Познавательно – исследовательский проект «Такой разный шоколад»
проект (старшая группа)

Ханахмедова Роза Михайловна

Трудно найти ребёнка, который не любил бы шоколад. А как часто мы слышим просьбы детей купить вкусную шоколадку. Но, как мы выяснили, дети ничего не знают о том, откуда пришёл к нам шоколад, из чего и как его делают, и как можно сделать шоколад своими руками, и никто из них не задумывался, что сам шоколад совершенно не сладкий, а даже наоборот, горький.

Поэтому мы решили вместе с детьми узнать историю возникновения шоколада, какими свойствами он обладает, кем и когда был придуман и как его можно приготовить самим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_shokolade.docx129.63 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному направлению развития детей»

Познавательно – исследовательский проект

«Такой разный шоколад»

с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте 5 – 6 лет

 

Составили:

Катасонова Ольга  Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории
Ханахмедова Роза Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории

                                                     

г. Шарыпово

Проект «Такой разный шоколад»

Актуальность: Шоколад - один из самых популярных и любимых продуктов в мире.  Это лакомство знакомо всем с детства: черный, белый, молочный, пористый, с добавками и без – у каждого есть любимый вкус и любимая фирма. Трудно найти ребёнка, который не любил бы шоколад. А как часто мы слышим просьбы детей купить вкусную шоколадку. Но, как мы выяснили, дети ничего не знают о том, откуда пришёл к нам шоколад, из чего и как его делают, и как можно сделать шоколад своими руками, и никто из них не задумывался, что сам шоколад совершенно не сладкий, а даже наоборот, горький.

Поэтому мы решили вместе с детьми узнать историю возникновения шоколада, какими свойствами он обладает, кем и когда был придуман и как его можно приготовить самим.

Проблема:

- Недостаточно знаний детей о происхождении шоколада, о его полезных свойствах и способах приготовления.

Цель проекта: расширить представления дошкольников  о  любимом лакомстве - шоколаде.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с историей возникновения шоколада.
  2. Познакомить с видами шоколада и изучить его свойства.
  3. Сформировать представления о пользе и вреде шоколада.
  4. Познакомить с процессом приготовления шоколада.
  5. Дать представление о работе кондитера и шоколадье.
  6. Развивать любознательность, инициативность, познавательную активность детей. 

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий

 Продолжительность проекта: 1месяц (ноябрь  2020г.)

 Участники проекта: дошкольники группы компенсирующей направленности с ТНР  в возрасте 5 – 6 лет, педагоги, родители

Этапы работы над проектом

Вид деятельности

Сроки реализации

Подготовительный этап

1.

Определение цели и задач проекта

2.

Изучение литературы по теме проекта

3.

Вовлечение родителей воспитанников в активное участие по проекту

4.

Составление с детьми ментальной карты:

- Что мы знаем о шоколаде»

-Что хотим узнать?

- У кого или где можно это узнать? (Приложение 1)

Основной этап

1.

Просмотр презентация «Как «растет» шоколад?»

2.

Виртуальная экскурсия на шоколадную фабрику

3.

Классификация шоколада. Знакомимся с его видами:

 - по  структуре (жидкий, твердый)

 - по форме (плиточный, в форме различных фигурок, медалей, батончиков)

 - по вкусу (горький, молочный)

 - по составу (с различными начинками)

 - по цвету (темный, белый)

4.

Проведение опытов с целью изучения свойств шоколада (Приложение 3)

5.

Чтение авторских сказок о шоколаде

6.

Составление книжек малышек о шоколаде

7.

Оформление коллекции фантиков от шоколадных конфет и шоколада

8.

Изготовление творческих работ из фантиков шоколадных конфет

9.

Составление загадок и ребусов о шоколаде и шоколадных конфет

10

Словесная игра «Я начну, а  вы закончите» (Приложение 2)

11.

Отгадывание загадок, чтение стихов

12.

Сюжетно – ролевые игры «Магазин сладостей», «В кондитерской»

Заключительный этап

1

Квест – игра «В поисках рецепта шоколада» (Приложение 4)

2.

Изготовление шоколада с детьми

3.

Презентация проекта на Фестивале проектов в МБДОУ

Результативность проекта:

 - у детей расширились знания о шоколаде, его природном происхождении, производстве;

 - проект способствовал развитию инициативности, познавательного интереса и любознательности;

 - активизировался словарный запас детей;

 - проект объединил  всех участников педагогического процесса единой целью, что способствовало тесному сотрудничеству.

                                                                                                          

                                                                                                                       Приложение 1

C:\Users\Forester\Desktop\DSCN0517.JPG

                                                                                                                                 Приложение 2

Игра: «Я начну, а вы закончите»

Я лукавить не привык,

Обожаю я … («Пикник»)

Будешь сильным ты, как барс,

Если съешь батончик … («Марс»)

Очень вкусная девчонка –

Шоколадная … («Аленка»)

Если ты устал и скис,

Съешь двойной хрустящий … («Твикс»)

Обожает мистер Кикерс

Есть батончик сладкий … («Сникерс»)

Сразу станет веселей,

Если съешь ты … («Милки Вей»)

 

   В городах и на селе

Дети кушают … («Нестле»)

                                                                                                             

                                                                                                                           Приложение 3

   

Исследовательская деятельность

Опыт 1. Свойства какао.

Педагог: Обратите внимание на емкость с порошком. Как вы думаете, что это?

Дети: Какао порошок.

Педагог: Какого он цвета?

Дети: Коричневого, шоколадного.

Педагог: Теперь потрогайте стаканы с водой.  У вас какая вода в стаканах? Ответы детей.      

Добавьте 1 ложку какао порошка в холодную воду.        

Добавьте 1 ложку какао порошка в тёплую воду.

Вывод: Какао не растворилось, плавает на поверхности воды.        

Вывод: Какао растворилось в тёплой воде, вода окрасилась в коричневый цвет.

Дети: Она окрасилась, стала коричневой, шоколадной.

Педагог: Почему?

Дети: Потому что какао порошок растворился в воде.

Педагог: Итак, первое свойство какао: Какао порошок растворяется в теплой и горячей воде и не растворяется в холодной.

Вывод:  какао имеет горький вкус и легко растворяется в  теплой воде.

Опыт 2. Свойства шоколада.

- А теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей)

- У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?

Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, значит он – хрупкий.

Опыт 3. Свойства темного и светлого шоколада

Педагог: Посмотрите внимательно на место разлома шоколада, какой он?

Ответы детей: с пузырьками, гладкий…

Педагог: В светлом молочном шоколаде присутствуют пузырьки воздуха, и называется он пористый шоколад, черный шоколад - плотный.

Положите в кувшин с водой по 1 кусочку каждого вида шоколада. Что произошло?

Дети: Черный шоколад опустился на дно, а светлый плавает на поверхности.

Педагог: Как вы думаете, почему это произошло? На что вы обратили внимание?

Вывод: В светлом молочном шоколаде есть пузырьки воздуха, благодаря которым шоколад держится на поверхности воды, а черный шоколад очень плотный, и поэтому опускается на дно.

Опыт 4.

- А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).

- А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий).

- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?

- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)

- Ребята, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус.

- Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме. Какой мы сделаем вывод?

Шоколад бывает разным  на вкус, по форме.

Шоколад может ломаться, он хрупкий.

                                                                                                               

                   

                                                                                                                     

                                                                                                                           Приложение 4                                                                                                  

Конспект квест - игры в группе  компенсирующей направленности

для детей с ТНР в возрасте 5 – 6 лет на тему: «В поисках рецепта шоколада»

Цель: помочь жителям шоколадной страны  найти рецепт шоколада.

Коррекционно – обучающие задачи:

 - закреплять знания детей о деревьях и плодах;

 - закреплять умение ориентироваться в пространстве детского сада;

- учить ориентироваться на плоскости и обозначать в речи расположение предметов;

- закреплять умение образовывать относительные прилагательные

Коррекционно – развивающие задачи:

-   развивать связную речь, умение вести диалог;

  - развивать  чувство ритма, умение согласовывать слова с движениями;

  - развивать мелкую моторику рук;

 - развивать внимание, слуховую и зрительную память, восприятие;

 - развивать физические качества: умение ползать на четвереньках по прямой, перешагивать через барьеры высотой 25 см от пола, ходьба  по канату боком приставным шагом

Коррекционно - воспитательные задачи:

 - воспитывать сочувствие и желание помочь героям;

- воспитывать дружеское взаимоотношение, умение взаимодействовать в команде, понимать задание и выполнять его.

  Предварительная работа:

- составление ментальной карты в рамках проекта «Секреты шоколада»;

  - рассматривание наглядно – демонстрационного материала по теме «Деревья»;

- отгадывание загадок о конфетах и шоколадках;

 - просмотр и обсуждение презентации  «Где растет шоколад»;

- чтение авторских сказок о сладостях.

 - оформление книжек – малышек о шоколаде;

 - изготовление творческих работ из конфетных фантиков.

Участники – квест - игры:

  - садовник (взрослый);

 - Фея (взрослый);

  - принцесса Карамелька (взрослый);

 - дети 5– 6 лет, воспитатели.

Оборудование: бейджики с двумя видами конфет для деления на команды;  2 конверта с разрезными картинками, бубен, ноутбук, сенсорный дождик, «моталочки» с плодами от различных деревьев, лесенка, 4 коробки с различными отверстиями и пазлами, посуда для сервировки стола.

Спортивное оборудование: тоннель, барьеры для перешагивания, канат для ходьбы.

Ход квест – игры

Дети в группе заняты игровой деятельностью.

Ребята по сигналу бубна походят к ноутбуку.

Воспитатель обращает внимание детей на видео звонок.

«Здравствуйте ребята, меня зовут Сластена, потому что  я очень люблю шоколад. В нашей шоколадной стране случилась беда. Пропал рецепт шоколада, и теперь все жители остались без самого нужного продукта. Сколько мы его не искали, нигде не можем найти. Я вас очень прошу помочь нам. Если вы согласны, то первую подсказку найдете в группе. Но чтобы ее найти, надо отгадать загадку. Удачи вам, ребята!!!

Воспитатель: Ребята вы готовы отправиться на поиски рецепта шоколада? Тогда слушайте загадку:

Он бывает баскетбольным,
Волейбольным и футбольным,
Скачет, прыгает, летает.
И усталости не знает. 
(Мяч)

Воспитатель: У нас два маршрута и поэтому предлагаю разделиться на две команды. Посмотрите на свои бейджики. На них фантики от конфет «Красная шапочка» и «Мишка косолапый» и подойдите к воспитателю с таким же бейджиком.

Дети,  разделившись на 2 группы,  собирают разрезные картинки и определяют свой маршрут вначале пути.

Воспитатель: Чтобы попасть в шоколадную страну, нужно назвать какой бывает шоколад. Дети, называя слова - прилагательные (вкусный, сладкий, ароматный, коричневый, молочный, темный, белый, воздушный, пористый, легкий, горький и т. п.)  и проходят через сенсорный дождь.

Попадая, в шоколадную страну, ребята рассматривают все вокруг, а воспитатель читает стихотворение:

Воспитатель:

Вот она какая  

Шоколадная страна.

Тут плывёт под крики чаек

Шоколадный пароход,

А на пристани встречает

Шоколадный бегемот.

С шоколадными глазами

Шоколадный кенгуру

Забавляет всех прыжками

и зовёт в свою игру.

Воспитатель: Ну что, ребята, поиграем и поможем жителям шоколадной страны.

Мы сейчас отправимся по разным маршрутам, а когда вернемся, предлагаю подождать друг друга на этом месте.

 

Каждая подгруппа детей идет с воспитателем по своему маршруту, ориентируясь на подсказки. На этапах их встречают жители шоколадной страны и просят детей помочь и после выполнения задания, дают подсказку, куда идти дальше. На последних этапах каждая команда получает половину рецепта шоколада. После прохождения всех этапов команды  встречаются у камина.

Маршрут 1 подгруппы (холл 2 этажа, холл сенсорной интеграции, музыкальный зал)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие высокие шоколадные горы. И мы сможем преодолеть их, если поднимемся при помощи рук. Ребята поднимаются на шоколадную  гору и упираются в дверь, где живет принцесса Карамелька (ширма с нашитыми на ней шоколадными конфетами).

На ширме висит замок.

 Воспитатель: Мы сможем открыть дверь, если найдем  две одинаковые шоколадки и три одинаковые конфеты.

 Дети выполняют задание и их встречает принцесса Карамелька.

Принцесса Карамелька: Здравствуйте, ребята. Я принцесса Карамелька (грустным голосом)

Дети: А что у тебя случилось?

Принцесса Карамелька: Ребята, в моей кладовой напроказничали мыши, прогрызли все шоколадные коробки. Помогите мне их  починить.

Воспитатель: Ребята, чтобы быстрее помочь принцессе, предлагаю выполнить эту работу в парах. Раз, два, встань по два.

Ребята выполняют задание в парах.

Задание «Найти недостающие фрагменты рисунка на коробке от конфет».

Принцесса Карамелька: Молодцы ребята, одна бы я не справилась. Сегодня я жду гостей,  помогите мне  расставить приборы на стол?

Карамелька дает указание каждому ребенку:

- на середину стола положи большую салфетку;

 - на салфетку поставь чайник;

 -справ и слева от чайника положите маленькие салфетки;

 - на салфетку справа поставь  блюдце;

 - на блюдце поставь чашку;

- на блюдце положи чайную ложечку;

 - на салфетку слева поставь сахарницу.

 Принцесса Карамелька: Спасибо ребята, вы мне очень помогли. А вы что ищете в нашей стране?

Ответы детей.

Принцесса Карамелька: Ребята, у меня, к сожалению, нет рецепта шоколада, но может Фея Шоколадка знает его.  Я вам дам подсказку, как ее найти, но дорога туда трудная.

Ребята рассматривают подсказку.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, куда идти дальше?

Ответы детей: да.

Дети спускаются по лестнице в сенсорный коридор.

 Воспитатель: Ребята, смотрите, чтобы добраться до места, нам нужно преодолеть препятствия:

 - «извилистая дорожка» - (надо пройти по канату боком приставным шагом, сохраняя равновесие, руки произвольно);

- проползти  через тоннель (ползание с опорой на ладони и колени через тоннель); 

- перешагнуть через бревна (перешагивание через барьеры высотой 25 см от пола)

Ребята преодолевают препятствия и попадают к Фее Шоколадной страны.

Воспитатель: Вот мы и на месте.

Фея Шоколадка: Здравствуйте ребята! Я Фея Шоколадка. Что вас привело ко мне.

Ответы детей.

Фея: То, что вы ищите  у меня, к сожалению, нет, но я подскажу вам, где это возможно найти, если вы со мной поиграете.

Первая игра - самая интересная. Выложите большими и маленькими камушками ритм, который я простучу.

Вторая игра – самая красивая. Выложите ленточками и пуговицами дорожку так, как я проиграю на губной гармошке.

Третья игра – самая напевная. Выложите в ряд звуки, которые я пропою.

Четвертая игра – самая умная. Посмотрите на эти схемы. Какой звук есть на всех схемах?

Сколько звуков «А» на первой схеме, второй, третьей?

Возьмите по картинке, и определите, к какой схеме относится это слово.

И последняя игра – самая веселая.  Возьмите флажки. Сейчас будет звучать музыка. На громкую музыку поднимите флажки вверх, на тихую опустите вниз.

Фея: Молодцы, хорошо поиграли. А вот и подсказка. Эта лесенка подскажет, куда вам идти дальше.

Дети: Вверх по лестнице.

Фея: Верно, вам нужно двигаться вверх, и там найдете, то, что ищите. Удачи, вам, ребята!

Ребята поднимаются вверх по лестнице  в музыкальный зал, где их встречает садовник.

Дети и воспитатель: здравствуйте. А кто вы?

Садовник: Здравствуйте ребята, я садовник

 Воспитатель: Уважаемый садовник, а почему ты такой грустный?

 Садовник: Беда у меня случилась. Растет у меня в саду шоколадное дерево. Когда на нем вырастают какао – бобы, моя балалайка начинает весело играть.  Но сегодня ночью  был сильный ветер,  и плоды все деревьев оказались на шоколадном дереве. А моя балалайка перестала  играть.

 Воспитатель: Ребята, поможем садовнику вернуть плоды на свои деревья.

Ребята при помощи моталочки добираются до плодов, снимают их и определяют к какому дереву относиться данный плод.

 Ребята каждый говорит о своем плоде и называет дерево, где этот плод растет

Садовник: Ай, да молодцы. Все деревья знаете. А скажи мне (обращается к ребенку) - у ели шишка, какая?…. еловая;

 - у сосны шишка, какая?…. сосновая;

  - у кедра шишка, какая?… кедровая.

Садовник: Ой, молодцы, Очистили шоколадное дерево от других плодов. Слышите, и моя балалайка разыгралась, в пляс всех зовет.

Таней с платочками.

Садовник: Спасибо, ребята, так что вы ищете?

Ответы детей.

Садовник: Я думаю, что смогу вам помочь. С ветром залетел ко мне небольшой кусочек бумаги, может это то, что вам нужно (передает воспитателю).

Воспитатель с детьми рассматривают листок и понимают, что это то, что они искали, но только половинка.

Воспитатель: Да ребята - это половина рецепта, возможно, нашим ребятам из другой команды удастся найти вторую половину. А теперь нам надо возвращаться.

Ребята благодарят садовника и  спускаются по лестнице вниз к камину, где ждут вторую команду.

Маршрут 2 группы – (холл сенсорный интеграции, затем музыкальный зал и холл второго этажа и выполняют те же задания).

У принцессы Карамельки вторая команда после выполнения задания также получает половину рецепта.

Обе команды встречаются у камина.

Воспитатель: Ребята посмотрите, каждая команда нашла половину рецепта. Что же нам сделать?

Ответы детей: соединить

 Воспитатель: давайте попробуем (соединяем две половинки).

Сейчас мы узнаем, как делают шоколад (читает рецепт) Теперь зная, какие нужны продукты, мы тоже сами можем сделать шоколад, ведь скоро праздник мам. И мы приготовим для них сладкий сюрприз.

Но ребята нам рецепт, то нужно отправить. Как это можно сделать?

Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель: Правильно, мы можем отправить его письмом. И когда пойдем на прогулку, мы обязательно зайдем на почту и отправим рецепт.

А нам пора возвращаться. Но чтобы попасть в группу, каждый должен сказать, чем ему запомнилось наше сегодняшнее путешествие.

Ребята высказывают свои впечатления и проходят через сенсорный дождь.

После обеда ребята готовят сладкий сюрприз для мам: вместе с воспитателем готовят шоколад и разливают его по формочкам для полного застывания.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Такая разная бумага"

Исследовательский проект "Такая разная бумага"...

Познавательно-исследовательский проект "Такой разный Дед Мороз"

Познавательно-исследовательский проект "Такой разный Дед Мороз"...

Познавательно-исследовательский проект «Такая разная вода»

Цель проекта: развитие представлений детей о свойствах и состояниях воды, о нахождении ее в природе.Задачи:1. Формирование познавательного интереса дошкольников.2. Формирование элементарных экологичес...

Исследовательский проект "Такая разная бумага"

Проект будет интересен педагогам ДОУ и дополнительного образования, а так же родителям детей 5-7 лет....

Детский исследовательский проект «Такие разные подушки»

Детский исследовательский проект«Такие разные подушки»...

Исследовательский проект "Такие разные камни"

В проекте ребенок подготовительной к школе группы изучает природные минералы, и их разнообразие....

Познавательно-исследовательский проект "Такие необычные - обычные конфеты"

Пополнение знаний детей об истории возникновения конфет, о том, какие бывают конфеты и из чего делают конфеты. Дети узнают  о том, чем полезны конфеты, какие конфеты вредные и почему,  можно...