Консультация для воспитателей дошкольных учереждений "Помощь детям в изучении правил пожарной безопасности"
консультация (младшая группа)

Маклакова Елена Васильевна

Важность изучения правил безопасности нам известна . А вот как подходить к изучению правил пожарной безопасности, в зависимости от групп детского сада, особеннности работы по этой проблеме в каждой группе можно узнать из моей консультации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. 

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. 

Что же такое пожар? Пожар – неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей.

Закон РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 декабря 1994 г. (статья 25)гласит: «Обязательное обучение детей дошкольных образовательных учреждений и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой».

В соответствии с этим в детских садах детям в самой доступной форме должны даваться первоначальные знания по пожарной безопасности.

 Необходимость этого подтверждает и печальная статистика: Ежедневно работники МЧС России получают тревожные новости о пожарах.

 Пожарная безопасность - одна из составляющих общей культуры безопасности ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе около тысячи детей. Особенно часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети дошкольного возраста. Малыши не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий.

Причиной большинства пожаров являются:

неосторожное обращение с огнем;

неосторожность при курении;

неисправность электрического оборудования;

несоблюдение правил пожарной безопасности при пользовании электрическими приборами;

неисправность печного отопления;

неосторожное (неумелое) обращение с пиротехническими изделиями.

Задача воспитателя – формировать у детей представлений о причинах пожара, об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожаравоспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуацияхформирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области основ безопасности жизнедеятельностиинформирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ; организация мониторинга качества образования по разделу «Основы безопасности жизнедеятельности»; организация работы с педагогами по распространению передового опыта. 

В дошкольном возрасте многие важнейшие жизненные познания, в том числе и элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребёнка. Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно – образовательным процессом как во время занятий, так и при проведении самостоятельной деятельности, спортивных досугов, развлечений.  

   Необходимо вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребенка. Нужно формировать у детей в дошкольном возрасте систему представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями. Необходимо сформировать понимание важности пожаробезопасного поведения.

Анализ пожарной статистики показывает, что детей младшего возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция: ребенок прячется в укромный угол вместо того, чтобы покинуть горящее помещение или позвать на помощь. Обучение детей действиям в экстремальных ситуациях –

сложный, многоплановый процесс, который не должен ограничиваться лишь подачей готовых правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса.

Многолетний опыт работы с детьми по профилактике нарушений пожарной безопасности подсказывает, что любые творческие направления - рисунок, лепка, работа с природными материалами, экскурсии, песенно-музыкальное творчество, хореография – все приносит ощутимую пользу.

Поэтому профилактика пожарной безопасности предполагает использование следующих форм работы с детьми, проводимая в игровой форме, тесно переплетающаяся с познавательным процессом:

 Вся образовательная работа в детском саду строится по трем модулям:

1. Работа с детьми.

2. Работа с педагогами.

3. Работа с родителями.

Задачи обучения детей:  показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки. Познакомить детей с профессией пожарного, раскрыть значимость труда, показать его опасность. Познакомить с литературными произведениями о пожарных. Показать детям предназначение спичек, других огнеопасных предметов в жизни человека, разъяснить их опасность в неумелых руках. Систематизировать знания детей о бытовых причинах возникновения пожаров. Познакомить детей с правилами поведения во время пожара

Воспитывать ответственность за свои поступки. Воспитывать чувство уважения к труду пожарных. Развивать чувство коллективизма, ответственности, выдержку.

Учитывая, что объем противопожарных знаний дети усвоят в  течение ряда лет, можно определить комплекс задач,  направленных на достижение поставленной цели - формирование  целостного  представления о пожарной безопасности.

Формы и методы ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности:

• Занятия.

• Досуговая деятельность.

• Игровая деятельность.

• Экскурсии, встречи.

• Исследовательская деятельность.

• Продуктивная деятельность детей.

Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у детей чувство

ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д.

Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с воспитанниками, беседы с их родителями (законными представителями), организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов  на противопожарные темы, выпуск номеров газет для родителей (самиздат), встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе  рисунков на противопожарные темы организацию противопожарной агитации в дошкольном учреждении, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диафильмов,  видеофильмов на противопожарную тематику.

Внимание детей  надо обращать на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а также правила «Это Делать Нельзя!»:

- брать спички, зажигалки и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;

- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы;

-брать горящие угли;

-класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

Содержание знаний, умений и навыков должно быть направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера. 

Формы работы: групповые, парные, индивидуальные.

Для решения поставленных задач должны использоваться разнообразные формы работы как с детьми,так и с родителями: создание предметной среды в группе для организации деятельности (художественная литература, иллюстрации, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, настольно-печатные и дидактические игры, номера телефонов экстренных служб); НОД по ОБЖ; экскурсии; встречи с сотрудниками службы пожарной охраны, музея; праздники и развлечения; викторины и

соревнования; организация игр; конкурсы рисунков; создание наглядного материала для родителей; проведение семинаров-практикумов по типу круглого стола; проведение родительских собраний; организация совместных досугов.

Целесообразно предложить родителям анкеты: «Что нужно знать каждому о пожарной безопасности!»«Если в доме пожар»«Уроки выживания при пожаре» и др. Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, работников местной пожарной охраны.

После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приёмов тушения огня. Периодически в дошкольном учреждении проводится тренировочная эвакуация на случай возникновения пожара.

Работа по усвоению дошкольниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если воспитанники осознанно воспримут необходимость их выполнения.

            Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего дошкольного возраста в соответствующих вариантах. Создающийся с её помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придаёт уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.

Работу целесообразно начинать уже во 2 младшей группеи проводить в несколько этапов:

На первом этапе :младшая и средняя группа,у детей нужно сформировать интерес к проблемам собственной безопасности. 

Для этого в группе необходимо создать предметную среду, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Обязательно нужно приобрести пожарную игрушечную машину, куклу в костюме пожарного. Совместно с родителями изготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Пожарная дружина»«Спасатели».

Подобрать детскую художественную литературу по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения» (С. Я. Маршак «Кошкин дом»«Пожар»«Рассказ о неизвестном герое», К. И. Чуковский «Путаница», Чудо-дерево», С. Михалков «Дядя Степа», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял» и др.). Подобрать дидактические и подвижные игры по теме ПБ и составить картотеку игр.

Для младшего дошкольного возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В 3-4 года дети просто подражают старшим: видели, как родители зажигали спички – ничего не случалось, а появление огонька заинтересовало. В подобном случае, если не объяснить вовремя малышу об опасности, сопровождающей пламя, пожара не миновать. Поэтому одной из основных форм противопожарной работы с детьми младшего дошкольного возраста должно быть общение. Для самых маленьких ознакомление с правилами пожарной безопасности начинается со стихотворения К. Чуковского «Путаница». Следует обратить внимание детей на опасность спичек. Понятен для данного возраста и «Кошкин дом» С. Маршака. Можно посмотреть одноименный мультфильм с комментариями.

Организация образовательной деятельности обязательно должна сопровождаться показом картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо напоминать, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, но работа должна строится так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес. Обязательно нужно приводить примеры, когда игра с огнем завершалась бедой.

 Рассказы «из личного опыта», о «знакомых мальчиках и девочках» которые предлагает педагог для обсуждения с детьми, должны помочь им сделать выводы о правильности или неправильности поведения героев рассказа.

В среднем дошкольном возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития: обследование предметов, наблюдение доступных пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение. В этот период интересными для детей будут произведения: «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-невеличка» Е. Хоринской. После прочтения данных произведений с детьми проводятся беседы.

Большую пользу приносят также игры, в которых присутствуют элементы правил пожарной безопасности. Очень эффективен в этом возрасте прием опосредствованного воздействия (через кукольный персонаж, игрушку, в том числе и оценочного характера.

Например, воспитатель может придумать историю про «знакомого» мальчика, который играл со спичками в своей комнате и пытался развести костер под столом. К счастью мама оказалась дома, она готовила обед на кухне и вовремя почувствовала запах дыма.Но последствия этих игр все равно были: сгорела скатерть на столе и ковер, а мальчик очень сильно испугался и больше никогда не играл со спичками. Данную ситуацию необходимо разобрать с детьми, обсудить вариант «Что могло бы произойти, если бы мамы не оказалось дома?». Подвести к мысли о том, о том, что если бы мамы не было дома, то, несомненно, пожара не миновать! Использование данного приема позволяет подвести детей к выводу о том, что «Спички детям не игрушка!».

 В средней группе так же организуется образовательные ситуации по ознакомлению с правилами пожарной безопасности. В результате у детей появился стойкий интерес к проблеме возникновения опасных ситуаций и умение вести себя в сложных условиях.

В старшем дошкольном возрасте мотивы становятся более осознанными, возрастает интерес к миру взрослых. Дети стремятся быть похожими на взрослых. Для этого возраста можно организовать встречу с работниками пожарной службы. Предложить детям провести конкурс рисунков на темы: «Огонь – друг», «Огонь – враг» и т. п. Интересны будут детям художественные произведения: «Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок – черный бок» И. Демьянова и другие. Организовать вместе с детьми сюжетно-ролевые игры по теме пожарной безопасности.

В старшем дошкольном возрасте дети любят экспериментировать, могут сами делать выводы, находить ответы на вопросы. Детям можно предложить темы: «Зачем пожарному защитный шлем», «Опасен ли огонь», «Вулканы, почему они извергаются?» и т. п.

Старших дошкольников знакомят с историей пожарной службы. При этом можно использовать сказки: «Как в селе пожарную каланчу построили», «Как Тимошка царевну спас» и другие.

В этом возрасте у дошкольников формируются устойчивое знание основ пожарной безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!» Зная, что запретами невозможно избежать несчастных случаев, необходимо не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях». Для этого организуется не только НОД по ОБЖ, но и НОД по ознакомлению детей с трудом, например, повара, когда дети узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.

На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей: личностные качества – дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание; определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.

В работе  можно использовать разные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняли роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей.

Для проведения сюжетно-ролевых игр необходимо использовать игрушки-модели: утюги, газовые и электрические плиты, огнетушитель, пожарная машина. Сюжетно-ролевые игры – это наиболее любимый вид деятельности дошкольников.

Как мальчики, так и девочки с большим удовольствием играют в «Пожарных»«Спасателей»«МЧС», придумывая самые непредсказуемые сюжеты: «Пожар в лесу»«Пожар в высотном доме»«Спасение людей на пожаре» и т. д. Накопленные знания по пожарной безопасности помогают ребятам разнообразить сюжеты, сделать игру длительной и интересной.

А уже в подготовительной к школе группе  детей знакомят с причинами возникновения пожара, правилами поведения случае пожара в детском саду или дома, способами тушения, трудом пожарников. При планировании работы по данной проблеме используются формы и методы, имеющие наибольшее воздействие на эмоциональную сферу. (Рассматривание картин, фотографий, мультфильмов, игровые методы).

Одновременно с изучением правил поведения при возникновении пожара необходимо расширять знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого используются яркие выразительные плакаты и открытки. Дети знакомятся с уголком пожарной безопасности в детском саду, назначением каждого предмета противопожарного оборудования. Для углубления знаний о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода организуются дидактические игры, в ходе НОД детей знакомят с произведениями художественной литературы по данной тематике, картинами, рассказывающими о борьбе людей с огнем.

Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствует формированию навыков поведения в быту. Особое внимание уделяется составлению рассказов на противопожарную тематику с началом или концом, предложенным педагогомПредлагались так же темы будущего рассказа в виде поговорок. Например, «Коробка спичек, хоть мала, но может сделать много зла…». Получившиеся рассказы или литературные произведения инсценируются. Роли дети исполняют самостоятельно или с помощью кукол. По-возможности, необходимо организовать работу в ближайшую пожарную часть, где дети познакомятся с трудом пожарных, увидят их одежду и средства пожаротушения.

Следует помнить, что как и в любом вопросе, в формировании у дошкольников представлений о ПБ не обойтись без помощи родителей. Пример родителей – лучшее средство воспитания. Поэтому необходимо убедить родителей в значимости данного вида работы с детьми, вооружить их самих элементарными знаниями и способами практических действий в ситуациях, связанных с ПБ. Здесь, наряду с такими традиционными методами работы, как консультации и родительские собрания,целесообразно использовать:

- обсуждение проблемных ситуаций;

- анкетирование и интервьюирование;

- конкурсы совместного с детьми рисунка, плаката, рассказа на тему ПБ;

- изготовление игровых, дидактических пособий и пр. ;

- конкурсы и соревнования;

- деловые игры;

- различные наглядные методы (буклеты, газеты, памятки, в том числе интерактивные;

- участие в совместных с детьми праздниках и развлечениях.

Таким образом, обучение детей основам пожарной безопасности, действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками образовательного процесса в дошкольном учреждении. По словам Арнаутовой Е. П. «Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт». Только во взаимодействии друг с другом можно создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Ознакомление с правилами пожарной безопасности через произведения художественной литературы;  

Для проведения занятий можно использовать детскую литературу:

С.Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое";

Т.Юрмин "Кто плохой?";

В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";

И.Демьянов "Коробок – чёрный бок";

К.Паустовский "Барсучий нос";

Е.Хоринская "Спичка-невеличка";

С.Михалков "Дядя Стёпа";

Л.Толстой "Пожарные собаки".

Т.Фетисов "Куда спешат красные машины".

А. Шевченко "Как ловили уголька"

Использование публикаций периодической печати;

Исследовательская деятельность (опыты, практические упражнения) ;

Игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры) ;

Организация тематических конкурсов поделок и детских рисунков;

Совместная творческая деятельность педагогов и родителей;

Встречи с интересными людьми профессии «ПОЖАРНЫЙ»;

Экскурсии в музей и пожарную часть;

Развлечения, досуги.

Дети должны знать не только о разрушительной силе этой стихии, но и о созидательной его стороне. Огонь – друг, благодаря огню жизнь человека

стала лучше и комфортней. Но огонь может стать и врагом при неправильном с ним обращении. Мы должны правильно подать знания

детям, опираясь на их психологические, возрастные особенности и учитывая их интересы.

Из причин возникновения пожара вытекают и правила пожарной безопасности. Их немного, но их необходимо хорошо знать и выполнять.

туациях, жертвами которых становятся наши дети.

Правила пожарной безопасности:

  • не играй со спичками и зажигалками, следи, чтобы со спичками и зажигалками не играли твои товарищи;
  • уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы; 3. не суши белье над плитой (очень хорошо, если ты помогаешь маме, но очень плохо, если оно загорится) ;
  • ни в коем случае не зажигай фейерверки и бенгальские огни дома (вообще лучше делать это со взрослыми) ;
  • не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом) .

Хочется отметить: правила пожарной безопасности – именно такие правила, обращаться к которым приходится постоянно.

В результате работы они формируют навыки правильного поведения в случае возникновения пожара, учат приемам само спасения, вырабатывают привычку правильно оценивать критическую ситуацию. И как ожидаемый результат – ребенок должен усвоить первичные противопожарные навыки, приобрести чувство уверенности в обхождении с источниками открытого огня и электроприборами, знать, что шалость с огнем опасна и что надо делать в случае возникновения пожара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по изучению правил пожарной безопасности

Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности....

Конспект по изучению правил пожарной безопасности во второй младшей группе

Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с причинами возникновения пожара, его последствиями, правилами пожарной безопасности....

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема «Мы знаем правила пожарной безопасности»

Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, правилах поведения во время пожара; закреплять и расширять знания детей о правилах эксплуатации электробытовых приборов; уточнять и закреплять...

Занятие по изучению правил пожарной безопасности в средней группе 2019

Цель:Дать детям понятие о пользе и вреде огня.Познакомить детей с причинами возникновения пожара, его последствиями, правилами пожарной безопасности.Закрепить знания о том, что горит, что не горит.Выз...

Конспект по изучению правил пожарной безопасности с использованием проблемной ситуации для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: обучать детей правильным действиям во время экстремальной ситуации.Задачи:1.                 закреплять ...