Отчет по самообразованию 2019-2020 год
материал

Халиуллина Альфия Гарафутдиновна

2019 - 2020 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2019_-_2020_god.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №90 «Подсолнушек»

Нижнекамского муниципального района

Отчет по самообразованию на тему

«Игра как средство общения дошкольников, развитие социо-игровой среды»

на 2019 – 2020 год

Подготовила: воспитатель группы №6

Халиуллина А.Г.

        Г. Нижнекамск

Цель моей работы: способствовать развитию интереса к играм, взаимодействиями между детьми, создание игровой обстановки.

Младший дошкольный возраст очень важен в развитии жизни ребенка. Этот яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал детей растет и приобретает новые формы. Желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития речи детей и общения их друг с другом. Очень важно в этот момент не дать устать детям от обучения, нельзя забывать о различных видах деятельности, в том числе и игре.

Время меняет взгляд на воспитание и образование детей. Я стараюсь работать творчески и перестраивать свою работу в соответствии с желаниями детей и требованиями, соответствующими младшему возрасту.

Для того, чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.

В 2019 - 2020 году я поставила перед собой задачу: приобщить детей к совместным играм через сюжетно - ролевые игры, театральные. Для этого мною была изучена литература по данному направлению.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР. «Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.

Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение. В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Детям в возрасте 3 - 4, 4-5 лет очень важно играть в ролевые игры: «в доктора», «в дочки-матери», «в продавца-покупателя». В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги.

Предметно - развивающая среда также соответствовала данному направлению.

В процессе работы были оформлены игровые уголки:

- «Доктор Айболит»

- «Уголок конструирования»

- «Кухня»

- «Магазин»

- «Уголок природы»

- «Наше творчество»

- «Театр теней»

Которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры. Также мною были посещены открытые занятия у воспитателей детского сада. При проведении открытого показа театральной игры «Три поросенка», «Теремок», «курочка- Ряба», «Зайкина избушка» - было отмечено, что дети слышат воспитателя, охотно распределяют роли между собой, добиваются совместного результата. Дети в данном возрасте конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отводит для себя лучшую роль. Я стараюсь сохранять в группе между детьми положительный эмоциональный настрой и благоприятную обстановку.

В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду:

Для того чтобы дети учились овладевать игровыми умениями, я сама играю с детьми.

В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.

В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

Организуя игры с детьми, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, стараюсь подготовить игровую обстановку. Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре.

В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество. Таким образом, игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы. От того, как сформированы навыки общения, умение управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Так же был сформирован план работы на год с детьми и их родителями. (Таб.1)

С родителями были проведены беседы и консультации по темам:

«Любимые игры моего ребенка», «Играем вместе»

«Как игра способствует развитию общения?»

«Игры наших бабушек и игры современности».

Консультация «Игры на лето».

Взаимодействие взрослого и ребёнка помогает малышу осознавать себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, способствует формированию познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (произвольности и самостоятельности, познавательной активности, самосознания и ответственности).

 Кроме того, совместные игры, занятия рисованием, изготовление поделок и конструкций - это прекрасная возможность повозиться родителям с ребёнком в его комнате или уголке, а значит - обменяться положительными эмоциями, радостью, чувством психологического и физического комфорта.

План работы на год (Таб.1)

Самореализация

Сентябрь -май

Наблюдение за играми детей, планирование, организация и проведение игр.

Картотека игр. Анализ развития навыков общения детей в играх.

Сентябрь

Составление плана работы, подготовка списка литературы по теме самообразования для изучения.

План работы по самообразованию.

Ноябрь

«Подвижная игра как средство развития навыков невербального общения у дошкольников».

Вечер любимых игр.

Март

Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр»

Выступление на педсовете.

Май

«Игротека в кругу семьи» 

Игровой досуг «Увлекательное путешествие в волшебный мир игр»

Консультация для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет старшей группы 2019-2020

Аналитический отчет по работе с детьми за учебный год...

Отчет Наши Успехи 2019-2020

Образовательная область...

ОТЧЕТ ПО ДИАГНОСТИКИ 2019-2020 ГГ.

Общие показатели результатов проведенной диагностикиуровня музыкального развития детей в МБДОУД/С « Островок» на октябрь 2019-декабрь 2019г....

Отчет по самообразованию 2019-2020 учебный год

Отчет по самообразованию на тему: "Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр"....

"Мнемотехника" отчет по самообразованию 2019-2020

мнематехника работа на протяжении года планирование и отчет...

Отчет по плану самообразования 2019-2020

Цель самообразованияФормировать положительное отношение к труду.Задачи Развивать интерес к труду взрослых.Формировать навыки элементарной трудовой деятельности.Воспитывать желание трудиться.Ознакомлен...