ПРОЕКТ "Фототерапия в работе педагога-психолога детского сада, как метод арт-терапии. «МОЯ-ИСТОРИЯ!»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Олеся Ивановна Робская

 

ПРОЕКТ

Фототерапия в работе педагога-психолога детского сада, как метод арт-терапии.

 

«МОЯ-ИСТОРИЯ!»

 

Аналитическое и научно-методическое обоснование проекта

 Актуальность проекта

 

          Фототерапия в психокоррекционной работе используется относительно небольшой промежуток времени в связи с малой осведомленностью специалистов о данной технологии и малой ее распространенности. Однако она постепенно набирает свои обороты и в настоящее время фототерапия все чаще используется в диагностике, коррекции и психотерапии среди различных групп общества. Возможности фотографии, как коррекционного и развивающего средства, часто используются неосознанно при самостоятельных занятиях фотоделом или в ходе различных тренингов под руководством специалистов. С помощью фотографии и поставленных специалистом вопросов, мы можем «реконструировать» забытую или утраченную целостность своего «я» и даже определить, какие ценности для нас являются наиболее значимыми.

          В работе педагога-психолога детского сада фототерапия является легко реализуемым методом арт-терапии, организовать внедрение которого и есть основной замысел данного проекта.

 

Цель и задачи проекта

 

Целью проекта является создание условий для достижения арт-терапевтического эффекта посредством фотографирования. В качестве арт-терапевтического эффекта мы имеем в виду проживание личных внутренних ресурсов детей и взрослых, а также целостности семейной системы.

Для реализации данной цели предполагается решение следующих основных задач:

  1. исследование теоретических основ фототерапии;
  2. проработка нормативно-правовых основ проекта;
  3. организация фотовыставки «Зверье мое» и «Я и мой друг»;
  4. проведение совместного занятия с детьми и родителями в преддверии Нового года;
  5. организация фотоконкурса «Папа может, мама может»;
  6. создание авторской колоды МАК;
  7. фотоколлажирование.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 станицы Петровской муниципального образования

Славянский район.

ПРОЕКТ

Фототерапия в работе педагога-психолога детского сада, как метод арт-терапии.

«МОЯ-ИСТОРИЯ!»

Подготовила

педагог - психолог

Робская Олеся Ивановна

ст. Петровская

2023год.

СОДЕРЖАНИЕ

1

Введение. Аналитическое и научно-методическое обоснование проекта

2

1.1.

Актуальность проекта

2

1.2.

Цели и задачи проекта

2

2

Описание проекта, механизм реализации

2

 2.1.

Теоретические основы фототерапии

2

 2.2.

Этапы реализации проекта

4

 2.3.

Ожидаемые результаты проекта

4

3

Ресурсное обеспечение реализации проекта

4

3.1.

Нормативно-правовое обеспечение проекта

4

3.2.

Команда управления проектом, участники проекта

4

1. Введение. Аналитическое и научно-методическое обоснование проекта

1.1. Актуальность проекта

        Фототерапия в психокоррекционной работе используется относительно небольшой промежуток времени в связи с малой осведомленностью специалистов о данной технологии и малой ее распространенности. Однако она постепенно набирает свои обороты и в настоящее время фототерапия все чаще используется в диагностике, коррекции и психотерапии среди различных групп общества. Возможности фотографии, как коррекционного и развивающего средства, часто используются неосознанно при самостоятельных занятиях фотоделом или в ходе различных тренингов под руководством специалистов. С помощью фотографии и поставленных специалистом вопросов, мы можем «реконструировать» забытую или утраченную целостность своего «я» и даже определить, какие ценности для нас являются наиболее значимыми.

        В работе педагога-психолога детского сада фототерапия является легко реализуемым методом арт-терапии, организовать внедрение которого и есть основной замысел данного проекта.

1.2. Цель и задачи проекта

Целью проекта является создание условий для достижения арт-терапевтического эффекта посредством фотографирования. В качестве арт-терапевтического эффекта мы имеем в виду проживание личных внутренних ресурсов детей и взрослых, а также целостности семейной системы.

Для реализации данной цели предполагается решение следующих основных задач:

  1. исследование теоретических основ фототерапии;
  2. проработка нормативно-правовых основ проекта;
  3. организация фотовыставки «Зверье мое» и «Я и мой друг»;
  4. проведение совместного занятия с детьми и родителями в преддверии Нового года;
  5. организация фотоконкурса «Папа может, мама может»;
  6. создание авторской колоды МАК;
  7. фотоколлажирование.

2. Описание проекта. Механизм реализации

2.1. Теоретические основы фототерапии

Фототерапия подразумевают использование личных снимков и семейных фотографий клиентов, а точнее, чувств, воспоминаний, мыслей и информации, которые ими порождаются, в качестве катализаторов терапевтической коммуникации. Фототерапию можно рассматривать как взаимосвязанную систему техник консультирования, базирующихся на фотографии. Эта система техник используется подготовленными психотерапевтами как часть психотерапевтической практики, для того чтобы лучше понять и изучить жизнь клиентов, помогая им узнать и изменить себя. Поскольку фототерапия – это, скорее, фотография-коммуникация, нежели фотография-искусство, для эффективной терапии не требуется никакой предшествующий опыт работы с фотокамерой или знание фотоискусства.

Каждый личный снимок является одним из типов автопортрета, так называемым «зеркалом памяти», которые возвращают моменты и людей, которые были забыты. Все вместе эти фотографии делают видимым личные истории из жизни людей, становясь визуальной маркировкой мест, где они были (эмоционально, так же как физически), а может быть, и где они еще побывают. Даже их реакции на открытки, картинки журналов, и снимки, сделанные другими могут рассказать об их собственной внутренней жизни и их секретах.

Фактическое значение любой фотографии – не столько в ее визуальных фактах, столько в том, что эти детали вызывают в уме (и сердце) каждого зрителя. Смотря на снимок, люди спонтанно создают представление, и это может иметь или не иметь значение, исходя из того, что фотограф первоначально намеревался передать.

Таким образом, значение фотоснимка (и заключенное в нем «эмоциональное «сообщение») зависит от того, кто смотрит, потому что восприятие людей и уникальные события жизни автоматически создают и определяют то, что они видят, как реальность. Поэтому, реакции людей на фотографии, которые они находят особенными, могут фактически показать много о человеке, если задавать правильно вопросы.

Многие люди не задумываются о том, почему они хранят фотографии. Фотографии всегда хранят истории, независимо от их художественной ценности (которой они также могут обладать), однако каждая фотография рассказывает историю по-своему в зависимости от того, кто неосознанно придает ей смыслы в процессе изучения.
Это делает обычные снимки не только превосходными естественными катализаторами социального общения, но также полезным инструментом в ситуации, когда вербальная коммуникация не является достаточно эффективной (например, в процессе психотерапии). Моменты, запечатлеваемые на снимках, настолько обычны, что люди редко задумываются над тем, что происходит, когда они пытаются осознать увиденное. Это не только демонстрирует сильное влияние обычных «нехудожественных» снимков на жизнь большинства людей, но также позволяет объяснить, почему фотография так отличается от иных видов медийного художественного выражения, особенно при ее использовании в терапевтических целях (или целях самопознания).

Под руководством специалиста клиенты изучают, какое значение имеют личные снимки и семейные альбомы, их эмоциональную составляющую в дополнение к визуальной. Такая информация скрыта в личных фото клиента, но если она может быть использована, чтобы сфокусировать терапевтический диалог, то обычно возникает более или менее просматриваемая связь с бессознательным.

Сеанс фототерапии включает в себя не только изучение готовых фотографий, но и фотографирование разных объектов и людей (включая самого клиента), представление, обсуждение, выслушивание, реконструкцию фотоснимков с целью создания  или иллюстрации нарративов, собранных на встрече, восстановленных в памяти или воображении, интегрированных в арт-терапевтическую продукцию или даже включенных в оживленный  диалог с другими фотографиями.

Таким образом, фототерапия предполагает, что клиенты не только участвуют в процессе взаимодействия со снимками или их создают, но и исследуют и воссоздают общую картину переживаний, вызванных снимками, и делают это под руководством квалифицированного психотерапевта – для того, чтобы эта информация способствовала лучшему пониманию клиентов себя и своих отношений.

В качестве особого психотерапевтического инструмента фотография вовлекает людей во взаимодействие с их уникальными визуальными конструктами реальности. Поэтому техники фототерапии могут быть особенно ценными в работе с людьми с физическими или психическими ограничениями, представителями маргинальных социальных групп, в работе с мультикультурным населением, инвалидами, сексуальными меньшинствами, с людьми, имеющими специальные потребности и другими группами. Она также полезна в тренингах по вопросам культурного разнообразия, разрешения конфликтов, в процессе консультирования семей и в других областях.

Теперь, когда для широкой публики становится более доступно использование электронных технологий и цифровых изображений, появляются восхитительные возможности для использования фото как вспомогательного инструмента в работе с клиентами, у которых есть сканеры или семейные сайты, или тех, кто может принять участие в online и кибер-терапии.

2.2. Этапы реализации проекта

  1. сентябрь-октябрь – планирование и обоснование программно-методической базы проекта, сбор согласий на обработку персональных данных
  2. ноябрь – фотовыставка «Зверье мое»
  3. декабрь – совместное занятие с детьми и родителями «Новогоднее настроение»
  4. январь – фотовыставка «Я и мой друг»
  5. февраль – фотоконкурс «Папа может, мама может»
  6. март – верстка календаря на следующий год с использованием работ победителей конкурса, а также авторской колоды МАК

2.3. Ожидаемые результаты проекта

 В качестве ожидаемых результатов предполагаем следующие:

  • воспитанники всех групп детского сада, принимающие участие в данном проекте, станут увереннее в себе и активнее, а также сплоченнее за счет познания собственных ресурсов;
  • сплоченность в семьях воспитанников нашего детского сада также повысится.

Результативность проекта будет определяться методом наблюдения и интервьюирования.

3. Ресурсное обеспечение реализации проекта

3.1. Нормативно-правовое обеспечение проекта

        К числу нормативно-правовых документов, регламентирующих проведение эксперимента, относим:

  • Конвенцию о правах ребенка - Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. (Детям будут оглашены результаты тестирования в рамках тематических классных часов с педагогом-психологом по окончании эксперимента, в доступной и безопасной форме);
  • Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года;
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РФ";
  • О введении должности психолога в учреждениях образования. Государственный комитет СССР по народному образованию. ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО. Москва 27.04.89 № 16;
  • О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации от 29 марта 1995 года.

3.2. Команда управления проектом. Участники проекта

Авторами проекта являются:

  • заведующий МБДОУ д/с №25 Пашинская И.В.
  • старший воспитатель д/с №25 Никулина Е.Л.
  • педагог-психолог МБДОУ д/с №25 Робская О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьеформирующих технологий в работе педагога-психолога в детском саду для детей с нарушением зрения"

Презентация знакомит с использованием здоровьеформирующих техник педагогом-психологом  в работе с детьми со зрительной патологией....

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

«Специфика работы педагога-психолога в детском саду». для родителей

laquo;Специфика работы педагога-психолога в детском саду». для родителей...

Консультация для родителей "Специфика работы педагог-психолога в детском саду"

Выступление педагог-психолога на общем собрании родителей в саду...

Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога в детском саду

Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога в детском саду...

«Специфика работы педагога-психолога в детском саду»

Здравствуйте. В начале учебного года психологи собирают согласия родителей на психологическое сопровождение ребенка. Так как у многих моих коллег возникают вопросы, как оформить согласия, хочу по...