"Ребенок, пути формирования собственного мнения"
статья

Каверина Елена Владимировна

Ребенок - маленький человек, который готовится сдеалать шаг во взрослую жизнь.

То, насколько он вырастет самодостаточным и уверенным в себе и независимым от чужого мнения человеком,

насколько будет готов к успешной жизни в социуме, зависит от нас, взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx77.91 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок, пути формирования собственного мненияhttps://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1618838603_23-phonoteka_org-p-fon-vertikalnii-neitralnii-27.jpg

Ребенок – маленький человек, который готовится сделать шаг во взрослую жизнь. То, насколько он вырастет самодостаточным, уверенным в себе человеком, зависит от нас, взрослых.

Жизненно важно не только для ребенка, но и для взрослого иметь своё собственное мнение. И собственное мнение на все, начиная с пустяков: шапку какого цвета надеть, выходя на улицу, заканчивая сложными вопросами мирового масштаба. Взрослый, конечно, опирается на свои знания и собственный опыт.

А на что же опираться ребенку?

Ребенок дошкольного возраста применяет метод копирования поведения, следовательно, перенимает чужое мнение. Как правило, точка зрения родителей и является мнением ребенка. В этом возрасте ребенок не умеет рассуждать, изучать информацию, анализировать ее. Поэтому, мнение окружающих он неосознанно принимает и выдает за свое.

Отсутствие жизненного опыта и собственного взгляда на вещи, события и прочее, может повлечь за собой, впоследствии, ряд психологических проблем, в том числе неуверенность в себе и зависимость от чужого мнения. Неумение вникнуть, изучить предлагаемый материал, рассудить, а затем сделать вывод и сформировать собственное суждение, делает человека беспомощным, не имеющего свою точку зрения, зависимым.

В дальнейшем это может привести к плачевным последствиям, как правило, такой человек вырастает неуверенным в себе, ведомым, который может попасть под влияние дурной компании и пр.

Как говорилось выше, большое воздействие на формирование мнения ребенка оказывает семья. Поэтому, на мой взгляд, родители не должны выдавать ребенку готовое мнение, следует привлекать его к процессу обсуждения. Например, собираясь на прогулку в дождливую погоду, обсудить с малышом, как сейчас лучше одеться и почему? Не взрослый решает, в какой одежде сегодня идти на прогулку, а ребенок, в беседе с родителями, принимает решение. При необходимости малышу можно помочь уточняющим вопросом:  «На улице дождь, как ты думаешь, что лучше одеть сегодня?».

Обсуждая с ребенком различные ситуации, необходимо давать возможность малышу выразить свое мнение, побуждать его аргументировать свой ответ. Ребенок не должен бояться высказывать свою точку зрения. В его сознании должно формироваться понимание, что каждый человек имеет право на свое мнение.

Родители должны уважать желания и выбор ребенка. Однако очень важно грамотно откорректировать мнение малыша. Даже если его мысли в корне не соответствуют вашим представлениям и принятым нормам в обществе, нельзя полностью и категорично отвергать услышанное высказывание. Необходимо указать на неадекватность мнение ребенка, привести примеры, найти компромисс. В противном случае малыш может замкнуться, затаить обиду, решить «зачем мне о чем-то думать, если за меня уже всё решили». И этот штамп будет сопровождать его всю жизнь.

Детский сад, как второй микросоциум ближайшего окружения ребенка, так же играет немаловажную роль в формировании личности маленького человека. Здесь миропонимание малыша если не меняется полностью, то подвергается сильной коррекции. Здесь есть сверстники, воспитатель, линии поведения которых могут отличаться от тех, которые ребенок видел прежде и, к которым привык. Пытаясь осознать разницу, дошкольник начинает сравнивать это все в своей голове и тут включается система анализа, запускается механизм формирования собственного мнения ребенка. Теперь формирование правильного гармоничного развития ребенка, согласно установленным правилам, ложится на плечи педагогов.https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1618838603_23-phonoteka_org-p-fon-vertikalnii-neitralnii-27.jpg

В детском саду зачастую, на различные вопросы, дети отвечают: «мама так сказала». Задача педагога помочь ребенку начать мыслить самостоятельно, учиться проговаривать свои мысли вслух, строить смысловые цепочки, объяснять их взаимосвязь, делать выводы и формировать собственное суждение.

Для этого необходимо создавать ситуации и обсуждать их.

Хорошими помощниками служат книги. Для каждого возраста своя детская литература. Например, А.Барто «Медвежонок-невежа», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», В.Катаев «Цветик-семицветик» и др.

Прочитав произведение, взрослому не стоит идти на опережение и высказывать (навязывать) свою точку зрения. Нужно дать возможность ребенку порассуждать, поделиться своей точкой зрения. Взрослый может помочь ребенку выразить мысль, с помощью наводящих или уточняющих вопросов. А также проконтролировать процесс формирования и становления собственного мнения ребенка, которое должно быть сформулировано в пределах установленных норм и правил.

Итак, для успешного формирования у ребенка собственного мнения ВАЖНО:

- Уметь слушать и слышать ребенка. Не перебивать, не отвергать или осмеивать слова малыша. В беседах с ребенком уважать его мнение!

- Общаться на равных. Показывать своим примером, как объяснять (аргументировать, отстаивать) своё мнение.

- Давать возможность ребенку самостоятельно принимать решения. Прививать самостоятельность, давать понять, что быть главным – значит быть ответственным.

- Отказаться от гиперопеки и тотального контроля. Позволять ребенку самостоятельно совершать текущие дела (например, личная гигиена).

- Развивать критическое мышление, умение говорить. Читайте вслух, совместно смотрите фильмы, обсуждайте их. Сделайте привычкой обсуждение различных тем с приведением спорных точек зрения.

Главное - научить ребенка смотреть на трудности с разных сторон и не бояться озвучивать свое мнение.

Придерживаясь этих несложных правил, ребенок будет расти уверенным в себе и независимым от чужого мнения личностью, подготовленным к успешной жизни в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у ребенка - путь к формированию успешной личности.

В творческом развитии ребенка огромную роль играет заинтересованность родителей. Именно они должны прививать детям чувство прекрасного, показывать какие красивые кофточки вяжет мама и, когда доч...

«Формирование общественного мнения о дошкольном учреждении через создание положительного имиджа с помощью информационно-коммуникационных технологий».

Изучение процессов формирования общественного мнения  и его развития при создании положительного имиджа ДОУ с помощью ИКТ. Составление плана работы....

Формирование собственного авторитета в глазах ребенка

Существует несколько базовых правил, следуя которым с самого начала, можно сформировать собственный авторитет в глазах своего ребенка....

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи ребенка, путем пальчиковой логоритмики. Конспект занятия с детьми с ОНР подготовительной к школе группы "Зимний калейдоскоп"

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие связной речи. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти,...

Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение

Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:А) Согласие – несогласие:Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.В...

Формирование собственного мнения у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Ребенку, в отличии от взрослого, сложно иметь собственное мнение. Чаще всего потому, что рядом есть взрослый, которому «виднее». Более того, самому взрослому удобна позиция, когда он &laqu...