Технологическая карта занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа К.Ушинского "Четыре желания".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Анциферова Ольга Владимировна

Технологическая карта занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа К.Ушинского "Четыре желания". 

Аннотация: Педагог вовлекает детей в занятие через загадывание загадок о временах года. Предлагает детям подобрать слова подходящие по смыслу к каждому времени года. Кратко рассказывает биографию автора К.ушинского, читает рассказ "Четыре желания". Задаёт детям вопросы по тексту, проводит словарную работу. При повторном чтении педагог предлагает детям зарисовать рассказ в виде схем для дальнейшего перессказа. Дети пересказывают рассказ с опорой на схемы. Дальше педагог предлагает разделиться на команды и придумать короткий рассказ по картинке. Рефлексия: дети берут себе смайлик, весёлый, если все получилось, грустный, если что-то не получилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_po_razv.rechidocx.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема занятия:      Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Образовательная область: речевое развитие.

Возрастная группа: подготов. группа

Цель: Составление связного пересказа, рассказа К.Ушинского «Четыре желания»с опорой на графические схемы с отображением последовательности событий.

Задачи:

 Образовательные задачи:

- Уточнить знание слов: румяный, вдоволь набегаться, карманная книжка, желание, сенокос.

- Пересказать часть рассказа с опорой на графическую схему.

Развивающие задачи:

- Составить схематическую запись рассказа.

Воспитательные задачи:

Слушать друг друга, не перебивать.

Словарная работа: румяный, записная книжка, вволю набегался, восторг, сенокос, желание.

Планируемый результат занятия: дети пересказывают рассказ с опорой на  графическую схему, объясняют значение слов, пересказывают по частям, слушают не перебивая друг друга.

Подготовительная работа: беседы о временах года, отгадывание загадок о временах года, составление описательных рассказов по картинкам с использованием схем.

Материалы и оборудование: карточки с картинками; пазлы – времена года; смайлики; доска; маркер.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересованность детей предстоящей деятельностью

Актуализация знаний детей о временах года.

Вовлекаю детей в занятие через загадывание загадок о временах года.

Подбор однородных определений подходящие к каждому времени года.

Ребята, разгадайте, пожалуйста, загадки и вы узнаете, о чем мы сегодня поговорим.

Воспитатель читает детям загадки о временах года.

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)

Пришла без красок

B без кисти

И перекрасила все листья.(Осень)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.(Зима)

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?(Весна)

- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки.  

Догадались, о чем мы сегодня будем говорить? - верно, о временах года.

- А давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

- Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

- Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

- Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

- Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

Словесный метод

Дети слушают воспитателя

Дети разгадывают загадки.

Подбирают однородные слова к каждому времени года.

2

2.1

2.2

2.3

3.

Основной этап:

Этап постановки проблемы

Поиск решения

Практическое решение проблемы

Заключительный этап.

развивать внимание,

умение внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Познакомить детей с содержанием рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».

 

закрепить умения выполнять игровые действия

Проанализировать деятельность, подвести итоги разрешения проблемной ситуации, обобщить совместную деятельность детей по достижению целей.

 

1)Объявление темы.

-  А какое у вас  любимое время года и почему?

 - Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя,

и ему нравились все четыре времени года?

 - Об этом мальчике писатель К.Ушинский написал очень интересный рассказ,

который называется «Четыре желания».

Константин Дмитриевич  Ушинский -  великий писатель и педагог.

Он был учителем всех учителей. Автор детских рассказов и сказок.

Константин  Дмитриевич  Ушинский  оставил неизгладимый след,

 как в педагогике, так и литературе.

 Его именем названы во многих городах улицы и учреждения.

А лучших педагогов с недавних пор стали награждать медалью Ушинского.

Хотите послушать его рассказ «Четыре желания»?

(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)

 Я попрошу Вас быть очень внимательными.

Первичное чтение.

-Кто главный герой в рассказе?(

-О чем говориться в рассказе?

- О каком времени года в рассказе говориться первым?

 - Почему Митя прибежал домой румяный и весёлый?

- Чем Мите понравилась зима?

- О каком своём желании он сказал отцу?

 - Куда предложил отец записать желание Мити?

 - Почему Митя назвал весну прелестью?

 - Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз?

 - Что опять посоветовал отец сделать Мите?

 - Что запомнилось Мите летом?

-Какими словами мальчик сказал об осени?

 - Скажите, может так быть,

 чтобы человеку нравились все времена года, как Мите?

 - Почему рассказ называется «Четыре желания»?

 - Ребята, какой же можно сделать вывод

— какое же время года лучшее?

3)Словарная работа (работа по тексту).

-Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.

-Что означает слово румяный? (красный, алый).

-Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).

-Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)

-Что значит, восторг (веселье, радость).

- Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено)

-Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

Физминутка

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика, Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания)

И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).

Белоснежные дома (руки вверх,)

Хорошо, когда зима (прыжки на месте!)

Бабочки порхают (помахать руками,)

Цветы зацветают (наклоны вперед),

Всюду, всюду красота (разводят руками,)

Что за прелесть весна (прыжки на месте!)

Мы с отцом на сенокосе (имитация покоса травы,)

В речку удочку забросим (размахнуться, руку вперед,)

Красных ягод наберем (наклоны вперед)

И на сене отдохнем (руки за голову).

Жаркая стоит погода (обмахиваются,)

Лето — лучшее время года (прыжки на месте!)

Груши, яблоки в саду (руки в стороны),

Осень - лучшее время в году (прыжки на месте!)

Вторичное чтение с установкой на пересказ Составление модели к тексту.

-Сейчас я еще раз буду читать рассказ по частям и мы будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.

Повторное чтение рассказа воспитателем.

-Итак, слушайте начало рассказа.

1.Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”

-Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

- О каком времени года говорится в этом отрывке? (О зиме)

-Как звали мальчика? (Митя)

-Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)

-Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным)

-Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

-Куда записали его желание? (В записную книжку)

-Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

-Слушайте продолжение.

2.Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была!”

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

- О каком времени года говорится?

- Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

-Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

-Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

-Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)

-Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)

-Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).

Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

Слушайте дальше.

3.Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

- Какое время года настало?

-Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

-Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)

-Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)

-Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

-Что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).

Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.

4.Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

-Какое время года наступило? (Осень.)

-Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)

-Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)

-Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года)

-Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он, то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

-Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).

-Ребята, мы записали схемами этот рассказ.  

-Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно

-Я предлагаю вам пересказать рассказ.

-Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.

- Кто продолжит?

-Кто может рассказать историю с начало до конца?

Всё у нас получилось, молодцы, а сейчас подойдите ко мне (воспитатель предлагает детям взять картинки с приметами времён года и разделиться на четыре команды) Дети берут картинки и подходят к своему столу  (на столах лежат картинки с изображением  времен года) Воспитатель предлагает детям  в командах придумать короткий рассказ по картинке.

Рефлексия Воспитатель предлагает детям присесть на ковер.

- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились?

 (рассказ “Четыре желания”)

-  Кто написал рассказ? (К.Д. Ушинский).

- Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

- Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.

Когда я буду показывать вам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).

Словесный метод.

Рассказ об авторе.

Читает рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания».

Беседует с детьми по содержанию рассказа.

Словарная работа.

Прием активизации мышления детей.

Игровой прием

Вторичное чтение с установкой на пересказ

Составление модели к тексту.

Составление модели к тексту.

Составление модели к тексту.

Деление на команды.

Д.И. «Собери картинку».

Анализирует занятие с детьми, проводит рефлексию.

Внимательно слушают воспитателя. Воспринимают содержание рассказа.

Дети внимательно слушают.

Отвечают на вопросы по прочитанному.

Дети высказывают свои предположения.

Дети выполняют игровые действия.

Дети внимательно слушают, анализируют, отвечают на вопросы, рисуют схемы.

Дети рисуют схемы по первой части рассказа.

Дети рисуют схему по второй части рассказа

Дети рисуют схему по третьей части рассказа

Дети рисуют схему по четвёртой части рассказа

Пересказ рассказа по частям с опорой на схемы

Дети делятся на четыре команды.

Дети собирают картинки в команде

Придумывают короткий рассказ по картинке

Принимают активное участие в дидактической игре.

Дети отвечают на вопросы, взаимодействуют с педагогом и между собой. Высказывают свои предположения.

Активизируется речь Пополняется словарный запас.

Проявляют интерес к движениям и пытаются их повторить.

Отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают. Самостоятельно делают вывод о том, чему учит этот рассказ.

Закрепляют умение пересказывать рассказ с опорой на схемы.

Приобретают умение делиться на команды новым способом.

Закрепляют умение работать в команде.

Отвечают на вопросы воспитателя, размышляют. Подводят итоги совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе

Технологическая карта занятия, это очень удобный документ, для проведения как открытого, так и традиционного занятия с детьми по той или иной области. В технологической карте отображены: тема, вид зан...

Технологическая карта занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Рассказ о путешествии по маршруту доктора Айболита с помощью современного транспорта"

Социальная потребность в повышении качества обучения и воспитаниядетей дошкольного возраста обуславливает актуальность использованияинформационных технологий в ДОУ.Компьютер, обладая огромным потенциа...

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "«Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Технологическая карта занятия по речевому развитию, с прописанными методами и приемами, самоанализом занятиям....

2021. Технологическая карта НОД по развитию речи тема: Чтение рассказа «Кот-ворюга» К.Г. Паустовского Старшая группа

Технологическая карта НОД по развитию речи тема: Чтение рассказа «Кот-ворюга» К.Г. ПаустовскогоСтаршая группа...

Технологическая карта занятия по развитию речи, по теме " Чтение рассказа в.Драгунского "Сверху вниз, наискосок!"" в средней группе

Технологическая карта занятияОбразовательная область: развитие речиТема занятия:  «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок»Возрастная группа: средняяЦель занятия:...