Детское интервью, как средство поддержки индивидуальности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая, подготовительная группа)

Латынцева Анна Сергеевна

Опыт применения детского интервью в ДОУ. Видео и презентацию можно посмотреть и скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/yMbJsCYzjc5GNg

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_intervyu.docx24.82 КБ
PDF icon detskoe_intervyu.pdf1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Детское интервью, как средство поддержки индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста.

Перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит важная задача по формированию активной, самостоятельной, творческой личности. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка. Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность.

Согласно ФГОС ДО для успешной реализации ООП ДО, должны быть обеспечен ряд условий, одними из которых являются психолого-педагогические условия.

Для построения образовательного процесса мы используем различные образовательные технологии, которые так или иначе отвечают данным условиям.

Наиболее успешно с задачей по созданию условий для индивидуализации образовательного процесса, а также выявлению склонностей и интересов воспитанников и проявления их инициативы помогает справляться технология детского интервью.

Использование интервьюирования в образовательном процессе позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных умений, развитию инициативности дошкольников, а также способствующие получению более продуктивного результата в творческом рассказывании. Интервью увеличивает уверенность ребенка в себе и в своих способностях, помогает его развитию как личности.

Интервью – разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Интервьюирование проводится по определённому плану вопросов. В отличие от беседы, в которой респондент и исследователь выступают собеседниками, вопросы построены в определённой последовательности, задаёт их только исследователь, а респондент отвечает на них.

Я использую в своей работе 3 типа детского интервью:

1 тип интервью – «взрослый-ребенок». Здесь в роли интервьюера выступает взрослый. Взрослый заранее готовит план вопросов, на которые ему необходимо получить ответы. Одной из отличительных черт интервью является определенная последовательность вопросов, что облегчает классификацию и обработку полученной информации.

В зависимости от цели, интервью «взрослый-ребенок» условно делится на следующие виды:

- диагностическое интервью: применяется, когда воспитателю необходимо собрать информацию о ребенке (оценить уровень достижений воспитанников, выявить их интересы, предпочтения);

- информационное интервью применяется воспитателем для сбора информации (мнение детей о каком-либо событии, рассказ о человеке или о самом себе).

Проводя такого рода интервьюирование детей, я придерживаюсь основных правил детского интервью:

  • Нельзя просто подойти к ребёнку с камерой и начать спрашивать. Нужно создать условия для того, чтобы респондент чувствовал себя хозяином ситуации.
  • Брать интервью нужно отдельно от других детей и так, чтобы остальные не могли узнать или услышать чужие ответы. Нам же нужно непредвзятое мнение?
  • Тишина – наше всё! Дайте ребёнку сосредоточиться, ведь очень важно получить от него вдумчивый ответ.
  • Вопросы интервью должны соответствовать возрасту.
  • Обязательно следить за камерой, чтобы не было «срезанных ракурсов».
  • Чтобы не было заминок, необходимо сделать «шпаргалку» с вопросами.
  • Старайтесь избегать абстрактных вопросов типа «Что такое счастье» и вопросов, на которые можно ответить односложно «Да» или «Нет».

Второй тип детского интервью – «ребенок-ребенок». В данном случае как в роли интервьюера, так и в роли респондента выступают дети. Это наиболее интересный тип интервью как для детей, так и для педагога. Для детей это возможность пообщаться в непривычной для них обстановке, для взрослого - это отличная возможность понаблюдать за реакцией и поведением своих воспитанников. Проведение такого типа интервью проводится в два этапа: подготовительный и основной.

Во время подготовительного этапа происходит изучение лексической темы, развитие поисковой активности детей с помощью игр и упражнений.

Изучение каждой лексической темы с дошкольниками начинается с создания таких условий и такой образовательной среды, в которой ребенок может проявить инициативность, самостоятельность, ответственность. На начальном этапе происходит знакомство с профессией журналиста, расширяется словарный запас дошкольников по данной теме. Дети знакомятся с техническими средствами, применяемыми в интервью и их предназначением (микрофон, камера, диктофон, блокнот), пытаются сами изготовить оборудование для сюжетно-ролевой игры «Мы журналисты» из различных материалов.

Во время основного этапа дети сначала учатся отвечать на заданные им вопросы, а затем задавать вопросы, выступая в роли корреспондентов. Интервьюирование проводится в форме игры, ведь именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В период дошкольного детства происходит примеривание роли на себя. такая игра в журналистов завоевала детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности.

Третий тип интервью – «ребенок-взрослый». Здесь в роли корреспондента выступают сами дети и именно здесь проявляются такие качества как инициативность, активность, умение вести диалог, умение формулировать вопросы. Этот тип интервью самый сложный, но от этого и самый интересный. При интервьюировании взрослого ребенок чувствует себя наравне с ним, осознает возложенную на него ответственность.

Опыт показывает, что, играя в интервью, ребенок раскрывается, он рассказывает о себе то, о чем при обычном опросе он предпочел бы промолчать, и задает такие вопросы, которые интересны именно ему, именно в этот момент.

Интервьюирование позволяет дошкольнику познавать окружающий его мир доступным для него способом. Ребенок часто не может получить ответ на интересующий вопрос просто потому, что не может его задать. Играя в интервью, дети учатся задавать вопросы, что в дальнейшем помогает им в формировании познавательной активности.

Отвечая на вопросы интервью, ребенок хочет, чтобы его услышали и старается правильно высказывать свои мысли, что помогает раскрыть его индивидуальные качества.

Темы для интервью могут быть самыми различными, что позволяет использовать данную технологию в ежедневном образовательном процессе.

Очень важным моментом в интервьюировании является присутствие видеокамеры. Когда мы только начали использовать данную технологию, камера была бутафорской, так как ребятам нужно было привыкнуть к повышенному вниманию во время интервью. Постепенно мы перешли к обычной видеокамере, которая, в силу прогресса доступна теперь каждому педагогу. Особый восторг у детей вызывает показ видео: дети с большим удовольствием его просматривают и делятся своими впечатлениями. Они понимают, что это продукт их совместной работы, что вызывает у них чувство гордости не только за себя, но и за своих товарищей.

Также технология интервью активно используется мной для работы с семьями воспитанников, их вовлечения в образовательный процесс ДОУ.

А теперь, уважаемы коллеги, предлагаю вашему вниманию видеоролик, составленный из фрагментов детских интервью.

(показ видеоролика)

Работа педагога трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога.

Не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути достижения высокой цели – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

«Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Технология детская журналистика,  развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и у...

Детский телеканал как средство развития речевого общения у детей старшего дошкольного возраста

Организация детского телеканала «Академия» в образовательном учреждении, послужит хорошей мотивацией для развития речевого общения у детей старшего дошкольного возраста, так как применение...