Авторские дидактические пособия, как средство поддержки индивидуальности и инициативы детей, на примере многофункционального стола «Умка»
статья

Лада Анна Игоревна

Статья опубликованная в издании "Солнечный свет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lada_a.i.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Лада Анна Игоревна,

 воспитатель высшей квалификационной категории.

Авторские дидактические пособия, как средство поддержки индивидуальности и инициативы детей, на примере многофункционального стола «Умка»

ФГОС ДО предусматривает требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в т.ч. к развивающей предметно-пространственной среде, согласно которым она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Образовательное пространство должно стимулировать познавательную, моторную и сенсорную активность ребенка, развивать его речь, способствовать накоплению разных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений в процессе образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. При этом ведущая роль в обучении ребенка дошкольного возраста принадлежит взрослому, который обеспечивает его дидактическим материалом, проявляет постоянный интерес к деятельности дошкольника, поощряет любознательность.

Но в условиях ограниченности площади групповых помещений возникает проблема размещения необходимого оборудования. В связи с данной ситуацией и возникла необходимость создания многофункционального оборудования (пособия).

В современных условиях, мы столкнулись с рядом важных вопросов:

Как привлечь и удержать внимание дошкольника на индивидуальных занятиях?

Как сделать игру для ребенка увлекательной, в то же время, развивающей его?

Как создать пособие, оборудование для игр, которое бы соответствовало требованиям ФГОС?

Эти вопросы породили в наших головах идею создания многофункционального оборудования (пособия), с помощью которого можно решать различные педагогические задачи.

Нами были выбраны следующие направления для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста:

1. Формирование культуры безопасного поведения детей на дороге;

2. Развитие мелкой моторики;

3. Развитие логического мышления, интеллектуальных способностей старших дошкольников при помощи игры;

4. Комплексное развитие дошкольников посредством песка.

На основе выбранных направлений нами был изготовлен многофункциональный развивающий стол «Умка» со сменными игровыми панелями «Бизиборд», «Волшебный песок», «Шашки», «ПДД» и набором необходимых для игр элементов.

Дидактическое пособие состоит из стола высотой 10 см, размером 30х45 см и трех съемных игровых панелей. Две игровые панели («Шашки», «Бизиборд») выполнены из ЛДСП размером 30 х 30 сантиметров. Игровая панель «Волшебный песок» выполнена из деревянных рамок размером 30 х 22 см и оргстекла с матовой пленкой и светодиодной лентой для подсвечивания.

1. На основное игровое поле (несъемное) размещено изображение перекрестка (с нанесенной дорожной разметкой: перекресток, пешеходный переход). В набор съемных элементов входят: настольные дорожные знаки, фигурки людей и модели пассажирского и грузового транспорта.

2. Панель (съемная) «Волшебный песок» представляет собой прямоугольную деревянную рамку с высокими бортами и прозрачным матовым дном из оргстекла. ДВ набор входят пластиковые контейнеры для хранения разноцветного песка, природного материала(камни, ракушки), игрушек маленького размера, формочки для песка.

3. Панель (съемная) «Бизиборд» - развивающая доска, к которой прикреплены: магнитный экран для рисования, «Башмачок» (пластмасса) - шнуровка, основание игры «Рыбалов» на батарейках, выполненное из пластмассы, игра «Лабиринт» (основание деревянное, стержень – из металла, бусины деревянные), детали пластмассового конструктора на основе «Лего» с шестеренками. В наборе съемные элементы: удочка, объемные фигурки рыбок, детали конструктора, шестеренки, разноцветные шнурки, магнитный карандаш для рисования.

4. Панель (съемная)  «Шашки» – игровое поле для игры в шашки 8 х 8клеток. Набор шашек в комплекте: по 12 черного и 12 белого цвета.

С помощью данного пособия, и использованных на его основе игр, нам удалось:

- активизировать познавательный интерес детей к индивидуальной работе;

- способствовать развитию интеллектуальных способностей, логического               мышления (детей старшего дошкольного возраста),

- способствовать развитию творческой активности, и речи, посредством воздействия на мелкую моторику.

- разнообразить игровую деятельность детей.

Через практические индивидуальные  занятия с многофункциональным столом «Умка» у детей сформирован устойчивый познавательный интерес к окружающему миру, они владеют знаниями о транспорте, классифицируют его, применяют на практике полученные знания по ППД. Дети активно пользуются новой терминологией, делятся полученными знаниями со сверстниками и родителями. Опыт показал, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует развитию  их художественных навыков и саморазвитию. Песочная терапия во взаимодействии  с педагогом помогла развитию у детей коммуникативных навыков, диалоговой речи, воображения и фантазии, увеличился активный словарный запас, нормализовалось эмоциональное состояние детей. При выполнении игровых упражнений у детей улучшилась память, внимание, воображение, мелкая моторика стала более развитой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей

Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей...

Консультация "Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством музыкальной деятельности"

В тексте консультации раскрываются конкретные способы поддержки индивидуальности и инициативы дошкольников....

Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

Дидактические игры как средство развития  самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО...

Детское интервью, как средство поддержки индивидуальности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Опыт применения детского интервью в ДОУ. Видео и презентацию можно посмотреть и скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/yMbJsCYzjc5GNg...

Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста. 2020 г.

Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста....

Статья "Создание условий для поддержки индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста"

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Поэтому необходимо, чтобы образовательный процесс в ДОУ учитывал индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуал...