Коллекционирование как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Татьяна Дмитриевна Козлова
Сообщение из опыта работы. Коллекционирование как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._pisanki.docx45.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Коллекционирование как средство поликультурного воспитания детей

старшего дошкольного возраста».

        Коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

        В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность речевой деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

А что такое коллекционирование?

Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, т. е. собирание чего – либо (как правило, однородных объектов) имеющего определенную ценность.

Коллекционирование – форма работы с детьми, основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания, оформления, презентации коллекции, удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».

Мною была поставлена цель: создать условия в группе для поликультурного воспитания детей старшего  дошкольного возраста через коллекционирование.

В чем же заключается ценность коллекционирования как педагогической технологии. Что она дает детям, родителям? В чем оказывает помощь педагогам?

Для детей:

  • формирование коммуникативных навыков;
  •  приобретение опыта публичных выступлений;
  •  формирование ответственности;
  •  развитие инициативности;
  •  возможность почувствовать  себя успешным, значимым, лидером;
  •  овладение новыми способами действий;
  •  приобретение опыта коллективной деятельности;
  •  развитие вопросительности;
  •  стимул самостоятельного поиска нового.

Для педагога:

  • способ поддержки детских инициатив;
  • создание в окружении ребенка культурной речевой среды;
  • способ сплочения группы;
  • возможность организовать образовательную деятельность увлекательной для детей;
  • возможность посмотреть  на своих воспитанников  со стороны;
  • возможность  выстроить сотрудничество  с родителями.

Для родителей:

  • возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;
  • увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
  • способ участия в реализации образовательной программы.

В преддверии праздника Пасхи, было решено создать коллекцию яиц-писанок.  Процесс коллекционирования происходил в нашей группе  поэтапно: I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования (беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях).  II этап — получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания;  собирается материал для коллекции;  принимаются  правила, по формированию у детей бережного отношения к коллекции;  предметы коллекции включаются в проведение образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации.  III этап – организуются выставки, презентации, творческие работы.

Работа началась с ознакомления детей и родителей с предметом коллекционирования. Писанка - это неповторимый экспонат народного творчества, это символ Вселенной.  Изготовление Писанок связано с дохристианским обычаем встречать весну - пробуждение земли - с началом сельскохозяйственных работ, а позднее и с Празднованием Пасхи.

Писанка считается символом жизни, солнца, бессмертия, любви и красоты, весеннего возрождения, добра, счастья... Она несет глубокий смысл: её дарят в знак примирения, с пожеланиями здоровья, красоты и силы, используют как оберег (талисман) от бед и стихий, для лечения разных недугов в целительстве.

Её вручают на Пасху, как знак уважения, симпатии и радости со словами «Христос Воскрес!».Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону.

Дарением писанки скреплялось родство. Через писанку шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению.

Продавать писанку – непростительный грех, даровать – значило честь оказывать.

В настоящее время данное искусство не так популярно и распространено в народе. Писанка  сейчас такое искусство, о котором многим не известно  и позабыто. А ведь раньше она играла важное значение в культуре народа, укрепляла  и олицетворяла семейные ценности.

К данному искусству относились с должным уважением, создавались определенные правила по росписи, дарению писанок.
Писанка – это некий национальный символ нашей культуры, страны, державы. И в настоящее время как никогда необходимо обратить внимание на данный вид искусство, в значении которого заложен огромный патриотический и национальный смысл.

         Для правильного хранения экспонатов, в групповой комнате был создан мини – музей, в котором  я организую, различные формы работы с детьми (групповую (фронтальную);  подгрупповую (небольшими группами по интересам);  индивидуальную), направленные на развитие их активности и самостоятельности.

В процессе игры с материалами коллекций  дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах объектов, делать логические выводы и умозаключения.

 Считаю, что прежде чем начать работу по созданию той или иной коллекции, взрослый должен сам увлечься этой идеей, а потом заинтересовать детей.

 Можно наблюдать, что совпадение интересов детей влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.  

     Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и  в то же время серьезное и кропотливое, им были предложены  консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.

  Вскоре и   родители стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекции.

У нас в детском саду прошла «Встреча коллекционеров», где  ребята  с большим интересом  представляли коллекции групп.  Был организован  просмотр коллекций в каждой группе.  Показывая свою коллекцию друзьям,  дети, обменивались с ними интересным экспонатами,  общались. Они пришли с выставки, воодушевленные новыми идеями и бурно обсуждали увиденное.

 В процессе коллекционирования у детей развились такие ключевые компетентности:

Коммуникативная: дети научились задавать познавательные вопросы, аргументировать свою точку зрения, готовить доклады, придумывать загадки, сказки.

Социальная: взаимодействовать друг с другом.

Информационная: получать информацию из разных источников и делиться ею.

Деятельностная: подбирать материалы, инструменты для создания продукта.

Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность. Эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним.

И важно использование в свободной самостоятельной деятельности. Поэтому именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим с детьми увлечением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностейне передаются по наследству, в каждом поколении их надовоспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большу...

Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись,  игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

laquo;ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕМ,ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ»              П.Ф. ЛЕСГАФТ...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИГРУШКАМИ НАРОДОВ МИРА КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В обобщенном педагогическом опыте работы излагается оснавная суть проблемы поликультруного образования детей дошкольного возраста. И одним из таки средств выступает игрушка той или иной этнической гру...

«Музыка как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста «НРАВ» (Народы России активны и вместе)

Методическая разработка «Музыка как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста «НРАВ» (Народы России активны и вместе)  представляет собой поэт...

«Коллекционирование как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста».

«Коллекционирование как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста». ...

Проект Мини-музей “Куклы в национальных костюмах народов России” как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса ккультуре разных народов через знакомство с национальнымикостюмами, традициями разных народов. Создать экспериментальный мини-музей в ...