Фототерапия как метод работы с детьми с РАС в условиях ДОУ.
статья

Полякова Тамара Евгеньевна

В современном мире фотография набирает все большую популярность в массах и становится неотъемлемой частью повседневной жизни. Но помимо наглядности, фотография имеет и целительное, психотерапевтическое свойство. Применение фотографии с целью лечения, психокоррекции и реабилитации именуют фототерапией.
Фототерапия – новое направление в арт-терапии, которое с семидесятых годов 20 века выделяется в самостоятельное терапевтическое направление. Но, несмотря на сравнительно недавнее возникновение, это метод активно используется и в клинической практике и в работе психолога-практика. Различные формы проведения фототерапевтических занятий позволяют применять их как при работе с детьми от 3-4 лет, так и со взрослыми весьма преклонного возраста.

Основным содержанием фототерапии, явля­ется создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятель­ности. Это может быть сочинение историй, применение дополнитель­ных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фо­тографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представле­ние и работа с костюмами и гримом, движение и танец, и т. д.

Для детей и некоторых взрослых естественнее выражать свои мысли и чувства посредством образов, а не словами, поэтому фотография спо­собна выступать для них важнейшим средством общения с миром и орга­низации внутреннего опыта.

Различные формы проведения фототерапевтических занятий позволяют применять их как при работе с детьми от 3-4 лет, так и со взрослыми весьма преклонного возраста.

Фототерапия с детьми от 3-х лет представляет из себя, как один из вариантов, слайд-терапию. 

В некоторых ситуациях можно использовать снимки, принесенные детьми из семейного архива; распечатанные фото из интернета. Такие занятия способствуют повышение социальной компетентности детей, в том числе и с ОВЗ, приобретению ими нового социального опыта для формирования жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, через включение их в творческую деятельность.

Современные научные исследования и практический опыт доказывают, что фототерапию можно применять и в работе с детьми с Расстройствами аутистического спектра.

Развитие и обучение детей с РАС становится результативным в условиях, когда оно осуществляется преимущественно с опорой на визуальное восприятие.

Фототерапия используется как вспомогательное средство для развития речи, коммуникации, нормализации поведения также для решения ряда других коррекционных задач.

В работе с детьми с РАС эффективно использовать «тематических фотокнижки».  С помощью такой фотокнижки можно научить ребенка с РАС правилам поведения на улице, привить необходимые навыки самообслуживания, расширить словарно-понятийный запас. Следующая коррекционная техника, где можно использовать фотографии детей, называется «социальные истории». Здесь они могут быть использованы не только для обучения правилам поведения в социальных ситуациях. Фотографии можно использовать для освоения нового распорядка дня и новых занятий.

Фототерапия оказалась эффективным методом по развитию у детей самосознания, представлений о себе в окружающем мире, о других людях и внешнем пространстве.

В результате фототерапия способствует повышению осознанности, выходу в более широкий жизненный контекст и обретению новых психологических инструментов для выстраивания гармоничного контакта с окружающим миром и самим собой. К тому же, метод является достаточно комфортным, понятным для клиента и одним из наиболее интересных среди многочисленных техник психотерапии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фототерапия как метод работы с детьми с РАС в условиях ДОУ.

В современном мире, в век стремительно развивающихся высоких технологий, селфи и визуально-ориентированной массовой культуры, фотография набирает все большую популярность в массах и становится неотъемлемой частью повседневной жизни. Но помимо наглядности, фотография имеет и целительное, психотерапевтическое свойство. Применение фотографии с целью лечения, психокоррекции и реабилитации именуют фототерапией. 
        Новейшая история фототерапии началась с канадского психолога Джуди Вайзер, которая использовала фотографии при работе с глухими детьми, начиная с 1973 года, Первый мастер-класс по фототерапии в Европе прошёл в 1990 году в Голландии. Обучение проводила Джуди Вайзер.

В отечественной практике традиции западной фототерапии продолжает А.И. Копытин, освещая возможности фотографии в применении к арт-терапевтическим техникам. С 70-х годов ХХ века фототерапию активно использует М.Е. Бурно в рамках своего авторского метода «Терапия творческим самовыражением» в лечении дефензивных (тревожных, депрессивных, сомневающихся, с переживанием своей неполноценности) пациентов. Фототерапия активно используется и в клинической практике, и в работе психолога-практика.

Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Поскольку фототерапия – это, скорее, фотография-коммуникация, нежели фотография-искусство, для эффективной терапии не требуется никакой предшествующий опыт работы с фотокамерой или знание фотоискусства.

Основным содержанием фототерапии, является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представление и работа с костюмами и гримом, движение и танец, и т. д.

Для детей и некоторых взрослых естественнее выражать свои мысли и чувства посредством образов, а не словами, поэтому фотография способна выступать для них важнейшим средством общения с миром и организации внутреннего опыта.

Поскольку фототерапия вовлекает людей во взаимодействие с их уникальными визуальными конструктами реальности техники фототерапии могут быть особенно успешными в работе с людьми, чья вербальная активность физически или ментально ограничена, социокультурно маргинализована, или не соответствует ситуации в силу разности восприятия невербальных знаков.

Следовательно, фототерапия может быть особенно полезной и обычно очень действенна в работе с мультикультурным населением, инвалидами, с людьми, имеющими специальные потребности, людьми с ОВЗ, а также полезна в тренингах по вопросам культурного разнообразия, разрешения конфликтов, консультирования семей при разводах и в других областях.

Техники фототерапии подразумевают использование личных снимков и семейных фотографий клиентов, а точнее, чувств, воспоминаний, мыслей и информации, которые ими порождаются, в качестве катализаторов терапевтической коммуникации.

В целом, есть пять базовых техник фототерапии, напрямую связанных с различными отношениями, возможными между человеком и камерой (или человеком и фотографией), которые на практике, как правило, совмещаются.

1) Фотографии, найденные или созданные клиентом с помощью фотокамеры, коллекция изображений людей в журналах, Интернет, на открытках и так далее.

2) Фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно, без его ведома; в обоих случаях решения о времени, месте съемки и содержании снимка принимаются другими людьми.

3) Автопортреты - любые фотографии самого себя, сделанные клиентом, когда буквально или метафорически клиент сам полностью контролирует процесс создания снимка.

4) Семейные альбомы и другие биографические фотоколлекции - фотографии семьи клиента или семейные снимки по выбору, хранимые в альбомах или более свободно организуемые в нарративы -фотоснимки на стенах или дверцах холодильников, в бумажниках или настольных фоторамках, в компьютере или на семейных сайтах. Все эти фотографии собираются для документирования личного жизненного нарратива и прошлого клиента, и в отличие от отдельных снимков, подобные альбомы живут своей жизнью.

5) Наконец, техника фотопроекций, которая исходит из того, что значение снимка главным образом формируется зрителем в процессе просмотра (съемки или даже планирования); соответственно, любая фотография, вызывающая интерес клиента или терапевта, может использоваться в процессе консультации. Данная техника лежит в основе всех интеракций между человеком и фотографиями и в первую очередь связана со способами и причинами, по которым человек так или иначе понимает смысл любой фотографии. Это называется «проекциями» в том смысле, что значение всегда проецируется зрителем на фотографический объект, и не существует универсальных объективных значений для всех зрителей. Данная техника не связана с определенным типом фотографии, но сосредоточена на менее осязаемой границе между фотографией и зрителем (или автором), области, в пределах которой каждый человек формирует собственную, уникальную реакцию на увиденное. Таким образом, данная техника не является самодостаточной, но скорее представляет собой неотъемлемую часть остальных четырех техник. Однако ее следует обсуждать отдельно (и, по возможности, в первую очередь при обучении терапевтов данной технике).

Различные формы проведения фототерапевтических занятий позволяют применять их как при работе с детьми от 3-4 лет, так и со взрослыми весьма преклонного возраста.

Фототерапия с детьми от 3-х лет представляет из себя, как один из вариантов, слайд-терапию. Слайд-терапия предполагает особое пространство, где звучит тихая, мелодичная музыка, а на большом экране крупным планом может быть цветок ромашки, где виден каждый стебелек, каждая капелька росы на листках, желтая сердцевина, и зелено-голубая стрекоза с прозрачными, будто из слюды, крылышками, у которой, как оказывается, есть маленькие крапинки вокруг огромных выпуклых фасетчатых глаз.

Обычно глаз не замечает таких чудесных деталей в природе, ведь цветок или насекомое слишком малы. Увидеть сокровенную «тайну» помогает фотография. Занятия можно проводить с детьми, обращающихся к психологу с такими проблемами как невротические состояния, страхи, нарушения сна, замкнутость, тревожность, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение и др.

Слайд-терапия гармонично включается в программу психокоррекционных занятий в детских и детско-родительских группах. Непосредственно просмотр слайдов занимает 10-15 минут. Каждый слайд экспонируется на экране 10-15 секунд и сопровождается мелодией.

Очень часто дети просят показать фильм еще раз и остановить тот или иной кадр, подойти к экрану и внимательно, уже с близкого расстояния, хорошо его рассмотреть, а затем придумать и рассказать или же написать сказку о заинтересовавшем объекте. 

В некоторых ситуациях можно использовать снимки, принесенные детьми из семейного архива; распечатанные фото из интернета. Такие занятия способствуют повышение социальной компетентности детей, в том числе и с ОВЗ, приобретению ими нового социального опыта для формирования жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, через включение их в творческую деятельность.

Процесс фотографирования требует применения умений, которые у особого ребенка зачастую еще только нужно развивать. На первый взгляд, фотографирование — совсем легкое дело, учитывая технологии современных фотоаппаратов. Однако в работе следует соблюдать ряд условий. Ребенок должен уметь ждать и выполнять инструкции; правильно захватывать камеру, держать ее ровно, не закрывая объектив; ребенок должен уметь сконцентрировать внимание на объекте фотосъемки; уметь выделять картинку из фона, а из общей картинки — конкретные элементы.

Современные научные исследования и практический опыт доказывают, что фототерапию можно применять и в работе с детьми с Расстройствами аутистического спектра.

Развитие и обучение детей с РАС становится результативным в условиях, когда оно осуществляется преимущественно с опорой на визуальное восприятие.

Фототерапия используется как вспомогательное средство для развития речи, коммуникации, нормализации поведения также для решения ряда других коррекционных задач. Многие дети с РАС не видят смысла в занятии той деятельностью, которая их не интересует, и отказываются от участия в ней. Это бывает даже и при показе результатов решенной задачи или проверке письменной работы. Дети могут настороженно относиться к новым заданиям и предпочитают выполнять уже известную и хорошо знакомую им работу. Педагогу важно уметь дозированно вводить незнакомый материал, соотнося его со знакомым, и делать связь между ними более четкой и явной. В таком случае подобранные последовательно фотографии дают возможность детям воспринимать информацию от педагога также и визуально (на фото), а не только на слух (в словах). В случае с особым ребенком это важно вдвойне, так как у них обычно имеются проблемы с восприятием и переработкой поступающей информации.

В работе с детьми с РАС эффективно использовать «тематических фотокнижки». Данная техника была предложена американскими специалистами для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Работа состоит из нескольких этапов: выбор интересной или актуальной для ребенка темы, подборка объектов для фотографирования, сам процесс фотографирования и составление собственно книжки, размещение фотографий в нужном порядке и придумывание к ним подписей. С помощью такой фотокнижки можно научить ребенка с РАС правилам поведения на улице, привить необходимые навыки самообслуживания, расширить словарно-понятийный запас. Техника «тематические фотокнижки» нужна, прежде всего, чтобы установить эмоциональный контакт с ребенком, научить его понимать и выполнять инструкцию, закреплять в памяти представления и эмоции, связанные с конкретной ситуацией. На втором этапе изготовления фото книжки у ребенка появляется возможность для творчества, он составляет фотографии в нужной последовательности, вырезает, рисует под ними картинки, осваивает подписи, в конечном итоге закрепляются новые понятия, расширяется словарный запас, составляется рассказ-схема, по которой дети учат правила поведения в определенном месте. Зафиксированные на фото ситуации следует проговаривать, чтобы развивать у ребенка способность размышлять, оценивать эмоции, уточнять представление о себе, о ближайшем окружении и правилах поведения в обществе. Затем можно попросить ребенка показать предметы и ситуации на картинках. Здесь решаются задачи по развитию и пониманию речи, зрительно-моторной координации, способности выполнять инструкции, умения взаимодействовать со взрослым, навыков коммуникации. Таких книжек, направленных на отработку конкретной ситуации, может быть несколько. Следующая коррекционная техника, где можно использовать фотографии детей, называется «социальные истории». Здесь они могут быть использованы не только для обучения правилам поведения в социальных ситуациях. Фотографии можно использовать для освоения нового распорядка дня и новых занятий.

Фототерапия оказалась эффективным методом по развитию у детей самосознания, представлений о себе в окружающем мире, о других людях и внешнем пространстве.

В результате фототерапия способствует повышению осознанности, выходу в более широкий жизненный контекст и обретению новых психологических инструментов для выстраивания гармоничного контакта с окружающим миром и самим собой. К тому же, метод является достаточно комфортным, понятным для клиента и одним из наиболее интересных среди многочисленных техник психотерапии. 

 

Используемая литература:

  1. Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике / Под ред. А.И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2006. — 192 с.
  2. Сайт, объединяющий специалистов по фототерапии и терапевтической фотографии.- URL: http://www.psyphoto.ru/ (дата обращения:16.09.2022 г.)
  3. Аделова А.А. «Опыт работы по использованию метода фототерапии в коррекционной работе с дошкольниками с РАС»/Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22—24 ноября 2017 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 456 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования...

Нетрадиционные методы работы с детьми, как одно из направлений развития личности дошкольника в условиях реализации ФГОС в ДО.

Нетрадиционные методы работы с детьми, как одно из направлений развития личности дошкольника в условиях реализации ФГОС в ДО....

Методическая разработка «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Методическая разработка  «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»...

Инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях введения ФГОС

Инновационные формыи методы работыс детьми раннего возрастав условиях введения ФГОС...