности и инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupdlenie_kiryanovoy.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление воспитателя МАДОУ ЦРР №16 «Белочка» Кирьяновой Е.В.

«Способы поддержки активности и инициативы детей в игровом взаимодействии со сверстниками».

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка активности и инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину.

Насколько игра будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных ситуаций преодолеет малыш играя, - в значительной степени зависит от взрослых.

В среднем возрасте в игровой деятельности идет освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм. Для эффективной организации и поддержки разнообразной игровой деятельности детей я использовала следующие шаги:

Важнейшим первоначальным этапом работы для определения способов поддержки игровой деятельности детей среднего возраста, является диагностика игровых интересов и предпочтений, игрового взаимодействия, игровых умений детей. Наблюдая детьми в процессе игровой деятельности, я  изучала и фиксировала игровые интересы и предпочтения.  Например, Ира часто берет на себя роль «мамы» - прибирает в домике, готовит обед, укладывает дочек спать…; Тоне очень нравится роль «доктора» - она надевает халат, осматривает больных и лечит их; Саша и Тимофей играют в пограничников, мастерят из «Лего» пистолеты и автоматы и охраняют границы России. Чтобы лучше узнать игровые предпочтения детей я побеседовала с родителями, в какие игры любят играть дома, какие игрушки выбирают для игры и др. Еще пример…

Следующим этапом педагогического сопровождения игровой деятельности  стало оснащение предметно-игровой среды  с учетом детской игровой субкультуры мальчиков и девочек. Игра детей среднего возраста требует особой организации игрового пространства:

- для статических игр девочек у нас имеются автономные небольшие, но богатые атрибутами уголки, чтобы они могли осуществлять свои ролевые игры;

- для игр мальчиков, большое пространство в центре группы, так как им необходим простор для выполнения ролевых действий;

 В игровую среду мы включаем игрушки, отражающие предпочтения, как мальчиков, так и девочек.

Для мальчиков – это различные машинки, разные по размерам и назначению, роботы, трансформеры, железная дорога, большой напольный конструктор-строитель, настольный строительный материал, пластиковый конструктор, конструктор «Лего», мелкие игрушки для обыгрывания построек.

Для девочек –  это куклы разных размеров (Барби, Кен современные пупсы и др.).   Одежда,  посуда (кухонная, столовая, чайная), мебель и многое другое.

Для детей обоего пола – игрушки изображающие героев мультфильмов, сказок, кинофильмов (Человек-паук, Бэтмен , Русалочка, феи, драконы, лисы, медведи, зайцы, волки и тд.) ; предметы игрушки из разных материалов (пластмасса, дерево, бумага, металл).

В этом возрасте дети очень любят наряжаться, в нашей группе имеется уголок «Ряженья», в котором есть все необходимое: костюмы для перевоплощения, платки разного размера, юбки, сарафаны, шляпы, бусы, разнообразные накидки, которые в одно мгновение превращают мальчиков в рыцарей, а девочки в принцесс. Этот уголок постоянно обновляется.

В предметно-игровую среду важно включать игровые атрибуты, которые также как игрушки необходимы для разных игр. Например, для игры «Дочки-матери»: у нас имеется игрушечный пылесос, утюг, игрушечная плита, разные баночки и коробочки, сотовые телефоны. В «Парикмахерской» - разные виды расчесок, заколок и резиночек, бигуди, игрушечные ножницы, игрушечный фен, флаконы в виде шампуня, журналы с прическами, журналы мод и др. Для игры «Больница» у нас есть белые халаты и шапочки, игрушечные шприцы и градусники, вата, бинты, фонендоскоп, коробочки, баночки для лекарств,  самодельные медицинские карты, буклеты с изображением лекарств. Постепенно игровая среда в нашей группе становится насыщенной и оснащенной, с учетом детской субкультуры, в том числе полоролевые интересы и потребности детей.

Особенность педагогического сопровождения игровой деятельности детей заключается в том, что взаимодействуя с детьми, я стараюсь  гибко менять свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества детей, активно сотрудничаю с ними.

В своей деятельности на первом этапе я строю игру таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; свои роли я последовательно меняю в ходе игры. Я не рассказываю детям предварительно сюжет, а сразу начинаю игру, предлагая им основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка.

Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры –я их обязательно принимаю. В процессе игры со многими детьми я вступаю в ролевое взаимодействие, активируя ролевой диалог, «замыкаю» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

В игровых ситуациях для девочек я через смену женских ролей,  которые я исполняю и ввожу дополнительно в игру, развиваю умение изменять ролевое поведение в соответствии с новой ролевой связкой.

В игровых ситуациях для мальчиков, развиваю у детей способы мужского поведения, умения договариваться, вести ролевой диалог, разрешать конфликты.

В играх для девочек я, в первую очередь обогащаю их представления о ролевых действиях (мамы, врача, парикмахера, продавца, покупателя и т.д.). Например: игра «Парикмахер».

Я предлагаю поиграть в  «Парикмахерскую»:

-  Полина, ты будешь парикмахером, а я – твоим клиентом. Начав игру я еще привлекаю к игре нескольких ребят в качестве клиентов.

- Для начала нам нужно посмотреть журналы с модными прическами, стрижками, посоветоваться с парикмахером. Я с девочками рассматриваю журналы, затем сажусь на стул к парикмахеру и продолжаю с ним диалог.

- Скажите, пожалуйста, каким шампунем лучше  мыть голову?

-Шампунь на травах полезен для волос?

-Что нужно кушать, чтобы волосы хорошо росли и были густыми?

Сделав прическу я уступаю место другому клиенту и меняю свою роль на консультанта косметической компании:

-Здравствуйте, я консультант косметической компании AVON и хотела бы познакомить вас с нашей продукцией. Возьмите, пожалуйста, журналы, посмотрите их, заказывайте косметику и задавайте вопросы. Наша фирма может предоставить необходимый набор для вашей парикмахерской шампуней, бальзамов, масок для волос и при этом предоставить скидку.

Затем на роль консультанта по косметике привлекается кто-нибудь из детей, а я становлюсь другим парикмахером:

-Здравствуйте. Я по объявлению.

- Вам нужен второй парикмахер? Расскажите, пожалуйста, про обязанности парикмахера.

- Во сколько мне нужно начать работу?

-Какая у меня зарплата?

-Вы меня научите делать модные стрижки и прически?

Далее дети сами могут меняться ролями и продолжать игру.

В игре «Парикмахер» 3 ролевые связки:

парикмахер – клиент,

парикмахер – консультант по косметике,

парикмахер – другой парикмахер.

Следующим этапом  игрового взаимодействия с детьми стала позиция «помощника». Находясь  рядом с детьми, я помогаю им в случае затруднения, направляю их действия. Создаю и помогаю разрешить проблемные ситуации через предметно-игровую среду, не принимая активного участия в игре.

Мне нравится использовать в работе разные сюжетные импровизации для мальчиков и девочек, учитывая их игровые интересы, предпочтения, уровень развития игровых умений. Для мальчиков - сюжетные импровизации героического характера, приключенческого содержания, включающие в себя мультипликационные перевоплощения, взаимоотношения разных героев (сказочных и реалистичных), хозяйственно-бытовые и дизайнерские преобразования.

Игровые сюжеты для мальчиков:

Технические и общественные сюжеты:

«Путешествие на корабле», «Автобус», «Гараж», «Такси», «Солдаты», «Летчики», «Полицейские», «Ремонт машин», «Автостоянка», «Подводная лодка», «Строители», «Спасатели» и т.д.

Игровые сюжеты, заимствованные из телепередач (мультфильмы, рекламы, кинофильмы):

«Летучий корабль»,»Пираты», «Замок пиратов», «Машина времени», «Поиск сокровищ», «Роботы», «Человек-паук и его друзья», «Супергерои», «Спайдермены» и т. д.

У девочек я обогащаю представление о предпочитаемых ими ролях, ролевых действиях, способствую активному « вживанию» в роль, её раскрытию через множество нестандартных ролевых связей. Включаю в игровое содержание     события повседневной жизни и сказочного мира.

Игровые сюжеты для девочек:

Социально-бытовые сюжеты:

«Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Кафе», «Кондитерская», «Салон красоты». «Дом моды», «Ателье», «Гости», «Дачный огород» и т.д.

Игровые сюжеты из мультфильмов и книг:

«Бал Золушек», « Феи Винкс», « Белоснежка и ее друзья»,  «Страна принцесс», «Русалки», «В гостях у Мальвины» «Жители леса» и т.д.

Таким образом, для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогическая форма  способствует решению образовательных и воспитательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей

Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей...

Консультация "Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством музыкальной деятельности"

В тексте консультации раскрываются конкретные способы поддержки индивидуальности и инициативы дошкольников....

Детское интервью, как средство поддержки индивидуальности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Опыт применения детского интервью в ДОУ. Видео и презентацию можно посмотреть и скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/yMbJsCYzjc5GNg...

«Способы поддержки активности и инициативы детей в игровом взаимодействии со сверстниками»

laquo;Способы поддержки активности и инициативы детей в игровом взаимодействии со сверстниками»...

«Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Тема «Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»Слайд № 2 Одними из основных принципов дошкольного...

презентация "Поддержка инициативы детей в игровой деятельности"

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...