конспект НОД " Путешествие по временам года"с использованием мнемотаблиц Познавательное развитие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Шестера Галина Юрьевна

конспект НОД "Путешествие по временам года" с использованием мнемотаблиц Познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_puteshestvie_po_vremenam_goda.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              «Путешествие по временам года»

Цель: Развивать дивергентное мышление у детей (умственную активность, наблюдательность, умение делать умозаключения)

Задачи: 1. совершенствовать умение составлять творческие рассказы.

              2.развивать умение с помощью графической аналогии рассказывать о  животных.

              3.Читая мнемотаблицы подвести детей к пониманию закономерностей окружающего мира. Воспитывать любовь к природе.

Методическое оснащение занятия: мнемотаблицы по временам года весна зима; коллаж осени. Мнемотаблицы по млекопитающему животному – медведь; стрелки, пазл восклицательного знака.

 Словарная работа: строятся клином, первоцветы, млекопитающие

Предварительная работа: заучивание стихотворений «Покормите птиц», «Зима», составление рассказов, рассматривание альбома «Времена года»

Наблюдения на прогулке. Чтение художественной литературы.

Ход   НОД

Воспитатель: Ребята сегодня я увидела необычное письмо у нас в «календаре природы»  Весна приглашает нас к себе  в гости и предлагает  собрать необычный пазл.  Отправляемся с вами  в путешествие, а   чтобы нам собраться давайте встанем в круг возьмёмся за руки и пожелаем друг другу смелости внимательности  сообразительности и удачи. А помогут нам волшебные стрелки. Отправляемся в путь  

(дети идут, подходят к осеннему коллажу: солнце, корзина с грибами, осенний пейзаж, овощи, туча с дождём, птицы улетают на юг, буква О, дерево с желтыми листьями)

Воспитатель: Ребята, куда нас привела стрелка? Посмотрите, какое время года   здесь изображено?

Дети: Осень

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети:  (предположительные ответы)

Воспитатель: А еще что здесь изображено?

Дети: Отвечают

Воспитатель: Как хорошо  подметил Ваня. А почему здесь изображены  птицы?

Дети: Потому что осенью они собираются в стаи,  строятся клином, улетают в тёплые края.

Воспитатель: Каких перелётных птиц вы знаете?

Дети: Стрижи, ласточки, грачи, журавли, лебеди, дикие гуси утки.

  Воспитатель: Правильно молодцы ребята мы попали в гости к осени. Посмотрите что  это за схема изображена    /____   ______    _______  !

Дети: Схема предложения.

Воспитатель: А что такое предложение?

Дети: Предложение это законченная мысль понятная окружающим.

Воспитатель: Придумайте предложение  об осени по этой схеме.

Дети: Как красиво осенью!

Воспитатель: Ребята, а вот и первый пазл ( достает часть пазла)

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше ведь нас ждет весна.

  (  звучит музыка, дети шагают по стрелкам, подходят к мнемотаблицы – зима: буква З, снежинки, медведь спит а берлоге спит, белка в дупле, насекомые в коре дерева, кормушка, снегирь)

Воспитатель: Ребята куда мы попали с вами? Какое время года здесь  изображено?

Дети: Зима

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Медведь спит в берлоге, белка прячется в дупле от холода.

Воспитатель: Да я с тобой согласна. А ты как думаешь?

Дети: Снежинки нарисованы, зимой часто идет снег, птицы приближаются к жилью человека.

Воспитатель: А почему здесь висят кормушки?

Дети: Люди зимой подкармливают птиц, вывешивают кормушки.

Воспитатель: Прочитаем стихотворение «Покормите птиц»

Дети:   Покормите птиц зимой

             Пусть со всех концов

             К вам слетятся, как домой

             Стайки на крыльцо.

         

             Не богаты их корма.

             Горсть зерна нужна.

             Горсть одна -

             И не страшна

             Будет им зима

               Сколько гибнет их – не счесть

               Видеть тяжело

              А ведь в нашем сердце есть

              И для птиц тепло.

Воспитатель: Сережа, а что происходит с насекомыми зимой?

Дети: Насекомые прячутся в коре деревьев.

Воспитатель: Замечательно ребята мы попали с вами в гости к зиме

                  Здесь видно как насекомые и животные ведут себя зимой.

                 Прочитаем стихотворение о зиме.

Дети: Вот ветер, тучи нагоняя

          Дохнул, завыл, - и вот сама

          Идет волшебница зима!

          Пришла, рассыпалась, клоками

          Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы,

Проказам матушки зимы.

 

Воспитатель: Ребята посмотрите, зима подарила нам ещё одну карточку –  (часть пазла)

Ой, что - то холодно совсем стало, вы не замерзли пора нам отправляться дальше в путь  

               (Звучит музыка дети подходят к мнемотаблицы – весна: солнце, ручеек, капель,  почки набухшие, бабочка, первоцветы, птицы , лес зелёный, буква В)    

Воспитатель: Ребята посмотрите, какое время года нас встречает?

Дети:  Весна.

Воспитатель: Ая думаю иначе, мне кажется это лето, потому что бабочки   летают, солнце яркое, птицы поют. Ваня,  правда,  же это лето?  

Дети: Предположительные ответы.

Воспитатель: Докажите что это весна а не лето.

Дети:  Солнце ярко свет, бегут ручьи, капает капель, на деревьях набухают почки.

Воспитатель: Значит, мы с вами действительно попали в гости к весне.  Молодцы ребята! Вспомните, что ещё может происходить весной. Давайте с вами сделаем  умное заключение.

Дети: Солнце греет больше чем зимой, таит снег, появляются проталинки и   первые цветы подснежники первоцветы.

Солнце греет сильнее, дни становятся теплее, оживают насекомые, прилетают птицы. Весной стало тепло, люди сняли зимнюю одежду.

Воспитатель: Что происходит с животными весной?

Дети: Просыпаются от зимнего  сна (барсуки, ежи, медведи), заводят  потомство.

Воспитатель: Посмотрите, кто проснулся весной

                 (показывает  мнемотаблицу – медведь)

Дети: Медведь

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о медведе?

Дети: Медведь это млекопитающее животное, у него четыре лапы, которые  помогают ему передвигаться, медведи бывают бурые коричневые и белые которые живут на севере. Летом и осенью медведь бродит по лесу,   греется на солнышке и запасается на зиму жиром, а зимой спит в берлоге. Питается медведь лесными ягодами, ловит рыбу, любит мед, ворошит муравейники.

Воспитатель: Посмотрите, что самое главное у медведя.

Дети:  Для медведя важен нюх, который помогает ему искать еду и мощные  лапы.

Воспитатель: Назовите характерные  черты медведя.

Дети: Большой, косолапый, бурый, огромный, неуклюжий, белый, коричневый, лежебока, соня, злой, голодный, сильный, сладкоежка.

Воспитатель: Нам пора отдохнуть я предлагаю сделать привал.

                     физминутка

  Воспитатель:  Мы с вами выяснили, что весной все пробуждается от сна, потому-то наступает тепло, подберите такие слова,  которые отвечают ощущениям тепла, что вам напоминает тепло,

Дети: Весна, дом, огонь, шуба, нежность, цветы, шарф и т. д.

           (с каждым  определением дети поясняют почему.  Например: дом – потому что дома нам тепло хорошо. Мы себя чувствуем спокойно).

 Воспитатель: Молодцы ребята и мы с вами получаем ещё одну карточку –       пазл, соберем все пазлы что у нас получилось?

Дети: ВЕСНА

         ( картинка девочки весны с другой стороны нарисован  восклицательный знак)

Воспитатель:  Наше путешествие подходит к концу,  я предлагаю вам  составить рассказ о весне, посмотрите на эти картинки вспомните все выражения, которые прозвучали сегодня. Не забудьте, что в рассказе должно быть начало, середина, когда что, то происходит и конец. Закончите наш рассказ предложением вот с таким знаком (показывает восклицательный знак).

                Примерный рассказ детей.

Наступила долгожданная весна, пригрело ласковое солнышко, появись проталинки, зажурчали ручейки. На березах набухли почки, на поляне появились мои первые цветы. Прилетели и защебетали птицы. Из берлоги вышел исхудавший голодный медведь. Он долго бродил по лесу в поисках еды, но ничего не нашел. Он неуклюже поплелся к реке, чтобы поймать рыбу. Когда медведь наелся. Он развалился на солнышке. Как хорошо весной!

Воспитатель: А ты  Оля, каким бы предложением закончила наш рассказ?

Дети: Как замечательно, что наступила весна!

Воспитатель: молодцы ребята вы хорошо справились со всеми заданиями.  Наше путешествие подошло  к концу,  мы побывали с вами в гостях у весны пора возвращаться домой, скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие по временам года" Подготовительная группа.

Конспект занятия предназначен для закрепления материала о явлениях природы, временах года....

Конспект занятия "Путешествие по временам года" для второй младшей группы

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Путешествие по временам года»Цели:• Формировать начальные представления о временах года;• Познакомить детей с характерными особенностями каждого вр...

Конспект занятия "Путешествие по временам года"

Формирование у детей интереса и ценностного отношения к своему здоровью, занятиям физической культуры....

Конспект НОД "Путешествие по временам года"

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие по временам года"...

Технологическая карта Интегрированного мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие по временам года» (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)

ЦельУточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связиЗадачиОбразовательные:- выявить умения:в согласовании прилагательных с существительными,различать на слух ...

Конспект занятия "Путешествие по временам года" в старшей группе компенсирующей направленности. ОО "Познавательное развитие"

Конспект занятия (технологическая карта). Закрепление знаний детей о временах года и деятельности людей в этот время....