План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «"Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ленгина Анастасия Владимировна

Задачи:

 

Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;

словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы);

грамматика: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе

на тему «"Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Задачи:

Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;

словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы);

грамматика: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией.

Ход занятия:

        Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Е. Чарушина "Лисята".

Рассказ Е. Чарушина «Лисята»

        У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.

        Это были шустрые и беспокойные зверьки.

        Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню – носились по всей комнате до самого утра.

        Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

        Эти лисята были настоящие ловкачи.

        Раз! – и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.

        Два! – он уже на высоком шкафу.

        А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.

        Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать…

        Заглянул на шкаф – на шкафу нет.

        Отодвинул комод – и там нет никого.

        И под стульями нет.

        И под кроватью нет.

        И тут мой приятель даже испугался. Видит – охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился на бок.

        И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.

        Что за чудо такое?

        Подскочил сапог поближе.

        Глядит охотник - из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога; встряхнул сапог – и другой выскочил.

        Вот какие ловкачи!

После чтения задает вопросы:

  • Про кого говорится в этом рассказе? (Про лисят.)

  • Какие были лисята? Как называет их автор? (Шустрые, беспокойные, ловкачи.)

  • Как играли лисята? (Влезали на занавеску; залезали в шкаф.)

  • Куда лисята однажды спрятались? (Залезли в сапог.)

  • Как охотник обнаружил лисят?

  • Чем заканчивается рассказ?

Воспитатель снова читает рассказ, затем предлагает детям пересказать его. Вызвать для пересказа по два ребёнка. Дети договариваются, кто начнёт рассказывать, кто продолжит. Отвечают три пары.

После двух пересказов воспитатель спрашивает всех, как дети рассказывали, использовали ли авторские слова и выражения.

Воспитатель загадывает загадку:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её?.. (Лиса.)

Физкультминутка  «Мы с друзьями»

Солнечным погожим днём

Мы с друзьями в лес идём.

Мы с собой несём корзинки.

Вот хорошая тропинка!

(Ходьба на месте.)

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

(Наклоны вперёд.)

А вокруг полно малины

Пройти мимо не могли мы.

Собираем по кустам.

Здесь отличные места!

(Повороты влево-вправо.)

Снова мы идём по лесу.

(Ходьба на месте.)

А вокруг - так интересно!

(Потягивания-руки в стороны.)

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенёк.

        Предлагает детям самим придумать загадку про лису. Вызывает для ответа двух-трёх детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая…), какие у неё повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек…).

Воспитатель говорит:

- Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как ещё можно сказать про них, какие они? (Шустрые, игривые, шаловливые, озорные.)

- А если лисята шустрые, игривые, то что они делали? (Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались.) (Если дети не назовут действия лисят, воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе.)

- Один лисёнок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисёнок, как про него можно сказать? (Спокойный, тихий, невеселый, грустный, печальный.)

        Воспитатель показывает иллюстрацию автора к рассказу:

        - Посмотрите, вот наш веселый лисёнок в сапоге сидит. Правда, смешно? Про одного лисёнка скажем: веселый, смешной. А если их двое, скажем: они … весёлые, смешные (подчеркнуто произносит окончания). Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу: шустрый… озорные… шаловливые… пушистый.

        - А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания). "Хитрая лисёнок" – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый. Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т.д.) А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.)О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)

        - Скажите что-нибудь про лисёнка с весёлой (радостной) интонацией (шустро кувыркался лисёнок; у лисёнка веселое настроение).

        Воспитатель повторно читает рассказ, а дети (двое), используя игрушки, изображают лисят. Дети показывают сюжет, двигаясь около стула и сапога.

        По ходу чтения воспитатель спрашивает:

  • Где сейчас лисята? (Под стулом, на стуле, за стулом).
  • Откуда они вылезли? (Из-под стула, из сапога, из-за стула, со стула).
  • Чей хвост торчит из сапога? (Лисий).
  • С кем могут дружить лисята? (С медвежатами, волчатами, зайчатами).
  • Кем станут лисята, когда вырастут? (Лисами).
  • С кем могут дружить лисы? (С медведями, волками).

Игра «Назови детеныша».

-        Я буду бросать мягкую игрушку кому-то и называть детёныша животного, а вы должны назвать его взрослых родителей (зайчонок – заяц (зайчиха); лисёнок – лиса (лис); волчонок – волк (волчица); медвежонок – медведь (медведица).

Игра «Ласковое слово».

     -        Я буду называть животного, а вы дайте ему ласковое название (заяц – зайчик (зайчишка); лиса – лисичка (лисонька).

Заключительная часть:

Воспитатель: Дети, какое произведение мы с вами сегодня читали? А кто запомнил автора этого произведения? А про кого говориться в произведении? Что нового узнали о лисятах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "«Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Технологическая карта занятия по речевому развитию, с прописанными методами и приемами, самоанализом занятиям....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему:"Пересказ рассказа "Ёж" Е.Чарушина" с использованием развивающей среды "Фиолетовый лес" В. Воскобовича

Цель занятия: учить детей пересказу короткого литературного текста с использованием сюжетных картин.Задачи:Образовательные: развивать умение  передавать художественный текст с...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е.Чарушина» с использованием Коврографа Ларчик

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е.Чарушина"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята».

Задачи:-Связная речь: учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя-Словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы...