«Сенсорные игры по методике Л.А. Венгера»
картотека

Гребеник Евгения Александровна

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, размере, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для улучшения деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_igry_po_metodike_l.a._vengera.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области»

Методические рекомендации на тему:

«Сенсорные игры по методике Л.А. Венгера»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, размере, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для улучшения деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет основу общего психического развития ребенка, с другой стороны, оно имеет самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие также необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов работ. Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Все остальные формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их обработки. Поэтому нормальное психическое развитие невозможно без полноценного восприятия.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности используются как сенсорные эталоны цвета, геометрические фигуры используются как эталоны формы, а метрическая система мер используется для значений. У них есть свои типы стандартов слухового восприятия (это фонемы родного языка, отношения звука и высоты тона), свои - вкусовые, обонятельные.

Усвоение сенсорных стандартов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Овладеть сенсорными эталонами вовсе не означает научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда думают не слишком искушенные учителя). Необходимо иметь четкое представление о разновидностях каждого свойства и, что наиболее важно, уметь использовать такие понятия для анализа и выделения свойств самых разнообразных объектов в самых разных ситуациях. Другими словами, усвоение сенсорных стандартов - это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Дидактические игры и сенсорные упражнения для детей 3-5 лет сгруппированы по возрастным группам, а для каждой группы - по типам внешних свойств предметов, с которыми работают дети (форма, размер, цвет, комбинации различных свойств). Рекомендуемая последовательность их использования указана в специальном перечне. Однако эта последовательность не является обязательной. Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр и упражнений, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными


свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.

Большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей, построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и домино предназначены только для использования вне занятий.

Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для детей каждого вида заданий определяется не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Поэтому система заданий может быть «сжата» или «растянута» в зависимости от конкретных условий работы по сенсорному воспитанию в данном детском учреждении.

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Слежение за перемещением одноцветного предмета (организуется с 4-10 дней жизни)

Дидактическая задача. Учить ребенка следить за перемещением находящихся в поле зрения игрушек.

Материал. Пластмассовые одноцветные кольца диаметром 5-7 см следующих цветовых тонов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового. Кольца по одному насаживаются на стержень длиной 60-70 см.

Руководство. Первый вопрос, который может возникнуть при организации занятия,- где взять необходимый материал? Можно купить игрушечного петуха, состоящего из пластмассовых колец, нанизанных по типу пирамидки. В кольцах сбоку легко просверливаются ножницами отверстия по размеру диаметра стержня. Затем кольцо надевается на конец стержня, и игрушка для показа готова.

Различение предметов разного цвета (организуется с 20-го дня жизни)

Дидактическая задача. Обогащение ребенка цветовыми впечатлениями, развитие способности различать цвета.

Материал. Несколько игрушек разного цвета. Игрушки должны быть одинаковыми по величине и по форме, достаточно насыщенного цвета (цв. табл. 1).

Руководство. Вначале над ребенком, лежащим на спине, помещают зеленую игрушку. С этой целью высоко над постоянным местом бодрствования можно протянуть в горизонтальном направлении леску, белую нитку либо тонкий шнур, а к ней привязать на нитке игрушку и спустить ее вниз таким образом, чтобы она находилась на расстоянии 60-70 см от груди ребенка.


Рассматривание погремушек (организуется с 1 месяца)

Дидактическая задача. Приучать ребенка рассматривать высоко подвешенные игрушки, колеблющиеся при движениях самого ребенка.

Материал. Одна новая разноцветная красочная погремушка и одна хорошо знакомая, уже не привлекающая внимания малыша.

Руководство. Над грудью ребенка, лежащего на спине, размещают в 60-70 см новую погремушку, с которой соединена лентами шириной 2-3 см старая погремушка, находящаяся в 7-10 см от груди. Взрослый покачивает новую, высоко подвешенную погремушку, привлекая к ней внимание малыша. Вначале ребенок смотрит на нее, широко открывая глаза, а иногда и рот, затихает, затормаживая движения, рассматривает ее несколько секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку.

Захватывание низко подвешенных погремушек (организуется с 1 месяца 10 дней)

Дидактическая задача. Стимулировать у ребенка стремление рассматривать и захватывать игрушки.

Материал. Используются разные погремушки.

Вверху на расстоянии 60-70 см над грудью лежащего на спине ребенка помещают яркую многоцветную погремушку и колокольчик. К погремушке с помощью двух лент шириной 5 см прикрепляют вторую погремушку и подвешивают ее на расстоянии 7-10 см от груди ребенка. Концы лент остаются свободными.

Руководство. Ласково разговаривая с лежащим на спине ребенком, взрослый поглаживает его руки с тыльной стороны, вызывая раскрытие ладоней, и подводит концы лент к пальцам рук малыша. Ребенок захватывает концы лент, радостно двигает руками, приводя в движение высоко подвешенные игрушки и колокольчик.

Показ двух одинаковых игрушек с изменением расстояния между ними (организуется с 2 месяцев)

Дидактическая задача. Упражнять детей в активном прослеживании движений предметов.

Материал. Используются две одинаковые игрушки на подставках, например пара медвежат высотой 12- 15 см.

Руководство. Перед лежащим на животе ребенком в центре на расстоянии 1 м взрослый ставит рядом две игрушки. Сконцентрировав на них внимание ребенка, он начинает отодвигать одну игрушку от другой, приговаривая: «Идет мишка, топ-топ». Ребенок, наблюдая за перемещающейся игрушкой, поворачивает голову, а затем и весь корпус в том же направлении.

Наталкивание на низко подвешенные ленты и их захватывание (организуется с 2,5 месяцев]

Дидактическая задача. Развивать согласованные действия руки и глаза.

Материал. Высоко подвешенная игрушка, соединенная с лентами шириной 2 см мягкого, спокойного цвета.


Руководство. Над ребенком, лежащим на спине, размещается знакомая погремушка-гирлянда, к концам которой приклеплены две ленты, спускающиеся к рукам ребенка. Взрослый привлекает внимание малыша к погремушке, стимулируя радостные движения и вокализации. Оживленно двигая руками и ногами, малыш случайно наталкивается на концы лент. Соприкосновение с новым объектом вызывает затормаживание, а потом новый всплеск двигательной активности.

Захватывание игрушек из рук взрослого (организуется с 3 месяцев)

Дидактическая задача. Развивать зрительно-двигательную координацию.

Материал. Погремушки с ручкой для захватывания, но лучше использовать деревянные ложки с хохломской росписью. Конструкция ложки сходна с конструкцией погремушки с рукояткой, а художественные качества хохломской росписи несоизмеримо выше оформления пластмассовых погремушек.

Руководство. Ребенку, лежащему на спине, показывают красивую ложку, которую взрослый держит таким образом, чтобы рукоятка была свободной. Взрослый, медленно покачивая ложку, привлекает внимание ребенка и держит ее на расстоянии 20 см от груди ребенка.

Схватывание предметов разной величины (организуется с 3-3,5 месяцев)

Дидактическая задача. Упражнять ребенка в приспособлении движений руки к величине схватываемого предмета.

Материал. Большие и маленькие кольца от деревянной пирамидки (диаметром 4,5-5 и 3 см). Толщина колец0,5-1,5 см.

Следует помнить, что ребенку в руки даются предметы размером не менее 3 см, так как более мелкие предметы малыш может проглотить, засунуть в ухо, нос и т. д.

Желательно в распоряжение ребенка предоставить три больших и три маленьких кольца.

Руководство. В ходе игры-занятия взрослый помещает перед малышом, лежащим на животе, большое кольцо и наблюдает, что будет с ним делать ребенок. Скорее всего ребенок схватит его и потащит в рот. Задача взрослого - помешать малышу это сделать. Мягким движением высвободив кольцо, взрослый опять кладет его перед ребенком, предоставляя возможность схватить предмет снова.

Схватывание предметов круглой и квадратной формы (организуется с 3,5-4 месяцев)

Дидактическая задача. Упражнять ребенка в приспособлении движений руки к форме схватываемого предмета.

Материал. Предметы круглой и квадратной формы. Диаметр круглых предметов равен 3 см, стороны квадрата равны также 3 см. Толщина предметов составляет 1,5 см. Можно использовать уже знакомое по прежней игре кольцо пирамидки и деревянный брусок из набора строительного материала. Важно, чтобы цвет предметов был одинаков.


Руководство. Перед лежащим на животе ребенком размещаются уже знакомые ему одно-два колечка и предоставляется возможность поиграть с ними. После того как у ребенка снизится интерес к кольцам, перед ним снова помещаются эти кольца и один квадратный брусок.

Схватывание предметов прямоугольной и треугольной формы (организуется с 4,5-5 месяцев]

Дидактическая задача. Та же, что и в предыдущей игре.

Материал. По три предмета треугольной и прямоугольной формы. Каждая сторона предметов треугольной формы равна примерно 3 см, стороны прямоугольных предметов 3 и 4,5 см. Толщина предметов равна 1,5 см.

В качестве дидактического материала можно использовать детали из набора строительного материала, прямоугольные бруски «кирпичики» и треугольные призмы - «крыши».

Руководство. Перед ребенком, лежащим на животе, кладут вначале один прямоугольный брусок. Взрослый наблюдает, что будет делать малыш с предоставленным в его распоряжение предметом. После того как ребенок схватит игрушку, взрослый кладет перед ним еще один прямоугольный брусок. Как правило, дети сразу же оставляют прежнюю игрушку и схватывают новую. Таким образом помещается перед ребенком и еще один «кирпичик».

Рассматривание декоративных панно (организуется с 5-5,5 месяцев)

Дидактическая задача. Обогатить ребенка впечатлениями при рассматривании яркого живописного изображения.

Материал. Используется жостовский поднос размером 40 X 18 см с изображением цветов.

Руководство. У хорошо освещенной стенки взрослый размещает горизонтально живописный поднос. Ребенок лежит на животе на расстоянии 80-100 см от подноса. Взрослый при этом находится позади ребенка или сбоку, стараясь не попадать в поле зрения малыша, привлекает его внимание к ярким цветам, изображенным на подносе.

Манипулирование гирляндой больших и маленьких предметов (организуется с 6 месяцев)

Дидактическая задача. Накопление зрительного, осязательного опыта, совершенствование движений рук при схватывании предметов разной величины.

Материал. Кольца от деревянной пирамидки, соединенные шнуром таким образом, чтобы два больших и два маленьких кольца чередовались (рис. 4). Кольца закрепляются в гирлянде на расстоянии 2 см одно от другого. Такое расстояние необходимо для обследования величины и формы каждого кольца в гирлянде. Захватывая большие и маленькие кольца, ребенок всякий раз приспосабливает руку для захвата в соответствии с величиной предмета. Плотное соединение деталей погремушек и игрушек мешает обследованию их формы.


. Руководство. Перед ребенком, лежащим на животе, размещается гирлянда колец разных размеров. Взрослый наблюдает за действиями ребенка. Для захвата большого кольца сверху ребенку необходимо широко раскрыть ладонь, в то время как маленькое кольцо можно захватить пальцами. При захвате колец сбоку за ребро ребенок совершает еще более тонкое движение пальцами. Иногда малыш может взять пальцами шнур, соединяющий кольца.

Манипулирование гирляндой предметов разной формы (организуется с 6-7 месяцев)

Дидактическая задача. Накопление зрительного опыта, совершенствование движений рук при схватывании предметов разной формы.

Материал. Гирлянда деревянных предметов разной формы: два бруска и два кольца. Размер брусков: ЗХЗХ',5 см; колец: диаметр 3 см, толщина 1,5 см. Бруски и кольца соединены шнуром в гирлянду и отстоят один от другого на расстоянии 2 см.

Гирлянду можно также сделать из деревянных шариков и кубиков с отверстиями в центре. Цвет и величина предметов одинаковы.

Руководство. Перед лежащим на животе ребенком размещают гирлянду деревянных предметов и предоставляют возможность манипулировать ею.

Манипулирование бочонком (организуется с 8 месяцев)

Дидактическая задача. Обогащать ребенка впечатлениями. Знакомить с элементарными способами совмещения частей предмета.

Материал. Хохломской бочонок с крышкой высотой 12-14 см.

Руководство. Показав ребенку бочонок на расстоянии полуметра, взрослый вызывает у него желание приблизиться к новому предмету. Если малыш подполз к бочонку и пытается взять его из рук взрослого, не следует сразу отдавать ему предмет. Держа крепко в руках бочонок, взрослый предоставляет возможность взяться за крышку и открыть его. Скорее всего это случится со второй или третьей попытки. Но сколько радости принесет младенцу результат его собственных действий!

Знакомство с формой предметов (организуется с 9 месяцев)

Дидактическая задача. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму.

Материал. Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яйцо, мячик. Высота ведерка 10-12 см; размер предметов для вкладывания 3-5 см.

Руководство. Взрослый показывает ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нем что-то есть. Снимая крышку, показывает предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать вначале более устойчивые предметы (кубик, брусок, пирамидку, грибок), затем катающиеся (цилиндр, яйцо, мячик).

Знакомство с величиной предметов (организуется с 10 месяцев)


Дидактическая задача. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их величину.

Материал. Большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (четыре больших и пять маленьких). Высота большого ведерка 16 см, маленького 10 см. Размер большого кубика -4,5 X 4,5 X 4,5 см, маленького - 3 X 3 X 3 см.

Руководство. Взрослый показывает ребенку большое ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нем есть игрушки. Предлагает открыть крышку и достать их. По мере выполнения действий он хвалит малыша. Когда все кубики будут рассмотрены, взрослый просит ребенка сложить их в ведерко и закрыть его крышкой. При необходимости помогает выполнить задание.

Знакомство с цветом предметов (организуется «10 месяцев)

Дидактическая задача. Накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами.

Материал. Ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов (помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, яйцо. жук). Высота ведерка 12 см, размер предметов-вкладышей 3-4,5 см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.

Руководство. Показывая ребенку ведерко, взрослый предлагает открыть его и посмотреть, что там.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ

Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы по форме, учитывать форму при выполнении элементарных действий.

Материал. Коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной. Кубик и шарик для проталкивания в соответствующие отверстия. Размеры кубика 4,4 X 4,4 X 4,4 см. Диаметр шара 4,5 см. Размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Руководство. Воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем он предлагает детям обвести рукой сначала круглое, а затем квадратное отверстие, поясняя при этом, что они разные: вот такое и вот такое. Важно, чтобы слова «вот такое» и «вот такое» произносились одновременно с жестом, обводящим форму отверстий.

Нанизывание больших и маленьких колец на стержень

Дидактическая задача. Учить детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький». s


Материал. Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца 4,5 см, маленького 3 см.

Руководство. Показывая детям пирамидку, воспитатель говорит, что она состоит из колец. Затем он начинает разбирать пирамидку, снимая маленькие кольца. Объясняет: «Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко» и т. д. Снятые кольца размещает справа от стержня. Далее взрослый обращает внимание детей на большие кольца, поясняет, что они не такие, как прежние: «Они другие, вот какие - большое колечко, еще большое колечко, еще и еще (складывает их справа от маленьких колец)».

Складывание двухместной матрешки

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять предметы по величине. Развивать понимание слов «большой», «маленький».

Материал. Матрешки: большая двухместная и неразъемная маленькая (цв. табл. 7).

Руководство. Воспитатель показывает детям большую матрешку, отмечает, что она яркая, нарядная. Встряхивает: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую матрешку, маленькую. Дети радостно реагируют.

Нанизывание колец, убывающих по величине

Дидактическая задача. Учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Закреплять положительное отношение к занятиям.

Материал. Коническая пирамидка из пяти колец (рис. 14). В занятии используются одноцветные пирамидки: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая.

Руководство. Воспитатель показывает детям одну из пирамидок и говорит, что она очень красивая. Предлагает снять с пирамидки колечки. Поскольку подобное занятие проводится не первый раз, то это задание не представляет для детей особой трудности. Воспитатель фиксирует внимание малышей на том, что кольца у пирамидки разные. Сняв первое кольцо, показывает его детям и поясняет, что оно совсем маленькое (кладет его рядом с основанием пирамидки справа). Затем снимает следующее кольцо, снова показывает его детям и объясняет, что оно побольше (кладет его рядом с первым, справа от него). Постепенно демонстрирует каждое следующее кольцо, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: «Это большое кольцо, вот какое».

Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях

Дидактическая задача. Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы.

Материал. Шесть-восемь досок с большими и маленькими отверстиями (рис. 16). Размер доски: 17,5 X 35 X 0,5 см. Отверстия круглые, двух разновидностей: в одной части четыре больших, в другой - пять маленьких. Диаметр большого отверстия 4,5 см, маленького - 3 см. Комплект вкладышей


соответствующих размеров: диаметр большого вкладыша 4,5 см, маленького - 3 см.

Высота вкладыша 1,5 см. Для каждого ребенка необходима одна доска с комплектом вкладышей.

Руководство. Воспитатель показывает детям доску, которую можно называть домиком. Фиксирует их внимание на том, что в домике есть окна, их много и они разные. Показывая детям большие окна, воспитатель называет их большими, показывая маленькие окна, называет их маленькими. Еще раз подчеркивает, что окна разные.

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

Выбор однородных предметов по цвету из четырех предложенных

Дидактическая задача. Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение группировать предметы по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.

Материал. Палочки восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого.

Руководство. Воспитанников объединяют по двое, дают перемешанные произвольно палочки четырех цветовых тонов и предлагают каждому ребенку взять себе палочку любого цвета и найти такие же. После выполнения задания дети меняются палочками. Если малыши не хотят уступать палочки друг другу, то взрослый просит отдать ему эти предметы.

Сделаем куклам бусы

Дидактическая задача. Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Материал. Деревянные или глиняные бусинки восьми цветовых тонов по шесть каждого цвета; восемь кукол, одетых в однотонные платья всех цветов спектра.

Руководство. Воспитатель показывает детям кукол и говорит, что куклы пришли к ним в гости. Затем он просит детей по очереди разместить кукол на своих местах. Рядом с куклой в черном платье ставится кукла в красном платье, затем в оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом, белом.

Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Дидактическая задача. Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждую коробку помещают один элемент белой и шесть элементов желтой мозаики. Панель с отверстиями для размещения элементов мозаики.

Руководство. Воспитатель начинает занятие с исполнения песенки «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).

Рисование красками по замыслу


Дидактическая задача. Выявить, в какой мере предшествующие занятия сформировали у детей отношение к цвету как к характерному признаку определенных предметов.

Материал. Краски восьми цветов (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная, белая), разноцветные листы бумаги, кисти, розетки.

Руководство. Детям показывают краски восьми цветов. Указывая на каждую краску, воспитатель спрашивает, что бывает такого цвета, что можно нарисовать такой краской. Поочередно приглашает малышей к своему столу и спрашивает, что они хотят нарисовать той или иной краской. Если ребенок затрудняется в ответе, не может заранее спланировать свои действия или выразить словами задуманное, то ему предлагается любая понравившаяся краска.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Воздушные шары

Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра - «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15X0,5 см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см). Это ниточки и шарики. Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками - ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

Руководство. Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось - синий шарик привязан к синей ниточке» и т. п.

Живое домино

Дидактическая задача. Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

Материал. Ленты шести цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).

Руководство. Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы


у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

ФОРМА

Какие бывают фигуры?

Дидактическая задача. Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их).

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные круги и квадраты. Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов - по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах).

Руководство. Воспитатель: «К нам в гости пришла кукла Таня. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у нее в корзиночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты.) Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Лена и покажет кукле Тане, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Лена, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают нужное движение. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, и предлагает выполнить движение одновременно с остальными детьми, помогает ребенку.

Подбери фигуру

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Руководство. Воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет.

ВЕЛИЧИНА

Три квадрата

Дидактическая задача. Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький».

Материал. Демонстрационный: три квадрата разной величины, фланелеграф. Раздаточный: у каждого ребенка три квадрата разной величины, фланелеграф.


Руководство. Воспитатель: «Дети, у меня есть квадраты, вот такие (показывает). Этот - самый большой, этот - поменьше, а этот - самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите свои самые большие квадраты (дети поднимают и/показывают их), положите. Теперь поднимите средние. Теперь самые маленькие». (Если кто-либо из воспитанников ошибается, педагог предлагает исправить ошибку, привлекая к этому и других детей.) Чтобы нагляднее представить различия в величине квадратов, взрослый прикладывает их один к другому.

Башня

Дидактическая задача. Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

Материал. Демонстрационный: три куба разной величины. Раздаточный: на каждого ребенка три квадрата разной величины, фланелеграф.

Руководство. «Дети,- говорит воспитатель,- сейчас мы будем строить башню. Кто хочет построить башню? (Вызывает одного из желающих.) Какой ты возьмешь кубик, чтобы начать постройку? (Добивается ответа: «большой».) Правильно, чтобы башня была устойчивой, нужно сначала взять самый большой кубик. А теперь какой? (Ответ: «поменьше» или «средний». Если ребенок не отвечает, вызывается другой.) Правильно, положи сверху средний. А самый верхний какой величины? Правильно, самый маленький кубик». Если ребенок положил кубики не в том порядке, надо показать группе, насколько неустойчивой получилась постройка, нажав на край верхнего куба. Только после этого следует вызывать другого ребенка для постройки новой башни. К работе привлекается вся группа.

Лесенка

Дидактическая задача. Продолжать учить детей устанавливать отношения по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.

Материал. Демонстрационный: четыре бруска, различающихся по высоте, матрешка. Раздаточный: у каждого ребенка фланелеграф, четыре прямоугольника из картона, различающихся последовательно по высоте на 1 см; матрешка, изготовленная из картона.

Руководство. Воспитатель предлагает детям построить лесенку, по которой будет ходить матрешка. Вызывает ребенка, ставит самый большой брусок вертикально и указывает, в каком направлении надо продолжать постройку. Ребенок строит лесенку. Если он ошибается, воспитатель вызывает другого ребенка, который исправляет ошибку. Когда лесенка будет готова, необходимо спросить ребенка: «Какой брусок ты выбирал, чтобы получилась лесенка?» Ответ: «Самый большой, каждый раз - самый большой из оставшихся». Если ребенок не может сформулировать четкий ответ, педагог помогает ему и предлагает «погулять» с матрешкой по лестнице: вверх - «топ-топ-топ-топ», вниз - «топ-топ-топ-топ».


ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

ЦВЕТ

Разноцветные обручи*

Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Материал. Восемнадцать цветных обручей (по три обруча на каждый цвет спектра, диаметр 40 см) и три белых обруча (диаметр 56 см).

Руководство. Игра с разноцветными обручами проводится в зале. Дети образуют большой ровный круг. У каждого в руках цветной обруч. «Давайте представим,- говорит воспитатель,- что наш круг - это большая клумба, и на ней растет много разноцветных цветов». На пол воспитатель кладет белый обруч (сердцевину цветка). Прикладывает к нему один за другим цветные обручи и одновременно называет цвета обручей-лепестков. «Расцветает» большой красочный цветок. Дети любуются им. Затем на пол кладут несколько белых обручей и предлагают детям выложить вокруг них лепестки. Воспитатель называет тот или иной цвет спектра, и те, у кого обручи окрашены в названные цвета, подходят к белым обручам и прикладывают к ним свои цветные обручи. Постепенно на полу возникают декоративные цветы. Когда цветы из обручей «расцветут на клумбе», дети рассматривают их с некоторого расстояния.

Цветной волчок*

Дидактическая задача. Учить детей получать различные светлотные оттенки цвета за счет увеличения и уменьшения белого сектора в круге. Основное внимание уделить обозначениям «самый темный», «самый светлый».

Материал. Волчки - восемь штук (если нет волчка, можно на заостренную спичку или палочку надеть диск из плотной бумаги, диаметр 8 см). Кружки из бумаги (диаметр 4 см) красного, оранжевого, жёлтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов, с отверстиями в центре и разрезанные по радиусу. При наложении белого кружка на цветной можно уменьшать или увеличивать белый просвет.

Руководство. Игра проводится с подгруппой детей по 6-8 человек. Дети сидят вокруг стола. На столе лежат разноцветные кружки из бумаги. Воспитатель берет в руки волчок и обращается к детям: «Сегодня я вам покажу, как можно играть с веселой игрушкой - волчком. Сейчас я буду на палочку надевать разноцветные кружки и вращать волчок, а вы смотрите внимательно, потом скажите мне, какого цвета кружки получаются при вращении волчка».

ФОРМА

Фигуры из палочек.

Дидактическая задача. Закреплять знания о прямолинейных геометрических формах (квадрате, прямоугольнике, треугольнике),


познакомить детей с двумя новыми формами - многоугольником и трапецией. Учить воспроизводить геометрические фигуры.

Материал. Демонстрационный: фланелеграф, крупные картонные фигуры - квадрат, прямоугольник, треугольник, пятиугольник, трапеция. Раздаточный: палочки (можно использовать спички с отрезанными головками), окрашенные в яркий цвет (20-30 на стол), количество палочек при необходимости увеличивается, листы бумаги или фланелеграфы.

Руководство. Воспитатель поочередно показывает знакомые детям геометрические фигуры, ребята вспоминают их названия, обводят в воздухе пальцами контуры.

Чудесный мешочек

Дидактическая задача. Учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Материал. Два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, конусы, цилиндры, овалы, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники). Один набор фигур - в мешочке, другой - на столе.

Руководство. Воспитатель заранее расставляет на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. «Дети, сейчас мы с вами поиграем, но для этого надо отыскать в группе мешочек. Давайте его найдем»,- говорит воспитатель. Когда мешочек будет найден, дети рассядутся на своих местах, взрослый достает из него несколько фигур, дети называют их. Затем воспитатель показывает геометрические фигуры, которые находятся на столе, и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в мешочке такую же фигуру, какая лежит на столе, называет ее. Воспитанники отмечают правильность выполнения задания. Если ребенок не может найти соответствующую фигуру, то воспитатель еще раз напоминает способы ее обследования. При повторном проведении игры фигуры меняются, постепенно увеличивается их количество.

Игра заканчивается, когда дети найдут все фигуры в мешочке.

ВЕЛИЧИНА

Построим лесенку

Дидактическая задача. Закреплять умение строить ряд из убывающих по величине объемных тел. Учить анализировать нерас-члененный образец (профильную проекцию).

Материал. Демонстрационный: нерасчлененный чертеж лесенки из пяти ступенек (профиль). Раздаточный: у каждого ребенка пять параллелепипедов (брусков) одинаковой длины, с разной площадью сечения (длина 10 см, площадь сечения 1X1 см, 1X2 см, 1X3 см, 1X4 см, 1X5 см); куколка (раздаются не сразу).

Руководство. Воспитатель: «Дети, мы сейчас будем строить лесенки. У кого получится хорошая лесенка, по ней походит вниз и вверх куколка. Здесь нарисована лестница, она показана сбоку. Возьмите свой самый большой брусок и положите на длинную узкую сторону, вот так (показывает). Это


будет самая верхняя ступенька. А следующий брусок какой вы возьмете? (Ответы детей.) Правильно, самый большой из оставшихся. Его тоже положите на узкую сторону и так продолжайте строить».

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ

ЦВЕТ

Подбери себе соседа*

Дидактическая задача. Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету.

Материал. Цветные бумажные флажки шести цветов спектра и четырех-пяти оттенков по светлоте (по одному на каждого ребенка) .

Руководство. Детям раздают флажки нескольких оттенков одного и того же цвета. Воспитатель называет какой-нибудь цвет. К нему подходит ребенок с флажком данного цвета. Затем ребенок выбирает себе товарищей (в соответствии с цветовой градацией оттенков). Все остальные дети следят за действиями играющих детей. Если цветовая гамма подобрана правильно, дети занимают свои места, если неверно, хором говорят: «Исправьте ошибку и тогда приходите». В случае затруднения воспитатель помогает детям правильно составить цветовую гамму.

Затем другой группе детей дают флажки разных оттенков другого цвета, и игра повторяется.

Пирамидка

Дидактическая задача. Учить детей высветлению цвета и составлению ряда по светлоте.

Материал. Демонстрационный: рисунок пирамидки из пяти фиолетовых колец понижающейся светлоты (цв. табл. 26). Раздаточный: на каждом столе краски - белая и другого цвета (на разных столах краски разные), листы бумаги, палитры, кисти, банки с водой, тряпочки (по количеству детей).

Руководство. Воспитатель показывает детям образец и спрашивает, какого цвета пирамидка и чем различаются между собой оттенки фиолетового. Выясняется, что верхнее колечко самое светлое - светло-фиолетовое (сиреневое), потом потемнее, еще темнее и внизу - самое темное.

Аппликация «Праздничный салют»

Дидактическая задача. Закреплять представления дошкольников о светлотном ряде.

Материал. Демонстрационный: картина, на которой изображен праздничный салют. Раздаточный: листы бумаги, наборы кружков четырех-пяти светлотных оттенков красного, зеленого, фиолетового цветов; кисти, клей, тряпочки (по количеству детей).


Руководство. Воспитатель: «У нас на картинке нарисован красивый праздничный салют. Смотрите, когда огоньки только появляются и находятся внизу, они темные, а потом становятся все светлее и светлее.

ФОРМА

Найди по описанию*

Дидактическая задача. Учить детей последовательно обследовать расчлененную орнаментальную форму, описывать ее словесно и узнавать по описанию.

Материал. Два одинаковых набора карточек. Набор состоит из четырех карточек, на которых в определенных ритмических сочетаниях расположены одноцветные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция) (рис. 33). Ширма.

Руководство. Дети делятся на две подгруппы. Подгруппы рассаживаются по обе стороны ширмы С каждой стороны ширмы лежит по одному набору карточек. Из каждой подгруппы выходят по одному ребенку и садятся по обе стороны ширмы. Сидящий справа выбирает одну из карточек и дает ее последовательное описание.

ВЕЛИЧИНА

Палочки в ряд

Дидактическая задача. Учить детей последовательному расположению в ряд элементов разной величины.

Материал. Десять палочек разной длины от 2 до 20 см. Каждая палочка отличается от стоящей рядом на 2 см.

Руководство. Воспитатель знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки выстроить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание следует выполнять на глаз (примеривать и переставлять палочки нельзя, а тот, кто хоть раз нарушит это правило, теряет право достраивать ряд до конца). «Чтобы выполнить задание верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд»,- поясняет воспитатель.

Сложи дощечки*

Дидактическая задача. Закреплять умение строить последовательный ряд по величине (ширине), упорядочивать ряд в двух направлениях: по возрастанию и убыванию ширины.

Материал. Десять дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Каждая дощечка отличается от рядом стоящей на I см по ширине. (Можно использовать картонки.)

Руководство. Участвующие делятся на две подгруппы. Каждая подгруппа детей получает набор дощечек. Оба набора помещаются на двух столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны столов. С другой стороны столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна подгруппа по убывающей ширине, а другая по возрастающей). По очереди каждый ребенок подходит к столу и ставит в ряд одну дощечку. Если он сделает правильно, то садится на

скамейку, а следующий участник подходит и продолжает ряд. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Если ребенок допустил примеривание или перестановку, он возвращается на место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет. (Экологические игры и методика их проведения)

Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...

Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет. (Экологические игры и методика их проведения)

Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...

Играем вместе. Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы.

Учимся играть вместе.Как же научить малыша ловкости и уме­лости в играх с мячом. Методика обу­чения детей раннего возраста упражнени­ям и играм с мячом (как и любому физиче­скому упраж...

Сенсорное развитие по методике М. Монтессори

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. ...

Консультация для родителей «Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ»

Триз – теория решения изобретательных задач) помогают дошкольникам развивать умственные способности, связную речь, логическое мышление, воображение, память, внимание, усидчив...

Сенсорная интеграция - современная методика развития ребенка.

Сенсорная интеграция: что за методика? Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс во время которого нерв...

«Сенсорная интеграция - современная методика работы с детьми с ОВЗ»

Ежедневно каждый человек на планете пользуется анатомо-физиологической системой своего организма, в т.ч. органами чувств – слухом, зрением, вкусом, обонянием, осязанием и вестибулярным аппаратом...