Дидактическое пособие "Веселые задания. Я сам"
методическая разработка (младшая группа)

Березина Ольга Юрьевна

Дидактическое пособие «Веселые задания. Я сам»

Цель: формирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

И одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу. Способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

              Задачи:

  • способствует развитию у детей речи, внимания, мышления;
  • обогащает знания об окружающей действительности;
  • создает условия для познавательной активности детей;
  • побуждает их к игре, формирует воображение;
  • становится материальной основой мыслительной деятельности;
  • развивает мелкую моторику рук.

Данный вид игр может использоваться на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Их использование помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания.

Дидактические игры позволяют обеспечить игровую, познавательную активность детей.

Игры подобраны с учётом критериев, установленных ФГОС ДОУ:

  • соответствие возрастным возможностям детей;
  • обладание дидактической ценностью;
  • вариативное использование для стимулирования развития детей;
  • соответствие всех компонентов требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН;
  • возможность действовать индивидуально или со сверстниками.

Описание пособия.

В данное дидактическое пособие включено 6 игр «Подбери фигуру», «Найди одинаковые варежки», «Почини варежку», «Грибочки», «Каждой цифре картинка», «Найди тень».

Каждая дидактическая игра в отдельном файле-вкладыше (формата А5), заламинирована. Все игры собраны в одной папке на кольцах (формат А5). Материалы, детали играм распечатаны, заламинированы, на липучках, некоторые материалы к заданиям изготовлены с помощью 3D-ручки.

Такой вид игр обладает высоким развивающим потенциалом. На основе использования элементов игры может быть придумано много новых заданий. Игра универсальна. Её можно применять для нескольких программных направлений. В игре могут быть использованы задания с широким диапазоном сложности. являются многофункциональными, обладают динамическими свойствами (подвижность частей).

Варианты игр яркие, вызывают чувство радости, эмоциональный отклик и желание с ней играть.

Дидактическое пособие способствует:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных;

- развитию памяти, внимания, наблюдательности;

- развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми.

       Проведение дидактических игр включает:

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.

3.Показ игровых действий.

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Игра «Подбери фигуру».

Эта игра поможет научить детей запомнить и различать геометрические фигуры, основные цвета и их оттенки.

Цель: формировать знания детей о геометрических фигурах, цвете предметов.

Задачи:

1. Учить подбирать фигуры по образцу на карточке;

2. Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии;

3. Закрепить навык обследования фигур приёмом накладывания;

4. Закрепить представления об основных цветах и их оттенках;

5. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, умение находить нужные фигуры.

6. Развивать мышление, внимание, речь.

7. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Материал: Разноцветная карточка с разноцветными геометрическими фигурами и сами фигуры, совпадающего размера, цвета с изображёнными на карточках. Фигуры сделаны с помощью 3D-ручки.

Ход игры:

Педагог показывает по очереди все фигуры, обводит их пальцем и спрашивает, как они называются. Потом просит детей обвести пальцем свои фигуры и фигуры, нарисованные на карточках (контуры). После этого, предложить детям накладывать фигуры на контуры и заполнить всю карточку.

В конце игры воспитатель подводит итог, что дети научились подбирать фигуры по форме. Просит назвать их.

 

Дидактическая игра «Найди одинаковые варежки»

Цель: учить находить предмет по сходству, развивать зрительную память, слуховое внимание, сообразительность, воспитывать наблюдательность, интерес к игре.

Задачи:

1. Учить подбирать фигуры по образцу на карточке;

2. Закрепить навык обследования фигур приёмом накладывания;

3. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, умение находить нужные фигуры.

4. Развивать мышление, внимание, речь.

5. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Материал: карточка с изображением варежки разных цветов и узоров, набор вырезанных варежек.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать варежке пару.

 

Дидактическая игра «Почини варежку»

 Цель: закрепить знания геометрических фигур, учить детей подбирать фигуры, соответствующие по форме, цвету и размеру.

Материал: карточка, на которой изображена варежка с «дырками» в виде разных геометрических фигур, фигуры с геометрическими фигурами на липучках.

Ход игры: ребенку предлагается починить варежку - для этого необходимо подобрать заплатку, подходящую по цвету, размеру и форме.

 

Дидактическая игра «Грибочки»

Цель: учить находить предмет по цвету.

Задачи:

 1. Развивать зрительную память, цветовосприятие слуховое внимание, сообразительность, воспитывать наблюдательность, интерес к игре.

2. Учить подбирать фигуры по цвету;

3. Закрепить навык обследования фигур приёмом накладывания;

4. Развивать мышление, внимание, речь.

5. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Материал: карточка с изображением грибов, набор вырезанных шляп разных цветов на липучках.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать грибочкам шляпки такого же цвета. 

Дидактическая игра «Каждой цифре картинку»

Цель игры: формирование элементарных математических представлений, развитие внимания, памяти, мышления, а также развитие мелкой моторики рук.

Материал: дидактическая игра представляет собой карточку с цифрами от 1до 5, набор карточек с изображением различных предметов на липучках и цифры, изготовленные с помощью 3D-ручки тоже на липучках.

Ход игры: ребёнок выбирает фигуру-цифру сопоставляет с нужной ей цифрой на карточке, а затем выбирает картинку, считает изображенные на ней предметы и соотносит с нужной цифрой.

Играя в эту игру, ребенок учится считать, учится соотносить количество с цифрой.

Дидактическая игра «Найди тень»

Цель: учить детей находить заданные силуэты путем наложения.

Задачи:

-Развивать познавательную деятельность.

-Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление.

-Развивать приемы зрительного наложения.

-Развивать внимательность, наблюдательность, память и усидчивость.

Материал: карточка с изображением черно-белых фигур, и цветные картинки на липучках.

Ход игры:

Воспитатель раздает ребенку цветные карточки с изображением различных предметов. Предлагает рассмотреть их. Далее показывает тень (черно - белую) какой-либо картинки. Дети должны найти, среди имеющихся карточек, ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная дидактическая игра "Задания домовенка Кузи"

Дидактическая игра «Задания домовенка Кузи» направлена на  расширение и активизацию словаря, развитие речи, логического мышления....

Дидактическая игра "Задание по буквам"

Формирование умения уз­навать графическое изображение звука и безошибочно называть букву....

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактическая игра "Задания для супер героя" по финансовой грамотности

Цель игры: развитие внимания и ориентировка.задачи: учить составлять экономические слова  по буквам; развивать внимание и навыки ориентировки на листе бумаги, целеустремленности....

Варианты дидактических материалов с целью развития у детей старшего дошкольного возраста способности создавать сериационные ряды и понимать относительность величины. Предложить варианты заданий и вопросов для данных дидактических материалов.

    Сериационный ряд - последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общим назначением (полоски, шарфики, набор матрешек, набор слоников).  Различия м...

«Дидактические задания (опыты, эксперименты, проблемные ситуации, логические задачи, дидактические игры) при организации прогулки»

Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности в течение дня. Время выхода и длительности прогулки детей каждого ...