"Мнемотехника" отчет по самообразованию 2019-2020
методическая разработка (средняя группа)

Кастюкевич Елена Алексеевна

мнематехника работа на протяжении года планирование и отчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2020.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №185» города Ярославля

Индивидуальный план

самообразования на 2019-2020 год

Фамилия Имя Отчество: Кастюкевич Елена Алексеевна

Место работы, должность: Детский сад №185» города Ярославля, воспитатель

Образование (когда и какое учебное заведение окончил, по какой специальности):

- 2010 Индустриально-педагогический колледж по специальности «Коррекция в начальных классах» ;

- 2013- Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского по специальности «Учитель начальных классов»

Последние курсы повышения квалификации (Место и время прохождения, вид курсов): Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Городской центр развития образования», дополнительная профессиональная программа «Мастер-класс как средство овладения техниками декоративно-прикладного творчества и народных художественных промыслов Ярославской области» с 26 сентября 2019 по 19 мая 2020 в объеме 72 часов

Квалификационная категория (какая, год присвоения): нет категории

Самообразовательная работа

над темой:

«Использование мнемотехники в развитии мыслительных процессов у детей с задержкой психического развития средней группы»

Индивидуальная тема самообразования: 

«Мнемотехника в развитии мыслительных процессов у детей с задержкой психического развития средней группы»

Когда начата работа над темой: с сентября 2019 года.

Когда предполагается закончить работу: июнь 2020 года.

1.Акуальность

Особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети медлительные, пассивные, с замедленной речью, практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности, другие дети, несколько расторможенные, многословные, задают вопросы, касающиеся внешних свойств окружающих предметов.

Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым. (Власова Т. А., Певзнер М. С., Мастюкова Е.М. и др.).

Особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности.

В наибольшей степени отставание наблюдается на уровне операций словесно-логического мышления, детям сложно решать задачи без опоры на наглядность.

Для успешного освоения программ у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Известно, что у детей с ЗПР существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:–ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;–нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;–отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

При развитии выше перечисленных высших психических функций у детей с ЗПР, вполне обосновано использование творческих методик, технологий, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Одной из таких методик является мнемотехника.

Целью моей работы является: Развитие мыслительных процессов детей, посредством использования мнемотехники.

Для достижения этой цели были поставлены следующие

Задачи:

  1. Апробировать технологию «Мнемонику» в образовательный процесс.
  2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
  3. Совершенствовать условия для развития и воспитания детей в контексте новых федеральных государственных стандартов.
  4. Вовлечение родителей в совместную работу по теме приема мнемотехники.
  5. Сформировать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблицам.
  6. Создать картотеку «Мнемотаблиц», обеспечивших систему работы в группе по развитию речи.

Для решения поставленных цели и задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, количественный анализ результатов.

  1.  Планирование

Цель: изучить  методы, способы и приёмы активизации мыслительных процессов у  детей среднего дошкольного возраста, дать рекомендации по теме «мнемотехника» и применение ее для развития мыслительных способностей детей с задержкой психического развития.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

технология «Мнемоника» в образовательном процессе.

Сентябрь 2019

Консультация для родителей на тему «Что такое мнемотехника»

Изучение методической литературы

сентябрь-май

- Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon

- Матюгин И.Ю. Тактильная память.

- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009

- «Учим стихи - развиваем память», Широких Т.Д./ребенок в детском саду, 2004;

- «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи».

. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

- Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. -  M.: Владос, 2006

- Широких Т.Д. Учим стих - развиваем память / Ребенок в детском саду. 2004. № 2

Работа с детьми

сентябрь

Диагностика

Подбор стихотворения для заучивания с детьми

Разработка мнемотаблиц к стихотворениям для заучивания

октябрь

Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами»

Информация на стенде для родителей

ноябрь-декабрь

Активизация запоминания слов при рассматривании игрушек, предметных и сюжетных картинок.

Использование техники коллаж в создании картин «Времена года», «Птицы зимой»

Использование мнемоквадратов и мнемодорожек в пересказывании сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Лисичка со скалочкой»

Коллективные работы с детьми на тему «Времена года»,

январь

Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно», «Четвертый лишний» и т.д.

Разработка картотеки «Дидактические игры»

февраль

Консультация родителей «Мыслительные процессы детей»

Информация на стенде для родителей

март-апрель

Заучивание стихотворений «маме», «О весне» с помощью мнемотаблиц

Буклет «Использование мнемотехники в развитии дошкольников»

Работа с семьей

сентябрь

«Что такое мнемотехник»  разработка консультации для родителей

октябрь

Родительское собрание. Выступление по теме: «Развитие мыслительных процессов у детей среднего возраста»

ноябрь

Консультация «Как учить ребенка описывать увиденное?» (информация на стенде для родителей)

февраль

март

«Составляем и используем мнемотаблицы дома»

апрель

Заучивание стихотворения «Ракета» с помощью мнемотехники

май

Итоги работы по развитию мыслительных процессов у детей примененяя  мнемотехнику

В течении года

помощь в создании предметно-развивающей среды,

Предметно-развивающая среда

октябрь

Изготовление опорных схем для отгадывания загадок.

Изготовление опорных схем для заучивания стихотворений «Времена года»

ноябрь

Изготовление опорных схем для одевания на прогулку в зимний и летний период

Готовимся к тихому часу. Изготовление опорных схем «Одежда развешана на стуле»

декабрь

Изготовление опорных схем для заучивания стихотворений «Новый год»

март

Подбор сюжетных картин для описания:

- Серия сюжетных картин «Весна»,  «Подарки маме» и др.

Изготовление дидактических игр.

апрель

Изготовление пособия «Мнемотаблицы»

Выводы:

Теоретическое исследование проблемы показало, что средний дошкольный возраст - период качественного преобразования восприятия и внимания, воображения и памяти, период бурного развития речи, языковых способностей ребёнка.

При изучении литературы было выделено, что мнемотехника многофункциональна, на основе ее создаются разнообразные дидактические игры, модели, компьютерные программы по развитию связной речи детей, что систематическая работа с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники дает достаточно высокие результаты по формированию связной речи.

Для детей среднего возраста очень актуальны «мнемотаблицы», они с легкостью запоминают стихотворения, сказки  по символам и знакам, указанных в ней. Про помощи картинок, ребенок  старается провести мыслительные процессы и уже словесно  т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитателя по самообразованию 2019-2020 уч. год

Тема: Организация образовательного процесса в режимных моментах по формированию предпосылок финансовой грамотности младших дошкольников.Цель:Изучить особенности формирования первичных экономических пр...

План по самообразованию 2019-2020 уч.год

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре посредством ознакомления с художес...

Самообразование 2019-2020 учебный год

laquo;Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию 2019-2020 уч.г.

Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности»....

План самообразования 2019-2020

План самообразования на тему "Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников"...