Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е.Чарушина» с использованием Коврографа Ларчик
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Миронова Юлия Юрьевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е.Чарушина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е.Чарушина»

 с использованием Коврографа Ларчик.

Цель занятия: учить детей пересказу короткого литературного текста с использованием сюжетных картин.

Задачи:

Образовательные: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно с помощью вопросов воспитателя и сюжетных картин. Уточнить и закрепить правильное произношение звука Ж, Выделять звук из слова, четко произносить чистоговорки, насыщенные данным звуком.

Развивающие: развивать умение детей отвечать полным предложением фраз состоящих из 3-4 слов: развивать зрительное и слуховое внимание.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать других, не перебивая.

Предварительная работа: чтение рассказов и сказок про животных, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.

Материал и оборудование: игрушка ёж, коробочка, вырезанные следы ежа, листочки с заданиями, сюжетные картинки для пересказа, коврограф «Ларчик», зажимы и веревочки, предметные картинки, персонаж для игры на коврографе еж и ежата из фетра.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, а когда к нам приходят гости, мы что делаем? Здороваемся. Давайте поздороваемся, улыбнемся и подарим друг другу и всем хорошее настроение и пожелаем доброго дня.

Воспитатель: Ой, посмотрите, ребята, кто- то в нашей группе наследил. Вы знаете, чьи это следы? (Ответ детей)

Воспитатель: Давайте пройдем по следам и посмотрим, кто это может быть?

(дети идут по следам и находят коробочку).

Воспитатель: Смотрите-ка, коробка,  а на ней, загадка. Я сейчас прочитаю загадку, а вы попробуйте отгадать?  

«Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами».(ответы детей: еж).

Воспитатель достает из коробки игрушечного ежа и нажимает на звук, еж приветствует детей.

Воспитатель: Ребята, какой интересный еж, на спинку листочки собрал! Листочки не простые, на них задания речевые. Вы готовы выполнить его задания?

(Ответ детей: да)

Воспитатель: Что же придумал еж для нас? Давайте узнаем, вот первое задание.

Еж хочет узнать, что вы знаете о нем и приготовил вопросы.

Воспитатель: Зачем у ежа на спине иголки?

Ответ детей: Зачищаться от врагов.

Воспитатель: Ребята, а кто самый страшный враг ежа?

Дети: Волк, лиса, сова.

Воспитатель:  Как он спасается от врагов?

Дети: Он сворачивается в клубок.       

Воспитатель: Еж это домашнее или дикое животное?

Дети: Еж дикое животное, живет в лесу.

Воспитатель: Чем питаются ежи?

Дети: Червяками, улитками, гусеницами, мышами.

Воспитатель: Какие звуки издают ежи? Что они делают?

Дети: фыркают, пыхтят.

Воспитатель: Молодцы ребята, вот как много вы знаете о ежах. Про это  удивительное животное  написано много стихов, песен, рассказов. И следующее задание это рассказ о еже. Но прежде чем мы послушаем рассказ, давайте проведем физминутку. Мы будем не только выполнять движения, но и выговаривать каждое слово.

Физминутка с проговариванием чистоговорки «Ежик»

«Жа-жа-жа мы нашли в лесу ежа  (шаг на месте и показывают руками ежа)

Жу-жу-жу подошли мы к ежу       (шаг на месте)

Ужа-ужа-ужа впереди большая лужа (ходьба с высоким подниманием колен)

Жок-жок-жок надень ежик сапожок»  (показать как одевают сапоги)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, справились с первым заданием, отдохнули, а сейчас присаживайтесь поудобнее, приготовьте свои ушки и глаза, я прочитаю вам удивительный рассказ, автор которого детский писатель Евгений Чарушин, называется «Ёж». А вы внимательно послушайте, потом мы узнаем, кто из вас был самым внимательным и лучше всех запомнил содержание рассказа.

Рассказ «Ёж» Е.Чарушин

«Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками — везде иголки торчат. Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли.  Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом высунулся из колючек  черный  ежиный носик, задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж и начал есть молоко. Поел и снова шариком свернулся.  А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес».

Воспитатель: Вам понравился рассказ? О чем говорится в этом рассказе?

Воспитатель: Где ходили ребята?

Ответ детей: Ходили ребята по лесу.

Воспитатель: Кого нашли ребята в лесу?

Ответ детей: Ребята нашли ежа.

Воспитатель: Что сделал ежик со страху?

Ответ детей: Со страху  свернулся шариком?

Воспитатель: Что сделали ребята с ежом?

Ответ детей: Закатили в шапку и домой принесли, дома дали молочка.

Воспитатель: А что делал еж?

Ответ детей: Сначала лежал не шевелился, потом развернулся, высунул нос и начал есть молоко.

Воспитатель: Что было дальше?

Ответ детей: ребята занялись другим, зазевались, а ежик удрал.

Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Закончи предложение» Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы должны ловить, продолжить предложение и бросить мне обратно. Будьте внимательны.

Дидактическое упражнение «Закончи предложение» с мячом.

Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос.

Как надо говорить правильно?

Дети нашли (кого?) …(ежа)

Подошли (к кому?)…(к ежу)

 Напоили его (чем?)… (молоком)

 Ежик напился (чего?)… (молока)

 Значит, дети позаботились (о ком?) …(о еже)

Воспитатель повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

Воспитатель: Ребята, а сейчас предлагаю с помощью сюжетных картинок пересказать рассказ. «Собери картинки и расскажи».

На столе лежат  сюжетные картины. На каждую часть каждый ребёнок выходит,  выбирает  и закрепляет  на коврографе картинку и рассказывает по  плану: начало, продолжение, конец.

Воспитатель: Какие вы молодцы, очень хорошо пересказали рассказ.

Ребята мы так много говорили,  и вы, наверное, устали.  Давайте немного отдохнем и изобразим эмоции и состояние ежика в рассказе.

Упражнение для развития речевых и мимических движений.

Воспитатель:

Испугался ежик, шорохов…

Стал прислушиваться…

И застыл на месте…

(передают эмоциональное состояние испуг и замирание).

И вдруг, какая радость, кто-то молока принес в мисочке. (изображают удивление и радость).

Но тут незаметно подкралась лисаежик рассердился и фыркнул. (изображают ежика сердитого, фыркают).

Свернулся клубочком и покатился. (рот закрыт, совершать круговые движения языком между зубами и губами то в одну то в другую сторону).

Воспитатель: Ребята, у нас осталось еще одно задание, помочь ежу дойти до своих ежат. Скажите ребята, какой  согласный звук вы слышите в конце слова?

Ответ детей: Звук Ж.

Воспитатель: Правильно, на коврографе расположены предметные картинки, в словах  которых встречается звук Ж. Нужно проложить ежу путь через них.

Игра «Найди звук в слове» на коврографе.

На коврографе вывешивается картинки предметов. Ребенку предлагается веревка, с помощью которого он протягивает путь. Веревкой обводит  картинку в словах, где есть звук, где нет, обходит снизу, пока еж не дойдет до ежат.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, и помогли ежу добраться до своих ежат.

Итог занятия:

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Кто мне напомнит, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились? А кто написал этот рассказ? А кого мы сегодня с вами встретили? Какие задания нам предложил ежик? Вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось выполнить?

Для вас задания были трудными? Вы все справились?

Вы молодцы, ребята.  А кто не пересказал рассказ на занятии, тот сможет это сделать самостоятельно по картинкам для других детей. Или же на прогулке или дома родителям. Ведь они не знают этот рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «"Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Задачи: Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагате...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему:"Пересказ рассказа "Ёж" Е.Чарушина" с использованием развивающей среды "Фиолетовый лес" В. Воскобовича

Цель занятия: учить детей пересказу короткого литературного текста с использованием сюжетных картин.Задачи:Образовательные: развивать умение  передавать художественный текст с...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята».

Задачи:-Связная речь: учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя-Словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности "Пересказ рассказа Е.И Чарушина "Лисята"

Данное занятие проводится в старшей группе компенсирующей направленности. Проводя данное занятие, мы формируем у детей умение связно пересказывать текст, опираясь на мнемотаблицу. Обогащаем активный с...