Сенсорное развитие по методике Монтессори
методическая разработка (младшая группа)

Цветкова Людмила Вячеславовна
Методика Монтессори, разработанная итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори, акцентирует внимание на всестороннем развитии ребенка, включая его сенсорные способности. Сенсорное развитие по методике Монтессори представляет собой важный аспект обучения и воспитания, целью которого является стимулирование чувств ребенка и развитие его восприятия окружающего мира. В рамках этой методики используются специальные сенсорные материалы и игрушки, созданные для того, чтобы помочь детям развивать различные чувства: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Например, существуют наборы, которые включают элементы разных текстур, цветов и форм, что позволяет ребенку исследовать и сравнивать их. Эта тактильная активность способствует улучшению моторики и координации движений. Сенсорные упражнения помогают детям не только развивать свои физические навыки, но и учиться сосредотачиваться, анализировать и делать выводы на основе полученной информации. В процессе работы с сенсорными материалами малыши учатся различать нюансы, что способствует их общей когнитивной активности. Уделяя внимание сенсорному развитию, методика Монтессори подготавливает детей к более сложным задачам обучения в будущем. Важно отметить, что в методике Монтессори обучение проходит в атмосфере свободы и самостоятельности. Дети могут выбирать, какие материалы использовать, и в каком порядке проводить занятия. Это не только способствует развитию их сенсорных навыков, но и повышает уверенность в себе, инициативность и ответственность за собственное обучение. Таким образом, Дидактические игры, в которых дети могут проявлять свою фантазию, способствуют развитию креативного мышления и оригинального подхода к решению задач. Таким образом, основная цель дидактических игр в ясельной группе состоит в том, чтобы через игровую деятельность обеспечить целостное развитие ребенка, что в свою очередь создает фундамент для его успешного обучения в будущем. Дидактические игры становятся не только источником знаний и умений, но и важным средством формирования наиболее значимых личностных качеств, необходимых для жизни в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр в ясельной группе.

Игра: «Разноцветные бусы»

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и

другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход игры:

На нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для

успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый,

хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег,

белые руки и т. д.).

Игра: «У кого какое платье»

Цель: Учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

группировать оттенки одного цветового тона.

Материал: Демонстрационный материал: Куклы. Вырезанные из картона в

платьях разных цветов (однотонные платья, фланелеграф, магниты).

Ход игры:

1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем

фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они

отличаются друг от друга.

2. Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я

буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье.

Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших

дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.

3. Заключение: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали

цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье.

Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое

название.

Игра: «Курочка и цыплята»

Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных

предметов и может служить для их обозначения.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого

цвета и один белого.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые

цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у

нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент

мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели

воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого

белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря,

что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и

предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-

курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены

«гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

Игра: «Елочки и грибочки»

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов

зеленого и красного цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают

зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета.

Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета

бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку,

грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.

Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.

Игра: «Поставь букет в вазу»

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов,

сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре

произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить

в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в

вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и

ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее

собирать букеты предлагается детям.

Игра: «Спрячь мышку»

Цель: Закреплять название цветов, способствовать накоплению.

представлений об основных разновидностях цвета, развивать у детей

координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению

качеств предметов.

Демонстрационный материал: Листочки бумаги 4 цветов (20 - 15, посредине

белый квадрат (8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты

тех же 4 цветов - дверцы (10х10, большая картонная игрушка - кошка,

мягкая мышка.

Раздаточный материал: Цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5,

цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно,

мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети

по очереди гладят мышку.

- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От

кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем

мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь

мышку». Мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики.

Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата

четырёх цветов. Видите, в окошке выглядывают мышки. Чтобы спрятать

мышку надо закрыть окошко дверцей - квадратиком того же цвета, что и

домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».

Вызываю по очереди 3 младших дошкольников и предлагаю им по очереди

закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто - то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления.

Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка

уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку - «мышкиному

домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по 4 квадрата всех

цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из

квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как

и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова

«идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по

рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность

детям, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если

ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Заключение. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только

некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были

допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра: «Угостим медведя ягодой»

Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких

предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов

красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми.

Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка

любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из

коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку, вставляет ее в панель и

предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали

только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в

«корзину», медведь благодарит детей.

Игра: «Разноцветные шары»

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными

полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от

друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки,

чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и

прикладывает его к желтой полоске – «ниточке» желтого цвета. Далее

задание выполняют дети. Эту игру можно проводить с другим

оборудованием: разноцветные карточки - «книжки» с вырезанными

«окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход

будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает

детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно

показывая как это сделать.

Игра: «Подбери чашки к блюдцам»

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки

и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем

воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют

дети.

Игра: «Варежки»

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных

варежек, куклы.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут

найти свои варежки, т. к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет

одну варежку (например, красную, спрашивает у ребенка, какого она цвета и

предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет

задание и игра продолжается.

Игра: «Какой это формы»

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме.

Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины

одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и

корзиночка.

Ход игры:

Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей,

что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины.

Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке,

фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…».

Игра: «Круг, квадрат»

Цель: Учить группировать предметы по форме.

Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно

перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат.

Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку».

Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и

активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.

п.».

Игра: «Заштопай штанишки»

Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие

отверстия.

Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т. п.) с

отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и

соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и

штанишки.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у

волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям

геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать

штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их. Эту игру можно

проводить с усложнением, например – «заштопать» у матрешек сарафаны

разного цвета различными большими и маленькими геометрическими

формами соответствующих цветов.

Игра: «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине.

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и

1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла

к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает

куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что

там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла

попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает

внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала

воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает

сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т. к. если

чередовать бусы наоборот, т. е. сначала брать маленькую, затем большую,

ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую

очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие

получились бусы.

Игра: «КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?»

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному

указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход игры:

Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему

большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает

разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой

ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча,

говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.

Игра: «Поручения»

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их

размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи,

чашки, кубики, матрешка.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать

их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания: Большую

собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой; Покатай

матрешку в большой машине; Поставь маленькую собаку возле матрешки;

Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой –

из маленьких; Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер; Возьми

большую собаку и посади ее в большую коробку; Собери маленькие кубики в

маленькую коробку, а большие – в большую и т. п. Если ребенок ошибается,

собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или

отворачивается).

Игра: «Угости зайчика»

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять

больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход игры:

Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить.

Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и

показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и

маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть

в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети

выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. По такому же

принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в

различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры

«Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь

машины в гараж» и т. д.

Игра: «Куклы заблудились»

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и

маленький домик.

Ход игры:

На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив,

на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям

куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и

маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь

куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом

домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют

задание, куклы благодарят их за помощь.

Игра: «Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам,

нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: Непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, и др.).

Ход игры:

В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на

ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. Организуя игру,

воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят

полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый

проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить

названия предметов, ответить для чего они нужны.

— Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в

мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на

столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты

потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит?

(Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и

другие дети. В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в

мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них.

Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек,

рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают

игрушку.

Игра: «Определи на ощупь»

Цель: Определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение

предметов на ощупь по длине, величине, ширине.

Оборудование: Непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся

одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая

пуговицы, широкая и узкая линейки и т. д.).

Ход игры:

В непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается

на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный;

карандаш короткий; пуговица большая и т. д.

Игра: «Сложи матрешку»

Цель: Учить различать предметы по размеру.

Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в

друга кукол меньшего размера.

Ход игры:

Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося:

«Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше

и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и

цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает

ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой. Мы – матрешки,

мы – сестрички, В прятки с нами поиграй, Все подружки-невелички. Нас

скорее собирай – Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться,

Никому не усидеть! Мы не будем закрываться! (С. Рещикова) Сначала игру

следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т. д.

Точно так же вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики,

открывающиеся коробочки, вкладыши различных форм и т.п.

Игра: «Собери пирамидку»

Цель: Учить детей раскладывать предметы в убывающей последовательности.

Оборудование: Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку пирамидку, и помогает разобрать ее. Вместе

с малышом воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет и

делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать

пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое

колечко и надеть его на стержень (малыш выполняет задание). Далее

воспитатель предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками до тех

пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку

предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с

пирамидкой, стараясь собрать ее правильно. Можно собирать различные

пирамидки в зависимости от того, какие цели преследуются. Например:

пирамида, состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков,

шариков, призм одного или разного размера и цвета; из предметов

возрастающих по величине и т. д.



Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие по методике Марии Монтессори

Сенсорное развитие – это важнейший этап в становлении ребенка как личности, способствующий формированию его познавательных способностей, внимательности, координации движений и логического мышления. Методика Марии Монтессори, разработанная в начале XX века, направлена на создание благоприятной образовательной среды, которая помогает ребенку самостоятельно познавать мир через органы чувств.

Одной из ключевых особенностей метода Монтессори является использование специально разработанных сенсорных материалов, позволяющих детям изучать свойства предметов (цвет, форму, размер, текстуру, вес, температуру, запах и вкус) в процессе свободной работы. Развитие сенсорики является основой для дальнейшего усвоения более сложных академических знаний, таких как математика, письмо и чтение.

В данной методической разработке рассматриваются принципы сенсорного воспитания по системе Монтессори, основные материалы, применяемые для сенсорного развития, а также примеры упражнений, направленных на развитие органов чувств у детей дошкольного возраста.

Цель: Формирование сенсорных способностей ребенка через специально организованную предметно-развивающую среду, способствующую самостоятельному познанию окружающего мира.

Задачи:

  1. Развитие сенсорного восприятия. Познакомить ребенка с основными характеристиками предметов: цветом, формой, размером, текстурой, температурой, звуком, вкусом и запахом.
  2. Развитие навыков анализа и сравнения. Научить ребенка классифицировать предметы, находить сходства и различия, упорядочивать объекты по определенным признакам.
  3. Развитие мелкой моторики. Сенсорные материалы помогают ребенку тренировать движения пальцев и кисти, что впоследствии облегчит процесс письма.
  4. Формирование концентрации внимания и усидчивости. Работа с материалами требует от ребенка сосредоточенности и доведения действия до конца.
  5. Подготовка к математике и письму. Сенсорные упражнения закладывают основы для понимания чисел, геометрии и письменности.

1. Принципы сенсорного воспитания по Монтессори

Методика Монтессори строится на ряде принципов, обеспечивающих эффективность обучения:

  1. Принцип индивидуального подхода. Каждый ребенок развивается в своем темпе, без внешнего давления со стороны взрослых.
  2. Принцип свободы выбора. Ребенок самостоятельно выбирает материал и время работы с ним.
  3. Принцип самокоррекции. Материалы разработаны таким образом, чтобы ребенок мог сам обнаружить и исправить свои ошибки.
  4. Принцип изоляции трудности. Каждый материал направлен на развитие одной конкретной сенсорной способности.
  5. Принцип постепенного усложнения. Упражнения сначала знакомят ребенка с простыми понятиями, а затем переходят к более сложным.
  6. Принцип работы с реальными объектами. Материалы имеют конкретную физическую форму и не заменяются изображениями или абстрактными символами.

2. Развивающая среда и сенсорные материалы

В методике Монтессори ключевую роль играет подготовленная среда, в которой ребенок может свободно выбирать материалы и работать с ними.

Основные сенсорные материалы Монтессори:

  1. Розовая башня – 10 деревянных кубов разного размера, помогающих ребенку осознать различие в размерах и пространственных отношениях.
  2. Коричневая лестница – набор деревянных параллелепипедов, развивающих представление о толщине и размере.
  3. Красные стержни – набор стержней разной длины, способствующих развитию зрительного восприятия длины.
  4. Цилиндры с ручками – набор цилиндров разного диаметра и высоты, развивающий тактильное восприятие и координацию движений.
  5. Цветные таблички – карточки различных оттенков, помогающие изучать цвета и их градации.
  6. Геометрические вкладыши – набор фигур (круги, квадраты, треугольники), развивающий восприятие формы.
  7. Звуковые цилиндры – парные цилиндры с разными звуками, помогающие развивать слуховое восприятие.
  8. Тактильные планшеты – поверхности с различными текстурами для развития осязания.

Сенсорные материалы в методике Марии Монтессори играют ключевую роль в развитии у ребенка восприятия окружающего мира. Каждый материал разработан таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно исследовать свойства предметов (размер, форму, цвет, текстуру, температуру, звук, запах и вкус), тем самым развивая не только свои сенсорные способности, но и когнитивные навыки, логическое мышление, координацию движений и мелкую моторику.

Методика работы с сенсорными материалами строится на принципах самостоятельности, свободы выбора и постепенного усложнения. Дети взаимодействуют с материалами в подготовленной среде, где взрослый выполняет роль наставника, направляя процесс обучения, но не вмешиваясь в него без необходимости.

Для эффективного использования сенсорных материалов важно соблюдать определенную последовательность работы, включающую несколько ключевых этапов:

3. Этапы работы с сенсорными материалами

1. Презентация материала. Презентация – это демонстрация взрослым (педагогом или родителем) того, как следует работать с конкретным сенсорным материалом. На этом этапе важно минимизировать словесные инструкции, чтобы ребенок фокусировался на наблюдении за действиями взрослого.

Основные принципы презентации:

  • Демонстрация проводится медленно и четко, с минимальным количеством слов.
  • Движения педагога должны быть точными, плавными и последовательными.
  • Важно избегать излишних объяснений – ребенок лучше усваивает информацию через зрительное восприятие и повторение действий.
  • Если ребенок заинтересовался, но не сразу понял, как работать с материалом, педагог может повторить презентацию, не заставляя ребенка выполнять задание сразу.

Пример презентации: При работе с «Розовой башней» педагог берет самый большой куб двумя руками, кладет его на коврик, затем выбирает следующий по размеру и аккуратно ставит сверху, повторяя процесс, пока не будет построена башня. После этого он молча разрушает конструкцию и предлагает ребенку попробовать самостоятельно.

2. Свободная работа с материалом. После презентации ребенок получает возможность работать с материалом самостоятельно. Это ключевой этап в методике Монтессори, поскольку именно здесь происходит активное исследование, пробование, допущение ошибок и их исправление.

Особенности этого этапа:

  • Ребенок сам выбирает темп работы и способы взаимодействия с материалом.
  • Он может экспериментировать, искать новые закономерности и связи.
  • Педагог не вмешивается в процесс, если ребенок не запрашивает помощи.
  • Если ребенок делает ошибки, но не испытывает затруднений, педагог не исправляет его сразу – важно, чтобы он самостоятельно обнаружил их.

Пример свободной работы: Ребенок может сначала неправильно построить «Розовую башню», поставив кубы в хаотичном порядке. Если он сам заметит, что конструкция неустойчива, он попробует исправить ошибку, применяя метод проб и ошибок.

3. Анализ и осознание закономерностей. Этот этап подразумевает рефлексию над выполненным заданием. Педагог может мягко направлять ребенка, задавая наводящие вопросы, но не давая прямых ответов. Это помогает ребенку самостоятельно находить ошибки, осознавать закономерности и формировать логические связи.

Примеры вопросов:

  • «Как ты думаешь, почему башня упала?»
  • «Какой куб больше: этот или тот?»
  • «Ты видишь, что этот цилиндр не помещается в отверстие? Почему?»
  • «Какой стержень длиннее? Как ты это понял?»

Педагог также может предлагать ребенку альтернативные способы взаимодействия с материалом, побуждая к более глубокому изучению свойств предметов.

4. Закрепление и повторение. На этом этапе ребенок либо повторяет задание, либо усложняет его. Повторение помогает закрепить полученные знания и навыки, а усложнение – развивать гибкость мышления и умение применять знания в новых ситуациях.

Варианты закрепления:

  • Выполнение задания несколько раз, пока ребенок не почувствует уверенность.
  • Добавление новых условий (например, построение башни с завязанными глазами, чтобы развивать тактильное восприятие).
  • Использование материала в новых ситуациях (например, измерение других предметов с помощью красных стержней).

Пример усложнения: После того как ребенок освоил стандартное задание с «Розовой башней», ему можно предложить построить башню с закрытыми глазами, используя только тактильное восприятие. Это позволит ему развить новые сенсорные навыки.

4. Примеры упражнений для сенсорного развития

Сенсорное развитие играет ключевую роль в познании окружающего мира ребенком. Оно включает в себя работу с различными органами чувств – зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. Методика Марии Монтессори предлагает множество упражнений, которые помогают детям развивать сенсорное восприятие через самостоятельную работу с специально подготовленными материалами.

Упражнения на развитие зрительного восприятия

Зрительное восприятие – это способность различать формы, цвета, размеры и пространственные отношения. Упражнения на развитие зрения помогают ребенку научиться анализировать визуальную информацию, сравнивать объекты и распознавать их особенности.

1. Построение «Розовой башни»

Цель: Развитие восприятия размеров, координации движений и умения строить логические связи.

Материалы: 10 деревянных кубов разного размера (самый маленький куб – 1 см³, самый большой – 10 см³).

Описание выполнения:

  • Педагог показывает ребенку, как выстраивать башню, начиная с самого большого куба и заканчивая самым маленьким.
  • Затем ребенок самостоятельно повторяет упражнение.
  • Важно, чтобы ребенок сам осознал порядок расположения кубов, сравнивая их размеры.

Варианты усложнения:

  • Построение башни с закрытыми глазами (развитие тактильного восприятия).
  • Построение башни в обратном порядке.
  • Использование таймера для увеличения скорости выполнения задания.

2 Сортировка цилиндров по высоте и диаметру

Цель: Развитие зрительного восприятия размеров и классификации предметов.

Материалы: Деревянные цилиндры разного диаметра и высоты.

Описание выполнения:

  • Ребенку предлагается разложить цилиндры от самого большого к самому маленькому.
  • Затем ребенок может попробовать отсортировать цилиндры отдельно по высоте и по диаметру.

Дополнительные задания:

  • Разложить цилиндры, не используя зрение (на ощупь).
  • Подбор парных цилиндров по одинаковому размеру.

3. Распределение цветных табличек по оттенкам

Цель: Развитие восприятия цвета и его оттенков.

Материалы: Набор цветных табличек, состоящий из нескольких цветов и их градаций.

Описание выполнения:

  • Ребенку предлагается разложить карточки по цветам, а затем расположить их в порядке от самого светлого к самому темному оттенку.
  • Педагог может предложить ребенку назвать цвета или сравнить их с окружающими предметами.

Варианты усложнения:

  • Определение цветов с завязанными глазами.
  • Сравнение цветных табличек с предметами в комнате.

Упражнения на развитие тактильного восприятия

Тактильное восприятие помогает ребенку различать текстуры, температуры, формы и другие характеристики предметов. Развитие осязания способствует улучшению мелкой моторики, что в дальнейшем играет важную роль в подготовке к письму.

1. Игра «Угадай на ощупь»

Цель: Развитие тактильного восприятия и способности различать текстуры предметов.

Материалы: Различные предметы (гладкие, шероховатые, мягкие, твердые, теплые, холодные).

Описание выполнения:

  • Ребенку завязывают глаза и предлагают потрогать предметы, определяя их на ощупь.
  • После этого ребенок пытается назвать предмет или описать его характеристики.

Дополнительные задания:

  • Определение формы предметов (круглый, квадратный, треугольный).
  • Определение температурных различий (теплый/холодный).

2. Работа с сенсорными мешочками

Цель: Развитие чувствительности пальцев и умения определять материалы на ощупь.

Материалы: Мешочки с разными наполнителями (рис, гречка, фасоль, песок, мягкие шарики, ткань).

Описание выполнения:

  • Ребенку предлагается, не заглядывая в мешочек, определить, что находится внутри.
  • После каждого ответа ребенок проверяет правильность своих догадок.

Дополнительные задания:

  • Найти одинаковые наполнители в разных мешочках.
  • Определять не только материал, но и его форму.

Упражнения на развитие слухового восприятия

Слуховое восприятие позволяет ребенку различать звуки, определять их громкость, тональность и ритм. Развитие слуха важно для формирования речи, музыкального слуха и способности к концентрации.

1. Определение парных звуковых цилиндров

Цель: Развитие способности различать звуки по интенсивности и высоте.

Материалы: Набор парных звуковых цилиндров с разными уровнями громкости.

Описание выполнения:

  • Ребенку дается несколько цилиндров, внутри которых находятся разные наполнители, создающие различные звуки (громкие, тихие, звонкие, глухие).
  • Задача ребенка – найти парные цилиндры, слушая и сравнивая их звук.

Дополнительные задания:

  • Закрыть глаза и пытаться определить громкость звука.
  • Попробовать воспроизвести услышанный звук голосом или хлопком.

2. Игра «Слушай и повтори»

Цель: Развитие слуховой памяти и ритмического слуха.

Материалы: Любые инструменты (барабаны, бубен, палочки) или просто хлопки и щелчки пальцами.

Описание выполнения:

  • Педагог задает ритм (например, хлопки в ладоши: хлоп-хлоп-пауза-хлоп), а ребенок должен повторить его.
  • По мере освоения можно увеличивать сложность ритмических последовательностей.

Дополнительные задания:

  • Выполнение задания в паре (один ребенок задает ритм, другой повторяет).
  • Использование разных предметов для воспроизведения ритмов.

Методика Монтессори предлагает уникальный подход к сенсорному развитию ребенка, позволяя ему самостоятельно исследовать окружающий мир через специально разработанные материалы. Сенсорное воспитание формирует в ребенке концентрацию, самостоятельность и аналитическое мышление, закладывая прочный фундамент для дальнейшего обучения.

Создание благоприятной сенсорной среды способствует более глубокому и осознанному восприятию информации, что делает процесс обучения интересным и эффективным. Внедрение элементов методики Монтессори в образовательный процесс поможет детям гармонично развиваться и раскрывать свой потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

«Сенсорное развитие детей младшего возраста, с использованием элементов методики М. Монтессори»

Основную информацию (80-90%) об окружающем мире мы получаем через орган зрения. Следовательно, детей с нарушением зрения нужно научить получать знания, используя все анализаторы.    ...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – сенсорное развитие детей по методике Монтессори....

Рабочая программа по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори

Сегодняшнее состояние общества характеризуется достаточно большим количеством социальных проблем, среди которых всё более весомое место начинают занимать проблема сохранения психического и физического...

Сенсорное развитие по методике М. Монтессори

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. ...