Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "«Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Запорожцева Карина Александровна

Технологическая карта занятия по речевому развитию, с прописанными методами и приемами, самоанализом занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.charushin_lisyata_pereskaz.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ д/с «Радуга», г.Зернограда

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

образовательной деятельности в области речевого развития

(развитие речи)

проведённой в старшей группе «Почемучки»

МДОУ д/с «Радуга», г. Зернограда

Воспитателем Запорожцевой Кариной Александровной

                                                                 

Зерноград

2020

Технологическая карта по развитию речи

Группа: старшая

Тема занятия: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»»

Цель: закрепить умение последовательно и выразительно пересказывать литературный текст используя приемы мнемотехники - рассказ  Е.Чарушина «Лисята».

Программные задачи: 

1.Развивать грамматический строй речи: упражнять в согласовании числительных с существительными (д\и «Посчитай-ка»); развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук, умение работать по образцу;

2.Обогащать словарный запас фразиологизмами,  содержащими  название животных.

3.Воспитывать у детей  память, способность воспроизводить услышанное.

Образовательные области:  речевое развитие, социально-коммуникативная, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Оснащение занятия:  «заколдованный рисунок» - дикие животные леса и домашние животные, мнемотаблица к рассказу, текст рассказа Е.Чарушина «Лисята», загадки.

Предварительная работа: беседы о диких животных, рассказы-описания.

        Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей

Методы и приёмы

Мотивационно –проблемный

Загадываю загадку:

1,2,3,4,5 -

Как животных нам назвать?

С людьми они не знаются,

В лесу живут они  скрываются? 

Отгадывают загадку

-Дикие животные

Организуются в групповой комнате вокруг воспитателя

Загадывание и отгадывание загадки

Деятельностный

2.1 Работа по разделам речевого развития: развитие грамматического строя

2.2. Работа по разделам речевого развития: обогащение лексического запаса речи

2.3 Развитие связной речи: развитие связной речи

2.4 Работа по разделу: развитие связной речи

Гимнастика для глаз

2.5. Упражнения и задания

Пальчиковая гимнастика

2.6. Упражнения и задания

- Ребята, злой волшебник заколдовал диких животных. Давайте их расколдуем.  

Игра «Распредели животных».

-Посмотрите, внимательно на рисунок и назовите, только диких животных.

-Правильно, а кто на рисунке есть ещё? Только дикие животные?

-Верн, ещё и домашние животные. А разве они живут в лесу?

-Нет, не живут. Назовите, здесь домашних животных.

-Молодцы, ребята. Вы расколдовали всех диких животных леса.

- Ребята, сейчас послушайте литературное произведение, которое называется «Лисята». Написал его Е. Чарушин. Мы его уже с вами читали, сейчас  вы его  еще раз послушаете, ответите на вопросы, а потом  мы будете пересказывать.

Чтение литературного произведения -  Е. Чарушина «Лисята».

Объяснение непонятных слов.

-Как вы понимаете слово:

«шустрые»-это значит очень быстрые.

 « ловкачи- это значит очень ловкие, умеют быстро всё делать.

Вопросы по содержанию:

- Как называется это литературное произведение?

- Кто его написал?

- Что я сейчас прочитала сказку, рассказ, или стихотворение?

- Кто жили у охотника?

- Какими были эти зверьки?

- Что они делали днем?

- Когда лисята просыпались?

- Что они делали до самого утра?

- Что увидел охотник,  когда пришел со службы?

- Где охотник искал лисят?

- Где он нашел лисят?

 -Как вы думаете,  почему животные жили у охотника?

- Лисята, жили у охотника, потому что они потерялись и не нашли свою маму.

-Ребята, какие вы молодцы. Слушали меня очень внимательно и поэтому правильно ответили на все вопросы.

-Давайте с вами немного отдохнём.

Динамическая пауза

 – В лесу обитает много разных животных. Я предлагаю поиграть с медвежатами.

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

Повторное чтение рассказа.

- А сейчас послушайте рассказ   еще раз, и будете его пересказывать.

Повторное чтение рассказа Е.Чарушина «Лисята»

-Поможет вам пересказать наша схема (расшифровываю картинки).

По ходу пересказа помогаю детям, задаю наводящие вопросы.

-Молодцы, ребята. Вы хорошо запомнили рассказ, очень внимательно пересказывали, следя за последовательностью на мнемотаблице.

-Давайте дадим нашим глазкам немного отдохнуть.

Гимнастика для глаз:

Какой красивый лес вокруг нас!

Справа лисья нора,

Слева медвежья берлога, внизу под осинкой ежиная нора.

А высоко на дереве –

Беличье дупло.

-Отдохнули наши глазки. И сейчас я вам предлагаю, поиграть в очень интересную игру.

Игра «Подбери картинку».

- В  старину люди смотрели на животных  и сравнивали поведение животных с поведением и характером людей. И придумывали разные выражения. Например: «Колюч как….( выбираю картинку – ежа -)  Получается выражение : «Колюч, как еж». Дальше мы объясняем,  что значит это выражение. (Человек злой на язык, насмешливый).  

1)Хитер как… лиса - хитрый человек, который постоянно изворачивается.

2)Труслив как… заяц - отсутствие смелости у человека.

3)Голоден как… волк - очень проголодался.

-Молодцы!

-Сейчас мы с вами будем помогать лисятам искать их маму, и перед тем как мы начнём это непростое задание, давайте разомнём наши пальчики

Пальчиковая гимнастика

Лиса, лисонька, красавица,
Всем она очень нравится.
(потирают руки)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
(растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их)
По лесу важно бродит,
(«ходят» пальцами по столу)
Страх на зайцев наводит.
(стучат кулаками по столу)

Выкладывание «Лисичек»

- Дети, в рассказе Е. Чарушина  лисята потеряли свою маму, им без мамы очень грустно. Я предлагаю сейчас выложить маму-лису из макарон и фасоли.

-Присаживайтесь, за столы. Перед вами лежит лист бумаги, слева у вас изображена схема, а справа пусто\ Справа вам нужно выложить туловище лисы по схеме.

Обратите внимание, что ушки у лисы из фасоли.

-Молодцы, умницы! Вы помогли лисятам найти маму, и теперь у всех ваших лисят есть мама.

Эмоционально откликаются на слова воспитателя

Рассматривают рисунок и называют диких животных

Называют домашних животных

Слушают внимательно воспитателя, рассматривают иллюстрацию.

Слушают чтение литературного произведения «Лисята»

Слушают объяснение непонятных слов

Отвечают на вопросы воспитателя по содержанию рассказа

- «Лисята»

- Е.Чарушин

-Рассказ

Слушают воспитателя

Выполняют динамическую паузу вместе с воспитателем

Слушают разъяснения воспитателя по предстоящей деятельности

Слушают повторное чтение рассказа

Слушают внимательно, поочереди пересказывают по мнемотаблице.

Эмоционально откликаются на одобрение воспитателя и разъяснения.

Выполняют вместе с воспитателем гимнастику для глаз

Слушают разъяснения воспитателя

Слушают объяснения воспитателя о правилах игры.

Выполняют игровые действия

-Лиса

-Заяц

-Волк

Слушают воспитателя

Выполняют пальчиковую гимнастику вместе с воспитателем

Выкладывают из счётных палочек маму лису.

Стоят вокруг стола с иллюстрациями

Сидят полукругом перед воспитателем на стульях

Около доски

Сидят полукругом перед воспитателем

На стульях

Стоят полукругом перед воспитателем

Сидят полукругом перед воспитателем на стульях

Стоят полукругом перед воспитателем

Сидят полукругом на стульях перед воспитателем

Стоят полукругом перед воспитателем

Сидят за столами

Воображаемая ситуация

Иллюстрация

Пед.оценка

Рассказ

Объяснение

Чтение худ.литературы

Вопросы детям

Объяснение

Вопросы детям, беседа

Рассказ

Пед.оценка

Воображаемая ситуация

Выполнение упражнений

Разъяснение

Чтение художественной литературы

Наводящие вопросы

Пересказ рассказа детьми

Мнемотаблица

Выполнение упражнений

Разъяснение

Выполнение игровых действий

Пед.оценка

Разъяснение

Выполнение упражнения

Объяснение

Демонстрация

Выполняют задание

Пед.оценка

Рефлексия

-Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии?

-Какие задания выполняли?

-Было ли вам сложно выполнять какие-то задания?

-Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали и прекрасно справлялись со всеми задания и за это я вас хочу наградить вот такими медальками.

-Пересказывали рассказ «Лисята», играли в медвежат, выкладывали из счетных палочек маму для лисят

-Отвечают

Слушают внимательно воспитателя

Получают награды.

Сидят полукругом на стульях перед  воспитателем

Словесный

(беседа, вопросы к детям)

Педагогическая оценка

Сюрпризный момент

Самоанализ занятия  по развитию речи

Группа: старшая

Тема занятия: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята».

Цель: Закрепить умение последовательно и выразительно пересказывать литературный текст используя приемы мнемотехники - рассказ  Е.Чарушина «Лисята».

Детский сад «Сказка», работает по программе «От рождения до школы». На занятии присутствовало 10 детей. Занятие было проведено в соответствии с методикой проведения.  И основывалось на следующих под этапах занятия: работа по разделам речевого развития: развитие грамматического строя речи, развитие связной речи. Так же на занятии проводились: динамическая пауза «Медвежата», пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз.

На мотивационно проблемном этапе, внимание детей было привлечено с помощью загадки о диких животных. Основной метод и приём: загадывание и отгадывание загадки.

Далее на деятельностном этапе, работа началась с рассматривания иллюстрации «Заколдованный рисунок», где дети искали диких животных и считали их. Далее мы приступили к первичному чтению рассказа Е.Чарушина «Лисята», затем с детьми была проведена беседа по прочтению данной рассказа. Дети активно отвечали на задаваемые вопросы. Далее была проведена динамическая пауза «Медвежата», после чего мы приступили к повторному прочтению рассказа, с целью пересказа. Пересказывали дети по мнемотаблице к рассказу, с помощью наводящих вопросов воспитателя, поочередно. Затем была проведена гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, после чего дети приступили к выполнению заданий и упражнений «Подбери картинку», выкладывание счётными палочками «Лисички». На данном этапе использовались следующие методы и приёмы: разъяснение, объяснение, упражнение, вопросы детям, беседа, воображаемая ситуация, пед.оценка, наводящие, подсказывающие вопросы, чтение художественной литературы, иллюстрации.

 На этапе рефлексия были подведены итоги занятия, дети рассказали, с каким рассказом они познакомились, какие задания выполняли. Затем была проведена педагогическая оценка прошедшей деятельности детей и организован сюрпризный момент (медали за хорошую работу на занятии).

Занятие было проведено в старшей-логопедической возрастной группе. Это дети 5-6 лет. Так как это логопедическая группа, на деятельностном этапе, использовался метод наводящих, подсказывающих вопросов, учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей.

В ходе всего занятия по развитию речи были реализованы следующие программные задачи:

Первая программная задача: Развивать грамматический строй речи: упражнять в согласовании числительных с существительными (Д\и «Посчитай-ка»); развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук, умение работать по образцу (выкладывание из счётных палочек лисы), реализовывалась на протяжении деятельностного этапа с помощью следующих методов и приёмов: разъяснение, объяснение, упражнение, задание, педагогическая оценка, воображаемая ситуация.

Вторая программная задача: Обогащать словарный запас фразеологизмами, содержащими название животных, была реализована в ходе деятельностного этапа (обогащение лексического запаса детей), с помощью следующих методов и приёмов: объяснение, разъяснений, вопросы детям.

Третья программная задача: Воспитывать у детей  память, способность воспроизводить услышанное, решалась на протяжении всего занятия, с помощью следующих методов и приёмов: объяснение, разъяснение, рассказ, чтение художественной литературы, пересказ детьми, выполнение упражнений и заданий.

Цель занятия: Закрепить умение последовательно и выразительно пересказывать литературный текст используя приемы мнемотехники - рассказ  Е.Чарушина «Лисята», была достигнута. Дети пересказали выразительно рассказ, с помощью мнемотаблице, и выше перечисленных методов и приёмов, используемых педагогом на протяжении всего занятия.