Диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) (на основе методик Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной, М. Монтессори)
методическая разработка (младшая группа)

Стефанишина Наталья Владимировна

Диагностика позволяет объективно оценить сенсорное развитие и подобрать индивидуальную программу работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_2_ml.gr_.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)

(на основе методик Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной, М. Монтессори)

1. Диагностика зрительного восприятия

Методика Л.А. Венгера
Цель: оценить умение различать цвет, форму, величину.

Задание

Материал

Критерии оценки

Баллы

1. «Найди такой же»

Кубики 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый)

Ребенок находит парный кубик по образцу

2 – точно, 1 – с ошибкой, 0 – не выполняет

2. «Собери пирамидку»

Пирамидка (4 кольца разного размера)

Правильно собирает по убыванию размера

2 – самостоятельно, 1 – с помощью, 0 – не справляется

3. «Разложи фигуры»

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Соотносит фигуры с отверстиями в сортере

2 – без ошибок, 1 – 1–2 ошибки, 0 – не понимает задание

Норма: 4–6 баллов.

2. Диагностика слухового восприятия

Методика Э.Г. Пилюгиной
Цель: оценить различение звуков по громкости и тембру.

Задание

Материал

Критерии оценки

Баллы

1. «Тихо-громко»

Бубен

Реагирует на изменение громкости (хлопает на громкий звук, шепчет на тихий)

2 – четко, 1 – путается, 0 – не реагирует

2. «Кто звучит?»

Звуковые игрушки (погремушка, колокольчик, дудочка)

Узнает и называет источник звука

2 – 3 звука, 1 – 1–2 звука, 0 – не узнает

3. «Ритм»

Постукивание карандашом (•• •••)

Повторяет простой ритм

2 – точно, 1 – с 1 ошибкой, 0 – не повторяет

Норма: 3–5 баллов.

3. Диагностика тактильного восприятия

Методика М. Монтессори
Цель: оценить тактильную чувствительность и умение описывать ощущения.

Задание

Материал

Критерии оценки

Баллы

1. «Волшебный мешочек»

Предметы разной фактуры (мяч, шишка, ложка)

Находит заданный предмет на ощупь

2 – быстро, 1 – с подсказкой, 0 – не справляется

2. «Гладкий-шершавый»

Парные таблички (наждачная бумага/гладкий картон)

Соотносит одинаковые текстуры

2 – 3 пары, 1 – 1–2 пары, 0 – не понимает

3. «Что это?»

Природные материалы (камень, ракушка, вата)

Описывает ощущения («мягкий», «колючий»)

2 – 3 определения, 1 – 1 определение, 0 – молчит

Норма: 4–6 баллов.

4. Диагностика вкуса и обоняния

Адаптированная методика
Цель: оценить различение основных вкусов и запахов.

Задание

Материал

Критерии оценки

Баллы

1. «Сладкий-кислый»

Лимон, яблоко, печенье

Определяет вкус (гримаса, слова «вкусно/не вкусно»)

2 – различает, 1 – частично, 0 – не понимает

2. «Ароматные коробочки»

Баночки с ванилью, мятой, апельсином

Реагирует на запах (улыбается, морщится)

2 – на 3 запаха, 1 – на 1–2, 0 – нет реакции

Норма: 2–4 балла.

Сводная таблица уровней развития

Уровень

Баллы (из 16)

Характеристика

Высокий

13–16

Ребенок различает все сенсорные эталоны, использует слова-описания, выполняет задания самостоятельно.

Средний

7–12

Различает основные эталоны, но допускает ошибки. Нуждается в небольшой помощи.

Ниже среднего

4–6

Справляется только с простыми заданиями (цвет, размер), путает сложные понятия (текстуры, запахи).

Низкий

0–3

Не различает сенсорные свойства, не понимает инструкции. Требуется коррекция.

Рекомендации по проведению:

  1. Условия:
  • Проводится индивидуально в игровой форме.
  • Длительность: 10–15 минут.
  1. Фиксация результатов:
  • Протокол с баллами по каждому заданию.
  • Фото-/видеозапись для анализа реакций ребенка.
  1. Коррекционная работа:
  • Для низкого уровня: игры с 1–2 стимулами (например, только цвет).
  • Для среднего: усложнение заданий (добавление оттенков, фактур).

Приложения:

  • Бланк протокола.
  • Картотека игр для коррекции (по Венгеру, Монтессори).

Диагностика позволяет объективно оценить сенсорное развитие и подобрать индивидуальную программу работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами Монтессори педагогики

В данной работе мной представлен материал развития и формирования сенсорных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста...

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике»    «Сенсорное развитие детей младшего  дошкольного возраста    посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – сенсорное развитие детей по методике Монтессори....

Тема: «Использование элементов методики М. Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста»

Данный материал содержит примерное оформление и перечень документов при составлении папки по самообразованию воспитателя...

Диагностика сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) (на основе методик Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, М. Монтессори)

Диагностика позволяет выявить как общий уровень сенсорного развития, так и отдельные проблемные зоны для построения индивидуальной образовательной траектории....