СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Музыкальная игра как инновационный подход в овладении знаний с детьми ОВЗ.
учебно-методический материал

Колотилина Ольга Валерьевна

        В методической разработке описаны Музыкально – игровые технологии, которые успешно используются в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В данную разработку включен цикл музыкальных игр, описание, этапы их проведения и нотационная структура содержания. Прилагается аудио, видео – файл, который поможет педагогу наглядно ознакомиться с музыкальной игрой. Разработка универсальна и предполагает использование материалов музыкальными руководителями ДОУ, воспитателями, как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

Номинация «Лучшая методическая разработка в рамках реализации инклюзивного образования »

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

Музыкальная  игра как инновационный подход в овладении знаний с детьми ОВЗ.

Колотилина Ольга Валерьевна

Музыкальный руководитель,

 высшая квалификационная категория

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/03e1/00137858-62b91536/hello_html_617ceb15.jpg

2021 год

Аннотация

        В методической разработке описаны Музыкально – игровые технологии, которые успешно используются в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В данную разработку включен цикл музыкальных игр, описание, этапы их проведения и нотационная структура содержания. Прилагается аудио, видео – файл, который поможет педагогу наглядно ознакомиться с музыкальной игрой. Разработка универсальна и предполагает использование материалов музыкальными руководителями ДОУ, воспитателями, как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

Содержание

Введение

Актуальность темы

4

Цель, задачи

4

Игровые технологии

5

Основная часть

Музыкальные игры для детей дошкольного возраста (5-7 лет)

 с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

1

Музыкальная игра «Передай палочки другу»  

7

2.

  1. Музыкальная игра (танец сидя) «Передай другу»

7

3..

  1. Музыкальная игра «Бумажный оркестр» 

8

4.

  1. Музыкальная игра «Веселые снежки» (авторская)

8

5.

  1. Музыкальная игра  «Снежное покрывало»

9

6.

Музыкальная игра «Как на горке»

9

7.

Музыкальная игра «Самолет»    

10

Заключение

11

Список литературы.

12

«Игра не пустая забава.

Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного развития».

                                                                Д. В. Менджерицкая

Введение

      Актуальность      темы.    

      Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта       дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинированной направленности должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В нашем дошкольном учреждении организованы группы компенсирующей и комбинированной направленности. В связи с этим возникла  актуальная необходимость в создании условий для наиболее полной социализации таких детей. В соответствии с новыми требованиями, педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению путём инновационных технологий. Использование музыкально – игровых технологий являются наиболее интересной формой, так же одним из инновационных подходов в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Так появилась идея создать цикл «Музыкальные игры для детей дошкольного возраста (5-7 лет) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

         Цель работы: Создать условия для общения детей друг другом и взрослыми, создавая предпосылки к дальнейшим педагогическим воздействиям.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Направить слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры;
  2. Активизировать ребенка, вызвать у него эмоциональный и двигательный отклик и сопровождать его в каждой игре;
  3. С помощью музыки и игры дифференцированно воздействовать на эмоционально – личностную сферу каждого ребенка;
  4. Воспитывать у детей способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт.

Для более эффективного и наиболее качественного усвоения игрового материала с детьми с ОВЗ использовали различные методы:

  1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ…). При использовании словесных методов в коррекционной работе  необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям.
  2. Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем…).

        Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.

       Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

• дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

• дети с нарушениями речи;

• дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);

• дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);

• дети с множественными нарушениями (со сложными дефектами – слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

II. Основная часть

  1. Игровые технологии

       Существует много технологий, применяемых в работе с детьми, одна из них - игровая технология.

 Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

• отбору, разработке, подготовке игр;

• включению детей в игровую деятельность;

• осуществлению самой игры;

• подведению итогов, результатов игровой деятельности.

       Педагогическая технология музыкального воспитания – это инструмент, позволяющий музыкальному руководителю ДОУ эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.

       Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание. 

       Игровая методика с её здоровьесберегающим эффектом полезна для всех детей, но особенно для детей с проблемами здоровья и развития. Тщательный подбор музыкальных игр позволяет реализовать все поставленные задачи в интересной и доступной для детей игровой форме. Поскольку познавательная активность детей с ОВЗ снижена, использование игровой мотивации играет решающую роль в усвоении навыков. Правильно подобранные педагогом игры-задания будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.       В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Постепенно это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, метроритм, интонацию, такты. Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии.

Понимание музыкально – игрового задания развивает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображение, мышление.

         Особенность игровых технологий заключается в простоте и доступности исполнения, отсутствие механизма оценивания, возможности использования в самых разнообразных формах работы с детьми, а также развитие и развлечение. Музыкальные занятия с использованием игровых технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельные музыкальные игры детей в группе.

       В своей работе мы использовали несколько музыкально - игровых технологий:

  • Технология Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» 

Данная технология включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, с воздушными шарами, с мячами, бумажный оркестр и т. д.)

Технология необычна не только тем, что основным музыкальным инструментом являются различные предметы, но прежде всего своей идеей, что звуки и музыка являются поводом для игры, дыхание которой̆ живет в любом искусстве, даже самом серьезном. 

  • Игрогимнастика – служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки, на расслабление мышц. (ритмические упражнения  (игромассаж, пальчиковые игры)
  • Театрально-игровая  технология основана на музыкальных инсценировках и музыкально-ритмических играх. Направлена на развитие чувства ритма, речевого, певческого дыхания, координация движений, чувств ориентации в пространстве. В игре используется прием артикуляционной гимнастики и прием снятия психоэмоционального напряжения.
  • Танцевально – игровая технология.

Игротанец- новый термин в области хореографии. 

Игротанец включает в себя: танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по показу (зеркальный танец, ритмические игры, анимационные танцы). Игротанец развивает  способность в условно воображаемой ситуации, осознавать себя, давать оценку своему эмоциональному состоянию, получать удовольствие от движения.

            Музыкальные игры для детей дошкольного возраста (5-7 лет)

 с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Музыкальная игра «Передай палочки другу»  

 (по методике Т. Тютюнниковой  муз. ЛЕНЬКА-ЕНЬКА)

Цель игры: Развить музыкальность детей̆ и способности к импровизационному творчеству в совместном музицировании.

Ход игры:

Дети распределяются по кругу. В руках деревянные палочки. Звучит музыка.

Первый вариант.

1. Вступление: готовность к игре.

2. Первая музыкальная фраза: дети отстукивают ритмический рисунок.

Вторая музыкальная фраза: передают соседу (левой рукой отдают палочки, правовой забирают).

3. Рефрен: идет повтор ритмического рисунка и так далее по фразам до конца музыки.

Второй вариант.

Дети встают в круг лицом в центр, тогда передавать палочки соседу ребёнок будет правой рукой, а левой – забирать.

Третий вариант.

Дети сидят на полу, и тогда передавать палочки соседу надо, положив их на пол.

Музыкальная игра (танец сидя) «Передай другу»

(«Пляска с султанчиком» хорватская нар мел.)

Цель игры: Создать межличностное взаимодействие, установить эмоциональный контакт. Развить у детей слуховое и зрительное внимание, тактильные ощущении (колени, плечи, спина).

Ход игры

Дети сидят по кругу (10 детей), в руках мяч (через одного)        . Под 1-ю часть музыки веселого характера, мяч передают по кругу. На 2-ю часть музыки ударяют ладошками по коленкам и по плечам рядом сидящего ребенка.   Затем на повторение 1-й части движения повторяются, а на повторение 2-й части движения меняются: руки вытянуть вперед, удар ладошками по коленям; движение «ладушки» в парах; перебор пальцами рук по спине впереди сидящего (массаж).

Музыкальная игра «Бумажный оркестр» 

(Муз. « Шуточка» Селиванова или «Озорная полка» муз. В. Золотарева)

Цель игры: Познакомить детей с шуршащими звуками, развивать звуковую фантазию, ассоциативное мышление, способность к элементарной импровизации.

Ход игры:

Предложить детям взять разные бумажные листки различного размера, качества и толщины и подумать, как создать шорох и шелест, обратив специальное внимание на то, что звуки должны быть тихими. (Каждый̆ может придумать себе имя — шуршунчик, бумашуршик и т.д.)

Затем пригласить детей принять участие в создании необычного оркестра и исполнить «Бумажную симфонию». Дети с помощью бумаги издают шуршащие звуки под музыку.

В конце сминаем бумажный лист в комок – снежок.

Музыкальная игра «Веселые снежки» (авторская)

Цель игры: Формировать у детей музыкальные и двигательные навыки, развивать быстроту реакции, воображение и мышление.

Ход игры:

Игра проходит в парах. Под любую ритмичную музыку дети  передают друг другу «снежок» (смятый в комок лист бумаги или мягкий мяч) в разных позициях  (Из рук в рук, из – за спины, сидя) Между подачей «Снежка» дети двигаются поскоками по кругу, во круг себя и т.д. Важно давать короткую четкую инструкцию, а действия обязательно сопровождать показом.

Движения выполняются доступные на усмотрение педагога, которые не требуют особых усилий при выполнении. Игру сопровождает музыка с выразительным, простым,  четким ритмом. Задействованы все части тела ребенка.

Музыкальная игра  «Снежное покрывало»

Автор: Титаренко Оксана

(муз. Сергей Рахманинов-Фредерик Ф.Шопен – «Нежность» (Сад Эдема))

Цель игры: Создать эмоциональный подъем, снять психологическое напряжение. Развивать у детей волевые усилия (подожди своей очереди), приобретение навыков на подражание сверстникам.

Ход игры:

Дети берутся руками за края покрывала по периметру (покрывалом может служить любая легкая ткань с прорезанным отверстием посередине или укрывной материал для теплиц).

 Под музыку спокойного характера, покрывало поднимается и опускается. Ребенок, чье имя назвал педагог, выполняет движения под музыку, проникает в прорезанное отверстие.

Музыкальная игра «Как на горке» (озвучка авторская)

Цель игры: Развивать у детей внимание, память, мышление, координацию движений, способность к саморегуляции и самоконтролю.

Ход игры

Перед игрой  одного из детей при помощи считалочки выбирают на роль Медведя. Медведь садится на стульчик и делает вид, что спит. Педагог предлагает детям запомнить слова стихотворения И. Токмаковой «Как на горке снег».  Движения выполняются в соответствии с текстом:

Как на горке снег, снег,

(показывать руками «горку»)

Снег, снег, снег, снег.

(двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег,

(показывать руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег.

(двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь.

(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить уши медведя)

Тише, тише, не шуметь! (пальчик ко рту, грозить пальчиком)

1-й вариант:

После последних слов дети подходят к спящему «медведю», «медведь» просыпается и догоняет детей, дети разбегаются.

2-й вариант:

После того как прозвучат последние слова стихотворения, дети замирают в любых позах. Медведь просыпается, он ходит по кругу, следит, не пошевелится ли кто-нибудь из детей. Медведь старается рассмешить детей. Ребенок, который пошевелился, улыбнулся или рассмеялся, попадает к Медведю в берлогу. Медведь не должен дотрагиваться до детей. Через некоторое время, примерно через 2–3 минуты игра считается законченной, дети выбирают нового Медведя и начинают игру заново.

Примечание: по желанию детей попавшие в берлогу к Медведю дети могут выполнить какие-нибудь задания, которые им придумают остальные игроки в наказание за нетерпеливость.

Музыкальная игра «Самолет»    (озвучка авторская)

Цель игры: Закрепить у детей навыки  ориентировки в пространстве, координации движений, развивать мышление, воображение.

Ход игры:

Вариант 1:

Перед игрой дети выбирают страны, куда будет совершать посадку самолет, и какие животные могут встретиться пассажирам. Можно использовать дидактический материал

Под веселую музыку дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу, имитируя, полет самолета. По сигналу «На посадку!» играющие выполняют разные движения (обезьяны, тигра, змеи, кенгуру), и имитируют их голосом. Хором произносят звуки с различной мелодикой и интонацией, что способствует развитию чувства уверенности и самостоятельности в своих действиях.

Перед игрой необходимо показать все игровые движения.

Вариант 2

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Поиграем в самолет? (Да.)

Вы все — крылья, я — пилот.

Получили инструктаж –

Начинаем пилотаж.

(Строятся друг за другом.)

В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)

Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)

Ры-ры-ры — рычит мотор,

Мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж — закончен наш полет.

До свиданья, самолет.

  1. Заключение

          Таким образом, подбор музыкальных игр позволил реализовать поставленные задачи в интересной и доступной для детей игровой форме. Поскольку познавательная активность детей с ОВЗ снижена, использование игровой мотивации сыграло решающую роль в усвоении навыков. Игровые технологии способствовали: движению (на занятиях дети подвижны); разнообразию, вариативности в видах деятельности; неуверенные дети преодолели нерешительность; самостоятельность, инициативность. Разрешились проблемы коммуникативного общения и сближения педагога с детьми.

Список литературы.

  1. Бузакова А. И., Гросул А. В. Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2018. – С. 46-48.
  2. Котышева Е.Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями – СПб,: Речь; М.: Сфера, 2010. – 112 с.
  3. Коренева Т. Ф. Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 частях. - Учебно-методическое пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 112 с: ноты.
  4. Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. С. 59
  5. Музыкальная игра как эффективное средство музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста : из опыта работы Ольги Яковлевны Крисько, музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад № 43». – Биробиджан : ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2019. – 26 с.
  6. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи...:Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Издательство ЛЕНАНД (Урсс), 2018, - 264 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства  образования и науки от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации» (далее ФГОС ДО);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель семинара:Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».Задачи семинара:1. Систематизировать и расширить знан...

Семинар - практикум на тему: « Инновационные подходы в работе с родителями по развитию спорта в семье»

семинар - практикум на тему: « Инновационные подходы в работе с родителями по развитию спорта в семье»...

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель: пополнить знания педагогов об организации работы с детьми по знакомству с художественной литературой; рассмотреть возможности интеграции образовательной области «Речевое развитие» с ...

Семинар-практикум для педагогов «Инновационные подходы к развитию речи дошкольников»

Семинар проходит по сценарию деловой игры. Педагоги знакомятся с инновационными технологиями для развития речи: мнемотаблицы, пальчиковые игры в воде, синквейн и др....

Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками

Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний дошкольникамиВоспитание и обучение детей является очень сложным и в тоже время эмоциональным занятием. Не секрет, что с каждым годом в детс...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...

презентация СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...