Сравнительный анализ требований, предъявляемых "Типовой программой музыкального воспитания дошкольников" и ФГТ
методическая разработка по теме

Новые подходы в музыкальном воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_rmo.doc82.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение  Центр развития ребенка – детский сад №1 пос. Новый

Доклад на тему:

« Сравнительный анализ требований, предъявляемых «Типовой программой  по музыкальному воспитанию детей» и ФГТ»

                                                                                           Составила: Файрушина О.В.

                                                                                           Музыкальный руководитель

МБДОУ ЦРР-детский сад №1

пос.Новый

2012 год

        Сегодня здоровье детей (физическое, психическое и нравственное) – это самая актуальная проблема дошкольного и школьного образования России.

        Также, в каждом ДОУ имеются дети, имеющие нарушения психосоматического (от лат. «псюхе – душа, сома – тело») характера, часто болеющие дети, различные отклонения в поведении, продолжительное эмоциональное напряжение в виде страха, тоски, ненависти, отчаяния, обиды.

        Основными причинами возникновения негативных эмоций могут быть:

  1. Неправильные взаимоотношения и взаимодействия старших и младших, т.е. родителей и детей, а также педагогов;
  2. Сокращение возможности для отдыха и эмоционально-двигательной разрядки;
  3. Ослабленное здоровье ребенка;
  4. Все увеличивающиеся учебные нагрузки, не соответствующие возможностям и здоровью ребенка.

Активность и познавательная деятельность таких детей очень низкая, а те отрицательные эмоции, которые у них преобладают, блокируют функции мозга: внимание, память, мышление.

Как же помочь ребенку избавиться от душевных переживаний и получить удовольствие и радость от жизни?

Попробуем помочь ребенку средствами музыкального искусства.

Музыкальное искусство – средство формирования гармоничной личности и развития специальных и творческих способностей детей. Также, мы обращаемся к нему, как к лечебному средству, которое способно:

  1. Изменить душевное самочувствие каждого ребенка, избавить его от угнетающих переживаний, формируя взамен положительные эмоции;
  2. Привести к равновесию его жизненные ритмы (пульс, дыхание, моторику);
  3. Облегчить общение с другими детьми и взрослыми;
  4. Сформировать чувство внутреннего контроля;
  5. Развить внимание, память, мышление.

Всем известно, что целью традиционной программы музыкального воспитания является – формирование гармоничной личности и развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального искусства.

Кроме того, в программе обозначены определенные временные рамки и сроки, в которые педагогу необходимо уложить решение задач по усвоению детьми программного материала.

Это реально? Теоретически – да! А практически ? Не совсем! Почему?

Во-первых, существует возможность внезапных отклонений психофизического здоровья детей, состояния их нервной системы и нестабильность их поведения, состояния их нервной системы и нестабильность их поведения, которые срывают все заранее намеченные планы. Их заранее предусмотреть невозможно.

Во-вторых, психологи напоминают, что отрицательные эмоции, сопровождающие недомогание или плохое самочувствие, блокируют основные необходимые для развития ребенка функции мозга: внимание, память, мышление.

Поэтому, вся дальнейшая работа по формированию и развитию каких-либо умений и навыков бесполезна, т.к. мозг ребенка отключен.

        Как же быть?

        Общение с музыкой в разных видах деятельности должно приносить радость детям и удовольствие, т.е. без установки на достижение определенного результата.

        Если мы заметили у ребенка состояние усталости и переутомления, потеря интереса и желания заниматься, то нужно сразу переключить детей на другую деятельность или прекратить вообще. Продолжение работы в таком состоянии не только бесполезно, но и вредно для здоровья детей.

        А если мы видим, что ребенку интересно на занятии, то мы способствуем исправлению таких качеств личности ребенка как: неуверенность, низкая самооценка, тревожность и как следствие – пониженная стрессоустойчивость.

        Как же разнообразить музыкальные занятия и сделать их интересными?

Для этого давайте проанализируем требования, которые к нам предъявляет «Типовая программа воспитания и обучения детей в детском саду» и ФГТ.

Цель «Типовой программы воспитания и обучения детей в детском саду» - своевременное всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи:

  1. Пробуждать у детей активный интерес и любовь к музыке, знакомить их с разнообразными произведениями;
  2. Приобщать и обучать навыкам исполнения разных видов деятельности – пения, ритмического движения, игре на ДМИ;
  3. Формировать творческие проявления при инсценировке песен, танцев, игр.

Виды музыкальной деятельности:

  1. Слушание
  2. Пение
  3. Музыкально-ритмические движения
  4. Игра на детских музыкальных инструментах

Цель образовательной области «Музыка»: развитие качеств (физических, личностных, интеллектуальных), характеризующих социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, формирование ценностного отношения к музыке.

Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:

  1. Развитие разнообразных качеств ребенка;
  2. Приобщение к музыкальному искусству;
  3. Освоение ребенком музыкально-художественной деятельности.

Виды музыкальной деятельности:

  1. Слушание
  2. Исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование)
  3. Импровизация
  4. Экспериментирование
  5. Музыкально-дидактические игры

Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств. Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования.

Разработчики ФГТ предлагают раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.

Интегративные качества

Результаты психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка»

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

1. Ритмично двигается под музыку

2. Выполняет простейшие танцевальные движения

3. Играет в музыкально-подвижные игры

2. Любознательный, активный

1. Любознательный, активный

2. Проявляет интерес к музыке как средству познания эмоций, чувств, настроений, как средству самовыражения

3. Эмоционально отзывчивый

1. Эмоционально отзывается на музыкальные образы, переданные контрастными средствами выразительности

2. Понимает настроение и характер музыки, какого-либо образа

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

1. Овладевший средствами сообщения о своем настроении с помощью музыки

2. Совместная деятельность (слушание, совместное исполнение, совместное творчество, музыкально-подвижные игры)

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

1. Соблюдает культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

1. Способен решать задачи, связанные с самостоятельным выбором исполнения музыки разными способами (пение, танец, элементарное музицирование), творческой импровизации, придумыванием характеров музыкальных образов и средств выразительности, попытками элементарного сочинительства музыки

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

1. Имеет первичные представления об выразительных и изобразительных возможностях музыки, богатстве музыкальных образов, настроений и эмоциях

2. Имеет первичные представления об элементарных музыкальных формах, жанрах музыки, некоторых композиторов

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

1. Следует показу и объяснению при разучивании песен, танцев и т.д.

2. Стремится к результату музыкальной деятельности (хорошо спеть, станцевать)

3. Стремится перенести полученные умения в самостоятельную музыкальную деятельность

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками

1. Умеет, соответственно характеру музыки исполнять музыкальные произведения (песни, танцы, инструментальные пьесы в оркестре)

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. 

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный.  

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

 Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

 

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

 Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту. 

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

– овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Музыкально-художественная деятельность может развивать у ребенка и другие качества.

Психолого-педагогические задачи

Качества

Виды музыкальной деятельности

Слушание

Исполнительство

Творчество

Интерес к музыке

Развивать интерес к музыке разных жанров и направлений

Развивать интерес к участию в разных видах музыкального исполнительства

Стимулировать интерес к музыкальному самовыражению

Музыкальная эрудиция

Накапливать первичный опыт «наслушанности» музыки. Развивать музыкальный кругозор (жанры музыки)

Развивать музыкальный кругозор (знание песен, танцев, музыкальных ритмов)

Развивать стремление к тровческим высказываниям о музыке

Музыкальный вкус (избирательность)

Развивать умение выбора предпочитаемой музыки для слушания

Развивать умение выбора предпочитаемого вида исполнительской деятельности

Развивать умение выбора музыкальной основы для импровизации

Эмоциональная отзывчивость

Развивать умение понимать и интерпретировать музыкальные образы

Развивать умение создавать эмоционально-выразительные образы в песнях, танцах

Стимулировать интерес к творческому самовыражению

Умелость (певческие, танцевально-двигательные умения, умения элементарного музицирования)

Развивать умение использовать опыт исполнительской деятельности в процессе понимания и выражения воспринимаемого музыкального образа

Развивать специальные исполнительские умения

Развивать умения переноса, комбинирования для самостоятельного исполнения музыки

Самостоятельность

Развивать стремление самостоятельно слушать музыку

Развивать стремление к самостоятельному музыкальному исполнительству

Развивать стремление к сочинительству музыки

Творчество

Творческая интерпретация музыкальных образов

Развивать способности к импровизации

Развивать стремление к сочинительству музыки

     В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует  вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело, имеющее интегрированный характер.

Не нужно подходить к занятию, как к урочно-оценочной системе работы, когда педагог работает по плану, который он должен выполнить. Педагог на одной стороне, а дети – на другой. Педагог говорит и показывает, как надо, а дети повторяют. При такой системе дети постоянно «должны» и «обязаны». Запомните, вам никто не должен и никто не обязан. Невозможно заставить полюбить, можно только увлечь их, заинтересовать.

Игровая система – единственная, в которой ребенок чувствует себя непринужденно и успешно развивается.

Педагог, в свою очередь, должен находиться не «над», не «под», а участвовать вместе с детьми.

А главное – важен сам процесс музыкальной деятельности в эмоционально положительной обстановке, а не его результат, который достигается методом натаскивания и муштры. Поэтому, не важно, когда ребенок придет к хорошему результату, главное – он на пути к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ примерных образовательных программ

Сравнительный анализ примерных образовательных программ, переработанных (или специально написанных) в соответствии с ФГТ: "От рождения до школы", "Истоки", "Детство" и "Успех". Описаны концептуальные ...

Диаграмма сравнительного анализа усвоения детьми программы.

Диаграмма сравнительного анализа усвоения детьми образовательных программ....

Сравнительный анализ обще- образовательной программы по музыке ФГОСа и музыкального направления ФГТ.

Сравнение содержания образовательных курсов по музыке в школе и в детском саду....

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ: С ФГТ И ФГОС

В работе анализируются различия требований к структуре Программ дошкольного образования в соответствии с ФГТ и ФГОС...

Сравнительный анализ требований ФГТ и ФГОС ДО Информационно-аналитическая карта

Цель:  определение ключевых изменений, принципиальных позиций. Объект измененияФГТФГОС ДОПредмет регулированиянормы и положения, обязательные при реализации ООП ДО образовательными учреждени...

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ТРАДИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ И ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТАННОЙ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье дан сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования....

Сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования

Презентация к статье "Сравнительный анализ принципов традиционной программы  и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования"...