Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Атлас профессий"
рабочая программа

Анохина Елена Валерьевна

Правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание,

так как труд всегда был основой жизни.

А.С. Макаренко

Актуальность программы продиктована потребностями детей и их родителей. Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

На Совете педагогов

МБДОУ «Детский сад №5»

Протокол № 1 от 31.08.2021г. 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ «Детский сад №5»

___________________Т.В. Мартынова

Приказ №225 от 31.08.2021г.

                                                                                                         

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-гуманитарной направленности

«Атлас профессий»

Возраст детей: 5 – 7 лет

Срок реализации: 2 года

Руководитель:

Троицк

2021

Содержание

Пояснительная записка        3

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Цели и задачи реализации Программы        5
  2. Направленность программы        5
  3. Принцип и подходы к формированию Программы        6
  4. Ожидаемые результаты        7
  5. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе        8
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Общие положения        9
  2. Описание образовательной деятельности по ранней профориентации дошкольников        9
  3. Учебный план        10
  4. Технологии реализации Программы        12
  5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников        13
  6. Взаимодействие с социальными партнерами        14
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

  1. Материально-техническое обеспечение Программы        16
  2. Методические условия методического обеспечения Программы        16

Приложение        19

Пояснительная записка

Правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание,

так как труд всегда был основой жизни.

А.С. Макаренко 

Программа по дополнительному образованию дошкольников «Атлас профессий» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами дошкольного воспитания:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155; 

 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

Требования СанПиН СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).

Актуальность программы продиктована потребностями детей и их родителей. Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Программа «Атлас профессий» построена на принципах активного обучения. В процессе реализации программы дети старшего дошкольного возраста узнают о том, что на свете есть множество профессий, но из этого множества нужно выбрать свое дело, которое бы нравилось самому и приносило радость и пользу окружающим людям. Сделать правильный выбор достаточно трудно. Чтобы не ошибиться можно попробовать несколько разных профессий.

Данная программа дает возможность старшим дошкольникам познакомиться с профессиями, освоить элементарные профессиональные действия в рамках ее образовательного цикла. Выбрать профессию, которая больше заинтересовала ребенка и продолжить изучать это профессиональное направление - овладевать знаниями и трудовыми действиями.

Каждый ребенок получит свой первый уникальный трудовой опыт, выработает первые профессиональные навыки, определится в предпочтении к определенному роду профессиональной деятельности.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи:

   Образовательные:

  • формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей; 
  • формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; 
  • формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

     Развивающие:

  • развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
  • развитие памяти, внимания, воображения;
  • расширять кругозор воспитанников.

     Воспитывающие:

  • воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда; 
  • воспитывает любознательность и сообразительность;
  • воспитывает чувство ответственности и самостоятельности.

  1. Направленность программы

Направленность программы «Атлас профессий» является модифицированной, на основе игровой развивающей программы «Мир профессий» В. П. Кондрашова:

  • по содержанию является социально-педагогической;
  • по функциональному назначению – учебно-познавательной;
  • по форме организации – групповой;
  • по времени реализации – двухгодичной.

Ключевыми компетенциями, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте являются:

Социальная компетенция – Включает способы взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты.

Коммуникативная компетенция – Это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности. Успех будет зависеть от способности ребенка мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем.

Информационная компетенция – Направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов, например, при создании образов в театрально-игровой деятельности, или в продуктивной деятельности при создании рисунков, поделок из различных материалов.

Здоровьесберегающая компетенция – Это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, физическая культура, ответственность за свое здоровье.

Когнитивная компетенция – Формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.

Эмоциональная компетенция – Это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, – это осознание чувств и эмоций других людей, – это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.

Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста в рамках раннего самоопределения и в процессе профориентации способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.

  1. Принцип и подходы к формированию Программы

За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка.

Работа осуществляется во время дополнительной образовательной деятельности.

  1. Ожидаемые результаты

Результатом реализации программы является развитие у детей:

 

5-6 лет – имеет представление о различных видах профессий; проявляет интерес к разным профессиям; выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа; имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе.

6-7 лет – имеет представление о разных профессиях; об истории возникновения и развития данных профессии; знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда; соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; использует предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр.

 

  1. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.  Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО.

Первичную педагогическую диагностику рекомендуется проводить в середине — конце сентября, так как в начале сентября у некоторых детей еще проходит адаптация к новым условиям детского сада (например, к смене помещения группы), и не все дети еще начинают посещать детский сад после летних отпусков.

Итоговую педагогическую диагностику рекомендуется проводить в мае, в связи с тем, что большинство занятий носит характер закрепления полученных представлений и умений у детей. В середине учебного года (февраль) можно провести экспресс-диагностику (используя некоторые задания контрольной диагностики) с целью определения эффективности уже проведенной работы и определения перспективы дальнейшей работы.

Основные диагностические методы: наблюдение; проблемная (диагностическая) ситуация; беседа. 

Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая. 

Педагогическая диагностика сформированности представлений детей о профессиональной деятельности взрослых представлена в приложении 1.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Общие положения

Актуальность составления данной программы вытекает из потребностей современного общества. Актуальность определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются:

  • научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых;
  • потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно- обоснованной педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач и преемственность дошкольного и общего образования в части профессиональных ориентировок детей;
  • необходимость более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника.

  1. Описание образовательной деятельности по ранней профориентации дошкольников

Методической основой по формированию у детей представлений о труде взрослых и профессиях является Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №5», разработанная в соответствии с ФГОС ДО и с учетом комплексной программы: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 352 с. и парциальной программы: Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 255 с.

Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются:

1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);

2) в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений.

       Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению:

  • ознакомление детей с трудом взрослых;
  • непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности.

     

  1.  Учебный план

по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых

Образовательные ситуации группируются с учетом тем недели, профессиональных праздников, времени года и сезонного труда взрослых. В комплексно-тематический план могут быть введены разнообразные педагогические мероприятия с детьми дошкольного возраста, отражающие новые социально-экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики.

Включение образовательного материала о профессиях взрослых

в календарь тематических недель

Месяц

Тема

Ознакомление с профессией взрослых

Октябрь

Диагностика

-

 «Мой город»

«Моя страна»

«Моя планета»

Профессии, представленные в семьях воспитанников: металлург, инженер, шахтер, машиностроитель, строитель,

Архитектор, библиотекарь и др.

Профессии, представленные в уральском регионе (металлург, инженер, шахтер, строитель, машиностроитель, и др.)

Космический архитектор

«Урожай»

Овощевод, растениевод, тракторист,

комбайнер

«Краски осени»

Фермер, художник

Ноябрь

«Животный мир» (+птицы, насекомые)

Зоотехник, ветеринар, дрессировщик,

работник зоопарка, егерь

«Я - человек»

Дизайнер прически, модельер,

косметолог

«Народная культура и традиции»

Мастер каслинского литья: формовщик, литейщик, чеканщик.

Мастер Златоустовской гравюры: гравёр

Мастер камнерезного искусства: ювелир

«Наш быт»

Дизайнер интерьера, повар, швея

Декабрь

«Дружба», «День народного единства» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

Менеджер по туризму, экскурсовод

«Транспорт»

Водитель, машинист, летчик, автомеханик

«Здоровей-ка»

Врач, медицинская сестра,  санитар

«Кто как готовится к зиме»

Садовод, лесник,  зоотехник

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Скульптор, дизайнер ландшафта

Январь

«Новогодний

калейдоскоп»

Артист театра,  артист цирка, эстрады

«В гостях у сказки»

Артист кино

«Город мастеров»

Инженер-конструктор, робототехник,

автомеханик, машиностроитель, шахтер, архитектор, экономист, пекарь, оператор почты, металлург

Февраль

«Маленькие исследователи»

Научный работник, химик, физик,

инженер-конструктор, биолог,

инженер-испытатель

«Моя семья»

Профессии, династии, представленные в семьях воспитанников

«Наши защитники»

Военный: моряк, пехотинец, летчик, радист

«Этикет»

Работники детского кафе: администратор, кондитер, повар, официант, аниматор

Март

«Женский день»

Профессии матерей и бабушек воспитанников

«Азбука

безопасности»

Работник ГАИ, полицейский, пожарный

«Миром правит доброта»

Социальный работник

«Весна шагает по планете»

Дизайнер ландшафта, дворник

«Быть здоровыми хотим»

Спортсмен, тренер

Апрель

«День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

Клоун, дрессировщик, гимнаст, гримёр,

художник по костюму, декоратор

Космос», «Приведем в порядок планету»

«Встречаем птиц»

Ветеринар

«Волшебница вода»

Биолог

Май

«Праздник весны и труда»

Фестиваль профессий. Профессии, династии, представленные в семьях воспитанников

«День победы»

Военный

«Мир природы»

Агроном, фермер, лесовод, садовод,

полевод, пчеловод, животновод

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональный компонент. Поэтому в Календарь включено ознакомление с профессиями Уральского региона.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации основывается на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивается системно.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

– словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

– наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

– практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

– игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям:

– приближение детей к труду взрослых;

– приближение работы взрослых к детям;

– совместная деятельность детей и взрослых.

  1.  Технологии   реализации Программы

1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова). Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

4. Образовательная квест-технология. Квест (от англ. Quest – «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета игры, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

5. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

6. Одним из, новых подходов при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является промышленный туризм. Промышленной туризм – это организация экскурсии на действующие промышленные предприятия.

7. Информационно - коммуникативные технологии. Информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, виртуальных экскурсий, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Формы работы с родителями

вC:\Users\Пользователь\Desktop\2.png

  1.  Взаимодействие с социальными партнерами

Социальное партнерство – взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Достичь положительных результатов по воспитанию детей дошкольного возраста было бы невозможно без активного взаимодействия Учреждения с социумом.

Группы общественности, с которыми работает МБДОУ «Детский сад №5», представлены:

– внутренней общественностью: воспитанники, педагоги, узкие специалисты, сотрудники, руководитель Учреждения;

– внутренне-внешней общественностью: родители детей, посещающих Учреждение, учредители;

– внешнюю общественность: другие ДОО, социальные институты (школа, музей и др.), органы муниципальной власти, предприятия, организации города.

Целью связей с внешней общественностью является развитие новых функциональных связей между организациями, социальными партнерами с целью повышения уровня образовательной деятельности Учреждения по профориентации воспитанников.

Название организации

Цель

Мероприятия

МБОУ «СОШ №39»

Осуществление преемственности, знакомство с профессией учителя

Взаимопосещения педагогических мероприятий педагогами, совместные развлечения детей, экскурсии в школу.

Детская библиотека

Знакомство с профессией библиотекаря

Расширение образовательного пространства: тематические мероприятия для дошкольников,  обмен книг.

Дом культуры им А.В. Луначарского

Знакомство с деятельностью дому культуры, профессиями танцевального и театрального искусства

Посещение дошкольниками детских спектаклей, участие в конкурсах и театральном фестивале.

МОУ ДОД «Детская школа искусств»

Знакомство с профессией музыканта

Организация выступлений в детском саду детей, посещающих школу.

Детская поликлиника

Расширение знаний о профессии врача, медсестры

Осмотр детей узкими специалистами, педиатром перед вакцинацией

ООО «РостФрост»

Знакомство с профессиями пищевой промышленности

Экскурсии на предприятие

ГИБДД

Знакомство с профессией инспектора

Организация мероприятий по обучению детей ПДД с участием инспекторов ГИБДД, участие в городских акциях

Городская пожарная часть

Знакомство с профессией пожарного

Экскурсии

Почта

Знакомство с профессиями почты

Экскурсии

Ателье

Знакомство с профессией закройщика, швеи

Экскурсии

Магазин мебели

Знакомство с профессией сборщика мебели

Экскурсии

Салон красоты

Знакомство с профессией косметолога

Экскурсии

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

  1. Материально-техническое обеспечение Программы

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» оснащено всем необходимым для полноценного функционирования и развития. Материально-техническая база соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Бытовые условия соответствуют нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в целях ранней профориентации подразумевает:

- подбор художественной литературы, пословиц, поговорок о труде, загадок, стихов, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии»;

- подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

- подбор дидактических игр;

- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов;

- выпуск настенной газеты, оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей», материалы для сюжетно - ролевых игр.

  1. Методические условия методического обеспечения Программы

       Обеспеченность методическими и наглядными материалами в соответствии с учебно-методическим комплектом к программе «От рождения до школы». Основной образовательной программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

         

Перечень программ, технологий и наглядных пособий, используемых

в образовательной деятельности  при ознакомлении дошкольников

с профессиональной деятельностью взрослых

  1. Азбука профессий. Южный Урал: [учебное наглядное пособие/ сост. Н. Андреева, Е. Селиванова]. – Челябинск: Администрация Губернатора Челябинской области: Форт Диалог-Исеть, 2014. – 40 с.: ил.
  2. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Вохринцев С. Демонстрационный материал для педагогов и родителей. АРМИЯ РОССИИ. Надежный щит Родины. – Издательство «Страна Фантазий», 2009.
  4. Вохринцев С. Демонстрационный материал для педагогов и родителей. АРМИЯ РОССИИ. Военно-воздушные силы. – Издательство «Страна Фантазий», 2009.
  5.  Вохринцев С. Демонстрационный материал для педагогов и родителей. АРМИЯ РОССИИ. Военно-морской флот. – Издательство «Страна Фантазий», 2009.
  6.  Вохринцев С. Армия России. Военно-морской флот. Методическое пособие с дидактическим материалом. –  Издательство «Страна Фантазий», 2012.
  7. Все работы хороши. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. Уч.-нагл. пос./ Худ. В.М. Каратай. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 8 картин.
  8. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы/Авт.-сост. Т.А. Шорыгина, сост. М.Ю. Парамонова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя) (3).
  9. Жизнь и труд людей на Южном Урале: иллюстрированное приложение к программно-методическому комплексу  Наш дом – Южный Урал: – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 100 с.
  10. Какие бывают театры: Для занятий с детьми 5-7 лет / Авт.-сост. А.Г. Распопов. – М.: Школьная Пресса, 2011. – 36 с.: цв. илл. + вкл. / Серия «Познание окружающего мира». – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 225).
  11. Нищева Н.В. Кем быть? Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию: Уч.- нагл. пос. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  12. Нищева Н.В. Мамы всякие нужны. Детям о профессии. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию: Уч.- нагл. пос. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  13. Приобщение дошкольников к труду. Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ. – Авт.-сост.: Бондаренко Т.М., Воронеж: ООО «Метода», 2014. – 208 с.
  14. Профессии. Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  15. Расскажите детям о рабочих инструментах. Наглядно-дидактическое пособие:  Карточки для занятий в детском саду и дома. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.
  16. Шорыгина, Т.А.Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шрорыгина. М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 96 с. – (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).

Приложение 1

Педагогическая диагностика сформированности представлений детей
о профессиональной деятельности взрослых

 В результате реализации предложенного комплексно-тематического планирования дети подготовительной группы могут познакомиться с 50 профессиями, распространенными в уральском регионе. Они могут рассуждать о содержании деятельности их представителей, иметь представления о профессиональной этике представителей большинства из названных профессий, ориентироваться в их взаимосвязях и т. д., выражать предпочтение определенной группе профессий или конкретной профессии. Результаты наблюдений за детьми анализируются, на основе данных наблюдений проектируется дальнейшая развивающая работа с детьми.

В многочисленных исследованиях по дошкольной педагогике разработаны разнообразные методики выявления знаний детей о труде взрослых (В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, С. Ф. Сударчикова, В. П. Кондрашов, Н. М. Крылова и др.). Для выявления уровней сформированности представлений о профессиях используются разные методы исследования (беседы, анализ продуктов деятельности, наблюдение, диагностические задания).

В данных методических рекомендациях предлагается педагогическая диагностика сформированности представлений детей о профессиях взрослых, с учетом ориентировки развития промышленного сектора экономики, формулировки образовательных задач и отбора содержания образования.

В младшей группе проводится индивидуальная беседа с ребенком с использованием иллюстративного материала. Педагог определяет, различает ли ребенок трудовые и нетрудовые процессы, производственный или бытовой труд, видит ли направленность конкретных трудовых процессов на результат, выделяет ли компоненты простейших трудовых процессов (цель, мотив труда, предмет труда, инструменты, трудовые действия, результат труда).

Вопросы к детям:

  • Отбери картинки, где человек работает, трудится.
  • Расскажи, как папа, (мама) трудятся дома? Что делают?
  • Какие инструменты, предметы нужны для работы? Что делают сначала, что потом? Что получилось? Для чего сделали?

В средней группе важно выяснить, понимает ли дети общественную значимость труда, знают ли названия профессий, трудовые процессы, выполняемые людьми (направленность, содержание, структура). В индивидуальной беседе с ребенком целесообразно показать иллюстрации с изображением профессиональной деятельности взрослых, задать следующие вопросы:

  • Кем работают эти люди, кто они по профессии? Как ты догадался?
  • Что делают? Предложить рассказать о любом трудовом процессе.
  • Зачем нужна профессия?

В старших группах необходимо выяснить, осознают ли дети общественную значимость труда людей разных профессий (инженера, строителя, шахтера, работника транспорта, сельского хозяйства, дизайнера, художника, гравера и т. д.) и взаимосвязи различных видов труда; сформировано ли обобщенное представление о роли техники в груде (ускорение процесса получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда человека), обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязей между компонентами трудового процесса.

Используя наборы иллюстраций о труде взрослых, воспитатель проводит индивидуальную беседу с ребенком по следующим вопросам:

  • Люди, каких профессий работают на стройке? Расскажи, что делает каменщик (плотник, маляр)?
  • Почему на стройке много строителей?
  • Какие машины нужны на стройке? Зачем они нужны?
  • Откуда, хлеб в городе? Расскажи, где его выращивают?
  • Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб?
  • Откуда фермеры получают машины?
  • Зачем люди работают в городе и в деревне?
  • Для чего все люди работают?
  • Что будет, если люди перестанут работать?

Индивидуальная карта развития представлений
у детей дошкольного возраста о профессиях взрослых

п/п

Программное содержание

Имя

ребенка

5-6 лет

1.

Знает о разных профессиях, в том числе связанных со спецификой родного города

2.

Организует игры на профессиональные сюжеты

3.

Имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд

4.

Способен импровизировать в игре с сюжетом, отражающим профессиональные действия взрослых

5.

Бережно относится к тому, что сделано руками человека

6-7 лет

1.

Самостоятельно отбирает или придумывает сюжеты игр, отражающих профессиональную деятельность людей, придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации

2.

Выделяет общественную значимость труда людей разных профессий (инженера- конструктора, строителя, шахтера, металлурга, агронома, дизайнера, архитектора, художника, гравёра и т. д.)

3.

Находит новую трактовку роли и исполняет ее

4.

Может моделировать предметно-игровую среду

5.

Имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города

6.

Интересуется различными профессиями, местом работы родителей

7.

Имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимает взаимосвязи между компонентами трудового процесса

8.

Имеет представления о профессиональной этике представителей большинства профессий

9.

Выражает предпочтение определенной группе профессий или конкретной профессии

10.

Имеет представление о роли техники в труде

11.

Бережно относится к тому, что сделано руками человека

Примечание: отметка «+» или «-». Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребенком.

 Данные индивидуальной карты являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребенком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «В мире профессий»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «В мире профессий»...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста "Азбука профессий"

                Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском сад...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Я и моя профессия»

Программа «Я и моя профессия» адресована воспитанникам 6-7 лет. Рекомендуемая наполняемость групп – 10-12 человек.Данная программа нужна для тех детей, которые хотят узнать о многих ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «В мире профессий»

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир профессий"(средний возраст)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  «МИР ПРОФЕССИЙ»(средний возраст)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир профессий"(старший возраст)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир профессий"(старший возраст)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «Мир профессий» социально-гуманитарной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Актуальность данной программы обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних с...