Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Ильина Юлия Александровна

Как влияют сюжетно-ролевые игры на социально-личностное развитие детей в зависимости от возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

“Игра - путь детей к познанию мира, в котором

они живут и который призваны изменить”.

(А.М. Горький)

В работе с детьми дошкольного возраста педагоги реализуют одну из важнейших задач Государственного образовательного стандарта дошкольного образования - формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Для реализации данной задачи в дошкольном образовании существуют различные средства, виды деятельности, технологии, методики. Среди них особое место отводится сюжетно-ролевой игре как ведущему виду детской деятельности, которая создает «зону ближайшего развития ребенка».

Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Научить детей играть – значит научить жить. Надо всегда помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности ”.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, интеллектуально развитой личности. Всё зависит от того, что ребёнок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат ребёнка любить и воспринимать окружающий мир, понимать значимость труда. Приобщение детей к играм именно тот “ключик”, который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт возможность адаптироваться им в социальной среде.

Ведущее место в педагогическом процессе детского сада занимает сюжетно- ролевая творческая игра. Сюжетно- ролевая игра является мощным средством социализации, “взросления ” подрастающего поколения.

При руководстве сюжетно- ролевыми играми воспитатель ставит следующие задачи:

а) Расширять знания о труде людей разных профессий. Обогащать впечатления детей о социальном мире.

б) Учить детей в ходе игры понимать друг друга, сопереживать, проявлять чуткость и милосердие.

в) Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

г) Воспитывать личностные качества ребёнка: дружелюбие, гуманность, трудолюбие, целеустремлённость, активность.

д) Способствовать формированию организаторских умений и способностей.

е) Развивать логическое мышление, фантазию, творческое воображение.

Необходимо учить детей играть, помогать им находить образцы и сюжеты для ролевых игр. Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель должен изучить игровые интересы и уровень развития своих детей. Педагог является старшим другом детей, партнёром по игре.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Сюжетно- ролевые игры включают в себя:

а) Игры на бытовые темы : “Дочки- матери”, “ Семья”.

б) Игры с производственной тематикой: “Больница”, “Магазин”.

в) Игры с общественно- политической тематикой: “Космодром”.

г) Театрализованные игры: режиссёрские (режиссером является ребёнок, а исполнителем- кукла) и игры- драматизации (по готовому сюжету литературных произведений).

д) Строительные игры: “Город”, “Гараж”.

е) Игры- забавы и развлечения (игры с вертушками, солнечными зайчиками).

Процесс руководства игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением, развитием и воспитанием. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.

1 группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественных произведений, индивидуальные беседы с детьми, инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра.

2 группа -- это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в игре. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путём предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы- разговора по поводу замысла игры, развития его содержания, подведение итогов. Важной задачей для воспитателя является распределение ролей с учётом возможностей, интересов и желаний каждого ребёнка.

3 группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приёмы:

*совместное выполнение воспитателем и детьми построек;

*рассматривание образца воспитателя, показ приёмов конструирования;

*использование схем, таблиц; подбор материала для обыгрывания построек;

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путём складывания (лодочки, пароходы, животные, мебель); изготовлению игрушек из природного и бросового материала (катушек, коробок);

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 3-4 лет преимущественно связана с отражением семейных отношений и элементарного профессионального взаимодействия взрослых (врач-пациент, парикмахер – клиент, капитан-матрос и т.п.). В совместной игре с детьми воспитатель развивает  у детей умение принимать игровую роль, участвовать в несложном игровом диалоге, побуждает детей называть свои игровые роли и игровые действия. Дошкольники учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж.(Воспитатель от лица куклы спрашивает: «А что я буду кушать? А куда мы пойдем гулять?» Ребенок отвечает и совершает игровые действия. При поддержке и помощи воспитателя дети учатся вступать в игровое общение со сверстниками - в парное, в малой группе.

       Тематика сюжетно-ролевых игр детей 4-5лет преимущественно связана с отражением семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент и т.д.). В одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться разнообразные события (мама с дочкой собрались в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). В совместной игре с детьми развивается умение до начала игры определять тему, 1-2 события     (« Во что будем играть? Что произойдет?"). Воспитатель побуждает детей отвечать на вопросы о названии игры, о выбранной роли и о ролях других играющих. Создает условия для использования детьми в самостоятельной игре предметов- заместителей (разнообразные кубики, бруски, флаконы, веревки, бечевки, которые могут быть использованы в качестве других предметов). Воспитатель стимулирует развитие игрового замысла через проблемную ситуацию: потеря какого-либо предмета (у парикмахера исчезли все расчески, невозможно достичь цели (корабль сбился с курса). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным.

Следует отметить, насколько важна игра для детей дошкольного возраста, так как развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно без игры. Именно в ней дети учатся сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться желаемого результата. Через игровую деятельность формируется личность дошкольника, так как ребёнок проявляет настойчивость в поиске решения, учится соблюдать правила, находить компромиссы, рассуждать, анализировать, обдумывать свои ходы и действия. Учится пояснять и комментировать свои поступки в процессе игры, осваивает умение объяснять воспитателю и друзьям содержание и правила игры.

Таким образом, сюжетно — ролевая игра, как неотъемлемый вид деятельности дошкольника, имеет важнейшее значение в формировании нравственной личности ребёнка. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает огромное влияние на психологическое, физическое и умственное развитие ребенка дошкольника. Именно в ходе игровой деятельности закладывается фундамент базовых, положительных качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Следовательно, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Ведь игровая деятельность является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни. Не стоит забывать, что игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Подводя итог выше сказанного, хочется отметить, что игра дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения и зависит от приобретения знаний, умений и воспитания интереса. Именно в игровой деятельности проявляются индивидуальные особенности и формируется нравственные качества ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

«Влияние сюжетно-ролевых игр на формирование социально-личностных качеств дошкольников»

Представлен материал о  сюжетно- ролевых играх в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте....

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является движущей силой познавательного развития ребенка....

Консультация для педагогов "РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Сюжетно-ролевая игра развивает у ребенка умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями...

«Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»

laquo;Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры при решении задач речевого развития детей дошкольного возраста

Мир дошкольного детства тесно связан с игрой, и несомненно сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи детей....