Проект "Ой ты барышня Матрешка"
проект (старшая, подготовительная группа)

Проект "Ой ты Барышны Матрешка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект"Ой ты барышня Матрешка"216 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 830»

          125362, г. Москва, ул. Большая Набережная, д.23, тел./факс: 8-495-491-13-45

ИНН/КПП 7733826016/773301001    ОГРН 1127747247100   ОКПО 13265763    E-mail: 830@edu.mos.ru

ПРОЕКТ

«Ой ты барышня матрешка »

Составитель:

                                                     Самсонова Ю.М.

воспитатель I кв. категории

Москва 2019г

Москва, 2018 г.

Паспорт проекта «Ой ты барышня матрешка».

Вид проекта: познавательно - творческий

Продолжительность проекта: Среднесрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность проблемы:

Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.

Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание совей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.

Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.

Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.

Проблема: У детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская», «Загорская», «Полхов - Майданская», «Вятская» и др.). Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.

Цель проекта: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой. 

Задачи проектной деятельности:

  1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
  2. Научить украшать матрёшку, используя разные техники: акварель, пластилинография.
  3. Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России,  народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
  4. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
  5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Обеспечение проектной деятельности:

  • Методическое:

Программно-методический материал:

  • От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  • Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской, М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
  • Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Мосалова Л. Л. СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011 г.
  • Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. Потапова Т. В. М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
  • Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
  • Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010 г.
  • Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996 г.

Интернет – ресурсы:

http://dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor - «Матрешка - история любимой русской куклы»

http://www.vipdoll.ru/ - «История матрешки. Технология изготовления»

http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/ - «Русская матрешка»

  • Материально-техническое:

Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:

  • Сюжетно – ролевые игры: «Музей народной игрушки», «Магазин «Сувениры», «Завод изготовления матрешек», «Ярмарка».
  • Уголки: Уголок ряжения (платочки, фартуки, ленты и др.), кукольный уголок (куклы, одежда и наряды для кукол);
  • Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Отгадай роспись матрешки», «Хоровод матрешек». 
  • Наглядные пособия: альбом «Матрешки», «Русская роспись», алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки» и др.
  • Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;
  • Материал для музыкальной деятельности: компакт – диски с песнями и музыкальными композициями по теме проекта.
  • Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке: В. Берестов «Матрешкины потешки», В. Приходько «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…», С. Иванов «Барышня - матрешка», Н. Салов «Матрешка»
  • Выносной материал и игрушки для прогулки: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.
  • Прочие материалы и оборудование: грамоты и благодарности, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.

Предполагаемый (ожидаемый) результат:

Дети буду иметь знания и умения:

  1. Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.
  2. Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).
  3. Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую матрешку.
  4. Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.
  5. У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.
  6. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.
  7. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
  8. Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.

Гипотеза проекта: если  создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о русской народной игрушке – матрешке, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси, изготовлении матрешки, желание украшать матрешку при помощи росписи, в различных техниках (акварель, гуашь, пластилинография, аппликация и др.), ценить матрешку как культурный символ России.

У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России (создание альбомов с иллюстрациями о народных промыслах России, подбор художественных произведений, создание мультмедийных презентаций о промыслах России, участие в создании мини - музеев и др.)

Формы реализации проекта:

  • непосредственно – образовательная деятельность
  • прогулки
  • наблюдения
  • чтение художественной литературы
  • совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные, сюжетно - ролевые игры)
  • художественная деятельность
  • рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийных презентаций
  • самостоятельная игровая деятельность детей
  • трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)

Этапы работы над проектом:

Этап первый:

1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, возможности детей в познании народной игрушки – матрешки.

2. Определение задач.

3. Изучение программно-методического обеспечения.

Этап второй:

1. Определение структуры образовательной деятельности.

2. Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности.

Этап третий:

1. Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности.

2. Реализация плана и основных направлений проекта.

Этап четвёртый:

1. Презентация работы.

Содержание проектной деятельности.

Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности.

  • Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке. (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.)
  • Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке, о впечатлениях и приобретенных знаниях в ходе проекта.
  • Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.
  • Совместно с родителями:

- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.

- Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Хоровод матрешек», «Русская матрешка», «Матрешка руками семьи».

Вид деятельности,

формы работы

Задачи

I. Прогулки.

1. Расширять кругозор детей об окружающем мире, дать понятие, что природный материал может служить для изготовления различных игрушек (н-р, дерево для народных игрушек - матрешек и др.)

2. Учить составлять творческие рассказы о том, как мастера готовят материал для изготовления матрешки.

3. Развивать речь, мышление, фантазию, расширять словарный запас.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

II. Наблюдение (на прогулке):

1.  За деревьями

1. Расширять кругозор о деревьях, их особенностях и внешнем виде, пригодных для изготовления деревянных игрушек (матрешки).

2. Вызвать эмоциональный отклик на чувство сопричастности к окружающему миру.

3. Воспитывать чувства доброты, бережного и заботливого отношения к природе.

3. За играми детей на прогулке.

1. Дать понятие о том, что на прогулке играть можно с игрушками из пластмассы, дерева, металла, но игрушки народного промысла в играх во время прогулки использовать нельзя.

2. Расширять кругозор детей о том, что можно использовать природный материал (снег, песок и др.) для постройки (н-р, матрешки из снега и др.).

2. Учить строить матрешку из снега, используя для украшения льдышки, бросовый материал, для росписи – гуашь, тушь, акварель и др.

3.Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, коммуникативные способности в ходе совместной деятельности.

IV. Непосредственно – образовательная деятельность

  • Мультимедийная презентация «Русская матрешка»

1. Познакомить с историей возникновения матрешки на Руси, видами, изготовления и росписи матрешки, музея матрешки в Москве.

2. Развивать познавательный интерес к культуре России, ее традициям, символам.

3. Способствовать развитию художественно – эстетического вкуса.

4. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие Отечества.

  • Мультимедийная презентация «Матрешки на Руси, их виды и росписи»

1. Познакомить с видами, росписью матрешек на Руси.

2. Развивать познавательный интерес, восприятие художественных образов народного искусства.

3. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям русского народа.

4. Прививать чувство сопричастности к Родине, ее историческим и культурным ценностям, символам.

  • «Расскажем о матрешке»

1. Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке.

2. Развивать монологическую и связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие.

3. Воспитывать доброжелательное  уважительное отношение к рассказам сверстников.

  • Игра – путешествие «В мире матрешек»

1. Расширять кругозор о видах матрешки, использовании различных материалов при изготовлении, использовании матрешки в жизни человека.

2. Развивать мышление, познавательный интерес, диалогическую речь, коммуникативные способности, воображение.

3. Воспитывать доброжелательность, целеустремленность, ответственность, уважение к сверстникам и взрослым.

  • «Хоровод матрешек» (музыкальная деятельность)

1. Вызвать у детей позитивный, эмоциональный настрой на разучивание нового танца -  «Хоровод матрешек».

2. Развивать чувство ритма, такта, музыкальное восприятие, используя народные инструменты (деревянные ложки).

3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

    V. Ознакомление с художественной литературой.

Разучивание стихотворений, частушек, загадок о матрешках.

1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения.

2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке.

3. Развивать память, мышление, речь.

4. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.

VI. Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей)

  •  «Самая красивая матрешка» (пластилинография)
  • «Русская матрешка» (изодеятельность)
  • Раскрашивание раскрасок по теме проекта.

1. Учить наносить пластилин (акварель) на готовый шаблон, изображая образ матрешки.

2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью  пластилина, акварели, используя элементы росписи (тонирование, мазки, нанесение тонких линий, округлых форм, инкрустирование пайетками и др.)

3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками.

5. Развивать творчество, воображение, фантазию.

6. Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки.

VII. Трудовая деятельность:

- трудовые поручения

- самообслуживание

- коллективный труд

- дежурство

1. Закреплять умения по подготовке к занятию: раздача материала (пластилин, доски, стеки, салфетки, акварель, кисти, стаканчики с водой, клеенка и др.)

2. Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать художественные принадлежности после занятий.

3. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по группе, столовой.

4. Воспитывать чувство ответственности, уважения  к труду взрослых и сверстников.

VIII. Взаимодействие с родителями:

  • родительские встречи;
  • подборка художественной литературы (стихотворения, рассказы), иллюстраций, картинок о матрешках.
  • изготовление поделок «Матрешка вместе с мамой»
  • организация выставки «Русская матрешка»
  • папки – передвижки:

«Что мы знаем о русской матрешке?», «Русская матрешка – потенциал развития ребенка».

1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта.

2. Приобщать родителей к воспитательному процессу.

3. Оказывать педагогу психологическую и дидактическую помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми.

4. Создать эмоциональный настрой.

Итоговые мероприятия:

  • Выставка творческих работ «Хоровод матрешек», «Русская матрешка».
  • Презентация проекта «Русская матрешка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой проект "ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА - МАТРЕШКА"

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ТИП ПРОЕКТА: групповой, краткосрочный, игровой, познавательно – речевойУЧАСТНИКИ: дети, родители воспитанников, педагоги МБДОУСРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: II неделя каждого месяцаАКТУАЛЬНОСТ...

Проект "Наша русская матрешка"

При проведении данного проекта дети познакомятся с историей создания русской матрёшки, ее видами, особенностями росписи. Через игрушку мы приобщаем детей к национальной русской культуре. В проекте уча...

Педагогический проект. «Народная игрушка- матрешка»

Данный разработанный материал поможет осуществить с дошкольниками работу по изучению народных истоков нашей страны, а именно историю народной игрушки - Матрешки....

Конспект НОД к проекту Музей «Русской матрешки» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация. «Наряди Матрешку»

Данный вид аппликации можно использовать и с детьми более старшего возраста, таких матрешек можно сделать и использовать в качестве закладок для книг, данный вид аппликации интересен тем , что мы испо...

конспект ООД "Барышня - матрешка"

Знакомство малышей с народными промыслами русского народа - игрушкой матрешка...

Проект "Дымковская барышня"

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью....

Проект "Дымковская барышня"

Романова Ирина Геннадьевна Проект «Дымковская барышня» (подготовительная группа)Тип проекта : познавательно – творческийВид проекта : краткосрочныйУчастники...