Этикет для детей и их родителей
проект (старшая, подготовительная группа)

Готовцова Елена Анатольевна

Дети – наша гордость. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное  в  другом  – как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры?

 

https://disk.yandex.ru/i/WraotuvsHM3xuQ презентация по этикету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_proekt_st_gr.docx239.7 КБ

Предварительный просмотр:

Корниловский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад №189»

C:\Users\User\Desktop\проект про этикет\IMG-20210628-WA0010.jpg

                                                         

                                                                                     

Воспитатели:  

Готовцова Е. А.

Штин И. И.

2021-2022

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Этикет для детей и их родителей»

Цели и задачи проекта

Цель проекта: знакомство детей 5-7 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей. 

 Задачи:

  • - закреплять знания детей об этикете в определённых бытовых ситуациях;
  • - формировать навыки этического поведения;
  • - научить детей видеть этическую, нравственную сторону действий, событий, понимать их суть;
  • - развивать нравственные качества личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.;
  • - воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;
  • - дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;
  • - формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).

Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2021-2022г.г.

Проект реализуется в течение года один раз в неделю, во вторую половину дня.

Перспективный план рассчитан на 1 календарный год.

1.Организационно – познавательный этап

Всестороннее изучение педагогической литературы.

Изучение педагогического опыта по проблеме.

Определение основных целей, задач по реализации проекта.

Определение основных ресурсов для реализации проекта (материальных, программно – методических).

2.Технологический этап

Разработка модели системы работы по ознакомлению детей с правилами этикета.

Разработка плана реализации проекта по направлениям образовательного процесса.

Практическая деятельность по реализации проекта.

3.Обобщающий этап

Подведение итогов работы: создание  мультимедийной  презентации проекта.

Принятие  решений по результатам мониторинга, определение перспектив дальнейшего развития.

Методическое обеспечение:

Предметно – пространственная среда:

- подбор иллюстраций и наглядного материала

- дидактические игры

- картотека «Загадки о вежливых словах»

- альбом «Весёлый этикет. Стихи, пословицы, поговорки»

- Альбом «Уроки тётушки Совы»

- художественная литература

- картотека игровых ситуаций

- игры – инсценировки,  игры – упражнения

- картотека в картинках «Правила поведения в детском саду»

- выставка детских работ.

  Информационно – образовательный продукт:

- методические рекомендации для родителей;

- методические рекомендации для педагогов;

Участники

Воспитатели;

Дети старшего дошкольного возраста;

Родители.

Методы и приемы, используемые для реализации работы по проекту

Наглядные 

- использование ИКТ – технологий;

- просмотр обучающих презентаций «Уроки вежливости»;

- просмотр мультфильмов для детей;

- рассматривание иллюстраций по правилам поведения за столом, в гостях, в общественных местах; 

- дидактические игры и др.

Словесные 

- разучивание пословиц и поговорок, чтение сказок, стихов на закрепление хороших манер, загадки о вежливых словах,

 - проблемные вопросы и ситуации о правилах поведения в общественных местах,

- беседы,  моделирование ситуации по теме проекта, общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо)

Практические 

- изготовление с детьми цветка вежливых слов,

- изготовление подарков папам и мамам к праздникам,

- разгадывание ребусов со словами, относящимися к теме проекта, - физ.минутки, пальчиковые игры на тему проекта,

- практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни).

Наблюдение 

за действием взрослого и ребенка,

любование красотой эстетического оформления: стола, комнаты, подарка.

Взаимодействие с родителями

  1. Привлечение родителей к созданию условий в группе для формирования у детей основ этикета;
  2. Совместно с детьми нахождение иллюстраций и информации о правилах поведения, различным видам этикета в книгах, журналах, в интернете;
  3. Чтение с детьми сказок о хороших манерах, придумывание собственных вежливых сказок;
  4. Привлечение родителей к экскурсиям;
  5. Фотоотчёты о проделанной работе по теме проекта;
  6. Педагогическое просвещение родителей по формированию культуры поведения и основ этикета:
  7. Родительское собрание на тему «Азы вежливости».
  8. Памятка «Секреты воспитания вежливого ребёнка», «Словарик вежливых слов»;
  9. Рекомендации для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».
  10. Выставка книг «Книги-помощники в воспитании культуры поведения у детей».
  11. Беседы «Как Вы считаете, нужен ли этикет маленьким детям?», «Когда и как учить детей правилам этикета»;
  12. Консультации для родителей «Уроки вежливости», «Кто такой вежливый человек?», «Как вести себя за столом»
  13. Консультации по изучению этикета в домашних условиях.
  14. Оформление папок передвижек с рекомендациями по этикету.

Ожидаемые результаты

У детей:

  1. Расширяется словарный запас воспитанников за счёт употребления новых вежливых слов и речевых формул.
  2. Дети закрепляют все необходимые культурные правила и нормы поведения, овладевают хорошими манерами, тактичностью, выдержкой.
  3. Применяют имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
  4. Проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к сверстникам и взрослым.
  5. Появляются способности анализировать негативные поступки собственные и поступки детей группы.
  6. Происходит снижение агрессивного поведения у детей, осознанное контролирование негативных эмоций во время различных ситуаций.
  7. Приобретаются навыки поведения в театре, магазине, в других общественных местах и транспорте.

В работе педагога:

  1. Пополняется методическая копилка новыми конспектами занятий, бесед с детьми, фотоматериалами, иллюстрациями по теме проекта;
  2. Дополняется новым содержимым игровой материал для детей;
  3. Систематизируется и обобщается методический материал для педагогов и родителей по организации работы в формировании основ детского этикета с детьми дошкольного возраста.

В работе с родителями:

  1. Повышается заинтересованность у родителей в соблюдении этикета, в формировании коммуникативных навыков у детей.
  2. Взрослые начинают внимательно и доброжелательно относиться друг другу и к своим детям.

                    Актуальность разработки и реализации проекта

Дети – наша гордость. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное  в  другом  – как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры?

Формирование нравственной культуры дошкольников – важная задача образования, так как этот процесс пронизывает все этапы становления личности ребёнка. Дошкольник учится осуществлять моральный выбор посредством освоения норм и правил культурного поведения. Известно, что нравственные нормы регулируют взаимоотношение, влияют на развитие таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопереживание, адекватная самооценка, дисциплинированность.

Дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, связанные с неумением или не желанием учитывать интересы и позицию партнёров, найти взаимопонимание.

Поведение детей не устойчиво, ситуативное, часто определяется непосредственными побуждениями.

Слабо ориентируются в эмоциональном состоянии окружающих. Наблюдаются проявление негативного, равнодушного поведения к другим (сверстникам, близким взрослым).

Слабо сформирована культура поведения за столом .

         Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Дошкольный возраст является сенситивным,  то есть наиболее благоприятный для приобщения детей к этикету.

Календарно – тематическое планирование работы с детьми

старшей группы

Месяц

Тема

Задачи

Формы работы

Июнь

Что такое этикет?

Познакомить детей с понятием  «этикет». Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Упражнять в формировании своих взглядов, интересов.

- Беседа «Что такое этикет?»

- Чтение сказки С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

- Д/и «Цветок вежливых слов».

- Игра «Хорошо – плохо».

- Ситуация общения «Для чего люди здороваются?».

- Рисование портрета вежливого человека.

- Чтение книг об этикете.

- Рассматривание альбома «Уроки тётушки Совы».

Июль

«Зачем быть вежливым? Мир волшебных слов».

Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты со сверстником, взрослыми людьми. Вежливым нужно быть всегда. Вежливость должна быть искренней.

Учить решать некоторые этические задачи. Развивать внимательное, доброжелательное отношение к окружающим.

- Этическая беседа «Уроки вежливости».

- Д/и «Пожалуйста».

- Игра «Копилка вежливых слов».

- Упражнение «Вежливая просьба».

- Пословицы и поговорки о вежливости.

- Игра-инсценировка «Секрет вежливых слов».

-Чтение рассказа Т. Шорыгиной «Как попугай Таню вежливости учил?»

- Ситуация общения «Что было бы, если бы исчезли все волшебные слова»

- Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы» «Уроки хорошего поведения» (03 серия «Не подбивать друзей на плохие поступки»)

- Беседа «Где аккуратность, там и опрятность»

Август

«Детский сад»

Формировать представление о нормах поведения в детском саду. Развивать умение вежливо обращаться к воспитателю, няне и другим взрослым.

Продолжать учить детей использовать в речи добрые и «волшебные» слова. 

Совершенствовать навыки взаимоотношений со сверстниками.

- Беседа «Как вести себя в детском саду»

- Беседа «Как много слов прекрасных…»

- Игра- инсценировка «Поищем и найдём волшебные слова»

- Чтение стихотворения Т. Шорыгиной  «Вежливые слова»

- Пословицы и поговорки о вежливости.

- Ситуация общения «Если тебя обидели»

- Чтение стихотворений .

- Рисование «Мы играем»

- Игра «Хорошо – плохо»

- Ситуация общения «Правила нашей группы».

- Сюжетно – ролевая игра « Репортаж из жизни Детского сада».

- Фотовыставка «Наш детский сад».

Сентябрь

« Учимся дружить»

Расширять представления детей о взаимоотношениях людей. Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости к друзьям. Побуждать к соблюдению правил поведения между друзьями. Развивать речевой этикет.

- Беседа «Дружить значит весело жить».

- Решение проблемных ситуаций  «если болен друг»

- Тренинг «Комплименты»

- Чтение стихотворений о дружбе.

- Слушание песен о дружбе.

- Игра «Вежливый стул».

- Составление сказки «Дружная семейка».

- Игра « Делай как я».

- Ситуация  общения      «Самый лучший друг».

- Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы» «Уроки хорошего поведения» (17 серия «Дурачить друзей не хорошо)

- Беседа: «Жил-был Я».

Октябрь

«Этикет в семье»

Расширять представления детей о взаимоотношениях между членами семьи, о взаимоуважении, понимании отношения к старшим, к братьям, сестрам.

- Беседа «Моя семья и я».

- Игра-инсценировка «Наша дружная семья».

- Сюжетно -  ролевая игра «Семья».

- Игра «Копилка вежливых слов».

- Ситуация общения «К нам гости пришли».

- Упражнение «Хорошо – плохо».

- Пословицы и поговорки о семье.

- Рисование « Моя семья».

- Беседа: «Умею ли я мириться?»,

- Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы» «Уроки хорошего поведения» (14 серия «Не держи зла на других»)

- Беседа «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам»

Ноябрь

«Идём в гости»

Дать представление о правилах поведения в гостях. Познакомить с культурой преподнесения подарка. Уточнить знания о культуре поведения за столом, умение пользоваться столовыми приборами.

- Беседа  «Правила поведения в гостях».

- Ситуация общения «В гостях у друга» (подруги).

- Сюжетно-ролевая игра «Гости».

- Игровое упражнение «Этикет за столом».

- Аппликация «Подарок другу».

- Игра-инсценировка «День рождения».

- Игра «Хорошо -плохо».

- Игра «Поздравление».

- Чтение художественной литературы

- Игра «Копилка вежливых  слов».

- Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы» «Уроки хорошего поведения» (02 серия «Чувство меры»)

- Беседа «Друг в беде не бросит»

- Беседа «Не подарок дорог, а внимание»

- Подарочные загадки

- Заучивание пословиц и поговорок

Декабрь

«Вежливая улица»

Формировать представления о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать развивать у детей навыки поведения на улице.

- Беседа «Знай и выполняй правила дорожного движения».

- Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков»

- Игровая ситуация «Едем в транспорте».

- Игра «Вежливые пешеходы».

- Чтение стихотворения «Азбука пешехода» Т.А.Шорыгиной

- Сюжетно - ролевая игра «Автобус».

- Рисование «Вежливая улица».

- Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы» «Уроки хорошего поведения» (09 серия «Обманывать нельзя»)

- Беседа: «Дед мороз заболел и помочь нам велел»

- Беседа «Правила поведения в транспорте»

- Загадки на колесах

- Игра «Вежливый трамвайчик».

Январь

«Разговор по телефону»

Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать навыки употребления вежливых слов и выражений. Упражнять в умении коротко излагать свои мысли. Объяснить детям значение звуковых сигналов.

- Беседа «Разговор по телефону».

- Игровая ситуация «Зазвонил телефон».

- Игра «Кто больше назовет профессий, для которых нужен телефон».

- Сюжетно-ролевая игра «Семья», разговор по телефону.

- Чтение сказки «В ремонтной мастерской». Т. А.Шорыгина

- Рисование  «Телефон».

- Игра «Разговор по телефону с Дедом Морозом»

Февраль

Поведение в общественных местах.

Уточнить и систематизировать  знания детей о правилах поведения.

Закрепить представление о культуре внешнего вида, поведении в коллективе. Упражнять в использовании вежливых слов.

 Формировать навыки культурного и этически грамотного поведения

- Беседа «Как вести себя в общественных местах».

- Игра «Хорошо – плохо».

- Игровая ситуация « В библиотеке».

- Игровая ситуация « На приёме у врача».

- Сюжетно – ролевая игра «Театр».

- Игра «Вежливые слова».

- Упражнение «Будь вежлив».

- Развлечение «Город вежливости».

- Пение песен о дружбе

- Рисование «Нарисуй своего друга»

- Беседа «Нужно ли быть вежливым?»

- Беседа «Поход в магазин»

- Сюжетно-ролевая игра «Скандал»

- Игра «Овощной магазин»

Март

Что такое столовый этикет?

Формировать представление о столовом этикете. Продолжать формировать навыки культурного поведения за столом.

Познакомить с историей возникновения столовых приборов. Учить правилам пользования

столовыми приборами.

- Игра «Правила столового этикета».

- Беседа «История столовых приборов».

- Ситуации общения «Что было – бы, если бы не было вилки, ложки и т.д.».

- Составление сказки «История одной вилки».

- Конструирование из ткани « Салфетка».

- Упражнение «Хорошо - плохо».

- Беседа «После вкусного обеда».

- Разучивание скороговорки.

- Вкусная считалочка.

Апрель

«Красота на столе и за столом»

Формировать понятие  о сервировке стола. Познакомить детей с приёмами украшения блюд. Познакомить с правилами пользования столовыми приборами во время трапезы. Развивать хорошие манеры.

- Беседа «Красота на столе».

- Упражнение «Накроем на стол» (по алгоритму).

- Игра «Хорошие манеры. Правила поведения за столом».

- Тест «Умеешь ли ты пользоваться столовыми приборами».

Май

«Где труд – там и счастье»

Подвести детей к пониманию мысли о том, что человека красит не только лицо, но и поступки. Развивать интерес к труду,  различным профессиям, желание помогать, быть нужным другим людям. Развивать любознательность

- Пословицы о труде.

- Чтение книги «Чем пахнут  ремёсла?» и «Какого  цвета ремёсла?» Д. Родари

- Дидактическая игра «Профессии».

- Беседа «Любовь к труду у всех на виду»

- Сюжетно - ролевая игра «Мы – модельеры».

- Игра «Хорошо – плохо».

- Игра «Мы не скажем, а покажем».

- Проблемная ситуация «Люди перестали трудиться».

- Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы» «Уроки хорошего поведения» (08 серия «Ругаться нельзя ни при каких условиях»)

- Беседа: «Все мы вместе целый день и трудиться нам не лень»

«Наш друг – этикет»

(Итоги реализации проекта.)

Уточнить знания детьми норм и правил этикета, умение вести себя культурно в любых ситуациях. Развивать устойчивые доброжелательные отношения к окружающим.

- Экспресс ответы – «Рассуди и выбери ответ».

- Развлечение «Будьте вежливы всегда».

- Викторина «Знатоки этикета».

- Фотовыставка «Вот мы какие».

Календарно – тематическое планирование

работы с родителями

Месяц

Задачи

Старшая разновозрастная группа

Июнь  -Сентябрь

Создание положительного психологического настроя. Выявление степени  компетентности  и заинтересованности в вопросах формирования нравственной культуры.

Анкетирование родителей.

«Почта доверия».

Информационный  буклет «Что такое этикет?»

Консультация «Вопросы о нравственном воспитании детей».

Октябрь

Вызвать интерес у родителей к сотрудничеству, настроить на совместную положительную работу по вопросам нравственного воспитания детей.

Информационный буклет: «Роль этикета в воспитании детей».

Заседание родительского клуба «Доверие» на тему «Воспитываем в детях хорошие привычки».

Ноябрь

Установление преемственности в семье и ДОУ по вопросам развития культурного поведения детей.

 Информационный буклет «Что воспитывает детский сад?»

Журнал для родителей «Этикет. Идём в гости».

Декабрь

Повышение педагогической культуры родителей по вопросам  формирования нравственной культуры дошкольников.

 Информационный буклет  «Этикет на улице».

Совместное с детьми занятие «Вежливая улица».

Памятка «Правила поведения в транспорте».

Совместный досуг «Дело мастера боится».

Январь

Повышение уровня родительской компетентности в области семейного воспитания.

Конкурс рисунков «Герб нашей семьи».

Информационный буклет «Разговор по телефону».

Практикум для родителей и детей «Позвони мне, позвони».

Круглый стол «Роль этикета в семье».

Февраль

Осуществление индивидуального подхода к родителям, учитывая особенности каждой семьи.

Журнал для родителей «Этикет. Правила поведения в гостях».

Игровой тренинг «Ждём гостей»

Март

Повышение уровня компетентности родителей  культуры поведения детей в общественных местах. Знакомство с нормами этикета.

Консультация «Как научить ребёнка быть красивым».

Апрель

Пополнение педагогических знаний родителей в области  развития речевого этикета.

Качественное повышение уровня взаимодействия семья-ребёнок – ДОУ.

Тест «Умеем ли мы общаться»?

Игра для родителей «Копилка вежливых слов».

Фотовыставка «Не мешайте мне трудиться».

Консультация «Воспитание трудом».

Май

Выявление уровня педагогической компетентности родителей  и степени удовлетворённости итогами совместного взаимодействия  семья – ребёнок- ДОУ.

Консультация «Эти правила важны. Уроки поведения в школе».

Экспресс опрос «Что такое этикет?».

Викторина «Знатоки этикета».

Фотовыставка «Вот мы  какие».

Анкетирование родителей.

«Почта доверия».

Заключительный.

Подведение итогов проделанной работы:

  • Фотоотчёт по проекту «Этикет для детей и их родителей»;
  • Анализ результативности:

     В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети расширили кругозор о видах этикета, приобщились к хорошим манерам, стали соблюдать правила поведения в часто посещаемых общественных местах, хотя иногда приходилось им об этом напоминать.

       В группе большинство детей стали внимательней, терпимей друг к другу. Они научились замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих или персонажей художественных произведений, адекватно оценивать свои поступки и поступки других, договариваться.

Дети стали использовать в своей речи больше вежливых слов, соблюдать культуру поведения за столом.

Положительные результаты работы по проекту были достигнуты благодаря и педагогическому просвещению родителей по формированию культуры поведения и основ этикета.

Выводы

     Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале проекта, что если детей учить хорошим манерам с младшего дошкольного возраста, то к началу обучения в школе эти манеры станут их второй натурой, подтверждается не полностью, так как хоть они и усвоили правила поведения в общественных местах и основы этикета, периодически приходится им об этом напоминать.  Почему? Да потому что не каждый родитель готов постоянно помнить о привитии хороших манер своим детям, да и самому себе.

Поэтому считаем, что процесс формирования хороших манер и азов этикета будет длительным, требующим последовательной работы и терпения и настойчивости со стороны взрослых – воспитателей и родителей.

Заключение

      Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения и поведения осуществляли в нескольких  направлениях: формирование представлений о хороших манерах и накопление практического опыта.

      Задача была не только в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни.

      Воспитатели много читали детям «вежливых» сказок, и стихов,  разучивали пословицы и поговорки, наиболее полюбившиеся из которых, употребляли в обыденной жизни, играли в сюжетно-ролевые игры.  Кроме этого, показывали детям, как правильно накрыть стол, вручить подарок другу.

Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей и речевых возможностей  детей в ситуациях приветствия и прощания, обращения с просьбой и благодарности, поздравления и приёма гостей и др. Дети самостоятельно и в непосредственно-образовательной деятельности сочиняли сказки, делали поздравительные открытки для сказочных героев, цветок вежливости.

       Проведённая работа эффективна ещё и потому,  что появились положительные результаты в поведении детей, они стали лучше взаимодействовать друг с другом, оказывать посильную помощь, соблюдать правила поведения в общественных местах.

 

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль этикета в воспитании детей. (Консультация для родителей).

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос счастливым человеком, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями. А для этого необходимо с раннего детства терпеливо и доброжелательно обу...

Консультация для родителей "Культура поведения и этикет для детей и взрослых"

Культура поведения для детей является необходимым качеством....

План проекта: «Что такое этикет?». (Для детей старшей группы и родителей)

                  Цель проекта:·          Формировать у детей представление об этикете.·...

Консультация для родителей: Игры-упражнения на тему «Этикет для детей»

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблю...

Консультация для родителей на тему "Этикет для детей"

Стендовая информация для родителей ДОУ...

Опыт по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет" (презентация)

Опыт по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"...

Опыт работы по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"

Опыт работы по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"...