Конспект Нод «Путешествие во времени»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Елена Анатольевна Чепелева

Создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей культуры русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx799.64 КБ

Предварительный просмотр:

https://storage.needpix.com/rsynced_images/candle-1260530_1280.pngМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Номинация: Познавательное развитие

         

Конспект НОД

для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие

во

времени»

                                                      Воспитатель ВКК

                                                  МКДОУ №1 «Ручеек»

                    Чепелева Елена

                       Анатольевна

.

г. Барабинск

(Слайд №1)

Цель: Создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей культуры русского народа .

Задачи (в соответствии с возрастными особенностями)

Общеобразовательные:

- продолжать формировать представления о традиционном убранстве русской избы, предметах быта, некоторых семейных традициях в русских семья;

- продолжать знакомить с русским фольклором;

- обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к историческому прошлому русского народа;

- продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;

- развивать умение поддерживать беседу.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории, традициям, народной культуре.  

Методические приёмы: словесный (беседа, рассказы детей, обсуждение ситуаций, пословиц, отгадывание загадок), наглядный (видеоматериал), практический, игровой.

Материалы и оборудование: ИКТ, баннер с изображением русской избы, 2 осветительных прибора (свеча и настольная лампа), карточки для практического задания с картинками, предметы русской избы, речка (ткань), деревянный мостик, деревянные лавки, стол

Ход НОД:

Непосредственно образовательная деятельность   проходит в музыкальном зале, украшенном под старинную избу. В зал входят дети, здороваются с гостями.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Анатольевна. Посмотрите, как много гостей к нам пришло. Поздороваемся с ними.

Собирайтесь дети в круг, 
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Звучит музыка Кощея со словами  (Слайд №2)

Кощей: Я, Кощей, из  Царства сказок узнал, что современные дети совсем ничего не знают об истории, традициях и жизни ваших предков. Поэтому я решил уничтожить всё, что напоминало бы о давнем прошлом русского народа. Своё решение я изменю лишь в том случае, если в современном мире найдутся дети, которые интересуются и знают историю своего народа.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужно ли нам знать о том, как жили раньше русские люди? (рассуждения детей)

- Что мы с вами можем сделать, чтобы помешать Кощею? (мы можем рассказать о том, как жили русские люди в старину)

-Для того, чтобы это узнал и услышал Кощей, где мы должны с вами оказаться? (в прошлом)

- Правильно, для этого предлагаю отправиться в путешествие и заглянуть в старину  древнюю, старину русскую. Вы согласны?

- Ребята, в каком веке мы живём?  (в 21 веке).

- Перед вами река времени, теперь давайте подумаем, как мы сможем попасть на ту сторону, чтобы оказаться в прошлом? А, если, мы пойдём пешком? ответы детей)

Воспитатель: Сделать это мы можем, пройдя через речку по «волшебному мосточку». Посмотрите, перед ним стоят два осветительных прибора. Выберите из них тот, который люди использовали раньше на Руси. Почему выбрали этот? (Для одного нужно питание, для другого только огонь. Что нужно сделать, чтобы свеча (лампа)  горела?)

(стоят предметы настольная лампа, свеча в  стеклянном фонарике).

Воспитатель: Молодцы! Эта свеча будет нам указывать время пребывания в прошлом. Пока она горит, мы будем в прошлом, как только она потухнет, значит, пора возвращаться назад, в наше время  (дети проходят под музыку по  мостику Слайд №3).

Звучит русская народная музыка  (Слайд №4)

Воспитатель: Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…

Воспитатель: Как вы думаете, а почему Русь называют деревянной? (Слайд №5)

(Ответы детей: - люди на Руси строили себе жилища из деревьев, потому что в таком доме очень тепло и уютно)

 Воспитатель:  Как называли такие деревянные дома?

(Ответы детей: такие дома называли избами)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и русская изба нас встречает. Кто знает, как раньше  хозяева гостей в дом приглашали?

Ребёнок: Проходите, девицы красные, молодцы добрые, милости просим! Гость во двор - хозяину радость. Будьте как дома, присаживайтесь! (Слайд №6)

Воспитатель: Посмотрите, комната в избе обставлена вся старинными предметами быта. Из чего здесь всё сделано?  

 (Ответы детей: В избе все было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Дерево одно из самых любимых материалов народных мастеров.  Даже  игрушки  детям  делали из дерева).    

Дети любуются старинным убранством  и  садятся на лавки

 Воспитатель: Для того  чтобы вспомнить названия этих старинных вещей, предлагаю отгадать   загадки.

 - Дрова кушает, зубов не имеет.

Теплом своим весь дом  греет.  (Печь)   (Слайд №7)

- Правильно, ребята. Самое   главное в русской избе – это печь. Как вы думаете  почему? (ответы детей: на улице мороз, а возле печки тепло; на печке спали дети и старые люди; в печке готовили вкусную еду).

- Как раньше говорили о печи? («Печь нам – мать родная», «Что в печи, - на стол мечи»)

- В какой сказке встречается печь? (Ответ: «Колобок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью»).

- Слушайте следующие загадки:  (Слайд №7)

-- Чем на Руси щи хлебали?  (Деревянная ложка)

- Стоит толстячок, блестящий бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (Самовар)

 - Он по горнице гуляет,  пыль и мусор собирает  (Веник)

- В печи стоит, закрытый крышкой.  Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой. Щи варит в печке …(Чугунок).

Воспитатель: А остальные предметы вам знакомы?

- Однорук, зато рогат, он в избе первейший хват,
Ухватил горшок, да в печку. Вот ухватистый …(Ухват)

- Меж гор железная нога сгребает жар для пирога  (Кочерга)

- Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой (Сито)

(Слайд №8).

Воспитатель: А еще в избе всегда был рукомойник, где мыли руки, а сейчас как он называется? Утирки, которыми вытирали руки,  ушат для воды.

(Слайд №9)

Когда на улице становилось темно, изба освещалась лучинами – тонкими деревянными щепками, которые вставлялись в специальные приспособления – светцы.  

Воспитатель: А вы знаете, как люди отдыхали? (Ответы детей)    (Слайд №10)

Воспитатель: В старину тёмными зимними вечерами собирались люди в большой избе после трудового дня и устраивали – посиделки, пели, водили хороводы, рассказывали сказки, вышивали, плели лапти и корзины, играли в разные игры.  (Слайд 11)

Воспитатель: Ребята, вы знаете русскую хороводную игру «Солнце»  

Хотите, я вас научу в неё играть? (Объясняю правила игры. По считалке выбирается  водящий – «солнце»).

Игра «Солнце»  (на голове ребёнка маска солнца, он стоит  в кругу, дети водят хоровод вокруг него под музыку)

Гори, солнце,  ярче -  летом будет жарче,

А зима теплее,  (Дети сходятся в круг)

А весна милее.   (Дети отходят, расширяя круг).

На  слово «Горю», «Солнце» догоняет детей.

Воспитатель: Жарко стало?  Сейчас освежимся.

Дыхательная гимнастика

Подуем на плечо, подуем на другое

Нам солнце горячо пекло дневной порой.

Подуем на живот, как трубка станет рот,

Ну, а теперь – на облака и остановимся пока.   (Слайд 12)

Воспитатель: А вы знаете, как в русских семьях общались?  

- В старину в семьях почитали,  уважали старших, во всем их слушались, не перебивали и не капризничали. Обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, ласково. Отца величали - батюшкой, мать – матушкой. Детей - сестрицей, братцем.

Воспитатель: Вы запомнили, как величали родителей? Тогда помогите мне выполнить пальчиковое упражнение «Семья». Как будем величать папу и маму? (батюшка и матушка)

- Семьи в старину  были дружными, родственники всегда помогали друг другу, люди были хлебосольными. Гостей встречали  хлебом-солью.  Каждого прохожего приглашали в дом, кормили, успокаивали, развлекали,  если он был чем-то расстроен.  (Слайд № 13).

- Родители, дедушки и бабушки учили  детей и внуков всему, что знали и умели сами.   Дети во всем помогали родителям, трудились вместе с ними. (Слайд № 14). 

Воспитатель: Посмотрите, где – то  здесь Кощей  оставил нам конверт  с заданием (ищут). Он приготовил вам карточки и картинки к ним. Что на них нарисовано?  Какому  времени  принадлежит?  

По заданию Кощея вам нужно заполнить пустые клеточки соответствующими картинками). Звучит музыка, дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! Все хорошо потрудились! Возьмём их с собой на память о нашем путешествии.

Звучит музыка Кощея со словами.  (Слайд №15)

Голос Кощея: Я, Кощей, из Царства сказок, наблюдал за вами, всё видел и всё слышал. Вижу, не забываете вы историю русского народа. Поэтому, как и обещал, я не буду ничего уничтожать, чтобы вы свои знания сохранили, да приумножили. Прощайте!

Воспитатель: Молодцы! Не зря мы здесь оказались. Ой, посмотрите, свеча догорела. Пора нам домой возвращаться, в свой 21 век. (Переходят мостик под музыку Слайд №16)

- Ребята, что вам больше всего понравилось за  время путешествия?

 - Кому мы можем рассказать о нашем путешествии, поделиться своими  знаниями?

- Что мы можем сделать с нашими картинками? (ответы детей)

- Хотели бы вы ещё раз отправиться в такое путешествие?

- Молодцы, ребята! Напоминать о нашем путешествии вам будут эти сладкие подарки  (петушки – леденцы).  

ФОТООТЧЁТ

H:\Чепелева\DSCN2482.JPG

H:\Чепелева\DSCN2463.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие по временам года" Подготовительная группа.

Конспект занятия предназначен для закрепления материала о явлениях природы, временах года....

Конспект НОД "Путешествие во времени. Блокада Ленинграда"

Занятие посвящено блокадному городу. Содержит стихи о блокаде собственного сочиненения,  авторские наработки и подбор материала....

Конспект НОД "Путешествие во времени"

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы...

Конспект занятия "Путешествие по временам года" для второй младшей группы

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Путешествие по временам года»Цели:• Формировать начальные представления о временах года;• Познакомить детей с характерными особенностями каждого вр...

конспект НОД " Путешествие по временам года"с использованием мнемотаблиц Познавательное развитие

конспект НОД "Путешествие по временам года" с использованием мнемотаблиц Познавательное развитие...

Конспект занятия "Путешествие по временам года"

Формирование у детей интереса и ценностного отношения к своему здоровью, занятиям физической культуры....