Выступления на педсоветах МАДОУ 32
консультация

Успенская Екатерина Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 32 «Бусинка»

Консультация на тему:

 « Народная игрушка, ее виды»

                           Воспитатель :  Успенская Е.В.

                           

г.о. Химки,  2022

« Народная игрушка»

           История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

               Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.   Шаркун на палочке, береста - "Живой Огонь"

Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. 

              Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой.

Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

             Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

              "А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.

            Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети. Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.

             Были и куклы-"пеленашки".Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.

Папа, подари мне куклу!Блог "Радуга в ладошках" - Мое творчество :) - Для воспитателей детских садов - Маам.ру

Кукла «Крупеничка»                                   Кукла «Пеленашка»

Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).

Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.

Народные куклы и игрушки - Кредит для Вас

кукла СемьЯ (Московка) - семья,традиционная кукла,Традиции,дети,дом,натуральные ткани21 апреля - занятие по Традиционной народной кукле м.Беляево - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

«Кукла Московка»             «Столбушка» Кукла      Кукла «Костромушка»

Дымковская игрушка

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.

Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. Дымковская игрушка Коллекции и коллекционеры

Богородская игрушка

           Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское. 

         Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, слабая прокрашенность деталей; некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными.

 Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.

Филимоновская игрушка

            Филимоновской игрушке более 700 лет. Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь. Нашим мастерам повезло, потому что в других промыслах такого счастья нет.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №32 «Бусинка»

Мастер-класс

«Использование интерактивных приемов в работе нравственно-

патриотического воспитания дошкольников»

Подготовил воспитатель:

Успенская Екатерина Вячеславовна

г.о. Химки, 2022г.

« Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное  и сохраненное предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

С.Михалков.

Цель:

Актуализация среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование интерактивных приемов в работе с дошкольниками.

Задачи:

-содействовать обогащению педагогических умений воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приему интерактивного голосования;

-способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления;

-активизировать интерес к России и г. Химки, их географическим, архитектурным достопримечательностям;

-формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей Родины;

-развивать гражданственность и национальное самосознание.

Глоссарий мастер-класса:

Патриотизм-сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию . Что неопределимо несколькими словами.

Патриотизм (согласно словарю С.И. Ожегова) –преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Интерактивность-означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога.

Интерактивность (от англ.interaction-«взаимодействие»)-понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами.

Планируемые результаты:

Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом при выборе современных символов России, с интересом участвуют в обсуждении проблемных ситуаций.

Оборудование:

проектор экран, ноутбук, иллюстрации, аудиозаписи, предметы для голосования (флажки, магниты, карточки).

Ход мастер-класса:

Вступительное слово педагога:

Здравствуйте, коллеги! Хотелось бы начать нашу встречу с игры: Если вы согласны с данными утверждениями, то пожалуйста, выполняйте предложенные действия.

-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая –похлопайте в ладоши.

-Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения –дотроньтесь до кончика носа.

-Если вы думаете , что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов –помашите рукой.

-Если вы полагаете, что при обучении эмоции важны-приложите ладони к щекам.

-Если вам нравится получать новые знания-улыбнитесь.

        Наблюдая за вами в ходе игры, я заметила, что для вас, как и для меня важны и эмоции, и индивидуальность, и практическая деятельность для закрепления опыта. И я надеюсь, что именно это поможет нашему сегодняшнему сотрудничеству.

       Нравственно –патриотическое воспитание дошкольников… Просто это или сложно? Перед нами стоит задача эффективно и увлекательно проводить работу по данному , я бы сказала, сложному направлению. В основе этого лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук, важно чтобы у ребенка –дошкольника возник ёмкий образ Родины.

      Для воспитания юных патриотов в своей работе мы используем разные технологии, формы, методы и приемы , хорошо известные в практике. Но, шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, внедряю инновационные приемы, которые позволили добиться положительных результатов. Сегодня я познакомлю вас с приемом интерактивного голосования.

      Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Мы же попробуем с помощью этого метода обучать. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

   Данный прием позволяет решить сразу несколько задач:

-активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

-развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;

-провести мониторинг знаний и интересов детей;

-эмоционально окрасить обучение, сделать ребенка не объектом, субъектом обучения.

    Этот прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Орг.момент.

   Нельзя построить будущее без прошлого!

Для начала , я предлагаю выбрать по одному предмету из предложенного набора, который по-вашему мнению, уже в мире считают символом России.

Валенки

Сандалии

Кроссовки

Самовар

Сковорода

Вилка

Балалайка

Скрипка

Барабан

Матрешка

Барби

Робот-трансформер

    Поместим их вместе, такими нашу страну представляют многие иностранцы, а теперь поднимите руки те, кто каждый день пьет чай из самовара, ходит в валенках, играет на балалайке, приобретает в качестве подарка матрешку.

   Мы с вами убедились , что считая эти предметы символами россии в современном мире, они стали историческим прошлым страны. Но мы же с вами патриоты России и для нас она самая самая.

     Предлагаю продолжить обсуждение данной темы и создания макета «Родина у нас одна».

   Создание проекта-макета.

   Сейчас с помощью интерактивного голосования используя мультимедийные технологии мы создадим макет, состоящий из современных символов России. Для создания макета, используем следующие категории для голосования:

1 категория. Нашу страну называют великой не только за размер ее территорий, но и за великие события, произощедшие в ее истории, которые помнят и гордятся поколения ее граждан. Категория «Исторические события». Я представляю вашему вниманию следующие исторические события…Предлагаю участникам проголосовать за одно событие, наиболее важное, по вашему мнению, для нашей страны, поместив магнитики на изображения.

      При проведении такого голосования с детьми я использую события наиболее значимые и понятные для них, этот прием помогает так же популязировать исторические события нашей страны.

Подсчитав голоса, помещаем выбранные вами события на наш макет.

2. Следующая категория для голосования «Знаменитые люди», давайте посмотрим на экран, под номером.

1-Владимир Владимирович Путин

2-Петр I Алексеевич Романов

3-Юрий Алексеевич Гагарин

4- Александр Сергеевич Пушкин

    Поднимайте карточку с номером той личности, которая по вашему мнению внесла большой вклад в развитие России и достойна стать символом страны. Подсчитаем голоса и поместим их на наш макет.

Как вы думаете, доступен ли этот способ голосования для детей. Да конечно, но давать детям более близких для них людей (писателей, композиторов, художников.

3. Да, люди- это наше богатство, но ведь они живут в окружении природных и архитектурных чудес. Поэтому следующая категория «Чудеса России». В нашей стране их множество. Но сегодня мы обратимся к некоторым чудесам России. Попробуйте их назвать.

-Это самое глубокое и чистое озеро мира. (Байкал)

-Одна из высочайших статуй мира, которая построена в честь героев Сталинградской битвы (Скульптура Родина-Мать)

-Дворцово –парковый ансамбль на южном берегу Финского залива (Петергоф)

-Крепость в центре Москвы

-Самая высокая горная вершина России , расположенная на Кавказе (Эльбрус)

   Предлагаю вам выбрать по одному объекту, на ваш взгляд, достойному стать первым чудом России и, поместив его на карте, объяснить свой выбор. По итогам голосования эти объекты мы помещаем на наш макет.

  Как вы думаете, будет ли эта категория стимулировать детей к самопознанию и саморазвитию? Да конечно, создание такого макета подталкивает детей , их родителями для получения новых знаний, а также дает возможность педагогу варьировать создание макетов по времени, делать их краткосрочными или долгосрочными.

4.Перейдем к четвертой категории. Какая бы не была большая страна, у каждого из нас есть уголок, который наиболее близок нашему сердцу. Это наш город Химки. Здесь находятся красивые живописные уголки природы, мы можем похвастаться памятниками архитектуры. Вам нужно выбрать один объект, который по вашему мнению, достоин быть символом города Химки. Поместите фотографию этого объекта на мольберт, объяснив свой выбор.

   При работе с дошкольниками эта категория является более доступной, так как образ Родины у них начинается с «маленького уголка» своего родного города.

   Итак , по итогам интерактивного голосования мы создали макет «Родина у нас одна» с новыми символами. Это конечно может быть совсем другой макет, с другими символами, с другими категориями , с другим распределением голосов. Тем и интересна эта технология в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, что каждый раз позволяет поддерживать интерес детей и стимулировать их любознательность, воспитывать чувство гордости за свою страну.

    Рефлексия.

Наш мастер-класс закончился , друзья!

И время подводить итог.

Скажу с уверенностью я-

Во многом вы мне помогали.

Как опыт детям предать,

В семье традиции хранить

И родину свою любить.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 32 “Бусинка”

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация на тему:

«Развитие связной речи детей  и коммуникативных  навыков посредством продуктивных видов деятельности»

 

 

 

 

 

Провела воспитатель

Успенская Екатерина Вячеславовна  

 

 

 

г.о.Химки, 2022 г.

«Развитие связной речи детей и коммуникативных навыков посредством  продуктивных видов деятельности»

       Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, развивается способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими, закладывается характер.

Одним из множества средств социально – коммуникативного развития дошкольника можно выделить продуктивную деятельность

      Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью элементарного труда, по руководством взрослого, в процессе которого создаётся продукт детского творчества, погрузиться во взаимоотношения со сверстниками, познать мир детского коллектива и принять участие в его жизни.

      Продукт получаемый в совместной продуктивной деятельности детей и взрослых выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с окружающими.

     Продуктивная деятельность, как наиболее привлекательный и доступный вид детской деятельности, на ряду с игрой, способствует выявлению и реализации творческих способностей дошкольников, основанных на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, формированию социальных качеств.

Что такое продуктивные виды деятельности?

    Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

• сборка конструкций различными способами;

• лепка из специальной глины или пластилина;

• изготовление всевозможных поделок;

• изготовление мозаики и аппликаций;

• более сложные занятия с различными макетами.

Педагоги и психологи, проводившие многочисленные исследования направленные на изучение влияния продуктивной деятельности на развитие социально – коммуникативных навыков дошкольников выявили, что продуктивная деятельность:

•способствует развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать) как средства развития социального интеллекта,

• влияет на физическую, познавательную, речевую активность,

• влияет на развитие адекватной самооценки,

• побуждает ребёнка к установлению взаимосвязей со сверстником по поводу решения поставленной задачи,

• освобождает ребёнка от страхов и переживаний.

В практической работе с дошкольниками можно выделить следующие направления продуктивной деятельности:

• создание предметов годных для использования в познавательной, экспериментальной, игровой деятельности,

• наполнение галереи творческих работ,

• создание макетов,

• создание сувениров и украшений к праздникам.

     Развивающее значение продуктивной деятельности, способствующее повышению эффективности социализации и коммуникации дошкольников, отражены в трудах таких социологов, как В. Г. Афанасьев, Л. П. Буева, Ю. Е. Волков, Б. Я. Титаренко, Б. Ц. Урланис, А. Г. Харчев. Социальному воспитанию посвящены труды многих педагогов-классиков (П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, и др.) и современных ученых (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, М. П. Гурьянова, И. П. Клемантович, А. В. Мудрик, В. А. Никитин, В. Д. Семенов и др.).

Анализ литературы показал, что продуктивная деятельность выбрана не случайна. Совместная деятельность по созданию творческого продукта доступна и привлекательна для ребёнка и рассматривается как синтетическая, в которой проявляются разные стороны психического развития, усваиваются разнородные элементы человеческой культуры, развивается общение.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. В продуктивной деятельности развиваются способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности (принятие и реализация цели в соответствии с заданными стандартами-условиями, закладываются навыки позитивного взаимодействия с окружающими.

Взаимодействие с окружающими в продуктивной деятельности строится на речевой активности детей, которая стимулируется возникающей ситуацией. В процессе творческой деятельности у детей:

• повышается собственная активность,

• повышается уровень и количество высказываний, направленных на общение с другими детьми;

• развивается способность отвечать на открытые вопросы;

• развивается способность самому задавать вопросы;

• повышается уровень и количество комментариев, сопровождающих собственные действия ребенка.

Совместная продуктивная деятельность детей и взрослых становится школой социальных отношений, в которой ребёнок моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого в окружающей действительности.

Таким образом, совместная продуктивная деятельность детей и взрослых развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.

Проблема социально – коммуникативного развития старших дошкольников хорошо решается средствами продуктивной деятельности.

Коллективная форма, виды и этапы организации занятий по изобразительной деятельности .

Для успешной организации коллективной деятельности необходимо соблюдать этапы:

1.Сообщение детям темы, цели, мотивация деятельности.

2. Обсуждение с детьми общего плана работы, цветового решения, материалов и способов изготовления композиции. Распределение работы между ее участниками.

3.Творческая художественная деятельность (может быть индивидуальная, в парах, в микрогруппах, фронтальная).

4. Совместный поиск способов решения композиции.

5. Подведение итогов работы (удалась ли работа, что особенно удачно, какие были ошибки, как можно исправить, любование ,обыгрывание.

Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В.Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе. Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.
Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.

Можно выделить несколько форм таких занятий:

Первый – наиболее простой, когда ребенок выполняет своё изображение, а затем всё созданное детьми, объединяется в общую композицию. Например, каждый вырезает и склеивает какой-то объект и из этих изображений составляется картина: «Птицы на ветке», «Цыплята гуляют по травке», «Улица города» и т.д. Или каждый ребёнок рисует осенние деревья. Соединённые вместе рисунки составляют общую композицию: «Осенний лес» и др. Такие общие картины производят на детей яркое впечатление, буквально завораживают детей, вызывают желание заниматься.

Для создания общих композиций воспитанники могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет узор для середины ковра, другая – разрабатывает украшение поля, третья – готовит части узора для каймы, углов. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и каждому найдётся дело по силам, что особенно актуально в летний период. Взрослому необходимо уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребёнку было, по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя лучшим образом, мог достигнуть высокого результата.

Может быть, и другая классификация форм организации коллективных работ детей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в небольшой группе (3-5человек) и большой, фактически включающей всех детей группы. Воспитанники могут создавать изображения одновременно или работая над изображением по принципу конвейера.

В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:

1.Совместно-индивидуальная.

2.Совместно-последовательная.

3.Совместно-взаимодействующая.

Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам, которые можно определить по тематическому критерию:

- Изготовление художественных панно и макетов;

- Выполнение подарочных плакатов;

-Изготовление атрибутов к совместным играм;

- Иллюстрирование сказок и рассказов;

- Художественное оформление выставок;

- Изготовление костюмов, театральных декораций.

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в процессе самостоятельной художественной деятельности. Сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы.

В организации работы есть 3 этапа:

- Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов.

- Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.

- Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Легче всего организовать коллективную работу по лепке или аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных навыков детей.

Легче выполнять коллективные работы в аппликации. Каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.

С детьми создаются коллективные работы по мотивам народного искусства. Организовать такую деятельность можно по-разному. Например, каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате. Когда составление узора закончится, все рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием. Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства: городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить детям выполнить в стиле жостовских подносов, хохломы и других росписей. Надо шире использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Работу над декоративной композицией можно организовать по-другому. Вместе с детьми воспитатель на большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать, где и как будет размещён узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе советуются, кто будет рисовать узор в центре, по углам, по краям. Композиция создается последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, затем по углам и кайме. Такой узор могут выполнить от 2 до 4 детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.

В лепке дети могут выполнять персонажей композиции. Но здесь, очень важно договориться, кто кого будет лепить, уметь соотнести величину фигурок, определить дополнения, которые сделают композицию общей.

Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа.

Выводы

Формирование коммуникативных умений - одна из актуальных проблем теории и практики развития умений и навыков в системе дошкольного образования, требующая серьезного теоретического переосмысления.

Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности, которая усиливает внутренний план деятельности ребенка и его эмоционально - образную активность, является средством саморазвития и стимулом к творческому самовыражению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.

Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...

Выступления на педсоветах МАДОУ детского сада № 32

Конспекты, приказы, выписки из протоколов...

Выступления на педсоветах МАДОУ детского сада № 32

Конспекты, приказы, выписки из протоколов...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Выступления на педсоветах МАДОУ 32

Мастер-классы, доклады, консультации для педагогов....

Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года

Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...