Секреты дисциплины в группе детского сада
консультация

Консультация для педагогов.

Основа современного дошкольного образования - личностно-ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в группе невозможно. А если порядок будет нарушен, то ни о каком развитии детей не может быть и речи. Решение проблемы - формирование дисциплины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_tishinoy.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада

«Управление тишиной»

Рекомендации для педагогов дошкольных учреждений

Думаю, каждому хочется получать от своей работы удовольствие. Часто причиной дискомфорта для педагогов дошкольного образования является проблема дисциплины воспитанников. Постоянные нарушения дисциплины детьми заставляют педагога тратить на работе чрезмерное количество душевной энергии. Ситуативно это ведет к переутомлению, а в перспективе к профессиональному выгоранию. Особенно остро проблема дисциплины стоит для тех педагогов, которые не приемлют наказаний, не готовы запугивать ребенка и причинять ему дискомфорт. Но как наладить дисциплину в группе детского сада по-хорошему?

   В детском саду существует огромное количество правил поведения в различных ситуациях, регулярно возникающих в жизни детского сада. Среди них можно выделить основополагающие, без соблюдения которых, нормальная жизнь в группе детского сада просто невозможна, и второстепенные, нарушение которых, не так значимо. Например, нельзя бить людей – это основное правило, а здороваться, когда увидишь взрослого – это правило второстепенное. Чтобы наладить дисциплину в группе необходимо добиваться неукоснительного соблюдения основных правил всегда и всеми детьми, в том числе с использованием санкций. А при нарушении второстепенных правил достаточно просто мягко поправить ребенка и, конечно же, о применении санкций в этом случае не может быть и речи.

     Игровой момент служит хорошей завязкой для начала занятия. Но до этого детей нужно собрать вокруг себя и добиться тишины. А мы совсем не всегда настроены на феерическое театральное действо, способное переключить всех детей со свободной игры на организованную образовательную деятельность в рамках занятия. Занятия, даже хорошие, - это все - таки будни.

    Поэтому мы вынуждены прибегать к другим приемам - более простым, но эффективным. Свисток, колокольчик, бубен или звукозапись мелодии.

В школе о начале урока оповещает звонок. Звонок - это специальный сигнал, о значении которого детям сообщают, когда они начинают учиться. Педагоги детского сада часто используют в своей работе колокольчик - с той же целью. Колокольчик сигналит - значит, нужно отложить свои занятия и собраться вокруг педагога.

Так как дети маленькие, даже умение реагировать на условный сигнал требует обучения, более того: педагог в состоянии превратить ситуацию обучения и приучения реагировать на сигнал в развивающую. К примеру, дети по его приглашению собираются в круг, и педагог сообщает: Посмотрите, что я вам принесла. Это мои помощники: колокольчик, бубен и свисток. Они умеют отдавать команды. Голоса моих помощников и их команды вам предстоит запомнить. Если я свистну в свисток, вы должны тут же собраться вокруг меня в кружок. Если я позвоню в колокольчик, вам нужно срочно бежать к своим столикам и садиться на стульчики. А если я буду греметь бубенчиками бубна, это сигнал встать рядом со своими шкафчиками. Запомнили? Затем педагог проводит испытание детей.

Сейчас вам кажется, что вы запомнили команды. Но я пока не знаю, насколько прочно. Это нужно проверить. Чем бы вы ни занимались, услышав команду, нужно постараться быстро ее выполнить.

После этого дети могут разойтись по своим делам. Некоторое время педагог делает вид, что ничего не происходит. Но в какой-то момент звучит сигнал, и дети должны на него отреагировать. Ситуация воспринимается поначалу как игровая. Она таковой и является. Этот игровой потенциал нужно использовать в полную меру: дети должны наиграться. Но затем педагог должен последовательно использовать своих «помощников» для организации жизни в группе - так, чтобы следование командам стало почти рефлекторным. Это сильно помогает сохранить голосовые связки и добиться быстрого сбора детей.

Управление тишиной.

После того, как дети собрались и заняли места, перед педагогом стоит другая задача - установление тишины. То есть от каждого ребенка требуется добиться молчания. Молчание - состояние, противоположное крику. Вместо того чтобы стучать, топать и взывать на повышенных тонах: «Тихо! Тихо! Тихо!», педагог может сыграть на этом противостоянии, объявив себя Повелителем звука (Дирижером шума, Феей громкости и т. п.).

- Представьте себе, - говорит педагог, - что моя ладонь – это громкоговоритель. Если я ее широко раскрываю, оттуда доносится громкий звук. Если я собираю пальцы в щепотку, звук становится тише. Если я сжимаю кулак, звук замолкает. Сейчас вы будете произносить звук «А». Но внимательно следите за движениями моей ладони.

Педагог дирижирует звуком, позволяя детям тянуть заданный звук очень громко. Так, чтобы в какой-то момент они почти кричали. Но это длится всего одну-две секунды. Затем звук по знаку ладони становится тише. Некоторое время он может вибрировать, что очень забавляет детей. И, наконец, педагог собирает звук в ладонь. После этого можно прижать палец к губам, призывая к абсолютной тишине. Дети уже поймались на звуковую игру и обязательно последуют этому сигналу.

Если игра проводится стоя, после этого педагог кивком приглашает детей сесть - на стульчики или на ковер.

Этот способ организовать внимание детей и установить тишину можно нагрузить дополнительным смыслом, превратив в фонетическое упражнение.

В разные дни недели можно играть в разные звуки (естественно, гласные): в понедельник - А, во вторник - О, в среду - Ё, в четверг - У, в пятницу – Ы или И. Кричим и скачем по команде.Мы понимаем, что дети, принуждаемые сидеть некоторое время на занятии, устают. Ослабевает их внимание, и они выпадают из режима тишины. Ребенок начинает разговаривать с соседом, вертеться, вскакивать не только потому, что он непослушный, но и потому, что он устал. Задача педагога - опередить ребенка в желании устроить себе разрядку и предложить ему все что педагог, зная особенности детей, должен организовать паузу чуть раньше, чем того захочет ребенок. В качестве отдыха мы обычно предлагаем детям пальчиковую или ритмическую гимнастику. Эти формы, безусловно, полезны, но не учитываются в полной мере необходимости звуковой разрядки. Ребенок не просто хочет произносить слова. Он хочет говорить в полный голос или даже кричать. Поэтому можно в середине занятия повторить упражнение с вибрирующим голосом. Но можно предложить и другие формы.

Например,  детям  предлагается несколько раз рассказать двустишие или четверостишие: сначала -  тихо,  потом - громче, громче очень громко, и снова - тише, тише, тише.

Тише, мыши, кот на крыше, а котята еще выше…

Педагог опять берет на себя роль дирижера. Он регулирует силу звука, показывая ладонью его уровень - от положения на уровне живота до положения на уровне лба и обратно. Когда рука достигает самого высокого положения, дети должны выкрикнуть слова, обязательно выкрикнуть. Мы помним, что тишина достигается тем успешней, чем более  психологически верно мы умеем манипулировать детскими импульсами. Дети ложны иногда кричать — но по нашей воле, по нашей команде. Это хитрость,  однако она работает.

Можно усложнить произнесение рифмовки за счет добавления движения. В начальном положении дети сидят на корточках. По мере нарастания звука они приподнимаются, в момент кульминации полностью выпрямляются, встают на ноги, а потом снова начинают приседать.

Волшебные движения.

Для того, чтобы динамическая пауза оказалась эффективной, детям можно предоставить возможность двигаться между рядами, а не просто выполнять движения, стоя на месте. Однако эти движения, как и звуки, должны быть управляемыми. Одним из замечательных, любимых детьми игровых упражнений является движение по сигналу бубна.

- Вы — волшебные игрушки, - говорит педагог. — Вы, лишены способности двигаться по собственному желанию. Волшебница связала вас с бубном. Пока бубен звучит, вы можете передвигаться, как только бубен замолкает, вы застываете на месте. Бубен звучит в течение коротких и неровных временных промежутков. В таком прерывистом ритме, периодически застывая в разных позах, детям можно позволить дойти чуть ли не до педагога. Потом педагог делает движение, по которому дети должны повернуться к нему спиной и двигаться под бубен в обратном направлении.

Это упражнение не просто позволяет детям переключиться и отдохнуть от напряжения. Оно родственно театрализованному этюду. И потом, на каком-нибудь празднике, его вполне можно использовать в сценарии, где предполагается появление волшебника, заколдовывающего детей и лишающего их способности передвигаться по собственной воле.

Не буду специально останавливаться на необходимости организовывать на занятии смену деятельности: это азбука детской психофизиологии. Замечу только, что смена положения и места во время занятия - посидеть на стульчиках, постоять у доски, подойти к демонстрационному стенду у дальней стены комнаты, перебраться на ковер, где можно лечь на живот, - все, что способствует снижению утомляемости. А значит - делает поведение детей более управляемым.

Существуют  несколько игр, которые помогут восстановить дисциплину в группе. Вот некоторые рекомендации.

 Воспитатель должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Говорить следует четко и серьезно. Обращаясь к группе детейрекомендуется говорить погромче, однако не переходить на повышенные тона.

Для привлечения внимания можно использовать игровые моменты, которые привлекают внимание детей и настраивают их на спокойный лад. Например, если перед началом занятия дети расшумелись, скажите: «Внимание! К нам в гости на занятие сегодня заглянет Петрушка (или любой другой персонаж). Она будет играть вместе с нами». Затем следует от лица персонажа поздороваться с детьми.

Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана или звуковых эффектов.

Основные «возмутители» спокойствия, для которых дисциплина в детском саду не указ — это гиперактивные дети. Они просто не могут усидеть на месте и несколько минут. Как это ни странно, но такие дети отличаются хорошей памятью на рифмы и стихи. Воспользуйтесь этим. Начните занятие с легкого стишка, вроде «Нам не надо драться, нам надо заниматься», «Один, два, три,четыре,пять. Сейчас мы будем все читать!».

Вообще, золотое правило порядка в группе — чем интереснее занятие, тем спокойнее дети. Важна мотивация. И, как говорят психологи, это не детям неинтересно, а взрослые не умеют их заинтересовать.

Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения.

Например, поиграйте в игру «Руки-ноги». По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топать. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.

Другое упражнение называется «Кто меня слышит». Воспитатель по мере проведения занятия обращается к детям с просьбами: «Кто меня слышит, хлопни один раз, или посмотри на флажок, или изобрази обезьянку». Каждый раз задания меняются. Дети, будучи заинтригованы и находясь в ожидании следующего задания, слушают воспитателя более внимательно.

У воспитателя должны быть определённые психологические установки и тогда дети почувствуют их и будут слушаться или хотя бы считаться с тем, что им говорят. Разговаривать, обращаясь к группе детей надо погромче, но желательно не кричать. Надо говорить серьёзно, чётко и уверенно.

Можно и даже нужно использовать игровые моменты. Можно сказать "Тихо! К нам на занятие пришла Лисичка! Она на Вас смотрит! ", затем от лица этой собачки поздороваться, изменив голос.

Можно для привлечения внимания детей использовать бубен, колокольчик, игрушечный барабан или ещё какую-нибудь музыкальную игрушку. Можно открыть перед детьми большую книгу, а если кто-то баловаться начинает закрыть её и сказать "Вот дети ,начали баловаться и книга от нас закрылась, сказка спряталась".

Как ни странно, игровые моменты привлекают внимание, направляют на то, чтобы дети  притихли и настроились на более спокойный лад.

Именно гиперактивные дети любят движение жизни. С ними можно использовать юлу, часы со стрелками, машинку с радиоуправлением. У гиперактивных да и просто у активных детей бывает очень хорошая память на стихи и рифмы.

Приглашайте на занятие не прозой, а стихами, говорите что-нибудь в рифму. Например, "Один, два, три, четыре, пять.. Сейчас мы будем рисовать. ", "Нам не надо драться, нам надо заниматься. ", "Мы друг другу не мешаем, мы друг другу помогаем " и так далее.

Очень хорошо использовать мяч, говорит тот, у кого мячик. Если физкультминутка, то обязательно проговариваем правила игры, не выполняешь правило, выходишь из игры и сидишь на стульчике, смотришь, иначе никак внимание не сконцентрировать. Если речь с движением, то потом спрашиваю, какие слова были на тот или иной звук. Кто назвал, тот супер молодец. Голос не повышаю, об этом предупредила сразу, спокойный голос, а затем как выполнили задание.

Удачи вам и терпения!

Приёмы, которые позволят временно снизить уровень шума в группе, помогут переключить детей на разные виды деятельности и быстро успокоить "маленьких громкоговорителей".

"Управление громкостью"
Как только уровень шума поднимается выше нужной нам отметки, говорим:
-"Внимание, внимание, нажали на свои носики, это наша кнопочка, чтобы убавить звук, поворачиваем налево, пробуем говорить. Так, так - ещё чуть-чуть! Замечательно, постарайтесь не прибавлять" .
Эта игра хорошо работает с малышами.
 Игра "Замри"
Говорим слово "Замри", а дальше включаем игру "Вы случайно здесь тишину не встречали, а здесь"? Детям игра нравится, они замирают в смешных позах. А нам обеспечено минут 20 тишины и спокойствия .
"Слушай своё дыхание".
Перед тем, как выйти из группы, например на физкультуру, на музыкальное занятие или на прогулку, мы делаем это упражнение, чтобы переключить внимание детей и успокоить их.
- "Поднимаем ручки вверх и вдыхаем носиком, а теперь долго, долго выдыхаем и слушаем своё дыхание". Это очень помогает детям сосредоточиться!
"Разговор шёпотом или волшебная сила тайны"
Попробуйте создать интригу, начинайте говорить громким шёпотом рядом с детьми: "Ребята, я вам сейчас такое расскажу! Представляете..." Дальше можно говорить всё, что угодно, внимание детей "захвачено". Дети очень любят всё загадочное.

А в Вашей практике уже есть эти приёмы для тишины в группе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Организация дисциплины в группе детского сада с помощью психологических приемов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок»  муниципального образования Тимашевский район...

Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада

Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти пра­вила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситу­аций в групп...

«Игры для формирования дисциплины в группе детского сада»

laquo;Игры для формирования дисциплины в группе детского сада»Игры, которые позволят детям освоить правила, сплотят их и научат взаимодействовать, будут способствовать развитию эмоциональной сф...

Консультация для воспитателей "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада"

Основа современного дошкольного образования — личностно ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в группе нев...

«Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада»

Затем выберите из данного списка самую трудную, на ваш взгляд, проблему, которую вы бы хотели разрешить.Вам необходимо заполнить таблицу с учетом заявленной проблемы и вписать ее в первую колонку табл...

«Методы и приемы под¬держания дисциплины в группе детского сада»

Как наладить дисциплину в группе детского сада? С проблемой непослушания и откровенного игнорирования общепринятых норм поведения детками каждый педагог сталкивается в своей жизни не раз и не два...

Консультация - практикум для педагогов "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада"

Основа современного дошкольного образования — личностно-ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в...