Конспект по познавательному развитию (познавательно – исследовательская деятельность) для детей среднего дошкольного возраста. Тема: Эта удивительная вода.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Козлова Елена Александровна

Цель: Создание целостного представления о воде, о её свойствах, в процессе решения проблемы.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_voda.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

(познавательно – исследовательская деятельность)

для детей среднего дошкольного возраста.

Автор: Козлова Елена Александровна, воспитатель высшей категории. 

Тема: Эта удивительная вода.

Цель: Создание целостного представления о воде, о её свойствах, в процессе решения проблемы.      

Проблема: Помочь игрушке Капельке узнать, кто она и для чего нужна природе.

Задачи:

Образовательные:

- расширить и закрепить знания детей о свойствах воды: вода прозрачная,  не имеет цвета, обладает способностью переливаться, замерзать;

- обобщить знания детей о значении воды в природе;

 - подвести детей к пониманию того, что воду нужно беречь.

Развивающие:

- развивать у детей устойчивый  интерес к исследовательской деятельности, любознательность, наблюдательность;

- развивать  зрительное и слуховое восприятие, речевую активность. 

Воспитательные:

- воспитывать чувство взаимопомощи, бережное отношение к воде.

Словарная работа: обогащение словаря детей словами: лаборатория, прозрачная, бесцветная, опыты, жидкость.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа:

- Наблюдение за дождём, лужами, ручейками.

- Чтение художественной литературы:  Г.Х. Андерсен «Русалочка» (в сокращении).  А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (отрывки).  Н. Рыжова «Волшебная вода», заучивание потешек о воде, К.И. Чуковский «Мойдодыр».

- Слушание звуков воды.

Работа с родителями: 

- Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?».

Материал к НОД:

Демонстрационный:  Мягкая игрушка «Капелька». Аудиозапись «Детский смех», звуки:  моря, реки, дождя, песня «Капельки».  Компьютер. Картинки: озеро, море, океан, река. Знаки: вода – жидкость; вода замерзает;  вода не  имеет цвета, вкуса, запаха.  Знак «Берегите воду».  

Раздаточный материал на каждого ребёнка: Значок «Я учёный». Пластиковые стаканы (по 2 штуки).  Коктейльные трубочки. Стакан с молоком. Стакан сока. Салфетки. Кружка с питьевой водой. Пластиковая тарелочка. Мелкие игрушки.  Кубики льда. Наклейка «Капелька».

Тезис:  Берегите воду – это жизнь.

Этапы НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

В

в

о

д

н

а

я

ч

а

с

т

ь

Организационный момент

Дети играют в группе, гости рассаживаются. Когда подходит время, даю установку.

- Ребята, делу время – потехе час.

Поиграли, пора и за дело приниматься.

- А я вам помогу.

Убирают игрушки. Выполняют поручения.

Игровая ситуация. Аудиозапись  «В группе раздаётся детский сказочный смех».

- Послушайте, ребята, кто – то смеётся? Вы видите кого-нибудь? Давайте поищем и узнаем, кто это.

- Ребята, кто это?

К.  Я не знаю кто я, потому что маленькая. Ещё вчера я сидела на тучке, а потом подул ветер и сдул меня вниз. Я летела, летела и попала к вам в детский сад. Ребята, расскажите мне кто я и для чего нужна  природе.

- Ребята, поможем капельке, расскажем ей, кто она и для чего нужна.

- Присаживайтесь на стульчики. А капелька тоже присядет и будет вас внимательно слушать и всё запоминать.

Дети вместе с воспитателем ищут в группе того, кто смеётся (находят игрушку Капельку).

Ответы детей.

О

с

н

о

в

н

а

я

ч

а

с

т

ь

Беседа «Где можно встретить воду».

Выдвижение предположений.

Исследовательская деятельность

«Мы учёные».

Опыт №1 «Вода жидкость».

Опыт №2 «Вода прозрачная (не имеет цвета)».

Опыт №3 «Вода не имеет запаха».

Опыт №4  «Вода не имеет вкуса».

Опыт №5 «Вода может замерзать».

Делаем умозаключение.

-  Как вы думаете, ребята, из чего состоит капелька.  (Из воды).

-  А где можно встретить воду в природе, вы узнаете из музыкальных загадок? Я включу звуки воды, а вы угадайте, что это. ( Озеро,  река,  море, океан, дождь).

-  Теперь Капелька будет знать, что воды на нашей планете много!

 Но она ещё хочет знать кому, и для чего нужна вода?

Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете.  

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

- А знаете ли вы свойства воды? Какая она бывает? (жидкая, твёрдая, холодная, горячая, не имеет вкуса, не имеет запаха).

- А хотите проверить, правильно ли вы определили свойства воды?

- Чтобы это проверить, я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и провести опыты с водой, как настоящие учёные.

- А что такое лаборатория? Кто там работает?

(проходим в лабораторию)

- Прежде чем приступить к работе, давайте поговорим о технике безопасности. (Нельзя пробовать ничего на вкус без разрешения, не разливать воду на стол и на пол, на себя, на товарища).

I. Вода - это жидкость.

 - Перед вами стоят 2 стакана. Один – пустой, а в другом – вода.

 - Как можно проверить жидкая вода или нет? (Перелить её).

- Даша, у тебя льется вода? А у тебя Варя?

- А почему вода льется?

- Правильно, вода – это жидкость, она жидкая.

- А если бы вода была твердой, она смогла бы течь в реке, ручейке?

- Вы сказали, что вода течет и льется, а она может литься из нашего крана?  Почему?

- Какой вывод можно сделать? (Вода это жидкость).

Предлагаю вам вот такой знак, который обозначает, что вода жидкая. Отдадим его Капельке, чтобы она всегда помнила, что вода это жидкость.

Воспитатель прикрепляет на доске изображение крана с льющейся водой – первое свойство воды, определенное детьми.

II. Вода прозрачная (не имеет цвета).

- Посмотрите, а что налито во втором стакане. (Молоко).

Молоко, какого цвета? А можно сказать, что вода тоже белого цвета?

- Тогда, какого цвета вода? А как мы проверим, что вода прозрачная.

(Нужно опустить ложечку, камушек, игрушку в воду и в молоко).

- Какой вывод можно сделать?

- В каком стакане ложечку видно, а в каком не видно?

- Правильно, потому что вода не имеет цвета, она прозрачная.

предлагаю обозначить это свойство воды вот таким знаком.

Вывешиваю знак - перечёркнутые кляксы разного цвета.

III. Вода не имеет запаха.

- Показываю детям знак «Вода не имеет запаха».

- Как вы думаете, что за свойство воды изображено на картинке?

- Как это проверить?

-  Понюхайте воду. Пахнет ли вода? А теперь понюхайте сок? Чем он пахнет? А теперь снова понюхайте воду, пахнет она или нет?

- Правильно, вода не имеет запаха. Вот мы и выделили еще одно свойство.

В. – Милена, чего вода не имеет?

Вывешиваю знак на доску.

IV. Вода не имеет вкуса.

- Как вы думаете, вода вкусная? Как это проверить?

-  Попробуйте воду.

- Имеет ли вода вкус? А сейчас попробуйте сок, какой у него вкус? А теперь снова попейте воды, есть у неё вкус?

- Правильно, вода не имеет вкуса.

Предлагаю вот такой знак, который обозначает, что вода не имеет вкуса.

V. Вода может замерзать.

Трясу термос со льдом.

- Как  вы думаете, что там?

- Да, вода может  превращаться. Вчера я поставили воду в морозильную камеру. Как вы думаете, что произошло с ней?

Предлагаю подержать кубики льда в руках. Что происходит со льдом?

- Правильно,  лед тает и превращается в воду.

Вывешиваю знак «Вода может замерзать».

- В природе, на нашей планете  много воды, а вот чистой питьевой воды, которую человек может употреблять в пищу, на Земле мало, и её нужно беречь.

- А как?

Предлагаю вам вот такой знак, который обозначает, что воду нужно беречь.

Вывешиваю на доску картинки (озеро, море, река, океан, ручей, дождевая туча).

Дети рассматривают картинки.

Ответы детей.

Дети рассаживаются за столы, перед ними стаканчик с водой и пустой стаканчик, салфетки

Ответы детей.

Дети выполняют опыт.

Делают вывод: вода жидкая, она жидкость.

Перед детьми стакан с водой и стакан с молоком, ложечка.

Дети выполняют опыт, делают вывод: вода не имеет цвета.

Дети выполняют опыт. Нюхают воду. Делают вывод: вода не имеет запаха.

Дети пробуют воду на вкус. Делают вывод: вода не имеет вкуса.

Дети рассматривают кубики льда, выясняют, что он прозрачный, холодный. Делают вывод: вода может замерзать.

Если позволит время.

Игра «Ходят капельки по кругу».

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ходят капельки по кругу».

Дети стоят врассыпную.

С началом музыки или по сигналу дети танцуют на носочках врассыпную.

С окончанием музыки или по сигналу, показываю детям картинку, где нарисованы пары, дети должны встать парами. Музыка звучит, дети ходят парами, по сигналу показываю картинку с двумя кругами, дети перестраиваются в два круга,  звучит музыка, дети ходят в хороводе, показываю картинку с одним большим кругом, дети перестраиваются в один большой круг.

Дети выходят из – за столов, встают, выполняют движения в соответствии с правилами игры.

итог

Закрепление знаний о свойствах воды.

Сюрпризный момент «Капелька дарит детям маленькие капли».

- Ребята, давайте напомним Капельке, кто она, где живёт?

- Какие у неё есть свойства?

- А можно прожить без воды?

- Что нужно делать, чтобы на Земле вода не закончилась?

- Капелька: Спасибо, ребята, я теперь всё о себе узнала и хочу открыть вам секрет, у вас в группе живут мои сестрёнки - капельки воды,  найдите, где они живут, и прикрепите там вот такие капли. 

Передают Капельку друг другу, рассказывают ей то, что узнали на занятии.

Дети ходят по группе, находят, где есть вода, отмечают значком эти места (мойка, цветы, туалет, умывальная комната).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".

В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Познаю свой край) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Животные тундры»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(Познаю свой край)для детей сстаршего дошкольного возрастаТема: «Животные тундры»...

по познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Прочный домик для Зайки»

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавателно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с капелькой»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24683791","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Уточнить значение воды  для всего живого.Задачи:Познакомить детей со свойствами ...

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Праздник-Масленица»

Цель: Систематизировать и дополнить знания старших дошкольников о русском народном празднике Масленица.Образовательные задачи:  -Сформировать знания детей о русском народном празднике Масленица, ...

Творческий проект познавательно – исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Школа Акварельки»

В проекте, разработанном мною, дети знакомятся со способами разделения цветов и получения новых. Также дети осваивают нетрадиционные техники рисования....