"Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
консультация

Будеску Ирина Валерьевна

Поисково-исследовательская деятельность играет относительно этого существенную роль, поскольку дает детям возможность общаться со сверстниками, с взрослыми, осуществлять различные преобразования с объектами, выявлять их скрытые существенные связи с явлениями природы, с жизнедеятельностью человека, учить анализировать и самостоятельно делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_2.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей  дошкольного возраста

Наше общество в большей степени становится рациональным и прагматичным, нацеленным на получение прибыли, зачастую, в ущерб формирования иных качеств личности. Мотивы подобных процессов вызывает определенное беспокойство у многих специалистов. Особо стоит отметить, что познавательная деятельность детей должна формироваться уже в дошкольном возрасте, но ряд педагогических современных методик не уделяет достаточного внимания такому аспекту как познавательное развитие детей.

Дошкольный возраст — яркий и неповторимый период жизни. Каждый день дети узнают что-то новое, неизведанное и интересное.

Особенно интенсивно происходит интеллектуальный рост ребенка в старшем дошкольном возрасте.

В это время дети уже умеют обобщать услышанное, различать основные понятия.

Познавательная деятельность это организованный, целенаправленный процесс усвоения ребенком новых знаний, приобретения новых умений и навыков; уточнение и закрепление знаний умений и навыков, приобретенных в предыдущем опыте с помощью взрослых или самостоятельно.

Познавательная деятельность, по С.Л.Рубинштейну, это совокупность определенным образом связанных действий (операций), функция которых, в отличие от знаний, заключается не в том, чтобы изображать объект (те или те его части), а в том, чтобы с помощью этих действий были получены истинные знания об объекте, то есть знания, адекватно отражающие его таким, каким он есть на самом деле».

Педагогическая работа по созданию развивающей среды, в частности природной, предусматривает применение разнообразных методов, приемов, которые будут способствовать реализации становления познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

Они группируются по разным категориям, однако чаще всего используют такой критерий как источник знаний (наглядные, словесные, практические).

Также выделяются непосредственные и косвенные методы.

Непосредственные методы предполагают наличие реального конкретного предмета, объекта. В основе этих методов лежит чувственный опыт ребенка.

Косвенные — такие методы, которые передают качества предметов, объектов, при условии наличия у детей предыдущего чувственного опыта о них (этап действия непосредственных методов).

Развитие у ребенка самоактивности, самоответственности в жизненном пространстве происходит в поисково-исследовательской деятельности. Начало познания любого явления всегда начинается с восприятия его органами чувств.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост.

Поисково-исследовательская деятельность играет относительно этого существенную роль, поскольку дает детям возможность общаться со сверстниками, с взрослыми, осуществлять различные преобразования с объектами, выявлять их скрытые существенные связи с явлениями природы, с жизнедеятельностью человека, учить анализировать и самостоятельно делать выводы.

Познавательная деятельность невозможна без использования поисково-исследовательской деятельности.

Содержание опытов могут предложить и сами дети. Важно, чтобы они способствовали развитию личности ребенка, были интересными, соответствовали интересам и потребностям воспитанников.

Следует понимать оптимальный путь формирования логических знаний, развитие познавательных интересов у старших дошкольников.

В исследовательской работе поисковое задание выполняется практически, то есть осуществляется переход умственных действий от наглядно-действенных к вербальным.

Результаты, которые дети получают после проведения опытов и экспериментов, стимулируют познавательный интерес, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности.

Для того, чтобы знания лучше усваивались, они должны быть понятны, упорядочены и последовательно включении в систему уже имеющихся знаний.

Исследования по данному вопросу подтверждают, что разрозненные знания, которые получил ребенок в познавательной деятельности, так и остаются на уровне констатации, и не способствуют его развитию, формированию познавательных интересов.

Воспитатель сам теряется в многообразии явлений и объектов, не предоставив их обобщению весомого значения. В таком случае сложность возникнет и в обучении детей обобщать.

Детям не надо много говорить, не надо перенасыщать их информацией.

Вербальное пресыщение — одно из самых вредных. Ребенок в познавательной деятельности должен иметь возможность думать и осмысливать сам, а не превращаться в объект восприятия слов.

Исследовательская деятельность возможна при наличии у детей определенного багажа знаний о природе.

При создании положительной обстановки дошкольник свободно и раскованно высказывает свои соображения. Не надо проявлять нетерпимость, когда ребенок рассуждает ложно, не стоит подгонять, надо дать время на размышления и высказывания своего мнения; можно подтолкнуть на правильный ответ направляющими вопросами, маленькими подсказками.

И к тому же - в природе не все так просто, как кажется, правильных ответов может быть несколько. Очень хорошо, когда дети делятся своими мыслями и предположениями.

Познавательная деятельность, как и всякая другая, имеет сложную структуру: цель, задачи, мотив, способ выполнения действия и операции, условия, оценку и контроль.

Познавательная деятельность в дошкольном детстве складывается постепенно и происходит в двух направлениях развития: стихийно, в различных формах жизнедеятельности она составляет основное ее содержание и целенаправленно, в процессе специально организованного обучения.

Постепенность становления обучения в дошкольном возрасте обусловлено общим развитием личности ребенка и развитием и осложнением других видов деятельности. Так, начиная с раннего возраста, приобретения познавательного опыта происходит путем экспериментирования, сопоставления, сравнения, соотнесения элементов наблюдений, попытка их интерпретировать.

Постепенное развитие речевой деятельности не только обогащает процесс общения, а дает ребенку возможность вербализировать собственные познавательные действия, что позволяет действовать целенаправленно и организованно. Кроме того, вопросы, возникающие в процессе выполнения заданий, позволяют судить о наличии у детей любознательности, (О.К.Дусавицький, А.А.Линник, В.И.Лозовая и др.).

Развитие интеллектуальных механизмов способствует формированию представлений о связях между предметами и явлениями и придает познавательной деятельности ребенка целеустремленности. К концу дошкольного детства происходит формирование качественно нового мышления, что, прежде всего, связано с освоением мыслительных операций, умением заранее планировать свои действия. Способность к размышлению способствует установлению причинно-следственных связей, определению последовательности выполнения операций.

Благодаря развитию сознания формируются функции планирования и рефлексии. Это означает, что внутренний и внешний мир ребенка ставят единое целое. Поведение же старших дошкольников дополняется фазой интеллектуального рассуждения. Намерение проходит через «внутренний фильтр», в котором происходит рассуждение, сопоставление, прогнозирование. Таким образом схема расширяется: «намерение осознания действие».

Благодаря целенаправленному развитию и обучению расширяется круг возможностей ребенка, происходит присвоение им опыта человечества. Через деятельность дети приобретают соответствующих умений и навыков, которые необходимы им для дальнейшего обучения и жизни.

Одним из факторов познавательной деятельности является психическая активность ребенка, которая в дальнейшем переходит в познавательную активность. Психическая активность определяется психологами как потребность организма в познании окружающей среды, общественных отношений, потребность в познании самого себя.

Познавательная активность-это состояние готовности организма к познавательной деятельности, которое предшествует деятельности и порождает ее. Познавательная активность выступает в стремлении ребенка строить образ мира путем исследовательской деятельности.

Развитие этой активности это обогащение количества объектов, на которые она направляется, и совершенствование ее регуляции.

Уже с первых месяцев жизни младенец познает окружающий мир посредством развития органов зрения, слуха, осязания. Яркие игрушки, погремушки, предметы, которые двигаются, привлекают внимание малыша и способствуют развитию его потребности в впечатлениях. Растет ребенок — растут его интересы, потребности и опыт познавательной деятельности.

На четвертом году жизни ребенок с удовольствием начинает подражать взрослым, выполняя разные действия, которые носят испытательный характер: хочет рассмотреть предмет, вникнуть в него, желает все знать. Он узнает предмет, чувствует новизну — удивляется. Ребенок стремится до всего дотронуться рукой, попробовать, рассмотреть, узнать. Он не успевает во всем разобраться сам, потому что так много нового, неизвестного, интересного, а, следовательно, задает старшим множество вопросов: «Что это?», «Как?», «А почему?». У детей начинается период «почемучек».

Часто, не дослушав ответа, малыш ставит новый вопрос. или начинает заниматься другим делом. Некоторые дети спрашивают о предмете, который их интересует, но не сосредотачиваются на нем длительное время. Их внимание привлекают яркие вещи. Возникает потребность их иметь: «Хочу», «Буду играть». А рассмотрев полученное, удовлетворив свое любопытство — забывают о них.

На пятом году жизни, познав вещи, которые его окружают, малыш хочет больше узнать о них. Простое любопытство детей старшего дошкольного возраста перерастает в любознательность. Суть различных предметов познается неравномерно. Малыш выделяет те признаки, которые приобрели для него наибольшее значение, описывает предмет без какой-либо последовательности в назывании признаков.

Иногда у детей наблюдается много ошибок в действиях с предметами. Не стремясь найти причину, почему сломалась игрушка, пытается восстановить действия: трясет, стучит, переворачивает, наклоняет из стороны в сторону, совершает множество хаотичных движений. Ему легче сделать что-либо, чем рассказать о сделанном.

У некоторых детей старшего дошкольного возраста наблюдается расхождение между тем, что они делают, выполняя задания, и тем, как объясняют свои действия. Для них взрослый выступает как источник разнообразных сведений об окружающем мире. Ребенок хочет быть таким же: знать, уметь, делать.

У одних детей интересы отличаются широтой, а в других — глубиной. Они по-разному пытаются удовлетворить свое любопытство или самостоятельно, или с помощью старших. Незнание вызывает грусть, растерянность, негативные эмоции.

Ребенок шестого года жизни не только смотрит, но и говорит, не только слушает, но и слышит, пытается полно познать окружающий мир.

Заметным становится интерес не к самому предмету, а к способу его использования, механизма построения, назначение. Ребенок старшего дошкольного возраста вертит игрушку, пытается выдвинуть проволочки, пластинки, крутить колесики сломанного авто, самостоятельно найти причину поломки. Он уже может «на глаз» установить соотношение предметов по величине.

Восприятие ребенком старшего дошкольного возраста своего окружения согласуется с практическими действиями, что является фундаментом для формирования и развития разнообразных действий обследования. Ребенок сначала рассматривает объект и начинает действовать после того, как мысленно уже нашел решение. Действия от хаотичных переходят в поисковые, осмысленные, проблемные, является компонентом познавательной деятельности и показателем успеха.

Если одни дети старшего дошкольного возраста подходят к решению задачи по-своему, творчески, проявляют при этом собственное Я, инициативность, самостоятельность, волевые усилия, пытаются справиться с трудностями, то другие — боятся, что не смогут выполнить задание самостоятельно. Их познавательная деятельность сводится к простому копированию.

Часто дети экспериментируют, отвечая на свои вопросы: «А что с этого будет?» «А если я сделаю по-своему?» и т. др. В этом возрасте они уже могут подолгу сосредотачиваться на каком-то одному предмету и действовать с ним, им интересно заниматься длительным поиском .

Мышление - процесс познавательной деятельности, отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях.

Мышление - это социально обусловленный, психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Специфика детского мышления обусловливается рядом возрастных ограничений, таких как познавательный и эмоциональный эгоцентризм, трансдукция, синкретизм, отсутствие представления о сохранении количества. Часто взрослые, сталкиваясь с подобными особенностями детского мышления, пытаются разрушить существующую картину и сформировать свою собственную, как можно быстрее формируя суждение ребенка теоретического характера.

Познавательная деятельность это организованный, целенаправленный процесс усвоения ребенком новых знаний, приобретения новых умений и навыков; уточнение и закрепление знаний умений и навыков, приобретенных в предыдущем опыте с помощью взрослых или самостоятельно.

Познавательная деятельность, по С.Л.Рубинштейну, это совокупность определенным образом связанных действий (операций), функция которых, в отличие от знаний, заключается не в том, чтобы изображать объект (те или те его части), а в том, чтобы с помощью этих действий были получены истинные знания об объекте, то есть знания, адекватно отражающие его таким, каким он есть на самом деле».

Педагогическая работа по созданию развивающей среды, в частности природной, предусматривает применение разнообразных методов, приемов, которые будут способствовать реализации становления познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

Поисково-исследовательская деятельность играет относительно этого существенную роль, поскольку дает детям возможность общаться со сверстниками, с взрослыми, осуществлять различные преобразования с объектами, выявлять их скрытые существенные связи с явлениями природы, с жизнедеятельностью человека, учить анализировать и самостоятельно делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Рабочая учебная программа по ОО «Познавательное развитие: развитие познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста» (для детей 2-3 лет)

Рабочая учебная программа по  познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста» (для детей 2-3 лет)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...