Выступления на педсоветах МАДОУ 32
консультация


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «БУСИНКА»

Доклад на тему:

«Рациональное использование среды ДОУ для театральной деятельности детей»

                                                                                       Подготовил

                                                                                       Воспитатель Амелько С.В.

г.о. Химки, 2018 г.

«Рациональное использование среды ДОУ для театральной деятельности детей»

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому в требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности».

В нем подчеркивается, что педагог должен:

•создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);

•приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

•обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Для этого необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы. Почему, прежде всего организация, а не содержание? Именно разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные направления, форму и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал.

Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., в итоге - целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Театрализованная деятельность детей может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изодеятельности и т. д.), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей (это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку, причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному - в зависимости от содержания занятий.

В соответствии со склонностями и интересам детей в вечернее время могут быть организованы занятия разнообразных студий по театрализованной деятельности («Кукольный театр - малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т. д., которые проводит воспитатель или специалист. Полезно, когда результаты работы студий (по ручному труду, изодеятельности,

музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый «продукт» - концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.

В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно: совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни в ДОУ, которому присуще зарегламентировать, искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общения друг с другом и взрослыми.

Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми.

Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.

Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно, так же, как взрослый естественно задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Кроме того, в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания.

Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Среда является одним из основных  средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно -пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основной самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Поэтому при проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

• Индивидуальные социально - психологические особенности ребенка;

• Особенности его эмоционально - личностного развития;

• Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

• Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

• Возрастные и поло-ролевые особенности.

Социально - психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «прорепетировать» какую - либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.

Учет индивидуальных особенностей эмоционально - личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности - специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой - либо костюм и т. д., которое он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно -пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разного вида кукольные театры и ширма для его показа, детские рисунки и т. д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям - в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжений.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальные и театральные залы, гримерная, комната сказок и т. п., в которых могут проводятся специальные занятия по театрализованной деятельности детей, студийная работа и разнообразие праздники и развлечение.

В «Школе развития» В. А.Сухомлинского была оборудована специальная комната сказки: «Каждая картина, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в комнате сказки играло очень большую роль».

Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки - животные для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т. д.

В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно – пространственной среды:

• Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

• Организация зон приватности;

• Предоставление права и свободы выбора;

• Создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

• Полифункциональность использования помещений и оборудования;

• Возрастая и поло – ролевая адресованность оборудования и

материалов.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «БУСИНКА»

Доклад на тему:

«Практико-ориентированное обучение»

                                                                                       Подготовил

                                                                                       Воспитатель Амелько С.В.

г.о. Химки, 2018 г.

Практико-ориентированного образования в ДОУ и начальной школе

Все мы знаем, что практико-ориентированное образование - это образование, преимущественной целью которого является формирование у дошкольников умений и навыков практической работы, а также формирование понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательного процесса.

Главное – научить детей в дошкольном детстве важнейшим приемам практической деятельности. Подготовка детей к овладению будущей профессией – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Одним из путей решения этой проблемы является реализация практико-ориентированного подхода.

Такой подход направлен, во-первых, на приближение к потребностям образования детей к практике, жизни. Во – вторых, позволяет создать условия для целенаправленного формирования предпосылок профессиональных компетенций у детей дошкольного и младшего школьного возраста, соответствующих требованиям ФГОС ДО и НОО и определяется как «совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, что-нибудь, в изучении чего-нибудь, ведении дела».

Организационно – методическое обеспечение и совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников предполагает следующее: совместные курсы повышения квалификации старших воспитателей, руководителей методических объединений, педагогов ДОО и учителей начальных классов по вопросам практико-ориентированного образования

Это необходимо для:

- расширения круга знаний и практических умений, овладение новыми профессиональными компетенциями для успешной реализации практико-ориентированного образования;

- установления делового сотрудничества между педагогами детских садов и учителями начальных классов;

- взаимного ознакомления учителей и педагогов ДОО с задачами образовательной работы в ДОО и начальной школе по вопросам практико-ориентированного образования;

Нами проводятся:

- совместные педагогические советы по вопросам преемственности в данном направлении;

- совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и педагогов ДОО по реализации практико-ориентированного образования так называемый «гостевой обмен опытом»;

- педагогические мастерские, недели педагогического мастерства, семинары-практикумы, клубы, гостиные, круглые столы, конференции, мастер-классы, мозговые штурмы, квесты, деловые игры и т. д. ;

- взаимо посещение  образовательной деятельности и кружковой и студийной работы в дошкольных группах и уроков в начальной школе, занятий по внеурочной деятельности с последующим обсуждением;

- открытые мероприятия с дошкольниками, которые проводят учителя начальных классов, работа кружка "Подготовишка", который также ведет учитель начальных классов

- изучение опыта использования и применения практико-ориентированных образовательных технологий, практических методов и приёмов работы в образовательной деятельности учителей и педагогов ДОО;

- предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками и курирование педагогами ДОО своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах, рефлексия деятельности;

- совместные проекты ДОО и начальной школы по практико-ориентированному образованию (совместные проекты "Школа будущего").

Поскольку в учреждении существует служба сопровождения (психологи, логопеды) как в отделении дошкольного образования, то их работа по преемственности также согласовывается в части осуществления квалифицированной коррекции различных нарушений у детей, используемых методов, проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий .

Система работы с детьми

Практико-ориентированная направленность в работе с детьми дошкольного и начального общего образования:

- формирование и развитие практических навыков и индивидуальных способностей у детей, необходимых для выбора и овладения будущей профессией;

- процесс успешной социализации ребенка;

-развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования обучающихся;

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- развитие любознательности как основы познавательной активности;

- развитие коммуникативности;

- формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;

- развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру;

- формирование умения проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.

Непрерывность дошкольного и начального общего образования предполагает решение следующих приоритетных задач в практико-ориентированном образовании детей:

На уровне дошкольного образования:

- развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);

- формирование у дошкольников общих компонентов трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий);

- формирование интереса детей через игру и опытно – исследовательскую деятельность к разным профессиям;

На уровне начального общего образования:

- формирование умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- формирование у детей профессионального самоопределения и самореализации в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе;

- специальная помощь по развитию сформированных практических навыков в дошкольном детстве и качеств личности, необходимых для последующей профессиональной ориентации;

- формирование умения свободно выбирать виды и сферы деятельности;

- развитие личностных интересов, потребностей и способностей ребенка;

- осуществление «ненавязчивого» образования, благодаря включению детей в значимые творческие виды деятельности;

- ориентация младших школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на реализацию собственных способностей;

- построение индивидуальной практико-ориентированной образовательной траектории развития каждого ученика.

Содержание работы с детьми строилось с учетом двух подходов к практико-ориентированному образованию:

-первый подход предполагает организацию образовательного процесса с погружением ребенка в профессиональную среду, соотнесения представления о профессии с реальными требованиями.

- Другой подход, и мы считаем его более приемлемым и эффективным для дошкольного образования, предполагает: внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у детей значимых качеств личности, а также знаний, умений и навыков.

С некоторыми из них вас познакомят мои коллеги чуть позже.

Мы начали с выявление индивидуальных способностей и возможностей детей в разных видах деятельности;

- создание индивидуальных маршрутов развития детей на протяжении дошкольного детства и начальной школы в рамках практико-ориентированного образования; для в нашей образовательной организации мы используем технологию портфолио, разработанная структура которого одинакова для дошкольного и начального общего уровней образования. Темы портфолио позволяют определить уровень развития ребенка в каждой образовательной области и соотносятся с целевыми ориентирами, которые, по указанию ФГОС ДО, выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При переходе ребенка в Лицей портфолио передается его учителю, который продолжает работу в данном направлении. Эта система учета не только достижений ребенка, но и вопросов самоопределения (в том числе ранней профориентации ребенка, и она позволяет выявить его сильные стороны и те интересы и склонности ребенка, которые могут помочь в решении его проблем.

Немаловажным является и организация предметно-развивающей практико-ориентированной среды. Это и - создание центров творчества в ДОО и начальной школе: технического (робототехники, конструирования и моделирования, художественного творчества, лего-центры, научно-познавательной направленности, информационно-коммуникационные центры;

- создание опытно-экспериментальных лабораторий;

- создание условий для развития сюжетно-ролевой игры в дошкольных организациях;

- создание кружков и студий пролонгированного функционирования (работа кружка по одному и тому же направлению начинается в дошкольной организации и продолжается в начальной школе)

- внедрение практико-ориентированных форм работы с детьми: проекты, занятия-практикумы, мастер-классы, сендвич – занятия (наслоение одного на другое – ребенок теоретическое знания получает одновременно с практическими навыками, когнитивное ученичество (знакомство с профессиями происходит непосредственно на предприятии, когда воспитанники и учащиеся получают возможность наблюдать и впитывать организационную культуру рабочего места);

- реализация деятельностного подхода в образовании дошкольников и младших школьников;

- знакомство с трудом взрослых в процессе реальных и онлайн – экскурсий;

- организация совместных выставок и фестивалей творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- совместные проекты ДОО и начальной школы по практико-ориентированному образованию.

Система взаимодействия с семьями обучающихся:

- совместные родительские собрания с педагогами дошкольных групп и учителями начальных классов;

- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

- консультации с педагогами дошкольных групп и учителями начальных классов;

- встречи родителей с будущими учителями начальных классов;

- дни открытых дверей;

- творческие мастерские;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения индивидуальных способностей и наклонностей у детей;

- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста и младшего школьного возраста, деловые игры, практикумы;

- семейные вечера, тематические досуги;

- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

- интернет – общение;

- заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар);

- изучение профессий родителей, выявление и знакомство с семейными династиями;

- вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми по вопросам ознакомления с их профессиями и организацию экскурсий на рабочие места членов семей;

- вовлечение членов семей в организацию и проведение кружковой и студийной работы, а также творческих центров в рамках практико-ориентированного образования;

- просвещение родителей по вопросам практико-ориентированного образования;

- ознакомление со списком самых востребованных профессий на сегодняшний день (топ-50);

- совместные проекты ДОО и начальной школы с семьями по практико-ориентированному образованию;

- использование практического опыта и потенциала семей обучающихся, установление партнерских отношений с родителями и другими членами семьи в вопросах знакомства с трудом взрослых и последующей профессиональной ориентацией детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Система взаимодействия с социумом:

- создание на договорной основе единых образовательных площадок для реализации когнитивного ученичества;

- использование кружков и студий организаций дополнительного образования в целях реализации практико-ориентированного образования;

- организация экскурсий на предприятия и учреждения ближайшего социума;

- методическое сопровождение ДОО и начальной школы методическими службами и учреждениями среднего, высшего профессионального,

дополнительного образования реализации практико-ориентированного образования;

- создание единой практико-ориентированной образовательной среды на основе активного партнерства и взаимодействия с предприятиями и учреждениями ближайшего социума.

Таким образом, анализ существующих подходов к преемственности дошкольного и начального школьного образования в рамках реализации практико – ориентированного образования и опыт работы нашего учреждения, позволяет представить следующую модель преемственности практико – ориентированного образования дошкольного и начального уровней образования.

Закончить свое выступление хочется словами Д. Б. Эльконина. Он говорил, что дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «Детством». Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Поэтому важно не забывать, что процесс преемственности дошкольного и начального общего образования - процесс двусторонний. Чтобы встретиться в пути, важно начать движение с обеих сторон: и дошкольному образованию, и начальной школе нужно не просто говорить о преемственности, но и вести активный поиск путей сближения.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «БУСИНКА»

Мастер - класс для воспитателей

«Деловая игра»

                                                                                       Подготовил

                                                                                       Воспитатель Амелько С.В.

г.о. Химки, 2018г.

Мастер-класс для воспитателей «Деловая игра»

«Интерактивные формы работы с кадрами, как фактор повышения качества образовательного процесса в ДОУ».

Цель:

1. Систематизировать знания педагогов по вопросам формирования творческой деятельности у детей.

2. Формирование навыков позитивного общения педагогов, умение работать в коллективе.

Задачи:

1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2. Повышать методический уровень педагогов по организации различных видов творчества детей.

Участники: воспитатели

Правила игры: всем участникам разделиться на 2 команды, каждая команда выбирает капитана.

Время подготовки к конкурсу: 1-3 минуты.

Жюри оценивает каждый конкурс и подводит общий итог.

Ход игры:

«Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший выращивает рис,

Умный культивирует почву,

Дальновидный воспитывает работника».

(И. Иманцуми)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мне очень приятно видеть вас сегодня в нашем ДОУ. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность.

Я приветствую вас в творческой гостиной «Нескучный сад». Почему сад? Надеюсь, что здесь произрастет много новых идей. Почему нескучный? Потому что в этом зале собрались люди творческие, инициативные. И очень надеюсь, что скучно нам не будет.

Прошу поприветствовать наших игроков, а оценивать результаты нашей с вами игры будет наше компетентное жюри:

1. Заведующий

2. Старший воспитатель

3. Педагог-наставник

Конкурс оценивается по 3-х бальной системе.

Работа наша сегодня будет построена в командах. Для того, чтобы начать работу, послушайте притчу.

Притча (сотрудничество).

Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт)и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал человек в Рай. И что же он видит! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось, как в старой притче, я

предлагаю принять определенные правила сотрудничества.

Для группового обсуждения мнений и принятия какого-либо решения рекомендуем соблюдать следующие правила:

1. Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всей игры.

2. Ответственность и доброжелательность в общении.

3. «Работаем без погон», т. е. все равны в общении без учета былых заслуг, званий и педагогического стажа.

4. Каждый участник ответственен за результат работы группы, группа – за каждого.

Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.

Как Вы понимаете понятие «интерактивные» формы работы с кадрами и с детьми?

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Необходимо разобраться с самим понятием. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Интерактивные методы обучения дошкольников - это методы позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение воспитанника в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.

Какие формы можно применять в работе с детьми (творческие задания, игровые методы (ролевые игры, имитации, дидактические игры и т. д., эвристический и исследовательский методы, метод проектов, просмотр и обсуждение видеофильмов, презентаций, виртуальная или интерактивная экскурсия, проблемный метод, кейс-технология, «мозговой штурм», тренинги, работа в малых группах, разминки, обратная связь и т. д).

Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

По свидетельству экспериментальных данных при лекционной подаче материала усваивается не более 20 – 30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50%, при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) – до 90%. Эти данные полностью подтверждает древняя китайская пословица, которая гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму».

Условно интерактивные игры можно разделить на три группы: для знакомства. Самый простой вариант – это разминки, разогревы. Это игры для «встряхивания» аудитории, настроя на работу; основные (метод коллажирования , тесты, притчи и другое) и игры для подведения итогов, рефлексии.

Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста. Весьма наглядной в этом отношении является следующая притча:

«В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: - Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!».

Уверена, что и нам тоже некогда и незачем ржаветь.

И сегодня в рамках деловой игры я предлагаю вам поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень, а соответственно и качество образовательного процесса в ДОУ.

1. Разогревка.

• Если Вы уверены, что качество образовательного процесса в современном детском саду невозможно повысить без использования интерактивных форм работы – поднимите правую руку!

• Если вы считаете, что освоение интерактивных форм невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов – поднимите левую руку!

• Если вы согласны с тем, что для повышения профессиональной компетентности педагогов просто необходимо использовать наряду с традиционными, интерактивные формы обучения коллег потопайте ногами.

Ну, вот, Вы уже улыбаетесь и готовы к восприятию информации. А это значит, что один из многочисленных приёмов активизации взрослых и детей

используемых нами в методической и педагогической работе (разогревки - самооценки, опять успешно сработал.

Эти упражнения призваны создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации. Но и к продуктивному общению.

Люди любят играть, начинают играть в самом раннем детстве и, если честно, продолжают играть и в старости. Конечно, сами игры очень сильно отличаются, но играют люди – всегда.

Вот и мы с вами поиграем.

Итак, что же такое творчество? Пассивный, но судьбоносный дар, счастливый случай, удача, которая появляется и исчезает независимо от желания человека? Или это все-таки выбор, настойчивость, работа над собой и «запланированное везение»?

2. «Ассоциации».

Коллеги, предлагаю вам легкую «интеллектуальную разминку». У каждой группы на столе находится карточка со словом «творчество» (карточки со словом «творчество»).

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «творчество»? Обсудите и напишите слова/словосочетания, которые начинаются с букв ключевого слова, при этом они могут представлять любую часть речи, а затем представители групп напишут ассоциации на интерактивной доске.

Т – талант, труд, терпение, толерантность

В- восторг, великолепие, вдохновение, воображение, восхищение, воспитанность, вежливость, вера

О- оригинальность, организованность, одарённость

Р- развитие, результат, разум, радость, разнообразие, речь, результативность, работоспособность, решительность

Ч- чувство меры, чувство прекрасного, чувство юмора, чувство новизны, чрезмерная увлеченность, чистота, чёткость, человеколюбие, честность

Е- единство целей и действий, естественность …

С- стремление, сотрудничество, судьба, счастливый случай, соперничество, совершенствование, скорость, способность, сотворчество, созидание, солидарность, счастье, старание, свобода, совесть, стимул, сочувствие, свобода выбора, смелость, справедливость, старательность, самосовершенствование;

Т- труд, тандем, талант, творчество, трудолюбие

В- вспышка, время, варьирование, виртуозность, внимание, восторг, воля, вариативность, важность, великолепие;

О-осведомленность, откровенность, опыт, озарение, общение, одарённость, образованность, открытие, очарование.

Ну что ж, очень интересный ассоциативный ряд у нас получился.

3. Закончи предложение. К началу предложения нужно придумать рифму:

1. команда

1)«Чтобы детям сладко спать…

Нужно музыку включать».

2)«Лук, чеснок – вот это чудо… .

Ох, боится их простуда».

3) Ёлка зелёная, как…. (огурец,

4)Иглы колкие торчат прямо с детства у. (ежат,

5)В аквариум чистой водицы нальешь, плавать, плескаться будет там. (ерш,

6)Звонко цокают подковы на копытах у. (коня).

2. команда

1)«Чтобы кашлем не страдать…

Надо правильно дышать».

2)«Раз фасоль и два фасоль…

Массажируем ладонь»

3)Цыплёнок жёлтый, как (солнышко,

4)Через горы и леса в край родной летит. (птица)

5) Мяч круглый, как (яблоко,

6)Из цыпленка вышел толк вырос бравый храбрый. (петух).

4. Поскольку постоянно от детей требуют знания по ПДД, мы проверим насколько сами воспитатели знают ПДД. Какие знаки могут быть обозначены следующими словами, и каждой команде дается по одной задаче.

Для 1 команды:

1. «Ура! Уроки отменили!» (Осторожно, дети)

2. «Спи, моя радость, усни»(Подача звукового сигнала запрещена).

3. «По роялю не ходить»(Пешеходный переход).

Задача для 1-й команды.

Из автобуса вышли 6 человек. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке. Сколько человек поступили согласно ПДД?

(Один. Надо подождать, пока автобус отъедет от остановки и только затем переходить улицу.)

Для 2 команды:

1. «Клад кота Леопольда»(Дорожные работы).

2. «Трехцветные шарики»(Светофорное регулирование).

3. «Ветры и версты, убегающие вдаль. Сядешь и просто крутишь на педаль».(Велосипедная дорожка).

Задача для 2-й команды.

Ехал волк к лисе на автомобиле по левой стороне дороги. Его остановил инспектор ГИБДД и велел заплатить штраф. Какое правило нарушил волк?

(Транспортным средством разрешено ехать по дороге, придерживаясь правой стороны).

5. Игра «Друдлы».

Одним из путей развития творчества является работа с Друдлами.

Друдлы – это задачи-головоломки, в которых нужно домыслить…Техника стала известна в 1950 году благодаря книге Роджера Прайса «Друдлы» ,т. е незаконченные картинки, бессмысленные черточки…

Чем полезна техника друдлы?

- развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;

- развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;

- развитие речи, общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую. Когда я придумываю названия, я также проговариваю слова.

1. Придумай название друдлу (что здесь изображено) – до 10 вариантов. (Слайд).

2. Дорисовать рисунок, обозначенный на бумаге лишь одним каким-то элементом. Каждый из участвующих по очереди добавляет к рисунку свой штрих. После этого участники придумывают название получившемуся предмету, описывают его качества и свойства.

Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком без общения просто не обойтись. Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. Играть в друдлы можно и вербально, и не вербально.

6. Блиц-турнир.

Очень большую часть жизни мы с вами проводим на работе – в нашем детском саду. И сейчас мы бы хотели вспомнить некоторые нюансы нашего общего существования. Итак, блиц-турнир. На обдумывание ответ дается не более 5 секунд.

1. Каких женских имен больше всего в нашем коллективе?

2. В каком году было построено здание нашего детского сада? (Сдано в эксплуатацию в июне 1985 года.)

7. Упражнение «Дерево достижений».

Обратите внимание на наше одинокое дерево. Оно совсем не красивое. Его красота в наших с вами руках. У каждого из вас есть листья разного цвета. Я попрошу вас взять одну из них (любого цвета) и помочь нашему дереву, оживить его. Запомните, какой цвет Вы выбрали.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех в педагогической работе.

Тех, кто выбрал красный, - будут активно общаться весь учебный год с коллегами и родителями.

Желтый – проявят активность в своей педагогической деятельности.

Синий – будут настойчивы и упорны в познании новейших педагогических технологий.

Как красота дерева зависит от нас, так и имидж детского сада зависит от наших с вами стремлений, поступков и общения с воспитанниками и их родителями.

В заключении, чтобы наша встреча завершилась на позитиве предлагаю, раз уж мы начали с мудрости, то пожалуй, ею и закончим, прочитав высказывание:

«Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для себя самого» (М. М. Бахтин).

ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ, И Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВАШИ РУКИ НИКОГДА НЕ ОПУСКАЛИСЬ. СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ.

До новых встреч в «Нескучном саду»!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «БУСИНКА»

Консультация для воспитателей

«Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»

                                                                                       Подготовил

                                                                                       Воспитатель Амелько С.В.

г.о. Химки, 2018 г.

Консультация для воспитателей

«Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня».

Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Дошкольная жизнь - это игра, труд, занятия. Приобретаемые по математике знания следует использовать в разных видах деятельности детей.

Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации учебного процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме дня. Планируя работу по формированию элементарных математических представлений, педагог должен продумать содержание повседневной деятельности.

-Проведение прогулок и экскурсий

- Участие в разных видах труда

- Игры-занятия

-Участие в математических развлечениях

- Игры с математическим содержанием

-.Сюжетно-ролевые игры

ПРОГУЛКИ  – богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок можно обратить внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, сколько этажей в доме напротив….). Организовать наблюдения за изменениями, происходящими в разное время года, обращать внимание на длительность дня.

Особо следует обратить внимание на постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Сколько шагов от скамейки до дерева? Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера.

Воспитатель должен создавать условия, в которых бы дети осознавали необходимость применить математические знания и самостоятельно решить задачу. Каких цветов больше на клумбе: белых или красных. Чего больше красных цветов или цветов всего?

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД, ТРУД В ПРИРОДЕ, РУЧНОЙ ТРУД являются теми видами деятельности, где эффективно можно применить математические знания. Во время сборов на прогулку воспитатель обращает внимание на количество пуговиц и петель, длину пальто, форму платка. … в другой раз уточняет с детьми понятие пара: пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое ;определяют, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация); сравнить шарфы, определить, у кого шарф длиннее. Дети расчищают снег, делают узкую и широкую дорожки.

При сервировке стола, подготовке к занятиям создаются ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке равно численности множеств путем их сравнения. Чего больше ложек или вилок, столов или стульев, детей или приборов? В подобных ситуациях знания детьми усваиваются не формально, а осознанно.

Работа в уголке природы тоже дает богатый материал для закрепления знаний о числе, счете, величине и способах ее измерения. Дети подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, цветов. На глазах ребенка постоянно возникают задачи с арифметическим содержанием: «Вчера на ветке распустилось 3 листочка, сегодня еще1 сколько всего. ?

Постепенно сам ребенок начинает находить в окружающей обстановке объекты для счета, измерения, сравнения.

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ в работе с детьми особое место отводится играм – занятиям по сюжетам знакомых сказок, так называемый математический театр. Такие занятия помогают избежать умственных и психических перегрузок, создает свободу выбора и возможности высказаться каждому ребенку. А постоянно подкрепляемая игровая мотивация изменяет отношение к математическому содержанию задач.

Виды математических театров:

• Плоскостной, би-ба-бо театры по сюжетам знакомых сказок (Репка, Теремок, Три медведя, Колобок и др.) .

• цифры- персонажи.

• Геометрический театр (объемных фигур, плоскостных фигур) .

Игры-занятия могут быть интегрированными. Они требуют серьезной подготовки: анализа программных задач соответствующих разделов программы, работы с методической литературой, подготовки оборудования. Как показывает практика, такие занятия надо проводить на обобщающем этапе обучения по отдельным разделам программы.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ позволяют педагогу расширить и углубить знания старших дошкольников, активизировать их мыслительную деятельность, воспитывать интерес к математике. Это могут быть конкурсы, викторины, игры-путешествия, олимпиады.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ.

Их система выстроена с учетом усложнения программных задач по ФЭМП, Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами («Убираем цифры», «Какой цифры не стало?» и т. д.)

2. Игры путешествия во времени. («Круглый год», «12 месяцев» и т. д) Эти игры служат для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.

3. Игры на ориентирование в пространстве («Найди игрушку», «Художник», «Разведчик»)

4. Игры с геометрическими фигурами («Геометрическое лото», «Найди фигуру»)

5. Игры на логическое мышление («Ассоциация», «Дорисуй фигуру»)

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Например, количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний.

Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?

Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет.

Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.

КРОМЕ ТОГО… всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, считалки дают большой эффект в обучении дошкольников владению объяснительной и доказательной речью.

Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.

Поддерживать интерес к математическим понятиям можно с помощью стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых и жестовых игр. Детям нравится эти занятия, они в игре легко запоминают тексты (тренируется память, с интересом дома рассказывают родителям (обучение и развитие продолжается за стенами детского сада).

Таким образом, использование занимательных задач на занятиях по математике и в режиме дня дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.

Список литературы

1. А. А. Смоленцева «Математика до школы»

2. Е. В. Соловьева «Логика и математика для дошкольников»

3. Т. И. Ерофеева «Знакомство с математикой»



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «БУСИНКА»

Консультация для воспитателей

«Техника рисования и ее роль в создании изображения»

                                                                                       Подготовил

                                                                                       Воспитатель Амелько С.В.

г.о. Химки, 2020 г.


Консультация для воспитателей.

«Техника рисования и ее роль в создании изображения»

      В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, которое имеет важное  значение для всестороннего развития личности.

      В процессе рисования у ребенка развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умения доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

      Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи и декоративно-прикладного искусства.

      Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

        Основная цель обучения рисованию в детском саду и дома научить детей изображению предметов и явлений, как средство образного отражения жизненных впечатлений. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия.

         Однако для того, чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

       Технике рисования детей следует обязательно учить. Освоение техники – это очень важная задача.

При рисовании дети испытывают большие затруднения в создании изображений. А когда они не могут изобразить то, что ему хочется, это вызывает недовольство детей, а порою и отказ от рисования вообще. Не зная приемов рисования, дети пытаются найти их сами. Чаще всего это бывает неправильные приемы: неловкие движения рукой, загораживание рисунка. В результате форма предмета искажается, что вызывает огорчение у ребенка.

      Так, основным приёмом для деток младшего дошкольного возраста является демонстрация, как нужно использовать карандаш и краски. В этом же возрасте эффективно пассивное рисование: когда взрослый водит руку ребенка. Когда ребенок немного подрастает, изобразительной деятельности обучают информационно-рецептивным методом: дети изучают форму предмета, обводя его рукой, ощупывая очертания. Такое исследование предмета помогает малышу создать более полное представление о предмете. Следующий этап — это выбор техники рисования.

Под техникой рисунка следует понимать, это- владение карандашом, красками и другими материалами.

Традиционные детские техники рисования:

  1. Рисование с помощью простого карандаша.
  2. Рисование с помощью цветных карандашей.
  3. Рисование с помощью фломастеров.
  4. Рисование кистью – акварелью, гуашью.
  5. Рисование с помощью восковых мелков.

Приступая к выбору техники рисования для ребенка, нужно обращать внимание на его возраст и интерес. Чтобы быть полезным и развивающим рисование, прежде всего, должно быть увлекательным.

       Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать. Младшие дошкольники ещё не достаточно умелы в рисовании.

Учимся рисовать красками

Сегодня первое использование ребёнком красок – это пальчиковое рисование. Как только ребенок научился удерживать кисточку в руке, предложите ему порисовать ею. Для первых занятий лучше использовать гуашь: её не нужно разводить водой и она оставляет яркий след. Покажите малышу такой приём рисования как «примакивание»: кисточку с краской нужно приложить к бумаге всем ворсом. Так получится отпечаток – листочек, огонёк, след зверюшки, цветочек и т. д. Этот простой приём дети могут использовать при изображении знакомых им явлений природы. Интересно будет рисовать на бумаге тёмного цвета (например, синей) белой гуашью. Так можно изобразить, допустим, снегопад. Следующий этап рисования красками – это изображение прямых и волнистых линий.

Обычно ребенок овладевает работой с красками и кисточками к 3,5 – 4 годам. С этого возраста ему можно давать краски в его распоряжение: пусть рисует, что хочет. А взрослым всего лишь нужно подсказывать темы для рисования и показывать правильные приёмы.

Начинаем рисовать карандашом

Вначале ребенку лучше давать не карандаш в руку, а фломастер: они оставляют яркий след даже при слабом нажатии детской ручки. Когда рука окрепнет, вложите ему в руку карандаш. Рисуйте разные фигуры вместе, двигая руку ребёнка. Так постепенно он поймёт, как нужно двигать карандашом, чтобы получить желаемый рисунок. Повторяйте движения много раз, закрепляя их.

Большую роль надо отводить тому, как держать кисть, карандаш, как ими пользоваться. Например: взяв кисть из баночки с краской, нельзя класть в другую краску, надо кисточку вымыть и взять другую.

Детские нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники детского рисования стимулируют развитие воображения и творческого мышления, проявление инициативности и самостоятельности, формирование индивидуальности ребенка. В процессе такого рисования дошкольник будет совершенствовать свою наблюдательность, формировать индивидуальное восприятие искусства и красоты, пробовать создавать нечто прекрасное. А ещё нетрадиционное рисование приносит детям массу позитивных эмоций.

Для детей младшего дошкольного возраста:

  1. Пальчиковое рисование. Малыш окунает пальчики в гуашь и наносит краску на бумагу.
  2. Рисование при помощи ладошек. Ребенок наносит гуашь на всю ладонь и делает отпечатки на бумаге, которые впоследствии могут стать весёлыми картинками.

Для детей среднего дошкольного возраста:

  1. Отпечаток поролоном. Ребёнок окунает в краску кусочек поролона и делает отпечаток на бумаге.
  2. Отпечаток пробкой.
  3. Комбинированное рисование с помощью восковых мелков и акварели. Малыш рисует изображение восковыми мелками на бумаге, а потом закрашивает акварелью только лист бумаги, не затрагивая рисунок.
  4. Рисование с помощью ватных палочек или трубочек для напитков. Окуная их в краску и прикладывая разными способами, можно сделать интересную картину.

Для детей старшего школьного возраста:

  1. Рисование песком или солью.
  2. «Набрызг».   Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.
  3. Рисование с помощью мятой бумаги.    Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.
  4. Клясография.    Через коктейльную трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа.
  5. Монотипия.     Покрыв плотную бумагу или керамическую плитку густым слоем красок, а затем, приложив лист бумаги, мы получим размытый отпечаток на бумаге, который может стать основой для пейзажа.
  6. Гравюра (граттаж).      Закрасив плотным слоем гуаши лист бумаги, попробуйте выцарапать вместе с ребёнком рисунок с помощью зубочисток.

        В рисовании большое значение имеет развитие кисти руки.

Надо проводить игровые упражнения такие как «намотаем нитки на клубочек», «Мы рисовали, рисовали – наши пальчики устали», «Ровненькие дорожки».

Так наряду с техникой рисования, надо укреплять кисти рук и пальцев, чтобы рисунки приносили детям радость, а не огорчение.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «БУСИНКА»

Мастер - класс для воспитателей

«Народная тряпичная кукла Кувадка»

                                                                                       Подготовил

                                                                                       Воспитатель Амелько С.В.

г.о. Химки, 2021 г.

Цель: обучение педагогов изготовлению тряпичных кукол.

Задачи:

Научить педагогов  делать тряпичную куклу – оберег «Кувадка».

Пробудить интерес к народным традициям.

Воспитывать интерес и уважение к культурному наследию России.

Материалы и оборудование:

Кусок белой ткани 20х20 см для головы-тела; два куска 25х25 см для рук; косынка; синтепон; красные нитки и кусочек ткани на фартук.

Ход мастер – класса:

1. Орг.момент.

Ведущий: 

Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки, мои желанные

Много гостей, много и новостей.

2. Теоретическая часть.

В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?

Сегодня  мастер – класс посвящен теме: «Изготовление тряпичной куклы – оберега «Кувадка».

Что такое кукла? (ответы)

Кукла – игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Кукла как детская игрушка появилась 1000 лет назад.

С давних пор кукол делали из травы, веточек и лоскутиков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.

Окунемся в прошлое.

Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до 100 штук накапливалось.

Есть такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли дети до 7-8 лет, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. с пяти лет дети сами начинали «вертеть» тряпичных кукол.

Куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и материнстве хозяйки. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребенку, так как в нее могла вселиться нечистая сила. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали кукол на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

Кукол нельзя было мастерить с помощью иголки или ножниц – это могло «поранить куклу» и повредить, а ведь в такую куклу вкладывалась материнская любовь и забота. Кукла изготавливалась только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.

Тряпичные куклы можно разделить по назначению на:

ОБРЯДОВЫЕ (Коза, Кувадка, Отдарок-на-подарок, Пеленашка, Пасхальная голубка, Крупеничка, Неразлучники, Невеста)

ОБЕРЕГОВЫЕ (Кувадка, Лихоманка, День и ночь, Колокольчик, Кубышка-Травница, Берегиня, Десятиручка, Веснянка, Желанница, Зерновушка, Бессонница, Крестец, Мартинички);

ИГРОВЫЕ (Столбушка, Девка-Баба, Бабочка, Зайчик-на-пальчик).

3. Практическая часть.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Демонстрация приема.

Сегодня мы сделаем обереговую куклу ("Кувадку").

Сделать ее может каждый. Главное – приступая к работе, думать о хорошем. Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями способны брать заботу о «невидимых» событиях на себя. И чем сильнее чувства заключенные в изделия, тем большую силу оно имеет, тем надежнее работает.

Одним из первых оберегов, встречающих славянина с рождения, была кукла Кувадка. Как и когда она появилась, никто не знает. Однако можно предположить, что повлияло на возникновение оберега.

Славяне очень заботились о продолжении Рода – женщины рожали столько детей, сколько выдерживало их здоровье. Чтобы сделать роды безопасными, защитить женщину и малыша от темных сил, в семье изготавливались особые талисманы. Назывались они Кувадки.

Традиционно обережных лялек создавала сама женщина накануне родов. Если будущая мать чувствовала себя нехорошо, за работу принималась бабушка. Иногда кукла делалась буквально за несколько минут до начала родов.

Значение куклы Кувадки для славян:

  • лялька защищала женщину во время священного момента – рождения ребенка;
  • вместе с тем Кувадка оберегала от созданий нави только-только появившегося на свет малыша;
  • кроме того, мотанка становилась для ребеночка оберегом – ее вешали над кроваткой, чтобы та охраняла его, пока он не подрастет.

Техника изготовления.

Как сделать куклу:

  1. Большой лоскуток сворачиваем к центру с двух сторон. Сгибаемые к центру стороны должны быть в ширину не больше 1.5 см.
  2. Свернули, теперь складываем ткань вдвое.
  3. Место сгиба обвязываем нитью, отступив от края 2-3 см.
  4. Делаем ручки. Кладем второй отрезок ткани на столе узором вниз. Загибаем внутрь меньшие края, а потом один более широкий. Берем около сантиметра.
  5. Скатайте ткань в рулончик по длине и зафиксируйте по краям нитью, отступив сантиметр.
  6. Соединяем две заготовки. Кладем ручки под головку, подняв верхний кусочек ткани. Опускаем. Завязываем нить под руками. Среднерусская Кувадка готова!Мастер-класс пр созданию куклы Кувадки2

Сделайте нужное количество фигурок, а затем скрепите их между собой с помощью шнурка в один ряд.

4. Рефлексия.

У вас получилась красивая кукла. Как вы думаете, почему?

Заинтересовала ли Вас данная техника? Изготовите ли вы с детьми данную куклу?

Как вы считаете, актуально ли изготовление тряпичных кукол в образовательном процессе?

(Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание. Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость)

Пусть кукла, сделанная вашими умелыми руками, станет украшением и защитой вашему дому!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.

Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...

Выступления на педсоветах МАДОУ детского сада № 32

Конспекты, приказы, выписки из протоколов...

Выступления на педсоветах МАДОУ детского сада № 32

Конспекты, приказы, выписки из протоколов...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Выступления на педсоветах МАДОУ 32

Мастер -классы, доклады для педагогов...

Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года

Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...