ФОТОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
статья

Галкина Ирина Николаевна

Фототерапия — это направление, в котором работа чаще всего идет с глубинным уровнем восприятия себя. У каждого из нас есть понятие самооценки — это то, что мы думаем о себе, когда есть другие люди вокруг нас, и самоценности — то, что мы думаем о себе, когда рядом нет никого. Фототерапия является тем способом, который помогает нам работать с темой самоценности. Она очень хороша для работы с замкнутыми аутичными детьми, а также с гиперактивными детьми, которых нужно научить фокусу внутренней концентрации. Для занятий фототерапией совсем не обязательны профессиональные фотоаппараты, достаточно любого телефона, который делает фотографию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fototerapiya_statya.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

ФОТОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Аннотация. Фототерапия — это направление, в котором работа чаще всего идет с глубинным уровнем восприятия себя. У каждого из нас есть понятие самооценки — это то, что мы думаем о себе, когда есть другие люди вокруг нас, и самоценности — то, что мы думаем о себе, когда рядом нет никого. Фототерапия является тем способом, который помогает нам работать с темой самоценности. Она очень хороша для работы с замкнутыми аутичными детьми, а также с гиперактивными детьми, которых нужно научить фокусу внутренней концентрации. Для занятий фототерапией совсем не обязательны профессиональные фотоаппараты, достаточно любого телефона, который делает фотографию.

Ключевые слова: фототерапия, самоценность, фотосет, самооценка, фотография.

Техника «Я глазами моих родителей»

Цель:

помочь ребенку понять, что на самом деле определяет его самооценку

и самоценность, развитие эмоционального интеллекта, возможность

заметить сходства и различия в восприятии себя разными людьми.

Продолжительность: 40–60 минут

Инструменты: фотоаппарат или телефон с фотокамерой.

Ход работы: ребенку предлагается сделать два фотосета: «С чем я себя ассоциирую» и «Я глазами человека, с которым хочу улучшить отношения» (например, «Я глазами мамы»). На каждый фотосет отводится по 10–15 минут, чтобы ребенок успел сделать по 5 фотографий. Для фото подойдут любые вещи или элементы интерьера, которые у клиента ассоциируются с ответами на заданные темы (это точно я: эта бутылка такая же светлая и прозрачная, как моя искренность, эта нить для зубов такая же тонкая, как мои нервы, когда я начинаю злиться). Обратите внимание ребенка, что эта техника позволяет проработать отношения в том числе с уже умершими людьми. Здесь не нужно уходить в слишком глубокий анализ, просто нужно вспомнить, на что обращал внимание человек, от имени которого делается фотосет.

Вопросы для анализа:

1.Какие качества вы отразили на первых пяти фотографиях?

2.Какие качества вы сфотографировали в контексте взгляда со стороны и мнения ваших родителей?

3.Что на самом деле определяет вашу самооценку и самоценность?

Еще раз посмотрите на фото: есть ли в них сходства и различия? Как те качества, которые ребенок выделил во втором фотосете, влияют на его жизнь сейчас. Ваша задача помочь ребенку понять: идентичны эти 10 фотографий или нет, и то, как он сейчас живет (его уровень счастья, ненависти, гнева, тревоги, что на них влияет) — это то, как его воспитала мама или то, как он сам себя воспринимает. Поразмышляйте, как задать хороший ресурсный вопрос, чтобы после работы с вами человек сохранил состояние исследователя.

Спросите у ребенка, что он понял про себя, сделав эти десять фотографий, о чем задумался, какие мысли, эмоции, состояния поднялись, о чем эта работа предложила ему

поразмышлять?

Следующий этап: поиск того, что не устраивает, и формулировка результата, к которому хочется прийти. После этого можно выстраивать путь терапевтической работы.

Выводы: мы все прекрасно знаем, что мнение наших родителей влияет на нас. Но вы не представляете, насколько те родительские качества, которые сфотографировал ребенок, влияют на него сейчас. Особенно в тех сферах жизни, где есть сложности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурно М.Е. Терапия творческим фотографированием // Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно. – М.: Академический проект, 2002.

2.Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. С-П.: Творческий центр, 2008.

3. Копытин А., Платтс Дж. Руководство по фототерапии. – М. : «Когито-Центр», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод фототерапии в работе педагога-психолога ДОУ.

Представленный материал содержит рекомендации по работе с воспитанниками, родителями и педагогами ДОУ с использованием метода фототерапии....

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Метод фототерапии в работе педагога-психолога ОУ.

Дошкольный возраст, и это уже не вызывает сомнения, очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования лично...

Фототерапия как метод работы с детьми с РАС в условиях ДОУ.

В современном мире фотография набирает все большую популярность в массах и становится неотъемлемой частью повседневной жизни. Но помимо наглядности, фотография имеет и целительное, психотерапевтическо...

ПРОЕКТ "Фототерапия в работе педагога-психолога детского сада, как метод арт-терапии. «МОЯ-ИСТОРИЯ!»

ПРОЕКТФототерапия в работе педагога-психолога детского сада, как метод арт-терапии. «МОЯ-ИСТОРИЯ!» Аналитическое и научно-методическое обоснование проекта Актуальность...