Методическая разработка НОД по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста посредством позновательно- исследовательской деятельности. "Секреты обыкновенной бумаги"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Чопорова Наталья Витальевна

Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.Расширять представления о свойствах и фактуре бумаги , об истории возникновения бумаги, значении бумаги в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_2.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД по сенсорному развитию  детей

среднего дошкольного возраста посредством позновательно- исследовательской деятельности.

"Секреты обыкновенной бумаги"

Вид НОД:  Непрерывная образовательная деятельность является интегрированной, так как посредством различного содержания и видов деятельности достигается основная цель образовательного мероприятия.

Форма организации детей: НОД проводилась с подгруппой детей младшего дошкольного  возраста (от 4 до 5 лет) в количестве 10 человек, в форме игрового путешествия.

Доминирующая образовательная область: «познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель НОД: способствовать сенсорноиму развитию детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.                                  

Задачи:

Образовательные: 

ОО «Познавательное развитие»

1.Расширять представления о свойствах и фактуре бумаги (гладкий, шероховатый и т. п.), об истории возникновения бумаги, значении бумаги в жизни человека.

2.Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью  перцептивных действий.

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук, сенсорику (тактильное, зрительное и слуховое восприятие).

ОО «Речевое развитие» 

1.Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества бумаги.

Развивающие:

ОО «Познавательное развитие»

1.Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам, способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента.

2. Развивать инициативу и самостоятельность дошкольников на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в совместной образовательной деятельности;

3. Способствовать проявлению любознательности и познавательной    активности воспитанников.

ОО «Речевое развитие» 

Развивать связную форму речи.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности

Воспитательные: 

ОО «Познавательное развитие»

Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

1.Формировать чувство уважения к истории и труду людей в освоении предметов окружения.

2.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; умение проявлять заботу об окружающих.

3.Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе экспериментирования, доводить начатое дело до конца.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: оформление бумажного городка, картонный персонаж Аристотель, презентационный материал, магнитная доска.

Раздаточный материал: картон; бумага различной фактуры: бархатная, гофрированная, альбомная, калька, газетная; бумажные салфетки; материал для продуктивной деятельности; ножницы, вода, масло растительное, ватные палочки на каждого ребенка.

ТСО: мультимедийная установка (проектор, экран ноутбук), музыкальный центр, аудиозапись.

Предварительная работа с детьми: беседа с детьми о бумаге, дидактическая игра «Какая бумага?», об опасности огня, изготовление поделок из бумаги, чтение художественной  литературы.

Взаимодействие с родителями: Совместный просмотр познавательных и развлекательных мультфильмов о бумаге.

Методы и приемы:

  • наглядный: просмотр  презентаций, демонстрационный материал.
  • словесный: художественное слово, рассказ, поисковые вопросы,
  • практический: элементы исследовательской деятельности, изготовление поделки..
  • игровой: игровая мотивация, дидактические игры, словесная игра использование воображаемой ситуации.

 Ход  НОД

I. Организационный момент.

Воспитатель:- Ребята сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о том, что находится всегда рядом с нами, но мы иногда даже не задумываемся об этом.
- А вот, что это, отгадайте загадку:
Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдёт, там след кладёт.
Правильно! Это бумага.

- Из неё делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, фотографии, обои (показ слайдов) и ещё много- много другого.  

- А что бы познакомиться с секретами бумаги мы отправимся в бумажную страну:

 - Закрывайте глаза,

На месте дважды покружитесь!

В стране бумажной очутитесь!

Воспитатель: Вот мы  и очутились в Бумажной стране. И встречает нас Аристотель (персонаж из мультфильма «Бумажки»)

II.Основная часть

Воспитатель:- В древние времена бумаги у людей не было, но люди хотели писать, рисовать и делали они это, высекая на камнях (показ слайдов), это было трудно и люди стали делать глиняные дощечки, на которых царапали острыми палочками, но это было долго. И люди (показ слайдов) стали писать на берёзовой коре (бересте). ( показ слайдов) 

Но вот постепенно, спустя много лет, люди научились изготавливать бумагу.
- А почему из бумаги не делают одежду? Мебель? Транспорт? 
- Да, потому что бумага не прочная, не надёжная, тонкая.
- И сейчас мы это проверим, проведём интересные исследования.

- Ребята посмотрите, рядом с вами на столе лежат разные виды бумаги.

- Давайте  рассмотрим, вся ли бумага одинакова? (ответы детей)

- Она разная.

-Какая она? (Гладкая, тонкая, цветная, шероховатая, прозрачная, белая).

- Для чего нам нужно столько видов бумаги? (ответы детей)

- Зачем нам нужна толстая бумага? (ответы детей)

 - Как она называется? (ответы детей)

-Где еще применяют картон? (ответы детей)

-А для страниц книги, какую бумагу лучше использовать? (ответы детей- тонкую)

-  Ребята как нужно обращаться с книгой?

 -А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

Аристотель:-  Ребята давайте поиграем в игру. Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши если этот предмет изготавливают из бумаги.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Аристотель:- Молодцы, все отвечали верно.

Воспитатель:- Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

- Да, потому что бумага не прочная, не надёжная.
- И сейчас мы это проверим, проведём интересные исследования.

- Ой, ребята, посмотрите, Аристотель повесил нам на доску знак-схему. Что означает эта схема? - ответы детей. 

№1 схема «Бумага мнется»

Воспитатель:- А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной  плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете,  почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

Вывод: Бумага мнется- это первое св-во бумаги. Чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Бумага не разглаживается, а остается мятой, поэтому мять книги, картинки, фотографии нельзя.

№2, схема «Рваная бумага».

Воспитатель:- Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую? 

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага,  (дети договаривают) тем легче она рвётся.

Второе свойство бумаги - бумага рвется.

№3,   схема «Ножницы».

Воспитатель:- Как думаете, что означает следующая схема? - ответы детей. - Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод?

Вывод:  картон толще,   чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее.

Третье свойство бумаги- бумага режется.

Аристотель: Ребята, думается мне, что, для продолжения опытов вам надо потренировать пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

№4, схема «капля воды».

Воспитатель: -Этот  значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.

-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (Ответы детей)

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.

Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.

Четвертое свойство бумаги- бумага намокает.

№5,   схема «растительное масло».

Воспитатель: -Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?

-Дети: бумага впитывает масло.

Вывод: масло пропитывает бумагу.

№7, схема «нота». 

Воспитатель:- Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод: при смятии, трении- бумага издает звук.

№8, схема «ветер». 

Воспитатель:- Ребята, может ли бумага летать? Что бы это проверить возьмите вот эти полоски бумаги и подуйте на них. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать? Приготовились…

Дыхательная гимнастика.

-Сейчас мы подуем на бумажные полоски. Понаблюдаем за их движением

Вывод: бумага летает. Полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

№9, схема «перечеркнутые спички»

Воспитатель:- Ребята давайте посмотрим видео как горит бумага. Как вы думаете, что означают эта схема? (ответы детей)

-Правильно « опасность», нельзя делать самим.

-Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? (ответы детей)

- Правильно, бумага загорится.

-А это, очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому,  какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.

-Девятое свойство бумаги - она горит.

 №10, схема «сюрприз» (творческий этап).

Воспитатель:- Ребята, Аристотель предлагает нам превратить листы бумаги в поделки (оригами). Деятельность детей.

Воспитатель:- Ребята, у вас получились замечательные поделки. Но нам пора возвращаться в группу. Давайте поблагодарим  Аристотеля за  интересные опыты и попрощаемся. Закрываем глаза и произносим заклинание:

На месте дважды покружитесь!

И снова в группе окажитесь!

III. Заключительная часть.

Воспитатель:-  В какой стране ребята мы с вами побывали? (Бумажная страна). Что вам больше всего запомнилось? Какие открытия вы сделали? Что расскажете родителям? 
- Бумага очень важна в жизни каждого человека. Поэтому давайте не забывать, как легко её повредить и поэтому к бумаге и вещам сделанным из бумаги  нужно относиться бережно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Иван Петрович Павлов, русский физиолог, определил сенсорную систему как часть нервной системы, состоящую из: воспринимающих рецепторов, которые получают стимулы из окружающей среды, нервных путей, по ...

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»....

Методическая разработка конспекта НОД с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Какая разная бумага»

Цели и задачи.·            Формирование у детей основных знаний и представлений о бумаге и ее свойствах.·...

Научно-методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образованияВ данной статье я попыталась научно обосновать тему сенсорного развития детей, как залога успешного умственного, эстетического и нравстве...

Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

В раннем возрасте развития, на третьем году жизни, сенсорное воспитание является основным. Все остальные направления развития (умственное, физическое, эстетическое) базируются на сенсорной основе. Нас...