Диагностика сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) (на основе методик Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, М. Монтессори)
методическая разработка (средняя группа)
Диагностика позволяет выявить как общий уровень сенсорного развития, так и отдельные проблемные зоны для построения индивидуальной образовательной траектории.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
(на основе методик Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, М. Монтессори)
1. Диагностика зрительного восприятия
Методика Л.А. Венгера
Цель: оценить восприятие цвета, формы, величины и пространственных отношений
Задание | Материал | Инструкция | Критерии оценки | Баллы |
"Цветные домики" | 8 карточек основных и оттеночных цветов | "Разложи карточки от самого светлого к самому темному" | - Правильная градация 3-4 оттенков | 2 - точно |
"Геометрическое лото" | Фигуры: круг, овал, прямоугольник, ромб | "Найди такую же фигуру, как на картинке" | - Различает 5-6 форм | 2 - 5-6 форм |
"Что дальше?" | Сюжетные картинки с перспективой | "Покажи, что нарисовано ближе/дальше" | - Понимает перспективу | 2 - верно + объясняет |
Норма: 5-6 баллов
2. Диагностика слухового восприятия
Методика Н.Н. Поддьякова
Задание | Материал | Инструкция | Критерии оценки | Баллы |
"Звуковая цепочка" | Набор звуков (3-4 последовательности) | "Повтори ритм: •• • •••" | - Точное воспроизведение | 2 - 3-4 ритма |
"Кто поёт?" | Аудиозаписи: птицы, транспорт, бытовые звуки | "Угадай, что звучит" | - Узнает 5-6 звуков | 2 - 5-6 |
"Громкость" | Музыкальные инструменты | "Покажи: тише-громче" | - Различает 3 уровня громкости | 2 - 3 уровня |
Норма: 4-6 баллов
3. Диагностика тактильно-кинестетического восприятия
Методика М. Монтессори
Задание | Материал | Инструкция | Критерии оценки | Баллы |
"Тайный мешочек" | 8-10 предметов разной фактуры | "Найди на ощупь то, что я назову" | - Узнает 5-6 предметов | 2 - 5-6 |
"Температурные пары" | Металл/дерево, лёд/грелка | "Найди одинаково тёплое/холодное" | - Различает 3-4 пары | 2 - 3-4 пары |
"Весёлые весы" | Парные предметы (50-300г) | "Что тяжелее?" | - Правильно сравнивает 3-4 пары | 2 - 3-4 пары |
Норма: 5-6 баллов
4. Диагностика обоняния и вкуса
Адаптированная методика
Задание | Материал | Инструкция | Критерии оценки | Баллы |
"Ароматный сад" | 5 запахов: мята, ваниль, чеснок и др. | "Какой это запах?" | - Узнает 4-5 запахов | 2 - 4-5 |
"Вкусная радуга" | Сладкий, кислый, солёный, горький | "Какой вкус?" | - Различает 4 основных вкуса | 2 - все 4 |
Норма: 3-4 балла
Сводная таблица уровней развития
Уровень | Баллы (из 20) | Характеристика |
Высокий | 17-20 | Ребёнок дифференцирует все сенсорные характеристики, использует точные определения, выполняет задания самостоятельно |
Средний | 10-16 | Различает основные эталоны, допускает 1-2 ошибки в сложных заданиях, нуждается в минимальной помощи |
Ниже среднего | 5-9 | Справляется только с простыми сенсорными задачами, путает оттенки и сложные характеристики |
Низкий | 0-4 | Не различает большинство сенсорных свойств, требуется коррекционная работа |
Рекомендации по проведению
- Организация:
- Проводится индивидуально в 2-3 этапа по 10-15 минут
- Использование игрового сюжета ("Путешествие в Страну Чувств")
- Фиксация результатов:
Протокол диагностики
Ребёнок: ___________________
Дата: ______________________
1. Зрительное восприятие: ___ баллов
2. Слуховое восприятие: ___ баллов
3. Тактильное восприятие: ___ баллов
4. Вкус/обоняние: ___ баллов
Общий уровень: __________
Рекомендации: ___________
3. Коррекционные мероприятия:
- Для низкого уровня: сенсорные игры с 1-2 характеристиками
- Для среднего: упражнения на дифференциацию оттенков и сложных свойств
- Для высокого: творческие задания с преобразованием сенсорных эталонов
Приложения:
- Картотека коррекционных игр
- Бланки для родителей "Как развивать сенсорику дома"
- Лист динамики развития
Диагностика позволяет выявить как общий уровень сенсорного развития, так и отдельные проблемные зоны для построения индивидуальной образовательной траектории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика математического развития детей среднего дошкольного возраста в конструктивной игре по программе «Детство».
Диагностика математического развития детей среднего дошкольного возраста в конструктивной игре по программе «Детство»....

"Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей среднего дошкольного возраста"
Сенсорное развитие , направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт....

план самообразования «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ....

Методическая разработка НОД по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста посредством позновательно- исследовательской деятельности. "Секреты обыкновенной бумаги"
Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.Расширять представления о свойствах и фактуре бумаги , об истории возникновения бумаги, значении бумаги в жи...

Родительское собрание -практикум в средней группе на тему: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста».
родители отправляются в страну сенсорику, выполняют задания по сенсорике....

Родительское собрание в средней группе «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста»
Цель: повышение педагогической культуры родителей.План проведения:1. Вступительная часть.2. Возрастные особенности детей 4-5 лет.3. Особенности организации образовательного процесса в средней гру...

Диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) (на основе методик Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной, М. Монтессори)
Диагностика позволяет объективно оценить сенсорное развитие и подобрать индивидуальную программу работы....
