Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии формирования иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников на занятиях по английскому языку
проект (подготовительная группа) на тему

Солдатенко Ксения Юрьевна

В современном мире существует потребность в интеграции обучения иностранному языку в образовательную деятельность дошкольных организаций, т.к. расширение межгосударственных связей, возможностей общения между народами требует формирование нового типа личности, способной к иноязычному взаимопониманию.

В соответствии с ФГОС ДО в качестве интегративной цели в процессе обучения выдвигается формирование коммуникации старшего дошкольника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности.

Проект разработан для педагогов дошкольного образования и содержит в себе педагогический и методический материал для построения НОД с детьми в процессе изучения нового языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx40.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии формирования иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников на занятиях по английскому языку»

 

Проект выполнен

Солдатенко Ксенией Юрьевной

воспитателем

МБДОУ ЦРР д/с№13 «Тополек»

 г.Ликино-Дулево

Орехово-Зуевского муниципального района

2015 г.

Актуальность проекта.  В современном мире существует потребность в интеграции обучения иностранному языку в образовательную деятельность дошкольных организаций, т.к. расширение межгосударственных связей, возможностей общения между народами требует формирование нового типа личности, способной к иноязычному взаимопониманию.

В соответствии с ФГОС ДО в качестве интегративной цели в процессе обучения выдвигается формирование коммуникации старшего дошкольника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности.

Раннее изучение английского языка в условиях дошкольной организации имеет огромное значение для развития у детей чувственного восприятия нового языка в процессе устного общения и комплекса способностей, необходимых для дальнейшего успешного обучения в начальной школе.

Цель проекта – формирование иноязычных коммуникативных умений старшего дошкольника.

Иноязычные коммуникативные умения представляют собой способности ребенка к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками с помощью лексики иностранного (английского) языка.

Задачи проекта:

Образовательные:

- формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с англоязычными людьми;

- расширение лингвистического кругозора дошкольников (овладение первичной коммуникацией на втором языке);

-приобщение к культуре стран изучаемого языка;

- формирование элементарного осознания явлений языка и речи;

- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для преодоления дальнейшего психологического барьера;

Развивающие:

-развитие элементарных навыков устной речи на иностранном языке;

- формирование личностных качеств, эмоциональной сферы дошкольника, его внимания, памяти, мышления и воображения в процессе участия в игровой коммуникативной деятельности;

- развитие познавательных способностей, плюралистического мировоззрения, овладение умением работать в паре, в группе.

Воспитательные:

-воспитание активности, дисциплинированности и наблюдательности;

- воспитание любви и интереса к английскому языку - формирование социокультурной осведомленности;

- воспитание дружелюбного отношения к представителям других стан;

- воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора.

Реализация проекта.

  1. Организация коммуникативной деятельности на занятиях по английскому языку. Обучение иностранному языку в условиях ДОО (ДОУ) носит деятельностный характер (Е.И. Пассов), поскольку речевое общение осуществляется посредством коммуникативной деятельности в условиях сотрудничества педагога и дошкольников.

Согласно ФГОС ДО коммуникативная деятельность – это «форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [5, с. 38].

        Выделим формы коммуникативной деятельности в процессе обучения новому языку в условиях дошкольной организации в таблице №1:

Таблица №1.

Формы коммуникативной деятельности в процессе обучения иностранному языку

Формы коммуникативной деятельности

Непосредственно образовательная коммуникативная деятельность

Самостоятельная коммуникативная деятельность детей

- Чтение художественной литературы на иностранном языке;

- игровые обучающие ситуации;

- общение педагога с детьми на иностранном языке;

- обсуждение;

- рассказ;

- беседа;

-хоровое проговаривание отдельных слов, фраз;

- словесная игра на прогулке;

- дидактическая игра;

- интегративная деятельность;

-игра-драматизация;

- показ и драматизация настольного театра;

- разучивание стихотворений, рифмовок, скороговорок;

- просмотр и обсуждение мультфильмов, презентаций на английском языке;

- театрализованная игра;

- режиссерская игра;

- творческие игры (игры с игрушками, картинками);

- работа с карточками, игрушками, картинками;

- прослушивание и пение песен на английском языке;

-игры с пением на английском языке;

- упражнения в освоении танцевальных движений под песенки на английском языке;

- рисование, раскрашивание с проговариванием английской лексики;

- работа с магнитной английской азбукой;

- выполнение занимательных заданий;

- проектная деятельность;

-викторины, конкурсы, КВНы, открытые вечера, праздники и пр.

- Сюжетно-ролевая игра;

- подвижная игра с текстом;

- игровое общение;

- хороводная игра с пением;

- игра-драматизация;

- прослушивание художественных произведений, рифмовок, скороговорок и отгадывание загадок;

- дидактическая игра.

- выполнение творческих, проектных заданий (коллективных в группе детского сада и самостоятельных с помощью педагога и родителей).

-работа с аудио/видео материалом;

- прослушивание и пение песен на английском языке;

- коллективная творческая работа;

- общение детей друг с другом;

-самостоятельная коммуникативная деятельность детей в домашних условиях.

        

  1. Организация коммуникативного взаимодействия педагога на дошкольников. Деятельностный подход в обучении является современным требованием к дошкольному образованию, который подразумевает активное коммуникативное взаимодействие педагога и детей.

К формам коммуникативного взаимодействия на занятиях по иностранному языку относятся:

- Диалог/ дискуссия. Педагог организует обсуждение игры, занимательного задания, определенной темы или проблемы занятия, направляя и формулируя реплики детей.

- Беседа. Педагог предъявляет и разъясняет новый иноязычный материал, затем дошкольники отвечают на вопросы педагога, свободно высказывая свою точку зрения.

- Опрос. Педагог формулирует и задает вопросы, оценивает ответы детей. Не исключается разъяснение непонятных для ребят моментов.

- Тренинг. Педагог формирует у детей коммуникативные способности через систему дидактических игр и заданий.

- Командная работа. Педагог формирует команды из ребят, проводит игры, конкурсы, викторины и т.п., направленные на усвоение иноязычного материала, организуя коммуникативную деятельность в каждой из команд.

- Проектная/поисковая деятельность. Педагог формирует поисковые группы детей, для выполнения прикладного проекта на поставленную тему. Далее организует работу, как среди детей, так и их родителей, оказывая помощь в поиске, оформлении и подачи материала.

- Игровая деятельность. Коммуникативное воздействие в дошкольном возрасте основано на использовании педагогом системы дидактических игр с элементами сюжетно-ролевых.

        Данные формы взаимодействия способствуют формированию  иноязычных коммуникативных умений, навыков самостоятельной работы ребят, а также служат подготовкой к выполнению проектных заданий в начальной школе.

  1. Работа над мотивацией старших дошкольников к изучению иностранного языка. Основным мотивом участия или неучастия ребенка в образовательном процессе – наличие или отсутствие интереса. В связи с этим совместная деятельность преподавателя и детей на занятиях по английскому языку строится на:

- субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;

- диалогическом общении взрослого с детьми;        

- продуктивном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками;

- партнерской форме организации образовательной деятельности;

- использованием педагогом занимательных видов деятельности (игры, конкурсы, праздники, проекты, просмотр мультфильмов и т.д.).

        Содержание работы в процессе образовательной деятельности состоит из хорошо знакомых и легких для детского восприятия тем: «Знакомство», «Что я умею делать», «Домашние и дикие животные», «Игрушки», «Одежда», «Цвета», «Части тела», «В школе» и др.

4. Работа по формированию иноязычных коммуникативных умений дошкольников (схема №1):

Схема №1.

Направления формирования иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников

                Обучение фонетике английского языка: различение на слух звуков

иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах, особенностей интонации.  Педагог иностранного языка должен показать дошкольникам своеобразие языковой ритмики и мелодики.

                Помимо этого фонетика включает в себя навыки аудирования (умение слушать и слышать речь на английском языке, стараться её понять, используя полученные на уроке знания); артикуляции (адекватное произношение звуков иностранного языка). Каждый звук имеет  игровое обоснование его произнесения, как на основе звукоподражания, так и по сходству действий.

                Обучение говорению включает совокупность задач, которые ставит педагог: обучение дошкольников общаться по-английски между собой или со взрослыми в пределах игровой, учебной, бытовой ситуаций; формирование умений монологической и диалогической речи.

                Обучение монологу осуществляется через составление фраз на примере высказываний взрослого.

                С начала учебного года дети привыкают как к полным грамматическим формам, так и к сокращенным, разговорным. Ребенок учится с первых шагов пользоваться естественными речевыми моделями, характерными именно для разговорной речи.

                При обучении диалогу старшие дошкольники учатся выполнять определенные коммуникативные задачи, а именно:

  • начать и закончить разговор, то есть поприветствовать и ответить на приветствие, попрощаться, ответить на прощание или предложить вместе совершить какое-либо действие, а также выразить просьбу или пожелание;
  • внимательно слушать и адекватно реагировать на высказывание преподавателя или другого ребенка;
  • правильно задать вопрос и уметь на него ответить;
  • выразить согласие или отказ от выполнения действий;
  • побудить к выполнению действия;
  • выразить радость или неудовлетворение;
  • соблюдать культуру общения в речевом поведении (не перебивать собеседника).

                Для ознакомления дошкольников с английским алфавитом используются карточки с буквами; изображением и названием предмета, начинающегося на эту букву; песенный, стихотворный материал. Твердое знание последовательности букв алфавита используется в дальнейшем при работе со словарем, а также является важным критерием при обучении чтению. 

                В процессе образовательной деятельности по иностранному языку старшие дошкольники учатся не только правильному произношению слов, но и грамотному построению английской фразы для передачи своей или чужой мысли. Поэтому работа по активизации словаря имеет огромное значение и сопровождает весь процесс изучения нового языка.  

                В содержание  образовательной деятельности по иностранному языку также включается набор традиционных речевых выражений, повторяющихся высказываний, которые используются в повседневной жизни:

- в режимных моментах (приветствие, прощание, одевание, раздевание и пр.);

- в ходе занятий (управление поведением ребенка, контроль понимания, поощрение, порицание и др.);

- в игре (распределение ролей, очередность, результат игры и т.д.).

                Главная цель в процессе обучения лексике английского языка – познать не максимум слов, а их минимум, необходимый для подготовки к чтению.

                Обучение лексике взаимосвязано с обучением грамматике: дети учатся не только грамотно произносить слова и понимать их значение, но также грамматически правильно выстраивать эти слова в предложении. Данной цели служат программы и курсы обучения различных авторов.  

  1. Использование методов формирования иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников (таблица №2):

Таблица №2.

Методы формирования иноязычных коммуникативных умений дошкольников

1. Методы накопления содержания детской иноязычной речи:

2. Методы, направленные на закрепление и активизацию иноязычной лексики:

- общение ребенка с педагогом и сверстниками на занятиях;

-перевод с языка на язык (является компонентом отдельных игровых упражнений или возникает спонтанно в ходе занятия);

- чтение, рассказывание художественных произведений, придумывание нового названия;

- хоровое проговаривание,  заучивание слов, словосочетаний, предложений наизусть (стихи, песенки, рифмовки, скороговорки);

- тренинг: ответы детей на вопросы учителя, сверстников;

- беседа;

-словесные дидактические игры;

- метод выбора оптимального решения: коллективный диалог по поводу принятия решения, убеждение и аргументация;

- метод стимулирования творческой и коммуникативной деятельности: высказывание детьми оригинальной идеи, вопроса, проблемы, придумывание коммуникативных ситуаций;

- повторение;

- объяснение, разъяснение, поощрение;

- соревнование;

- рассказывание по игрушкам, картинам, диалог с игрушкой;

- разыгрывание коммуникативных ситуаций, диалогов;

- пример речевой деятельности педагога (детей);

-просмотр и обсуждение мультфильмов, презентаций на английском языке;

-наблюдение: непосредственное наблюдение и его развновидности (наблюдение с помощью средств телекоммуникации, прессы, экскурсии и т.д.,); опосредственное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, презентаций, видео);

-показ настольного театра;

-рассматривание наглядных материалов;

- демонстрация изобразительной наглядности педагогом (пособий, иллюстраций, репродукций, картинок, игрушек, карточек и т.д.);

-приучение: формирование определенного поведения и дисциплинарности на занятиях, используя традиционные речевые высказывания (приветствие, прощание, счет и др.).

- дидактические игры (предметные, словесные, музыкальные, ритмические, настольно-печатные, игры-занятия);

-подвижные игры с текстом;

-игровая обучающая ситуация: ситуация-иллюстрация (разыгрывание сценок),  ситуация-упражнение (выполнение игровых действий согласно игровому сюжету),  ситуация-проблема (активное участие в принятии правильного речевого поведения в игре); ситуация-оценка (анализ и оценка собственной коммуникативной деятельности);

- хороводные игры с пением;

- творческие игры (игры с игрушками, картинками);

- игры-драмматизации;

- инсценировки;

- дидактические упражнения;

- работа с карточками, игрушками, картинками;

- выполнение занимательных заданий;

-рисование, раскрашивание, лепка, аппликация с проговариванием английской лексики;

- работа с магнитной английской азбукой;

- прослушивание и пение песен на английском языке;

-игры с пением на английском языке;

-работа с аудио/видео материалом;

- упражнения в освоении танцевальных движений под песенки на английском языке;

- организация физминуток (дыхательные упражнения, упражнения йоги с использованием английской лексики. Упражнения на расслабление, танцы под музыку и т.д.);

-интегративная деятельность;

-выполнение творческих, проектных заданий (коллективных в группе детского сада и самостоятельных с помощью педагога и родителей).

  1. Работа с родителями (законными представителями) дошкольников.

                Педагог по английскому языку выстраивает образовательную деятельность с детьми, опираясь на помощь и сотрудничество с родителями. При этом одной из современных форм взаимодействия с семьями воспитанников  является родительское собрание, главное предназначение которого - ознакомление родителей с деятельностью кружка английского языка, с результатами диагностики; быстрое получение разнообразной информации о детях, изменениях режима работы кружка и т.д.

        Большое место в работе с родителями занимают наглядные формы педагогической и методической пропаганды, которые позволяют доносить справочный и информационный материал (стенды, родительские уголки,  памятки, буклеты, записки, благодарственные письма, объявления, тематические выставки, медиатека и др.).

                        Также  формами работы с семьей являются оказание ей помощи через совет, консультации, семинары; поручения, просьбы и т.д.

        Важная форма партнерства – совместная деятельность педагога английского языка, родителей и детей. Совместной является деятельность, возникающая при  объединении людей для достижения общих целей (утренники в детском саду, творческая мастерская, тематические вечера, посиделки, акции, конкурсы, викторины, прогулки и экскурсии, проектная деятельность и др.).

Ожидаемый результат.

        Иноязычные коммуникативные умения детей на этапе завершения обучения английскому языку в условиях дошкольной организации представлены в таблице №3.

Таблица №3.

Иноязычные коммуникативные умения детей на этапе завершения обучения английскому языку

Иноязычные коммуникативные умения

Старший дошкольник

Используемые виды иноязычной речевой деятельности

Знает

Умеет

Владеет

- о роли и значимости языка в поликультурном мире;

- о строе английского языка и его отличиях от родного;

- о стране изучаемого языка, ее традициях и обычаях;

- о произведениях зарубежного фольклора.

- общаться с носителями языка с учетом ограниченных речевых возможностей и потребностей в устной форме общения.

- способами взаимодействия с окружающими людьми;

-разными видами иноязычной речевой деятельности;

-речевыми средствами общения.

-монолог;

-диалог;

-говорение;

-аудирование;

- учебная беседа;

-ответы на вопросы;

-рассказ;

-обсуждение;

-рассуждение;

-оценивание;

-аргументация собственных мыслей.

        

        Подводя итоги проекта, отметим, что главным результатом раннего обучения иностранному языку является обретение детьми личностных качеств, ценностных ориентаций и способностей, которых не было ранее, это – становление дошкольника как человека культуры: культуры нравственной, речевой, культуры общения и труда.

Список литературы

  1. Веракса, Н. Е.Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозайка-Синтез, 2006
  2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003
  3. Пассов, Е. И. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация): методическое пособие для русистов/ Е. И. Пассов, Л. В. Кибирева, Э. Колларова. – СПб.: Златоуст, 2007
  4. Протасова, Е.Ю.  Обучение дошкольников иностранному языку. Программа «Little by little»/ Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина. – М.: Карапуз-Дидактика, 2009
  5. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах//Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014
  6. Скоролупова, О. А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. - М: Издательство «Скрипторий 2003», 2014
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ. Старшая группа. Тема: "Кто я? Я не похож на других."

Дети будут учиться  осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими деть...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии "Са-ФИ-Дансе"

Сюжетное занятие во второй младшей группе с использованием оздоровительной технологии...

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность с использованием технологии ИКТв подготовительной группе на тему: «Путешествие в космос»

конспект : Интегрированная образовательная деятельность на тему "Путешествие в космос" Приорететная  образовательная деятельность - познание. интегрируемые образовательные области - коммуни...

Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.

Работа по технологии ТРИЗ дает возможность широкого использования ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) обучения. Особенностью использования ИКТ на занятиях  является работа с образами п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии проблемного обучения по образовательной области: познавательное развитие для средней группы на тему: «Наши любимые игрушки»

Цель: расширить представления детей о свойствах водыЗадачи:ОбразовательныеДать знания о том, что от температуры воды зависит скорость таяния льда.Создавать условия для расширения представлений детей о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности во второй младшей группе Тема: «Волшебная вода»

Цель: познакомить детей со свойствами воды;вовлекать детей в экспериментально исследовательскую деятельность;развивать умение работать в группе;активизировать и обогащать словарь детей;воспи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности «Удивительный песок»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.Задачи:Образовательные:1. Познакомить со свойствам...