«Способы поддержки активности и инициативы детей в игровом взаимодействии со сверстниками»
статья (старшая группа)

Чуфистова Елена Юрьевна

«Способы поддержки активности и инициативы детей в игровом взаимодействии со сверстниками»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №16 «Белочка»D:\со старого компьютера\картинки все\фоны\1.jpg

Выступление на педагогическом совете

«Способы поддержки активности и инициативы детей в игровом взаимодействии со сверстниками»

Подготовила: Чуфистова Е.Ю.,

воспитатель первой квалификационной

категории

2020г.

В образовательном стандарте указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка активности и инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Значение игры, её всестороннее влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка она может изменить отношение детей к окружающему миру, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, создаст условия для проявления позиции субъекта в процессе игрового взаимодействия со сверстниками.

   Насколько игра будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных ситуаций преодолеет малыш, играя – в значительной степени зависит от взрослых.

   В среднем возрасте в игровой деятельности  идет освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.

   Важнейшим первоначальным этапом работы для определения способов поддержки игровой деятельности детей среднего возраста, является диагностика игровых интересов и предпочтений, игрового взаимодействия, игровых умений детей. Наблюдая за детьми в процессе игровой деятельности, необходимо изучить и зафиксировать игровые интересы и предпочтения. Например, Ира часто берет на себя роль «мамы» - делает уборку в доме, готовит обед, укладывает дочек спать…; Тоне очень нравится роль «доктора» - она надевает халат, осматривает больных и лечит их; Саша и Тимофей играют в пограничников, мастерят из «Лего» пистолеты и автоматы и охраняют границу. Чтобы лучше узнать игровые предпочтения детей следует побеседовать с родителями, в какие игры любят играть дома, какие игрушки выбирают для игр и др. Изучение  игровых предпочтений детей в процессе педагогических наблюдений, данные анкетирования родителей помогают не только выявить любимые сюжеты игр, но и увидеть проблемы. Например, вы обратили внимание на детей, которые в процессе игры часто вступают в конфликт со сверстниками, выявили причины такого поведения, определили темы игр, которые дети не выбирают из-за недостаточных представлений о содержании таких игр.

    Следующим этапом педагогического сопровождения игровой деятельности станет оснащение предметно-игровой среды с учетом детской  игровой субкультуры мальчиков и девочек. Игра детей среднего возраста требует особой организации игрового пространства:

  -для статических игр девочек у нас имеются автономные небольшие, но богатые атрибутами уголки, чтобы они могли осуществлять свои ролевые игры;

  - для игр мальчиков, большое пространство в центре группы, так как им необходим простор для выполнения ролевых действий;

      В игровую среду мы включаем игрушки, отражающие предпочтения, как мальчиков, так и девочек.

       Для мальчиков – это различные машинки, разные по размерам и назначению, роботы, трансформеры, железная дорога, большой напольный конструктор, настольный строительный материал, пластиковый конструктор, конструктор «Лего», мелкие игрушки для обыгрывания построек.

       Для девочек – это куклы разных размеров (Барби, Кен, современные пупсы и др.) Одежда, посуда (кухонная, столовая, чайная), мебель и многое другое. В зависимости от игровых интересов  мальчиков и девочек я всегда определяю  акценты собственного сопровождения игр. Например, у девочек он направлен на активизацию ролевого диалога, умение ролевого поведения в соответствии с новой ролевой  связкой, у мальчиков обращаю внимание на овладение способа мужского поведения, умение договариваться и мирно решать конфликтные ситуации.

     В своей деятельности следует строить игру таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; свои роли воспитатель последовательно меняет в ходе игры.  Не рассказывая детям предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая им основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка.

      Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры, то их обязательно следует принимать. В процессе игры со многими детьми необходимо  вступать в ролевое взаимодействие, активируя ролевой диалог, «замыкаю» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

     Следующим этапом игрового взаимодействия с детьми станет позиция « помощника». Находясь рядом с детьми, можно помогать разрешать  проблемные ситуации, актуальные в данных моментах в ходе развития сюжета. Однако активного участия в игре не принимать. Очень важно использовать в работе разные сюжетные импровизации для мальчиков и девочек, учитывая их игровые интересы, предпочтения, уровень развития игровых умений. Для мальчиков – сюжетные импровизации героического характера, приключенческого содержания, включающие в себя мультипликационные перевоплощения, взаимоотношения разных героев

(сказочных и реалистичных), хозяйственно-бытовые и дизайнерские преобразования.

 Например: технические и общественные сюжеты:«Путешествие на корабле»,  «Автобус», «Гараж», «Такси», «Солдаты», «Лётчики», «Ремонт машин», «Автостоянка», «Строители», «Спасатели».

Игровые сюжеты, заимствованные из телепередач (мультфильмы, рекламы, кинофильмы):«Летучий корабль», «Пираты», «Поиск сокровищ», «Человек Паук и его друзья», «Супергерои», «Спайдермены» и т.д.

Для девочек можно обогащать представление о предпочитаемых ими ролях,  ролевых действиях, способствую активному «вживанию» в роль, её раскрытию через множество нестандартных ролевых связей. Включать в игровое содержание события повседневной жизни и сказочного мира. Например: социально-бытовые сюжеты:

«Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Кафе», «Кондитерская», «Салон красоты», «Дом моды», «Ателье», «Гости», и т.д.

Игровые сюжеты из мультфильмов и книг: «Бал Золушек», «Феи Винкс», «Белоснежка и её друзья», «Страна принцесс», «Русалки»,                                        «В гостях у Мальвины» и т. д. Таким образом, для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.

Этапы организации и руководства такой игры включает:

  • Диагностику игровых интересов и предпочтений детей;
  • Создание условий для развития игры (отбор сюжетов, обогащение развивающей предметно-пространственной среды);
  • Развитие ролевых связей с принятием  на себя второстепенной роли;
  • Развитие ролевого взаимодействия за счёт введения новых ролей, использование многоперсонажного ролевого диалога;
  • Совершенствование умения комбинировать сюжеты с использованием разных сюжетных импровизаций;
  • Организация самостоятельной детской игры с использованием косвенных приемов руководства.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей

Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей...

Консультация "Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством музыкальной деятельности"

В тексте консультации раскрываются конкретные способы поддержки индивидуальности и инициативы дошкольников....

Детское интервью, как средство поддержки индивидуальности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Опыт применения детского интервью в ДОУ. Видео и презентацию можно посмотреть и скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/yMbJsCYzjc5GNg...

«Способы поддержки активности и инициативы детей в игровом взаимодействии со сверстниками».

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка активности и инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельнос...

«Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Тема «Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»Слайд № 2 Одними из основных принципов дошкольного...

презентация "Поддержка инициативы детей в игровой деятельности"

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...