Как развить коммуникативные умения старших дошкольников в условиях экологических проектов?
статья (старшая группа)

Большакова Светлана Вадимовна

Результаты многочисленных исследований показывают, что у большинства дошкольников, коммуникативные умения сформированы на среднем уровне. Например, Людмила Филипповна Обухова и Инна Александровна Корепанова в своём исследовании утверждают, что большинство детей старшего дошкольного возраста отстают в общении со взрослым, что у них преобладает форма общения, которая соответствует младшему дошкольному возрасту.

Анализ существующих исследований, посвященных проблемам развития коммуникативных умений, показывают, что экологические проекты действительно обладают потенциалом развития коммуникативных умений.

Так, в работах Натальи Александровны Наумовой подчеркивается, что участие подростков в экологических проектах, оказывает положительное влияние на социализацию личности, на формирование нравственного компонента экологической культуры. Даже сами ребята замечают в себе изменения, они становятся командой, общаются, поддерживают и помогают друг-другу и окружающим в трудную минуту.

Вместе с тем, исследований, где бы экологические проекты стали средством развития коммуникативных умений дошкольников в настоящее время массово не представлено, это и обусловило выбор темы моего исследования.

Целью моего исследования стало обосновать и разработать методические рекомендации для педагогов дошкольного образования по использованию экологических проектов в развитии коммуникативных умений старших дошкольников.

Анализ теоретических исследований по заявленной проблеме показал, что коммуникация — это сложный процесс взаимодействия между людьми, это всегда диалог, всегда умение договариваться, а также работать с информацией и распределять её между собой.

Для эффективности процесса коммуникации важно обладать целым арсеналом коммуникативных умений, что позволяет правильно и доходчиво передать информацию собеседнику на словах, с помощью жестов, действий, а также понять собеседника и принять его мотивы и установки.

Для развития коммуникативных умений, я предлагаю технологию проектной деятельности.

Александр Леонидович Блохин в своей работе указал, что под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Проектная деятельность рассматривается многими исследователями как важное средство развития старших дошкольников. Мне удалось выявить, что экологический проект в структуре видологии проектов не приставлен в дошкольном образовании широко. Вместе с тем, многие авторы утверждают, что именно экологический проект позволяет эффективно решить задачи образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».

Также, анализируя структуру экологического проекта Николина В.В.:

  1. постановка цели: выявление проблемы, противоречия, формулировка гипотезы;
  2. обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
  3. самообразование при помощи педагога;
  4. продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
  5. исследование: решение поставленных задач, компоновка;
  6. обобщение результатов, выводы;

анализ успехов и ошибок.

мы можем видеть, что экологический проект, действительно эффективное средство развития коммуникативных умений, а именно, дети предполагают различные варианты исследования проблемы, они общаются друг с другом, могут распределять между собой обязанности, а также анализировать свои ошибки, ошибки товарища и найти альтернативу решения проблемы.

Подробно изучив теоретическую составляющую развития коммуникативных умений старших дошкольников, мной было установлено, что:

-         На сегодняшний день коммуникативные умения старших дошкольников слабо развиты;

-         Экологические проекты используются, как одно из эффективных средств развития коммуникативных умений.

Я решила выявить особенности процесса развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Мои задачи были следующие:

  1. Определить особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников;
  2. Изучить специфику организации процесса развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, в том числе путем применения экологических проектов.

Анализируя результаты решения первой задачи, я пришла к выводу, что у 50% детей данной группы уровень развития коммуникативных умений находится на низком уровне.

У 45% группы коммуникативные умения развиты на среднем уровне.

И только 5% группы имеют высокий уровень развития коммуникативных умений.

Организация образовательного процесса, направленного на развитие коммуникативных умений, ведётся, но не системно и регулярно, т.к. один воспитатель поддерживает и развивает коммуникативные умения детей, а второй нет.

В календарном планирование указана разнообразная деятельность детей, которая развивает коммуникативные умения, это различные игры, исследовательская деятельность, а также индивидуальная работа, но способы и приемы развития коммуникативных умений не всегда учитывают возможности, потребности и интересы детей, что не позволяет инициировать желание включаться в предложенные воспитателем задания.

Опираясь на полученные результаты, я разработала методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми 5-6 лет, направленные на развитие коммуникативных умений средствами экологических проектов, они представлены отдельным документом.

В основу моей разработки методических рекомендаций я положила следующие идеи:

  • Коммуникативные умения детей могут развиваться только в активной деятельности.

Только когда ребёнок что-то делает, что-то повторяет, только тогда он запоминает как нужно вести себя в определённой ситуации, т.е. ему нужна практика.

  • Коммуникативные умения детей могут развиваться только в том случае, если используются такие формы работы, как подгрупповые и командные.

Развитие коммуникативных умений невозможно без собеседника, поэтому предлагается использовать командные и подгрупповые формы работы, т.к. в них происходит диалог, полилог, что развивает эти умения.

  • Коммуникативные умения детей могут развиваться только в том случае, если этими умениями обладает сам воспитатель.

Педагог для детей – это всегда эталон. Дети своими поступками, разговорами подражают взрослым, они копируют их поведение. Т.к. большое количество времени ребята проводят в детском саду, то главный пример в общении для них становится воспитатель. 

  • Коммуникация провоцируется совместными интересами и желанием детей включиться в совместную деятельность по разрешению каких-либо задач.

Коммуникация возможна в случае, если дети заинтересованы чем-то, т.е. интересы детей в рамках коммуникации совпадают. Если интересы совпадают, то дети активно взаимодействуют друг с другом, а если же нет общих интересов, то и коммуникации никакой не происходит.

Ещё, методические рекомендации позволяют педагогу уточнить понятия «Коммуникативные умения», «экологические проекты». Я постаралась объяснить воспитателям, почему сегодня важно развивать коммуникативные умения в детском саду. Ведь современные родители на столько погружены в работу, что не находят времени на общение с ребёнком, и даже не дают ему возможности общаться с друзьями.

Далее предлагаю интересные формы работы с детьми в условиях экологических проектов, которые провоцируют развитие коммуникативных умений дошкольников.

А также посчитала уместным рассказать воспитателям про условия, благодаря которым экологический проект будет реализовываться.

Представила пример экологического проекта, который позволяет педагогу наглядно увидеть каким образом на каждом этапе проекта можно развивать коммуникативные умения детей.

И конечно же, если у педагогов остались вопросы, предложила ознакомится с дополнительной литературой по данной теме.

Предполагаю, что данные рекомендации, помогут воспитателям в работе с детьми, что они заставят задуматься о будущем своих воспитанников, а также педагоги узнают что-то новое для себя и своих воспитанников и конечно же будут применять на практике.

«Благодарю за внимание!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx1.92 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников

Итоговая работа по курсовой подготовке...

Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии формирования иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников на занятиях по английскому языку

В современном мире существует потребность в интеграции обучения иностранному языку в образовательную деятельность дошкольных организаций, т.к. расширение межгосударственных связей, возможностей общени...

Проектная деятельность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников

Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психическог...

Роль сюжетно – ролевой игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, ...

Развитие коммуникативных умений у дошкольников в условиях инклюзии.

В данный период большинство родители детей с ОВЗ и инвалидностью настаивают на их включении в общеобразовательные учреждения для получения более качественного образования и эффективной адаптации к жиз...