Требования к репертуару в музыкальном воспитании дошкольников.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Парсегян Валентина Ивановна

Музыкальный репертуар в музыкальном воспитании дошкольников – это основа, на которой строится работа по музыкальному воспитанию детей. Каждый педагог имеет свой «золотой», апробированный в практике работы с детьми репертуар, который можно и нужно повторять из года в год, дополняется новыми песнями, музыкой для танцев, музыкальных игр и других видов деятельности по выбору педагогов. Каковы же требования к отбору музыкальных произведений для работы с дошкольниками? Какими критериями можно руководствоваться при самостоятельном подборе песен, музыки для танцев, игр, музыкальных сказок? Об этом и пойдет речь в данной статье.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Требования к репертуару в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкальный репертуар – это основа, на которой строится работа по музыкальному воспитанию детей. В каждой программе есть примерный список музыкальных произведений по всем видам деятельности и для каждой возрастной группы детей.  Каждый педагог имеет свой «золотой», апробированный в практике работы с детьми репертуар, который можно и нужно повторять из года в год, дополняется новыми песнями, музыкой для танцев, музыкальных игр и других видов деятельности по выбору педагогов.

 Каковы же требования к отбору музыкальных произведений для работы с дошкольниками? Какими критериями можно руководствоваться при самостоятельном подборе песен, музыки для танцев, игр, музыкальных сказок?

С этими вопросами сталкиваются все педагоги-практики, поскольку среди огромного множества музыки, которая нас окружает, нужно выбрать только самое лучшее, ценное, достойное того, чтобы предложить ребенку, увлечь его привести в Храм Музыкального Искусства.

Можно выделить три основных требования к подбору музыкального репертуара:

- художественность произведения (принцип: детям – только самое лучшее!);

- доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей;

- соответствие программным целям и задачам.

Перед тем, как более подробно рассмотреть каждое из этих требований, отметим, что музыка, которую исполняет для детей музыкальный руководитель, должна нравиться как взрослым, так и детям.  Поэтому важно при выборе  музыкального репертуара найти тот «золотой фонд», который бы нравился всем и при каждом повторении доставлял удовольствие. Например, такие  всем известные песни, как «Ах, какой хороший дедушка мороз», «Мы вокруг березки встанем в хоровод» В.Витлина, «Бравые солдаты» А.Филиппенко, «Солнышко лучистое» Р.Рустамова, «Воздушные шары» М.Карминского и др. радуют многие поколения детей и педагогов и не перестают быть востребованными.

Этот простой критерий, идущий от здравого смысла, является, как правило, основным и единственным, поэтому важно опираться еще  и на указанные выше требования, поскольку музыкальный вкус педагогов- практиков может и  подвести. Кроме того, музыкальному руководителю важно уметь объяснять родителям или другим педагогам, почему с детьми нельзя разучивать тот или другой репертуар.

         Итак, первое требование –  это отбор музыки, формирующей любовь к музыкальному искусству, эстетическое восприятие,  художественный вкус, этические и нравственные установки детей-дошкольников.

         С этим требованием, как правило, все согласны, однако конкретизировать его по отношению к детскому репертуару не всегда бывает просто. И это не значит, что в работе с детьми нужно использовать только классическую и народную музыку. В понятие художественности входят такие качества произведения, как яркость и выразительность образа, соответствие формы содержанию, точность  и оригинальность выразительных средств, и т.д. Как правило, дети интуитивно чувствуют и эмоционально откликаются на хорошую музыку, им хочется многократного повторения понравившейся им песни или пьесы. У  взрослых также наблюдается стремление к повторению понравившейся музыки (и не только музыки - все, что нравится, хочется еще и еще раз повторить, увидеть, послушать!). Действительно, такие произведения, как «Аквариум» К.Сен-Санса, «Шутка» И.Баха, «Картинки с выставки» М.Мусоргского можно слушать бесконечно!

Второе  требование связано с пониманием того, что репертуар, на котором происходит музыкальное воспитание детей,  является по сути музыкальной средой. Требования к музыкальному репертуару можно разделить на две составляющие:

  1. Соответствие возрастным особенностям детей в плане физиологии и психологии — это методические соответствия;
  2. Соответствие высоким стандартам вкуса, стиля, художественности — это духовно-эстетические составляющие

Раскрывая краткое содержание первого пункта, необходимо отметить, что репертуар во всех видах деятельности должен опираться на классические педагогические модели, которые зарекомендовали себя в длительной педагогической практике одновременно как эффективный методический и художественный материал. Классику можно петь и танцевать из года в год десять и двадцать лет подряд в разных группах, аналогично тому, как много веков подряд  читают детям сказки А. Пушкина. К подобному репертуару по пению, например, относятся песни А. Филиппенко, Т. Попатенко, Ю. Слонова, М. Красева, Е. Тиличеесвой, В Герчик.

Музыкальный руководитель, выбирая репертуар должен понимать, что нет необходимости разучивать к каждому празднику 3-4 песни: достаточно двух. Более того, одна из этих двух песен должна быть повторением прошлогодней, которую дети будут петь, как знакомую и любимую, потому что им это будет легко и приятно! То же самое относится и к танцевально-двигательному репертуару: танец или игра могут быть повторены с некоторым усложнением, например другим переходом или перестроением. Музыка, под которую в средней группе дети двигались с легкостью может стать основой для шумового оркестра и т.д. Музыкальный руководитель должен уметь учить многому на малом и даже единичном. Нагромождение песен и танцев на утреннике не является подтверждением высокой профессиональной квалификации музыканта, скорее наоборот.

Работая с дошкольниками необходимо стремиться к простоте и легкости репертуара, его чистоте, детской прозрачности и увлекательности. Музыкальный руководитель, выбирая репертуар не должен стараться угодить ни кому из взрослых. Его заботой являются только интересы и возможности детей. А его компасом является собственный профессионализм и советы хороших профессионалов.

Музыкальный руководитель должен твердо стоять на пути проникновения в дошкольный репертуар современных шлягеров, особенно взрослых и разнообразной «попсы». Различного рода танцевальные композиции на песни взрослых исполнителей о любви, предательстве, сложных эмоциях и даже юмористические (Например, песня А. Пугачевой «Эй, вы там, наверху!») должны быть под полным запретом для использования в детском саду. Ведь даже сиюминутные детские шлягеры, такие увлекательные, на первый взгляд, являются как правило временным репертуаром, который уходит навсегда через несколько лет. Кто из детей сейчас поет замечательного «Чебурашку» В. Шаинского?

Пение детьми взрослых песен караоке, часто весьма двусмысленных, которое разрослось в детских садах как агрессивный сорняк, является худшим из возможных способов сорвать детский голос, нанеся ему непоправимый вред и привить художественное дурновкусие. К этой же категории абсолютно запретного относятся, мягко скажем, «недетский жанр» восточный «танца живота» для девочек! Трудно наперед предостеречь музыкальных руководителей от всего, что еще только может появиться в эфире и на экране телевизора, но правил, как и прежде, всего два: репертуар должен быть детским и художественным. Гавот Ж. Люлли или чешская народная полька в детском всегда лучше, чем песни Р. Паулса, содержание которой понятно только взрослым.

В современном мире существует великое множество разнообразной музыки и у каждой есть свое место и предназначение, есть свои слушатели и исполнители, свои учителя и своя педагогика. Есть высокая музыка, художественная, ценность которой общемировая — ее произведения возвышаются как горные вершины над миром людей, есть примитивная, однодневно-конъюктурная — она исчезает раньше, чем ее успеваешь заметить. Есть музыка высоко духовная и одновременно очень простая. Это древнейшая, первичная музыкальная стихия, элементарная по своей природе. Она понятна детям как игра в кубики, и к ней ребенок должен прикоснуться на ранней стадии развития, так как она — залог его будущего музыкального развития. Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с высоко духовной детской музыкой, вряд ли подойдет в своем развитии к потребности общаться с хорошей музыкой, в том числе и с классикой. Его художественным горизонтом в результате примитивной репертуарной политики музыкального руководителя может навсегда остаться «Ксюша, юбочка из плюша»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС дошкольного образования: музыкальное воспитание дошкольников в свете требований стандарта.

ФГОС дошкольного образования определяет основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности детей дошкольного воз...

Мастер- класс «Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания дошкольников в рамках требований ФГОС».

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья....

Музыкальное воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС

Музыкальное воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС. Статья...

Музыкальное воспитание дошкольников: аспекты требований ФГОС

С введением Федерального государственного образовательного стандарта происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования....

каталог муз.репертуара по музыкальному воспитанию детей средней группы в летний период

Каталог муз репертуара по муз воспитанию детей средней группы в летний период - в помощь родителям и воспитателям детского сада...