Взаимодействие со специалистами ДОУ
материал (старшая группа)

Титова Ирина Сергеевна
Взаимодействие воспитателя со специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотемемым звеном успешного образования и воспитания  детей.
С музыкальным руководителем.

 

    

С педагогом по ИЗО.

 

  

С инструктором по физкультуре.

          

С учителем-логопедом.

          

С педагогом-психологом.

        

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с инструктором по физкультуре.

Физическое развитие детей- одно из самых приоритетных направлений работы ДОУ. В связи с этим необходимо тщательная подготовка и проведение физкультурных занятий, как системной основы физического воспитания детей.

В процессе проведения физкультурных занятий важная роль отводится воспитателю группы. На физкультурных занятиях инструктор физкультуры и воспитатель создают и контролируют условия, которые способствуют эффективному физическому развитию детей.  Основное руководство физкультурным занятием осуществляет инструктор физкультуры. А задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми. 

 «От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовать занятия физической культурой именно в дошкольном детстве, что позволит растущему организму накопить силы и развить физические качества, что в дальнейшем обеспечит всестороннее гармоничное развитие личности.»

Василий Александрович Сухомлинский 

Потребность в движениях свойственна маленькому ребенку. Окружающие его взрослые должны всеми доступными и разнообразными средствами помочь ему полюбить прекрасный мир движений.

Двигательная активность –  это естественная потребность в движении.

Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности. Физические упражнения необходимы для повышения мышечной активности, совершенствования двигательных процессов и навыков, улучшения осанки, предупреждения развития плоскостопия.

Цель физического воспитания - подготовка ребенка к жизни, труду, овладения определенным запасом двигательных навыков и умений в момент поступления в школу, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей из культурно-спортивной деятельности.

Формы двигательной деятельности: 
        -утренняя гимнастика; 
        -занятия физической культурой в помещении и на воздухе; 
        -физкультурные минутки; 
        -подвижные игры; 
        -спортивные упражнения; 
        -ритмическая гимнастика; 
        -занятия на тренажерах; 
        Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и в режимных моментах.
 Для того чтобы физкультурная деятельность прошла эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя.

Распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим: 

  • специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
  • специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
  • специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
  • специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;
  • специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;
  • инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.

        Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию. 

После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников. 
Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ двигательную предметро-развивающую среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.

В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье. 

При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель - незаменимый помощник инструктора по физической культуре. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов. 
Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них. 

         Ценным в воспитательном отношении являются призы-сюрпризы, изготовленные дошкольниками для команды соперников. Это могут быть рисунки, поделки из природного и бросового материалов и т. п. 
Пока инструктор по физической культуре решает организационные вопросы, задача воспитателя - вовлечь детей в процесс подготовки к празднику, поддерживать их инициативу, предоставляя им возможность ощущать себя полноправными участниками мероприятия. Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Ответственным за это является инструктор по физической культуре. 
Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые будут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Кроме того, воспитатели могут выступать в роли полноправных участников мероприятия: стать героями, играть с детьми, стимулировать активность родителей. 

Такой подход к организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания,  всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда. 



Предварительный просмотр:

Взаимодействие с музыкальным руководителем.

Музыка - это исскуство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства.

Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости.

Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Успехи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой не только музыкального руководителя, но и воспитателя.

Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели и решить задачи, поставленные в программе.

Целью образовательной программы является психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, всестороннего развития личности детей раннего и дошкольного возраста, в адекватных возрасту детских видах деятельности.

Задачи:

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству;

- развитие музыкальности детей;

- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

За музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении ответственен не только музыкальный руководитель, но и воспитатели.

Общепедагогические функции:

1. Информационная.

2. Развивающая.

     3. Мобилизационная.

4. Ориентационная.

5. Конструктивная.

6. Организаторская.

7. Коммуникативная.

8. Исследовательская.

Осуществление процесса музыкального развития требует от педагогов большой совместной активности.

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.

Музыкальный руководитель и воспитатель взаимодействуют в разных видах музыкальной деятельности:

1. Музыкально-ритмические движения (Муз. руководитель напоминает детям движения, играет на инструменте. Воспитатель двигается под музыку вместе с детьми, дает оценку движениям детей, работает над движением, помогает)

2. Слушание музыки (Муз. руководитель проводит беседу, исполняет произведение на инструменте. Воспитатель слушает вместе с детьми, следит за осанкой детей)

3. Пение и песенное творчество (Муз. руководитель напоминает, играет на инструменте и исполняет произведение. Воспитатель исполняет (поет) вместе с детьми, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова.)

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах.

5. Танец (Муз. руководитель показывает, напоминает движения танца детям, работает над движениями, Воспитатель танцует вместе с детьми, работает над движениями. При необходимости становится в пару)

6. Игра (игра-драматизация) (Муз. руководитель объясняет правила игры, играет на инструменте. Воспитатель участвует в игре, следит за выполнением правил)

Задача воспитателя и музыкального руководителя – создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами.

Использование музыки на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми.

Формы взаимодействия педагога и музыкального работника:

  • Организация проведения мониторинга.
  • Совместное планирование.
  • Методическое сопровождение.
  • Практическая продуктивная деятельность.
  • Организация взаимодействия с семьей.
  • Организация взаимодействия с социумом.

Музыкальный руководитель совместно с педагогами детского сада развивают музыкальные способности детей, организуя индивидуальные и фронтальные музыкальные занятия, самостоятельную музыкальную деятельность, вечера развлечений, праздники, концерты, используя различные виды музыкальной деятельности. Благодаря тесному контакту всех педагогов у детей развиваются музыкальный слух, певческие способности.

Благодаря совместной работе музыкального руководителя с воспитателями, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению.



Предварительный просмотр:

Взаимодействие с педагогом по ИЗО.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая». Пытается сам создать на бумаге только одному ему понятную красоту.

Мольберт мне нужен,

Краски, кисть,

Карандаши и белый лист.

Лес нарисую, луг, зарю

И папе с мамой подарю.

Развитие творческого потенциала детей складывается в результате систематических занятий, подгрупповой и индивидуальной работы, а следовательно, интеграции деятельности воспитателя и педагога по изобразительной деятельности по специально разработанному перспективному плану. Процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжении занятий.  Мы применяем нетрадиционные методики рисовая, которые ребенок использует не только во время непосредственно-образовательной деятельности, но и в свободной. Он уже не боится, что у него что-то не получится, немного нетрадиционной техники и кляксы на листе превращаются в веселые капельки, медузки…

Художественный образ, полученный в результате нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребенок остается довольным результатом, следовательно, вовлекается в творчество.

Эмоции вызванные ИЗО искусством, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.



Предварительный просмотр:

Взаимодействие с педагогом-психологом.

Педагог-психолог — это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с детьми обучающую, развивающую и коррекционную. Такая возможность существует благодаря многим условиям и одно из них - это то, что данный специалист работает в тесном сотрудничестве с воспитателем. Слаженность работы и заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов -это основа их совместной деятельности.

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя строятся в нескольких следующих направлениях: профилактическом, диагностическом, коррекционном.

Профилактическое направление включает в себя:

1. Создание оптимальных психолого-педагогических условий в группе.

2. Использование разнообразных наглядных информационных материалов.

3. Расширение знаний через чтение психолого-педагогической и специальной литературы.

4. Включение в деятельность консультативного диалога.

Диагностическое направление включает в себя:

  1. Проведение бесед с детьми и педагогами.
  2. Организация и проведение тестирования и анкетирования.
  3. Проведение непосредственного наблюдения за детьми.

Коррекционное направление включает в себя:

1. Разработка педагогом-психологом советов и методических рекомендаций воспитателю по различным возникающим вопросам, а в свою очередь воспитатель реализовывает рекомендации специалиста, осуществляет взаимодействие с семьей.

2. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с особыми образовательными потребностями.

3. Организация и проведение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в русле режимных моментов (в утренние часы, на прогулках, в совместной деятельности, в вечернее время и т. п.) по формированию культуры здоровья, культуры жизнедеятельности, культурно-гигиенических навыков, развитию самостоятельности.

4. Реализация тренингов, игр-упражнений, ситуативных бесед и диалогов, различных видов гимнастик: артикуляционной, эмоционально-стимулирующей, зрительной.

При взаимодействии педагога-психолога и воспитателя на занятиях осуществляется:

• проигрывание различных практических ситуаций;

• включение игр, закрепляющих положительные эмоции от деятельности;

• использование разнообразных способов выполнения заданий;

• осуществление рефлексивных моментов;

• включение здоровье сберегающих и здоровье созидающих технологий (зрительные и кинезиологические физминутки, правильная осанка и т. д.).

Таким образом, цель профессиональной деятельности педагога-психолога и воспитателя едина. Это - ребенок, условия его полноценного обучения, воспитания и развития.



Предварительный просмотр:

Взаимодействие с учителем-логопедом.

Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса. Важно, чтобы воспитатель и учитель-логопед одновременно, каждый на своем занятии, решали, как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятия отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Воспитатель должен уметь анализировать различные негативные проявления поведения ребенка, вовремя замечать признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости, в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный подход к речи и поведению ребенка. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедической непосредственно образовательной деятельности, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов. В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка.  Речь воспитателя должна служить образцом для ребенка с речевым нарушением: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной выразительной. В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры. У детей при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приемам, по продолжительности. Рассмотрим основные отличия:

Подготовительный этап

Логопед от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.  

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап проявления звука

Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучание и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи).

Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, рассказ.

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах.

Индивидуальное занятие по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно 15:30 и до полдника. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передает в группу заполненные тетради тех детей, с которыми он занимался утром.

Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп, позволяет строить коррекционно-образовательный процесс в соответствии с разработанной «Программой коррекционно-развивающей работы», добиваться высоких показателей в коррекции речевых нарушений и развития личностных качеств детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема: Взаимодействие со специалистами. Организация досуговой деятельности на – учебный год.

Примерная схема которую заполняют специалисты и воспитатели группы.  месяцнеделя    Тематика недели...

План взаимодействия узких специалистов при планировании работы с родителями

Данный план составлен на каждый месяц. В нем указаны консультации узких специалистов и воспитателей при пработе с родителями в группе детей с ОНР...

Старший воспитатель - координатор взаимодействия узких специалистов ДОУ

Функции методического сопровождения. Самоанализ деятельности узкого специалиста....

Взаимодействие всех специалистов ДОУ в работе с детьми

Взаимодействие всех специалистов ДОУ  в работе с детьми...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (ОНР)

В даном  материале кратко( по месяцам) описанна проводимая работа. Особенно актуально для молодых специалистов......

план взаимодействия со специалистами

примерный план взаимодействия с узкими специалистами ДОО (музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию)...