Диагностика сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) (на основе методик Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, М. Монтессори)
методическая разработка (средняя группа)

Стефанишина Наталья Владимировна

Диагностика позволяет выявить как общий уровень сенсорного развития, так и отдельные проблемные зоны для построения индивидуальной образовательной траектории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_sr.gr_.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

(на основе методик Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, М. Монтессори)

1. Диагностика зрительного восприятия

Методика Л.А. Венгера
Цель: оценить восприятие цвета, формы, величины и пространственных отношений

Задание

Материал

Инструкция

Критерии оценки

Баллы

"Цветные домики"

8 карточек основных и оттеночных цветов

"Разложи карточки от самого светлого к самому темному"

- Правильная градация 3-4 оттенков
- Называет цвета

2 - точно
1 - с 1 ошибкой
0 - не справляется

"Геометрическое лото"

Фигуры: круг, овал, прямоугольник, ромб

"Найди такую же фигуру, как на картинке"

- Различает 5-6 форм
- Использует названия

2 - 5-6 форм
1 - 3-4 формы
0 - менее 3

"Что дальше?"

Сюжетные картинки с перспективой

"Покажи, что нарисовано ближе/дальше"

- Понимает перспективу
- Объясняет выбор

2 - верно + объясняет
1 - верно без объяснения
0 - ошибки

Норма: 5-6 баллов

2. Диагностика слухового восприятия

Методика Н.Н. Поддьякова

Задание

Материал

Инструкция

Критерии оценки

Баллы

"Звуковая цепочка"

Набор звуков (3-4 последовательности)

"Повтори ритм: •• • •••"

- Точное воспроизведение
- Удерживает последовательность

2 - 3-4 ритма
1 - 1-2 ритма
0 - ошибки

"Кто поёт?"

Аудиозаписи: птицы, транспорт, бытовые звуки

"Угадай, что звучит"

- Узнает 5-6 звуков
- Называет источник

2 - 5-6
1 - 3-4
0 - менее 3

"Громкость"

Музыкальные инструменты

"Покажи: тише-громче"

- Различает 3 уровня громкости
- Реагирует адекватно

2 - 3 уровня
1 - 2 уровня
0 - не различает

Норма: 4-6 баллов

3. Диагностика тактильно-кинестетического восприятия

Методика М. Монтессори

Задание

Материал

Инструкция

Критерии оценки

Баллы

"Тайный мешочек"

8-10 предметов разной фактуры

"Найди на ощупь то, что я назову"

- Узнает 5-6 предметов
- Описывает свойства

2 - 5-6
1 - 3-4
0 - менее 3

"Температурные пары"

Металл/дерево, лёд/грелка

"Найди одинаково тёплое/холодное"

- Различает 3-4 пары
- Объясняет выбор

2 - 3-4 пары
1 - 1-2 пары
0 - ошибки

"Весёлые весы"

Парные предметы (50-300г)

"Что тяжелее?"

- Правильно сравнивает 3-4 пары
- Использует слова "тяжёлый-лёгкий"

2 - 3-4 пары
1 - 1-2 пары
0 - не понимает

Норма: 5-6 баллов

4. Диагностика обоняния и вкуса

Адаптированная методика

Задание

Материал

Инструкция

Критерии оценки

Баллы

"Ароматный сад"

5 запахов: мята, ваниль, чеснок и др.

"Какой это запах?"

- Узнает 4-5 запахов
- Связывает с объектами

2 - 4-5
1 - 2-3
0 - менее 2

"Вкусная радуга"

Сладкий, кислый, солёный, горький

"Какой вкус?"

- Различает 4 основных вкуса
- Описывает ощущения

2 - все 4
1 - 2-3
0 - 1

Норма: 3-4 балла

Сводная таблица уровней развития

Уровень

Баллы (из 20)

Характеристика

Высокий

17-20

Ребёнок дифференцирует все сенсорные характеристики, использует точные определения, выполняет задания самостоятельно

Средний

10-16

Различает основные эталоны, допускает 1-2 ошибки в сложных заданиях, нуждается в минимальной помощи

Ниже среднего

5-9

Справляется только с простыми сенсорными задачами, путает оттенки и сложные характеристики

Низкий

0-4

Не различает большинство сенсорных свойств, требуется коррекционная работа

Рекомендации по проведению

  1. Организация:
  • Проводится индивидуально в 2-3 этапа по 10-15 минут
  • Использование игрового сюжета ("Путешествие в Страну Чувств")
  1. Фиксация результатов:

Протокол диагностики

Ребёнок: ___________________

Дата: ______________________

1. Зрительное восприятие: ___ баллов

2. Слуховое восприятие: ___ баллов

3. Тактильное восприятие: ___ баллов

4. Вкус/обоняние: ___ баллов

Общий уровень: __________

Рекомендации: ___________

3. Коррекционные мероприятия:

  • Для низкого уровня: сенсорные игры с 1-2 характеристиками
  • Для среднего: упражнения на дифференциацию оттенков и сложных свойств
  • Для высокого: творческие задания с преобразованием сенсорных эталонов

Приложения:

  • Картотека коррекционных игр
  • Бланки для родителей "Как развивать сенсорику дома"
  • Лист динамики развития

Диагностика позволяет выявить как общий уровень сенсорного развития, так и отдельные проблемные зоны для построения индивидуальной образовательной траектории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика математического развития детей среднего дошкольного возраста в конструктивной игре по программе «Детство».

Диагностика математического развития детей среднего дошкольного возраста в конструктивной игре по программе «Детство»....

"Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей среднего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие , направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт....

Методическая разработка НОД по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста посредством позновательно- исследовательской деятельности. "Секреты обыкновенной бумаги"

Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.Расширять представления о свойствах и фактуре бумаги , об истории возникновения бумаги, значении бумаги в жи...

Родительское собрание в средней группе «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической культуры родителей.План проведения:1. Вступительная часть.2. Возрастные особенности детей 4-5 лет.3. Особенности организации образовательного процесса в средней гру...

Диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) (на основе методик Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной, М. Монтессори)

Диагностика позволяет объективно оценить сенсорное развитие и подобрать индивидуальную программу работы....