Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности "Пересказ рассказа Е.И Чарушина "Лисята"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Алексеева Елена Николаевна

Данное занятие проводится в старшей группе компенсирующей направленности. Проводя данное занятие, мы формируем у детей умение связно пересказывать текст, опираясь на мнемотаблицу. Обогащаем активный словарь детей, побуждаем их использовать различные интонации (вопроса, удивления, восторга).  Расширяем кругозор детей, этому способствует просмотр презентации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_lisyata.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект

занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»


                                                                                         Воспитатель

                                                                          Алексеева Елена Николаевна

Санкт-Петербург

2023 год

ТемаПересказ рассказа ЕЧарушина «Лисята»

Цель: совершенствование умения  связно, выразительно пересказывать рассказ Е. Чарушина «Лисята»

Задачи:        

  • закреплять умение последовательно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники;
  • упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
  • побуждать детей  использовать вопросительную и восклицательную интонацию;
  • развивать речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие;
  • воспитывать активность, инициативность, навыки сотрудничества.

Активизация словаря: ловкачи, за шиворот, беспокойные.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какие рассказы Е.И. Чарушина мы с вами читали.

Ответы детей.

Воспитатель напоминает детям, что Е.И. Чарушин не только писал рассказы о животных, но и сам их иллюстрировал.

Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в далёкое прошлое, в то время, когда Е.И. Чарушин был маленьким мальчиком. Узнаем, как начинался его творческий путь.

Просмотр  презентации.

Сюрпризный момент.

 Воспитатель сообщает детям, что в группе кто-то шуршит и возится. Она догадывается, откуда слышны шорохи. Предлагает детям отгадать загадку: 

Под крышей – четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки.

Дети находят под столом игрушку лисёнка.

Воспитатель предполагает, что этот лисёнок из рассказа Е. Чарушина «Лисята». Предлагает послушать рассказ.
Воспитатель: О каких диких животных идёт речь в рассказе лисятах).

- Как вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (Возможно, он принёс их из тайги, потому что животные остались без матери. Если бы охотник не взял к себе лисят, они бы погибли от голода.)

- Как вели себя лисята в человеческом жилище? (Они много играли, баловались и озорничали)

- Как играли лисята? (Лисята бегали по хозяину, лазали по шторам, забирались на шкаф.)

- Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи).

-Что значит ловкачи? (Это подвижные, ловкие живые существа)

- Какое происшествие произошло однажды? (Лисята потерялись)

- Почему охотник испугался? (Он не мог понять,  куда исчезли лисята.  А испугался он, потому что сапог вдруг "ожил".)

- Чем заканчивается рассказ? (лисята отыскались)

Физминутка «Дикие животные»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

Дети садятся на стульчики.

Повторное чтение.

Воспитатель. Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз? Только запомнить его нам поможет мнемотаблица. Проходит работа с мнемотаблицей, дети вместе с воспитателем "расшифровывают" картинки.

Варианты пересказа:

1-2 ребенка пересказывают текст, используя мнемотаблицу.

Затем еще две пары детей пересказывают рассказ без схем. Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.

Анализ пересказа.

-Ребята, чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?

- Использовали ребята слова, выражения автора?

- Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)

Организация окончания занятия.

1. Как называется рассказ, который мы прочитали на сегодня на занятии(Лисята)

2. Кто автор этого рассказа? (Е. Чарушин)

3. Кто главные герои этого рассказа?

Ребята, а сейчас я хочу узнать, понравилось вам занятие или нет. На этой поляне вы разместите цветы. Если вам понравилось, то красного и жёлтого цвета, если нет, то синего. (Дети берут цветы)

Рефлексия. Что понравилось? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"

Программное содержание:  учить детей составлять описательные рассказы о   диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Нет милее дружка, чем родная матушка»

Мама — самый дорогой человек на свете для каждого человека. Она дает нам жизнь, заботится и любит нас всю жизнь, какими бы мы не были. Она отдает все свое тепло и доброту, чтобы мы были счастлив...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности "Поход в магазин "Мебель"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности - составление описательного рассказа по картинке по теме "Мебель" с помощью мнемотаблицы ( план-схема описате...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»Курцевич Наталья МихайловнаЛепеха Елена Александр...

Конспект занятия тпо развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности тема "Овощи"

Цель:   Учить детей составлять описательный  рассказ об овощах с опорой на схему.·        Задачи: Учить детей узнавать овощи по описанию.&middo...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности: «Путешествие в страну Красивой речи »

Цель: обобщение и активизация словарного запаса посредством участия в словестно – речевых играх....