Перспективное план по региональному компоненту "Родники Дона" подготовительная к школе группа
материал (подготовительная группа)

Деркачева Татьяна Николаевна

Реализация регионального компонента в подготовительной группе осуществляется с учетом природных, климатических и национально-культурных традиций Донского края, включающей следующие компоненты:

  • познавательный компонент – информационная база, все, что составляет содержание истории, культуры, традиций Донского края;
  • эмоционально-нравственный компонент – это эмоционально-чувственная сторона личности, связанная с её ценностями, идеалами, мотивами, желаниями, стремлением к саморазвитию, самореализации;
  • эстетический компонент- эмоциональное восприятие объектов культуры, мира живой и неживой природы Донского края;
  • поведенческий компонент – это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных поступках, поведении, отношении.

Содержание регионального компонента обеспечивается региональной программой «Родники Дона»  Р.М. Чумичевой, О.Л. Ведмедь

Цель программы: развития у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края, зарождение личностных смыслов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

образовательной области

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие» 

(Региональный компонент)

в подготовительной  группе

Пособие:

«Ценностно – смысловое развитие дошкольников «Родники Дона»» 1, (на материале истории и культуры Донского края)

Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина,

Ростов-на-Дону - 2005г.

«Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона»» 2, Р.М. Чумичева, О.Л .Ведмедь, Н.А. Платохина, Ростов-на-Дону - 2005г.

Неделя/

дата

Тема  занятия

Литература

С Е Н Т Я Б Р Ь

I

(01 – 03)

Диагностика.

II

 (06 – 10)

Диагностика.

III

(13 – 17)

Диагностика.

«Здравствуй, сказка Тихого Дона!»

Знакомство с волшебными народными сказками.

Чтение  П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

Методическое обеспечение к региональной программе

«Родники Дона»  1,

стр. 253

«Родники Дона»  2,

стр. 36

IV

 (20 – 24)

Наш поселок.

Беседа : «Путешествуем по родному посеку». Закрепить знания о достопримечательностях нашего города.

Просмотр презентации: «МОЙ КРАЙ».

Дидактическая игра: «Подумай и расскажи» (фотографии родного края).

Рисование «Мой любимый уголок земли».

Конспект занятия, Презентация

О К Т Я Б Р Ь

II

 (11 – 15)

«Под покровом пресвятой богородицы»

Экскурсия: «Как мы следы осени искали».

«Покрова на Дону». Народные праздники.

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника «Покрова Пресвятой Богородицы», с русской традицией – ярмаркой.

Разучивание песен, попевок, переплясов.  

Участие в праздничном мероприятии (по сценарию)                                                                

Рисование «Осень на Дону».

Методическое обеспечение к региональной программе

 «Родники Дона»  2,

стр. 145

IV

(25 – 29)

«Как у нас было на Дону»

Познакомить с памятниками архитектуры:

«Жемчужина оборонительного зодчества – город Танаис»

 «Азовский оборонительный комплекс – на защите Донских рубежей»

Методическое обеспечение к региональной программе

 «Родники Дона»  1,

стр. 267

«Родники Дона»  2,

стр. 166

Н О Я Б Р Ь

I  

(01 – 05)

Одежда казаков.

«Сундучок тетушки Аксиньи»

Познавательная беседа «Особенности донской одежды, или как Аксинья наряды шила». «О чём рассказала казачья форма или как Григорий обнову справлял»

 Дидактическая игра: «Ателье»

Цель: расширить знания детей о казачьей одежде, ее украшении и разнообразии, закрепить умение вырезывать одежду из сложенного вдвое листа бумаги, раскрашивать в казачьем стиле.

Разучивание хороводной игры «Дон Иванович». 

Методическое обеспечение к региональной программе

«Родники Дона»  1,

стр.  .253

III

 (15 – 19)

Знакомство с картами. Карта Ростовской области. Флаги-знамена.

«На казачьем кругу»

Рассматривание карт России, Ростовской области.

Цель: - познакомить детей с картой Ростовской области, с крупными городами и ее природными богатствами;

Беседа: Знакомство с флагами России, Ростовской области, Всевеликого Войска Донского. (рассматривание иллюстраций герба, флага, печатей войска Донского).

Самое большое богатство края – его народ. Значение заповедей казака как основы жизни.

Методическое обеспечение к региональной программе

«Родники Дона»  2,

стр. 152, 153, 162

ДЕКАБРЬ

II  

(06 – 10)

«Гордость донской земли»  А.П. Чехов

 М.А. Шолохов»

Знакомство с биографией и творчеством писателей.

Чтение: 

М.А. Шолохов «Жеребенок» (стр.85),  

«Нахаленок» (стр. 91);

А.П. Чехов «Каштанка» (стр. 83)

Методическое обеспечение к региональной программе

«Родники Дона»  1,

стр. 260

«Родники Дона»  2,

стр. 169

IV

 (20 – 24)

Казачьи городки.

Беседа: Первые казачьи городки. Жилище казака.

Цель: продолжать знакомить детей с жилищем русских людей в старину; обогащать словарный запас детей названием предметов казачьего быта; воспитывать бережное отношение к традициям предков.                                                                                                  

Видеоклип «Убранство куреня»

Конструирование. "Что нам стоит дом построить" Закреплять умение анализировать сходные объекты (выделять в них общее и различное) и на этой основе формировать обобщенные представления о них: правильно употреблять такие слова как длинный, высокий, задняя, передняя, боковая стенки. Формировать умение делать двойное перекрытие. При строительстве использовать разные конструктивные детали.                                                        

Аппликация: «Рушник».                                                                                

Цель: познакомить детей с творчеством казачек, значением рушника в казачьей семье (на него ставили хлеб-соль, украшали вышивками, ажурными узорами, плели бахрому), показать способы изготовления рушника из цветной бумаги, вырезывания узора из бумаги, сложенной гармошкой, наклеивания орнамента на края рушника. Развивать умение дополнять работу элементами узора, бахромой.                                                                                           Подвижные казачьи игры.

Методическое обеспечение к региональной программе

 «Родники Дона»  1,  стр. 246

«Родники Дона»  2,

стр.

ЯНВАРЬ

I

(03 – 07)

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ

III

 (17 – 21)

Посуда на столе казака

«Семикаракорская посуда»

Познакомить Семикаракорским промыслом, технологией его  производства.

Познакомить с особенностями  Семикаракорской росписи;

Развивать умение расписывать посуду по  Семикаракорским традициям.

Воспитывать чувство прекрасного и гордость за своих земляков.

Методическое обеспечение к региональной программе

 «Родники Дона»  1,

стр. 255

«Родники Дона»  2,

стр. 172

ФЕВРАЛЬ

I

(31.01 – 04.02)

«Воины лихие — казаки удалые»

Откуда пошли «казаки» - вольный  народ. Знакомство с окружением казаков

Цель: формировать нравственно-патриотические чувства и духовность у дошкольников.

Казачьи традиции воспитания мальчика –казака.

Методическое обеспечение к региональной программе

«Родники Дона»  1,

стр. 248

«Родники Дона»  2,

стр. 137

III

 (14 – 18)

«Масленица»

Беседа: «Празднование Масленицы у казаков». О традиции выпекать блины.

Методическое обеспечение к региональной программе

 «Родники Дона»  1,

стр. 274

«Родники Дона»  2,

стр. 178

II  

 (07 – 11)

«Как у нас – то было на тихом Дону»

«Живет в народе песня»

Цель: познакомить детей с историей рождения казачьей песни, дать понятие как деятельность донских казаков пересекается с казачьей песней, текстом и мелодией. Развивать интерес к изучению истории своих предков, воспитывать гордость за свое происхождение.

Прослушивание казачьих народных песен и разучивание одной из них.                                                                                                                               Музыкальное развлечение «Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать».                                                                                                                Цель: познакомить детей с особенностями казачьей песни, учить отличать ее от других песен; воспитывать любовь к народному творчеству.

Методическое обеспечение к региональной программе

 «Родники Дона»  1,

стр. 252

«Родники Дона»  2,

стр.  127, 157

V

(28.03 – 01.04)

Города Ростовской области.

«Столица области Войска Донского – город Новочеркасск.

Беседа: «Город крепость - Старочеркасск».                                                                

Цель: познакомить детей с городом и его достопримечательностями, воспитывать чувство любви и патриотизма.                                                                                  

Презентация

Слушание песен о Донских городах.

Методическое обеспечение к региональной программе

 «Родники Дона»  1,

стр. 268

«Родники Дона»  2,

стр. 133

А П Р Е Л Ь

II

 (11 – 15)

«Пасхальные забавы»

Беседа о празднике.

Цель: познакомить детей с самым ярким праздником весеннего цикла – пасхой, ее ритуалами и традициями.  Знакомство с «пасхальными» закличками.                                                                                          

Разучивание хоровода «Птички-синички».                                                                         Знакомство с пасхальными играми (катание крашеных яиц). 

Рисование «пасхальных куличей».                                                                                     Изготовление «писанок» (роспись пасхальных яиц).

Методическое обеспечение к региональной программе

«Родники Дона»  1,

стр. 109

«Родники Дона»  2,

стр. 180

IV

 (25 – 29)

МАЙ

I

 (3-7)

Животные Дона

Презентация :«Животные в степи: хищники и травоядные.                    

   Цель: дать понятие «хищник» и «травоядное». Познакомить с особенностями внешнего строения и поведения хищных и травоядных животных, содействовать расширению представления детей о взаимосвязях в природе, познакомить с цепями питания.

Рассматривание карты животного мира Донского края,

Дидактическая игра «Кто где живёт».

Фермерство на Дону.                                                                                      

Цель: познакомить детей с содержанием донской казачьей усадьбы, с трудовой деятельностью казаков по содержанию домашних животных и уходу за ними. Дать понятие «фермерское хозяйство». Воспитывать уважение к людям труда.

Интернет ресурсы

Энциклопедии

IV

(24-28)

Птицы Дона

Беседа о многообразии птиц нашего края.

Презентация 

Наблюдение за птицами участка.

Рассматривание птиц участка.

Слушание голосов птиц.  

Рисование птиц.

Стихи и загадки о птицах.                                                                                                                

Знакомство с приметами о птицах, с обычаем отпускать птиц на волю.                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Казачьи подвижные игры.

Интернет ресурсы

Энциклопедии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе

Этот материал можно использовать для планирования образовательной деятельности в старшей группе...

Перспективный план по региональному компоненту в средней группе

Знакомство детей с родной культурой начинается с детского сада. Не зря говорят,- " Кто не помнит истории, тот не сможет построить будущее". предлагаю Вашему вниманию перспективный план по региональном...

Перспективный план по региональному компоненту в подготовительной группе.

Ознакомление детей подготовительной группы с родным краем...

Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе

Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе...

Перспективный план по региональному компоненту В логопедической группе

По программе Е.С.Бабуновой «Наш дом - Южный Урал»....

Перспективный план по региональному компоненту в разновозрастной группе

Перспективный план по региональному компоненту поможет воспитателям разновозрастных групп. У нас в ДОУ каждая пятая неделя - неделя с использованием регионального компонента...