«Формирование общественного мнения о дошкольном учреждении через создание положительного имиджа с помощью информационно-коммуникационных технологий».
материал на тему

Иванилова Ольга Валериевна
 

Изучение процессов формирования общественного мнения  и его развития при создании положительного имиджа ДОУ с помощью ИКТ. Составление плана работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная аттестационная работа

на тему    «Формирование общественного мнения о дошкольном учреждении через создание положительного имиджа с   помощью информационно-коммуникационных технологий».

слушателя программы

«Управление государственными и муниципальными учреждениями.

Иваниловой Ольги Валериевны

Содержание:

Введение  _____________________________________________________3-6

 1.  Теоретические основы знаний об имидже , общественном   мнении и использовании ИКТ_______________________________________________6-13

 2.Теоретические основы знаний о формировании положительного              имиджа ДОУ__________________________________________________ 13-15  

 3. Создание имиджа____________________________________________15-17

 3.1 Этапы формирования имиджа_________________________________16

3.2 Компоненты формирования имиджа____________________________16-17

3.3 Качественные характеристики создаваемого имиджа______________17

4 . Визуализация имиджа дошкольного учреждения_________________18-26                        

4.1.Вариативность, требования к материалам на сайте_______________24-26

5 .  Заключение________________________________________________26-27

6. Список использованных источников____________________________28-30

7 . Приложение________________________________________________31-32

7.1  Проект «Сайт детского сада».             _______________________31-32

2

Ведение.

Цель данной работы:

1. Изучение процессов формирования общественного мнения  и его развития при создании положительного имиджа ДОУ с помощью ИКТ.

Задачи:

1.Составление плана работы .

2. Разработка и пробное  внедрение некоторых продуктов ИКТ   работу с родителями  через Интернет.

3. Сравнение результатов в начале и конце года.

Актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в процессе создания положительного имиджа.

1. Изменение ритма жизни: человек всё меньше времени тратит на поиск информации. Сейчас надо уметь хорошо ориентироваться в поиске и знании мест, где эта информация может храниться.

2. Восприятие информации изменилось – воспринимается яркое, движущееся и конкретное.

3. Изменчивость общественного мнения может сыграть и отрицательную роль, если не отслеживать процесс, поэтому знать о способах и возможностях управления мнением, с помощью ИКТ, надо.

Практическая значимость работы:

1.Внедрение в деятельность детских садов использование ИКТ в более широком смысле;

2.Систематизирование , составление плана работы по созданию положительного имиджа дошкольного учреждения.

3.Изменение отношения к воспитательской деятельности, к профессии, к родительским обязанностям.

Положительные ожидания:

1. Создание модели Интернет пространства ДОУ:

3

1.1Служба ИКТ детского сада;

1.2Сайт ДОУ;

1.3Организованность  информационных  потоков;

1.3.1 Электронный вариант газеты «………..»;

1.3.2 Электронный вариант журнала каждой группы ДОУ.

2.  Развитие коммуникативной культуры  (вовлечение родителей в события и процессы садовской жизни, совместное решение проблем , закрытый форум);

3.   Повышение профессионального уровня педагогов;

4. Создание программно – методических средств для компьютерной

поддержки разделов программы воспитания и развития дошкольников

в ДОУ (слайд –программы, анкеты, обозрения различной тематики);

5.  Создание интегрированного банка информации (комплект электронных консультаций для родителей по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста.);

6.   Обеспечение изучения, обобщения и распространения своего  опыта с использованием современных инновационных технологий для дальнейшего  создания положительного имиджа и привлечения возможных спонсоров , организаций для плодотворного сотрудничества, а также возможных будущих потребителей наших услуг.

Дошкольное образовательное учреждение  рассматривается,  как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля.  Конкурентоспособное образовательное учреждение — это учреждение,  которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных  услуг.

Задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами. Педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным и педагоги ориентируются на сотрудничество

4

 и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие, направленное на решение социальных проблем.

 Дошкольное учреждение — открытая  система . Её открытость подразумевает наличие в обществе знания и мнения об этом учреждении, а это и есть имидж. Еще лет пять назад сочетание слов “имидж детского сада” звучало, по меньшей мере, необычно. А сейчас все больше руководителей дошкольных образовательных учреждений задумываются о целенаправленной работе в этом направлении.  Необходимость формирования имиджа ДОУ определяется следующими  причинами:  во-первых, сложная демографическая ситуация  усиливает конкуренцию  среди ДОУ одной территории в борьбе за набор детей;  во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ ДОУ к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.;   в-третьих, имея сформированный позитивный имидж, ДОУ  становится более привлекательным для педагогов, та   как предстает способным, в большей степени, обеспечить стабильность,   удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;   в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения   ДОУ  силы в  создании  доверия к происходящему в  учреждении; в-пятых, деятельность по созданию имиджа, как и созданный имидж, накладывает отпечаток на отношение родителей к саду .

 Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рас-        сматривать как важный  компонент и ресурс  учреждения.  Если это так, то всем придется столкнуться с необходимостью всерьез    заняться формированием общественного мнения ,РR и созданием   имиджа.    Формирование общественного мнения   не  новая задача для детского сада. Вопрос  в умении делать это  с использованием  знаний и организовать грамотное внешнее представление.

Проблема  внешнего представления существовала всегда, но сейчас она про

5

является более отчетливо. Связано это  со становлениями и развитием разных видов ДОУ, с различными направлениями деятельности, работой по разным программам дошкольного образования в неодинаковых условиях.

Исследования показывают, что цель, содержание, результаты инновационных процессов,  педагогических новшеств не всегда понятны родителям, а их ожидания не всегда соотносятся с тем, что они и их дети реально получают.

Надо помнить, что важную роль играет родительское мнение.

Ни для кого не секрет - большинство дошкольных  учреждений  надеются  на государственное финансирование. Но полное обеспечение всех детских садов для государства  непосильная ноша. Детский сад должен сам обеспечить современный дизайн здания и ремонт, оформление своих  территорий, дополнительные материалы, участие в конкурсах, выставках и многое другое. Это вылетает в такую «копеечку», что не каждому, не только детскому саду, но и очень состоятельному государству по карману. Если дошкольное образовательное учреждение  хочет стать уникальным, неповторимым, интересным для своего потребителя, то для этого уже сегодня надо осваивать новые способы и варианты общения и взаимодействия с родителями и общественностью. И одним из составляющих этого умения является формирование  положительного имиджа ДОУ.

1. Теоретические основы знаний об имидже , общественном  мнении и использовании ИКТ.

  Мнение о двух детских сада, работающих по одной программе, подотчетных одному управлению образования и подготовившие кадры в одном институте, может отличаться, как небо и земля. Причина этого – в имидже, образе детского сада в глазах родителей и общественности.

Родительское и общественное мнение  можно изменить с помощью имиджа (образа)  дошкольного учреждения. Имидж  - явление управляемое, то есть

6

такой, который был создан сознательно и может быть изменен сознательно же, подвергнутый некоторой реконструкции сообразно обстоятельствам.

Управляемый имидж - результат сложной работы,  требующей  тщательной разработки  мелочей. Репутация дошкольного учреждения  зависят от  имиджа. Отсюда вывод: хотите изменить всё к лучшему  - начните менять  имидж дошкольного учреждения.

Было такое, что про детский сад говорили пренебрежительно? А  не пробовали выяснить, в чем причина этого неприятного явления? Задумавшимся – подсказка:   сотрудники детского сада  ни при чем.

Виноват имидж. Именно  он влияет на окружающих, подталкивая их к определённым выводам и мнениям, а детский сад  - к поиску выхода из сложившихся ситуаций.

Универсальный словарь иностранных слов русского языка под редакцией Т.Волковой (М., «Вече», 2000) утверждает, что «имидж -  впечатление, которое тот самый «объект (субъект)» производит на других и  в силу своей эстетической и художественной, а так же политической и социальной, привлекательности, оказывающее большое воздействие на массовое сознание», ведь он составлен из внешних данных и из внутренних, его внутренней  работы, спецификой личности и общением с ней.

Цели имиджа могут быть разные. Результат, людское мнение, тоже. Поскольку формируется  на уровне эмоций. С одной стороны, это мнение постоянно подвергается изменениям и творит бесчисленное количество вариаций. С другой - единожды создав себе неудачный имидж, вы можете всю жизнь «вариться» в нем, будучи не в силах изменить ни черточки и, следовательно, попадая все в те же неприятные ситуации.

Имидж — специально сконструированный, манипулятивный психический образ, имеющий характер стереотипа восприятия и являющийся основой для общественного мнения, обобщенный портрет личности или организации:

7

 1. создающийся в представлении  общественности на основании заяв             лений и практических дел  организации (личности);

 2.формирующий в общественном или индивидуальном сознании эмо         циональное отношение к организации (личности).

Главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему- либо.  Мы будем иметь в виду  мнения родителей ,их родственников, знакомых, с которыми этим мнением и знаниями родители охотно делятся.

Родительское или общественное мнение - явление, которое с трудом поддаётся анализу и  определению. Поэтому, существует много точек зрения на его определение. Только в отечественной литературе можно встретить  двадцать определений.

Общественное мнение - это оценочные суждения большинства людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности.

Теоретическому осмыслению общественного мнения и его роли уделено много места в знаменитом трактате «Государь» итальянского мыслителя и государственного деятеля Н. Макиавелли. В XVII-XVIII вв. словами «общественное мнение» обозначалось представление о политическом мнении публики и избирателей, проявляющееся вне парламента в противоположность их гласному обсуждению политических вопросов в парламенте. С конца XVIII в. этот термин стал общепринятым.

Французский социолог Г. Тард отмечал, что общественное мнение представляет собой  совокупность размышлений и ответов на вопросы современности.

В.М. Хвостов связывает процесс зарождения общественного мнения с интересами классов и социальных групп. Он придавал особое значение роли слухов и новостей в создании общественного мнения. Так как они выражали от

8

ношения в форме одобрения или осуждения, пожелания или требования. Общественное мнение охватывает сферу чувств, так как  оценивает поступки людей, одобряет, или осуждает . Заметьте – сфера чувств, где правит имидж.

Мнение зависит не только от знаний, но и от интересов людей, их мировоззрения. Общественное мнение  публично высказывается и имеет широкое  распространение.

Общественное мнение не основывается на научных положениях. Мнения весьма подвижны. Особенность их такова, что с изменением условий вчерашнее мнение  сегодня может стать правильным

Воздействовать на мнение надо всегда, постоянно.

Информационное воздействие, как психологическая война.

1.Скрытый и ненавязчивый характер.

2.Информационное воздействие облекается в доброжелательную форму, на которую, даже чисто биологически, человек не может ответить  агрессией.

3.Отсутствие видимых и чётких изменений в жизни. Люди не замечают, что подвергаются воздействию, а значит,  не приводят в действие защитно-отталкивающий механизм, начиная двигаться в «нужном» направлении.

Существует этапность воздействия на  формирование и изменение мнения, которая учитывается в плане:

- подготовка информационной базы влияния ( о чём будем говорить, обсуждать, какую информацию и сколько выпустим во вне, оформление этой информации);

- создание провокационной ситуации (проблема, вопрос для обсуждения; выступления в процессе обсуждения, форумы, предложения);

- вовлечение общественности в работу и   воздействие на принятие решений, формирование  мнения через создание положительного имиджа дошкольного учреждения .

9

  Схема 1. Механизм формирования общественного мнения.

                                               План формирования

                                                        (PR)

Исследование               Руководство              Информационное обеспечение

                                        процессом

        Обратная связь                           Контроль

                          РR-деятельность

  Изменчивость, подвижность мнений делает необходимым их  анализ и

постоянный контроль . В процессе чего фиксируется направленность мнения (положительное или отрицательное), его интенсивность (слабое или сильное). Выявляется степень интереса к проблеме, ее дискуссионность. Ставится задача определить не только отношение людей к какой-либо проблеме, но и их суждение о возможных, наиболее эффективных путях решения этой проблемы. Подобные исследования являются необходимым элементом принятия управленческих решений.

10

 Схема 2. «Последовательность PR- деятельности для формирования благоприятного общественного мнения».

    Заявить о себе                            Привлечение и удержание

                                                                    внимания      

     Вызвать интерес                                           Снять недоверие

                                                                               и напряжение

                                                                                           Совершенствовать

                                                                                                        имидж

                                                                                      и повышать рейтинг сада    

           Побудить общество

           к желаемому для ДОУ

           выводу или действию  

Если положительное отношение сформировано, то за ним, как резуль            тат  ,  последуют доверие и  высокие оценки , уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж способствует повышению престижа, авторитета             и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором вы           сокого рейтинга, что важно для насыщенной разнообразной информа             цией публичной деятельности.

В теории  известны  три модели информационного воздействия:

1.Классическая (тоталитарная);

2.Манипулятивную ;

3.Диалоговая (субъектная).

11

Третья модель считается самой прогрессивной и конструктивной. В её основе лежат равноправные отношения участников социального партнёрства, дискуссии. Но  можно дополнить эти модели:

4.Слухи (слухи – желания, слухи – пугала, агрессивные слухи).

5.Вера.

6.Информационно – коммуникационные технологии.

Сегодня, в самом начале 21 века, мы являемся свидетелями невероятной мощи информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации , для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления с применением компьютера и общения с его помощью. Таким образом, появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ).

Наряду с традиционными средствами связи и обмена информацией широко используются возможности и ресурсы Сети. Интеграция средств связи и  развитие ИКТ ,  позволило появиться такому явлению , как всемирная информационная сеть Internet . Последующее развитие которой привело к возникновению понятия «социальная сеть», «сайт».

Проникновение ИКТ в сферу образования и воспитания позволяет  изменить методы, содержание и организационные формы работы с родителями и общественностью.

Основным форматом общения становится интернет. Даже в таком случае взаимодействие допускается с  участниками, придерживающимися спокойной позиции в самовыражении. Это своеобразный подыгрыш, в том числе, и противоборствующей стороне для снятия подозрения в давлении на  собственное мнение. Но основной упор воздействия сосредотачивается на скрытом подрыве недружелюбных точек зрения, а также  на снижение эффективности                                                    12

возможной отрицательной  информации.

Преимущества использования ИКТ в процессе формирования положительного мнения:

- минимизация времени доступа к информации ;

- возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

- обеспечение индивидуального подхода ;

- оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

- рост объема информации;

- обеспечивает диалог  (электронная почта, форум);

- оперативное получение информации;

- информация изучается  в удобное  время;

- заказной принцип консультирования.

2.Теоретические основы знаний о формировании положительного имиджа дошкольного учреждения.

Под имиджем дошкольного образовательного учреждения мы пони             маем сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный              образ, определяемый соотношением между различными сторонами             его деятельности и транслируемый во внешнюю среду. Поэтому,             имиджу как  психическому образу присущи   характеристики:

1. он — идеальный объект, возникающий в сознании людей, но и реалистичен: явное приукрашивание достоинств приведет к снижению доверия;

 2. не подлежит прямому измерению- оценить его можно  по отношениям, проявляющимся в общении, деятельности, выборе, поэтому, при создании имиджа необходимо  изучать реакции на него;

 3. имидж неустойчив, его постоянно надо “подкреплять” рекламой                или  целевыми РR- акциями;  

  4.  как стереотип имидж содержит ограниченное число компонентов:

  сложность конструкции  мешает его восприятию и делает отношение к нему

13

неоднозначным;

  5.  имидж прагматичен, ориентирован на ограниченный круг   задач, целей организации или особенностям  ситуации;

6.имидж предполагает  эмоциональный отклик;

7.эффективный имидж целостен и непротиворечив, соответствует однозначным обобщенным представлениям;  

 8. эффективный имидж обладает свойством изменяемости:   “жесткая и неизменная конструкция” неприемлема,  трансляции имиджа динамична, может возникнуть необходимость   внесения корректив.

Смена имиджа происходит под влиянием обстоятельств. Отсюда, возникает необходимость знакомства со спецификой и порядком формирования имиджа дошкольного учреждения.

Важно определить с самого начала  «образ будущего»  ДОУ, который должен сложиться у сотрудников . Ведь имидж – явление корпоративное, и его результат определяют все члены коллектива. Поэтому каждый сотрудник должен  понимать и разделять ответственность за реализацию отдельных составляющих имиджа, находящихся в его компетенции.

Формированием имиджа образовательного учреждения – это процесс, в ходе которого создается  спланированный образ на основе имеющихся ресурсов.

Цель имиджа : создание положительного мнения общественности.

 Задачи имиджа:  повышение конкурентоспособности,  рейтинга дошкольного учреждения, привлечение к работе в дошкольном учреждении молодых специалистов, родителей будущих воспитанников,  к работе известных специалистов, инвестиций, установление и расширение партнерских связей.

14

Факторы, которые  формируют имидж образовательного учреждения:

1.  Приоритеты ДОУ.

2. Культура ДОУ –  система ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения в конкретном детском саду.

3. Виды и качество образовательных услуг  ДОУ.

4. Связи ДОУ со школами города, различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.

5. Вклад ДОУ:  в развитие и подготовку детей к школе,  в развитие их воспитанности, творческих способностей, в формирование здорового образа жизни.

6. репутация руководителя ДОУ, профессионализм руководства;

7. перспективы развития образовательного учреждения;

8. востребованность выпускников школами города, уровень их достижений;

9. уровень профессионализма, известности педагогов, их требовательность;

10.мнение воспитанников и их родителей об организации образовательного процесса, уровне обучения и воспитания;

11. территориальное местонахождение, внешнее и внутренне оформление заведения;

 12. открытость и интегрированность ДОУ.

3 . Создание имиджа.

 Имидж дошкольного  учреждения  может создаваться в различных содержательных пластах: имидж руководителя; имидж воспитателей (индивидуально); корпоративная культура (команда); имидж проекта или услуги; дизайн и фирменный  стиль.

 По направленности имидж разделяется на внешний и внутренний.  

 Внешний проявляется в основном во внешней среде, ориентирован            ной на потребителей (фирменный стиль, логотип, интерьеры кабине  

15

 тов и групп, внешний вид персонала и пр.). Внутренний формируется             как впечатление о работе и отношениях персонала (корпоративные             отношения, этика поведения, особенности делового общения, тради            ции и пр.).

Очевидно, что между данными видами имиджа могут и должны быть          тесные связи. Но на практике часто встречаются несовпадения, когда   внешний имидж соответствует стандартам, а внутренний - полная противоположность.

3.1Этапы формирования имиджа.

Можно выделить   этапы формирования имиджа:

1. Анализ внешней среды; выделение целевой группы, к которой будет обращен имидж;

2. Анализ внутренних ресурсов; определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные и т.д.);

3.  Мотивация участников проекта;

4.  Ролевое распределение;

5. Выявление соотношения между составляющими имиджа: научный, образовательный, общественный имидж и т.д.;

5.  Определение принципов формирования имиджа;

6.  Разработка технологии формирования каждой составляющей имиджа;

7. Анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом.

3.2 Компоненты имиджа.

Проблема формирования имиджа детского сада относится к области управления ДОУ и, как любое управленческое нововведение, содержит мотиваци

онно- целевой, содержательный и технологический компоненты.

16

1. Мотивационно- целевой компонент- изучение потребностей всех субъектов педагогической деятельности; психологическую готовность к такой работе; изучение опыта; определение цели и задач;

2. Содержательный компонент раскрывает структурные элементы, их характеристику, критерии отбора содержания информационных материалов и их оформления;

3. Технологический компонент предполагает последовательность этапов реализации, техническую готовность, выработку рекомендаций.

4. Компонент образов; 

5. Компонент качества;

6. Компонент комфорта;

7. Компенсирующий компонент.

3.3 Характеристики имиджа.

У создаваемого имиджа должны быть качественные характеристики:

1. Актуальность имиджа ( образа), его востребованность;

2. Прогностичность ( дальнейших перспективы выпускника, а также перспективы сада, педагогов);

3. Рациональность;

4. Реалистичность ( соответствие между желаемым и получаемым);

5. Целостность образа;

6. Контролируемость ;

7. Нормативно – правовая адекватность;

8. Индивидуальность;

9. Перспективно-целевое обеспечение  - наличие планов работы и перспектив   развития.

17

4. Визуализация имиджа дошкольного учреждения.

 Построение имиджа образовательного учреждения – как эмоционально окрашенного образа ДОУ, напрямую связана с исходом формирующей имидж информации во вне. И информация должна исходить регулярно и подаваться по блокам, грамотно, доступно.

В связи с этим появляется необходимость разработки оригинальных, индивидуализированных информационных потоков для каждого дошкольного  учреждения.

Нужно ли детскому саду представлять себя родителям и общественно           сти? Непременно! Нужно ли искать новые формы такого представле           ния и создания о себе мнения?  Безусловно. И первое, что нужно сде          лать на этом пути, признать: старые формы  представления  себя во вне изжили себя.  Необходима пиар-компания, которую можно проводить , сочетая традиционные и новые формы представления.

 В ходе реализации РR-кампании можно :

1. заявить о себе реальным и потенциальным единомышленникам;

2. узнать тех, кто может нам помочь;

3. выстроить взаимодействие с внешними организациями;

4. наладить сотрудничество между детским садом и семьей;

 5. поднять свой престиж в глазах общественности;

 6. добиться признания коллег, родителей;

 7. достигнуть определенного вектора успешности;

 8. реализовать  творческий потенциал.

  По целенаправленности РR- деятельности выделяются естественный и

 искусственный имидж. Естественный имидж складывается стихийно,           без специальных РR-акций и рекламы, в результате практической дея           тельности учреждения . При этом важно понимать, что стихийно складывающийся имидж отличается низкой эффективностью.

18

Искусственный специально создается рекламой или РR и тоже не в полной мере соответствует характеру и результативности деятельности .

Но нам надо добиться их взаимной адаптации и сближения.  Целенаправленная  работа с общественным  мнением, носящая  системный характер, позволит  сформировать   необходимое впечатление о работе дошкольного  учреждения.

 Важным ориентиром имиджа дошкольного учреждения является определение групп общественности, с которыми надо работать:

 внутреннюю общественность – дети, посещающие ДОУ; педагоги, узкие    специалисты, сотрудники, руководитель ДОУ;

внутренне – внешнюю общественность - родители детей, посещающих       ДОУ, попечители, учредители, спонсоры;

 внешнюю общественность - будущие матери, семьи, имеющие детей до         школьного возраста, не пользующие услугами ДОУ, органы управления       образованием; конкуренты (например, другие ДОУ), социальные институты (школа, музей и др.), органы муниципальной власти, фонды, грантодатели.. Большое количество эмоциональных компонентов в имидже дошкольного образовательного учреждения необходимо для создания положительного впечатления .

Каждый из перечисленных параметров имиджа определяет его специфику,  которая влияет на методы его формирования, особенности    работы  по визуализации имиджа.  

Целью этой деятельности может стать достижение  доброжелательного отношения общественности к  учреждению и его услугам.

ДОУ занимаясь визуализацией своего образа (имиджа) реализует следующие функции:

предоставляет новости и информацию о ДОУ и его услугах в наиболее            выгодном для него свете, но без дезинформации;  продвигает “философию”

19

деятельности данного ДОУ; обеспечивает равноправный диалог учреждения с потребителями его   услуг;  налаживает эффективную обратную связь с группами общественности,  социальными партнёрами; продвигает интересы образовательного учреждения в органах власти, т.е. устанавливает сотрудничество с руководителями образованием на разных уровнях с целью содействовать или противостоять принятию какого – либо управленческого решения, не удобного саду; поддерживает состояние готовности к различным переменам путём заблаговременного предвидения тенденций образовательного рынка.

Таким образом, главной целью PR является установление взаимопонима-       ния с общественностью, с социальными партнёрами, создание ситуации         успеха образовательного учреждения в обществе, представление образа (имиджа)  детского сада во вне.

Для этого создаётся сайт . Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет не удивит никого и  позволит реализовать   задачи:

- Предоставить родителям информации о ДОУ, сотрудниках, о деятельности ДОУ;

- Повысить заинтересованность родителей в изучении событий в  детском саду;

- Задать вопросы специалистам ДОУ ( педагогу – психологу, учителю – логопеду, инструктору по физической культуре, музыкальному руководителю) и получить краткий и содержательный ответ;

- Консультировать родителей по воспитанию и развитию детей разного возраста от 2 до 7 лет;

- Использовать информацию на сайте не только воспитанниками и их родителями, но и другими членами семьи (с ведома и разрешения родителей);

- Обменяться опытом работы ДОУ с другими дошкольными учреждениями. Поэтому создаётся и разрабатывается  проект по созданию сайта детского СА

20

да . Определяются цели, задачи, ресурсы проекта, а так же решаются управленческие и кадровые вопросы.

Проект «Сайт детского сада».

Цель проекта:

оптимизация управления процессом создания сайта детского сада на основе эффективного использования информационно- коммуникативных технологий, с целью решения  проблем с имиджем и  общественным мнением.

Задачи проекта:  

1. Ввести информационно – коммуникативные технологии в процесс формирование имиджа и воздействия на общественное мнение.

2. Повысить информационно – коммуникативную компетенцию всех участников проекта.

3. Решить управленческие вопросы, связанные с проектом;

4. Формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно – коммуникативных технологий для оптимизации взаимодействия.

5.Развивать демократический стиль управления ДОУ.

6.Реализовать работу механизма  публичной отчетности.  

7.Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии  с ДОУ.

8. Разработать и пробно  внедрить некоторые продукты ИКТ в  работу с родителями .

9.Способствовать созданию положительного имиджа детского сада в глазах родителей , общественности;

10. Сплотить коллектив педагогов  и остальных сотрудников.

11. Разработать  критериев для материального и морального поощрения.

Этапы: подготовительный, основной, заключительный.

Непременно обговариваются блоки сайта и их смысловая и содержательная нагрузка.

21

На главной странице можно узнать о мероприятиях, которые происходят в городском округе и мероприятия, которые происходят в саду.

Из информационного блока можно получить информацию о детском  учреждении, его коллективе, истории создании детского сада, публичный доклад, особенностях образовательного процесса, программы воспитания и обучения детей, охрана жизни и здоровья детей, познакомиться об организации предметно – развивающей среды групп разного возраста, о достижениях коллектива, информацию о педагогах, а также расписание занятий (непосредственно образовательная деятельность) по возрастным группам,  правила, познакомиться  с уставом ДОУ.

Фотоальбом даёт возможность увидеть детский сад в каждодневной деятельности , выставки, конкурсы, музыкальные и спортивные мероприятия,  занятия и походы, экскурсии.

Научно - методический блок «Воспитатели рекомендуют». Можно получить информацию по воспитанию и развитию детей по всем областям развития. Он  разделён по группам.

Практический блок «Школа для родителей» позволяет получить практическую помощь по разносторонним вопросам развития и воспитания ребёнка. Блок представлен: советами специалистов, практикумами для родителей, памятками родителям. Здесь можно задать вопрос и получить на него ответ.

Основными показателями эффективности сайта является мнение родителей. Отследить мнение родителей и гостей сайта можно, просмотрев «Гостевую книгу». Здесь можно оставить отзыв о работе сайта, сада.

Нормативно – правовой блок – на основани каких документов и решений происходят изменения и кто принимает решения. А так же о правах и достоинстве сотрудников ДОУ.

Кадровый блок – о различных службах учреждения, сотрудниках, их перспектив.

22

Материально – технический блок – о проблемах в материальной базе и способах  и сроках их решения.

Финансовый блок.

Выставки на сайте и возможность любого выставить свою работу.

Анкеты и опросы.

Необходимо так же определить кто ответственен за какой-то блок, сколько раз в неделю будет обновление и в течение какого времени надо давать ответы на вопросы . Самым лучшим выходом из ситуации может быть создание библиотеки материалов для сайта. темы материалов могут отталкиваться от годового плана работы учреждения, от тем недели, от тем проектов на группах, от предстоящих праздников и плановых событий. Конечно, предусмотреть всё невозможно, и для воспитателей, не очень хорошо владеющих данными навыками  можно собрать несколько программ и материалов для более лёгкого создания документов и презентаций.

Как было сказано раньше «Имидж – явление корпоративное, и его результат определяют все члены коллектива. Поэтому каждый сотрудник должен  понимать и разделять ответственность за реализацию отдельных составляющих имиджа, находящихся в его компетенции.» Их этого следует, что в саду должны быть созданы группы, отвечающие за различные составные имиджа.  Составляется план ( смотреть в приложении 7.6).

Исследования позволяют определить информационные материалы для обязательного представления.

1. Контактная информация: адрес, телефоны, схема расположения и др.

2. ФИО руководителей ДОУ.

3. Краткая историческая справка, раскрывающая этапы становления,    развития ДОУ, изменения его статуса.

4. Задачи ДОУ.

5. Модель выпускника ДОУ.

23

6. Образовательная структура ДОУ.

7. Образовательное пространство ДОУ, связи со школой, заведениями дополнительного образования.

8. Традиции коллектива ДОУ (праздники, олимпиады, конкурсы, состязания).

9. Результаты, достижения в деятельности ДОУ (призовые места, победы на конкурсах; социальная адаптация; поступления в школы повышенного типа).

10. Перспективы развития ДОУ.

11. Цена образовательных услуг.

Внедрение информационно – компьютерных технологий поможет образовательному учреждению перейти к функционированию, как открытой  системы,  создать положительный имидж ДОУ, повысить взаимодействие  коллектива с родителями  и общественностью, что является одним из  факторов в управлении и развитии учреждения, а так же позволит создать и широко использовать новые методические и практические разработки, как самому саду,  другим ДОУ,  родителям.

4.1Вариативность, требования к материалам на сайте.

Варианты преподнесения информации различны: текст, графика, фотографии, презентации, выставки. Разноплановые материалы – как статьи, консультации, анкеты, опросы, медиа и видео материалы.

Оформление и представление информационных материалов должно осуществляться с учетом критериев: критерии коммуникативной целесообразности, учитывающие возрастные характеристики, уровень образованности; критерий языковой правильности – произносительная, словоупотребительная, грамматическая правильность; содержательность, лаконичность, оптимальность цветового решения, интегративность, целостность.

При разработке презентационных материалов, программ по созданию имиджа внутри образовательного учреждения важно четко определить их целевое                                                 24

назначение: для кого разрабатываются эти документы, являются ли они частью общего по ДОУ плана, выступают как одна из форм планирования, носят ли внешний информационный характер, на какую группу лиц рассчитаны.

Сайт детского может стать для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера.  И самым сильным , действенным оказывается медиа – видео – аудио воздействие.

Аудиовизуальные средства  – это формы представления информации, обладающие огромной силой эмоционального воздействия на интеллект человека. Поэтому они становятся составной частью сайта или существенным дополнением к нему.

В процессе планирования необходимо определить общую тематику медиа и видео-материалов, обсудить, в какие темы возможно добавить аудиовизуальные средства  ознакомления и выделить видеоматериалы, дополняющие содержание основной цели сайта.

 Следует помнить: основное назначение медиа и видеоматериалов - в информационном дополнении , усилении мотивации и активности родителей, а не в чисто-отчётной деятельности  педагога и сада. Здесь требуется умение импровизировать, анализировать и ориентироваться в ситуации.

 Выразительные средства экрана (композиция кадра, ракурс, цветовая насыщенность) побуждают  к  мыслительной деятельности, что является важнейшим условием успешного внедрения информации.

Формы медиа и  видеопособий разнообразны:  рассказы,  экскурсии, путешествия,  экскурсы в историю,  наблюдения,  драматизированные изложения .

Зрительный ряд, дикторский текст, музыкальное сопровождение тесно связаны между собой и дают  интересную информацию.

 Содержание медиа и  видео пособия несёт  достоверную информацию.

 Содержание материала должно соответствовать  теме, темп изложения –

25

обеспечить полное восприятие материала в течение одного просмотра. Стимулированию зрительской активности способствуют вопросы  ведущего, песни, стихи, рассказы в исполнении самих детей. Материалы есть не всегда.

Их отсутствие вызывает необходимость создать новые, при этом есть  два подхода:  монтаж из имеющегося  видеоматериала ; адаптация готовых пособий к уровню подготовленности  и готовности родителей.

К медиа и видео материалу применимы критерии:  продолжительность до 15 минут,  полнота,  достоверность,  доступность изложения,  не перегруженность  понятиями,  эмоциональность содержания, направленность материала.

5.Заключение.

Эффективное управление общественным мнением возможно на основе знаний об объекте управления. То есть на знаниях о содержании общественного мнения, его структуре и механизмах формирования.

Основу содержания общественного мнения составляют события, процессы, явления, факты .

В процессе управления общественным мнением необходимо осознать его будущую направленность, определить интенсивность, обеспечить стабильность, насыщенность; материальную, техническую, методическую и организационную поддержку.

Основным понятием в процессе формирования общественного мнения является понятие «имидж». Необходимо учитывать характеристики имеющегося и планируемого  имиджа, социально-психологические, технологические факторы, которые помогут в работе.

Главной целью создания имиджа является установление взаимопонима        ния с общественностью в результате эффективного управления  детским        садом. Имидж должен быть представлен общественному мнению  , контролироваться и поддерживаться с помощью PR-акций .

26

 Общественное мнение является главным предметом PR-воздействия.

Задача PR-кампании популяризация уже существующих положительных         мнений о детском саде и оказание практической помощи и поддержки .

 Рассуждения, приведенные выше, показывают, что имидж и целенаправленный процесс его формирования является важной составляющей образовательной деятельности детского сада.

В начале и в конце работы краткий опрос проводился в средних группах. Если вначале родители в большинстве своём выразили желание в получении информации подобного вида, но не были уверены в своей активности в осуществлении обратной связи, то в конце года хорошо видно не только желание видеть и знать о своём ребёнке, но и желание получать информацию о различных направлениях работы группы, выполнять задания, делиться интересным и полезным с другими родителями. Мнение о проводимой работе и деятельности воспитателей изменилось и родители с охотой оказывают помощь и поддержку (приложение 7.7, с.62).

Целенаправленное  информационное воздействие на родительскую общественность, с использованием компьютерной технологии позволит  создать положительный имидж дошкольного учреждения. Это достигается в результате системного и деятельностного подхода, а также в условиях положительной мотивации, как сотрудников, так и общественности.

27

6. Список использованных источников:

1.Куленева Оксана Васильевна, «Формирование имиджа  дошкольного образовательного учреждения» г.Казань, 2010г.

2.Мельникова Т. В., « Видеофильмы как средство повышения качества

образовательного процесса в ДОУ», г. Казань, 2009 г.

3.Осинцева Е.А., «Обеспечение образовательного процесса», г. Казань

4. Андрющенко Е.Г. Общественное мнение и гласность в системе управления обществом. - М., 1988

5. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник. - М., 1998.

6. Коробейников B.C. Авторитет общественного мнения. - М., 1989.

7. Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2004.

Формирование общественного мнения через социальные сети, как способ влияния на политические решения

8.  Дмитрий Литвинов, Александр Крикунов , журнал «Концепции и доктрины» , статья «Мотивационно-целевой компонент при формировании имиджа»  , 2012 г.

9. Матюх В.М., Томилова О.В. «Оптимизации управления взаимодействием детского сада и семьи, через использование ИКТ», 2010 г.

10. Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М.,

2006, С. 61 – 77

11.Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006

12.Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции.  Ростов-на-Дону, 2004 - 144 с.( Гончарова В.И. Информационные технологии и их роль в управлении дошкольным образовательным учреждением)

28

13. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5

14.Калинина Т.В.  Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

15. Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№4.-с.32.

16.Прищепа С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.-с.88.

17.Абульханова-Славская О.А. Деятельность и психология личности. [Текст]/ О.А. Абульханова-Славская - М.: Наука, 1980 - 334 с.

18.Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содерж. образования. [Текст]/ Л.Ф. Греханкина// Педагогика - 1999 - №8 - 30-34 с.

19.Закон РФ « Об образовании» [Текст] СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. - 61 с.

20.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа [Текст]: учебно-методическое пособие: 2-е издание, перераб. и доп./ О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: АКЦЕНТ, 1997. - 158 с.

21.Коломийченко Л.В. Концептуальные аспекты формирования основ национальной и этнической толерантности у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.В. Коломийченко// Детский сад от А до Я. - 2006 - №6 - 4-11 с.

22.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. [Текст]/ М.Ю. Новицкая - М.: Лика-Пресс, 2003 - 200 с.

23.Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования (исходные позиции, цели, принципы, этапы реализации). [Текст]// Вестник образования - 1992 - №10 - 2-25 с.

24.Словарь современных понятий и терминов [Текст]/ Сост. общ. Ред. В.А. Макаренко - М.: Республика, 2002 - 527 с.

29

 25.Г.Вагнер,К Фрейер «Детские игры и развлечения», 1902 год;

26.Жук. В.Н. «Инновационная деятельность в дошкольном образовании» по материалам научно-практической конференции», Минск 2007 год;

27.Любезная Т.В. «система управления детским садом и внедрение инноваций» . по материалам научно-практической конференции», Минск 2007 год;

28.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

29.Сапогова Е.Е. "Психология развития человека"

30.Прищепа С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. –

30

7.1

План работы по проекту «Сайт детского сада» :

1.Подготовительный этап (сентябрь  – январь)  

1.1 .Изучение  опыта работы дошкольных учреждений по использованию ИКТ        

Сентябрь –октябрь

1.2.  Разработка  Проекта «Использование ИКТ в управлении создания имиджа детского сада и воздействием на общественное мнение»        

Октябрь– январь         

1.3.Анкетирование педагогов и родителей «Уровень информационно – коммуникативной компетенции»        

Ноябрь

1.4 Создание слайд – шоу Использование ИКТ в управлении  создания имиджа детского сада и воздействием на общественное мнение»        

декабрь

5. Презентация проекта,  проведение родительского собрания, педагогической конференции, с целью включения  участников  в проектную деятельность.        

Январь

6.Проведение мастер – классов по освоению электронной грамотности для воспитателей и родителей

В течении года        .

2. Основной этап ( февраль  – сентябрь  )

 2.1   Создание информационно – коммуникативной службы детского сада.

Сентябрь

2.2  Создание  и презентация сайта

январь

31

2.3. Создание информационных потоков по электронной почте разделам сайта, работе форума.        

Февраль

2.4. Приобретение для службы ИКТ сотового телефона, компьютера        

Январь

2.5. Помещение газеты ДОУ на ссылки сайта (ов)   и рассылка  по электронной почте родителям.         

1 раз в месяц        

2. 6.  Выпуск электронного журнала для родителей         

1 раз в месяц        

2.7. Создание медиатеки        

2.8. осуществление электронной консалтинговой деятельности         

2.9.  Анкетирование родителей и педагогов – промежуточный результат (корректировка направлений деятельности участников проекта)        

Май

3. Заключительный ( апрель  – май)

3.1. Анкетирование родителей и педагогов – итоговый результат         

Апрель

3. 2.Книга отзывов о сайте , имидже детского сада.        

Май

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта «Создание положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения в условиях сельского социума как фактор повышения инвестиционной привлекательности и расширения социального партнерства».

Тема проекта «Создание положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения в условиях сельского социума как фактор повышения инвестиционной привлекательности и расширения социального партнер...

«Установление партнерских связей, создание положительного имиджа ДОУ через организацию сетевого взаимодействия с семьями воспитанников»

Сообщение: «Установление партнерских связей, создание положительного имиджа ДОУ через организацию сетевого взаимодействия с семьями воспитанников»...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...

Создание положительного имиджа ДОУ через организацию сетевого взаимодействия с семьями детей

Хочу поделится тем небольшим опытом создания положительного имиджа нашей группы через органы сетевого взаимодействия с семьями моих воспитанников...

«Создание положительного имиджа ДОУ через органы сетевого взаимодействия с семьями воспитанников»

Имидж образовательного учреждения - «эмоционально окрашенный образ,обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказыватьпсихологическое влияние определенной направленности...