Воспитание культурно - гигиенических навыков в дошкольной организации.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)

Глебашева Ирина Викторовна

Данная консультация предназначена для педагогов дошкольных организаций. Содержание направлено на распространение педагогического опыта по этому направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание культурно – гигиенических навыков в ДО является важной задачей для воспитателя любой группы.  Начиная с 1-й младшей группы по этому направлению мы ведем планомерную и целенаправленную работу. Не секрет, что сегодня родители не готовят малышей к поступлению в ДО, как это было несколько лет назад. Они не считают нужным приучать ребенка к горшку, учить дома одеваться и раздеваться, самостоятельно есть перед тем как пойти в детское учреждение. Современной маме проще  и быстрее самой умыть и одеть ребенка, чем сидеть и учить его этому. На сегодняшний день сложности добавляет использование памперсов и нежелание быстро отучать ребенка от них. Таким образом, задача по воспитанию КГН ложится полностью на плечи воспитателей групп раннего возраста.

Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) важно не только для полноценной  социализации дошкольников, формирования самостоятельности, но и для их здоровья. С первых дней пребывания  малыша в ДО  формирование культурно-гигиенических навыков предполагает не обычное усвоение правил и норм поведения, как  один из важнейших процессов социализации, вхождения малыша в окружающий мир. Этот процесс нельзя  отложить на время и вернуться к нему позже. В соответствии с особенностями возрастного развития именно период раннего и дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков.

Задачи по воспитанию КГН мы ставим и начинаем решать сразу, как только малыш перешагнул стены ДО. С самого начала пребывания малыша в ДО мы целенаправленно учим его самостоятельно раздеваться и складывать одежду в шкаф: шапка на верхней полочке, варежки в кармане, одежда на крючках. Так же необходимо для родителей проводить консультации, предлагать папки – передвижки с полезной информацией для них. На первом родительском собрании можно провести мини экскурсию в умывальную комнату, где они наглядно увидят, как дети учатся пользоваться умывальником и туалетом.

Конечно, сразу видно, чьи родители дают возможность детям самим раздеваться утром и одеваться вечером, складывать вещи. Зачастую им некогда, а это дает отрицательные результаты, и дети медленно приучаются к самостоятельности. Часто родители не придают значения, как и в как порядке мы одеваемся и как должны быть расположены вещи в шкафчике. Мы объясняем и показываем, как за петельку вешаются вещи, как аккуратно они должны лежать на своих местах. В старшем возрасте можно показать, чей шкафчик самый аккуратный.

         Кроме  объяснения, показа, практических методов часто мы используем алгоритмы: последовательности одевания для разных времен года; последовательности умывания, сервировки стола. Детям понятны картинки, которые выстроены в логическую цепочку.

Задачи, которые мы ставим перед детьми в раннем возрасте по воспитанию правильного умывания,  одевания и поведения во время еды, усложняются в зависимости от возраста. Здесь также используются алгоритмы умывания и одевания, художественное слово (устное народное творчество «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса» и т п.)

В нашей группе дети учились сразу пользоваться не твердым, а жидким мылом. На наш взгляд использование жидкого мыла в  ДО современно, практично и эстетично. Сложность решения данной задачи состоит в том, что наполняемость групп должна  соответствовать нормам, которые предусматривают  установку нужного количества умывальников и унитазов.  

Личностные качества ребенка, развивающиеся в этот возрастной период, диктуют подход к воспитанию КГН у шестилеток. Задачи работы в этом направлении формулируются так: развивать умение самостоятельного умывания; развивать навык пользования туалетом; воспитывать стремление к аккуратности и опрятности, уметь замечать непорядок в своем внешнем виде; активизировать монологическую речь детей, актуализируя слова, обозначающие выполняемые действия, учить применять художественное слово; развивать умения и навыки опрятности, позитивного отношения к сверстникам; прививать культуру поведения в группе учить скромному, вежливому, сдержанному поведению. Формирование культурно-гигиенических навыков в  старшей группе детского сада  в возрастном аспекте совпадает с появлением осознанности поведения и развитием воли. Ребенок еще не очень хорошо владеет навыками, которые позже будут автоматизированы, поэтому все действия даются непросто. И обычно пятилетний малыш не всегда  доводит  начатое до конца, особенно если получается не сразу и не всегда хорошо. Для завершения действия, получения качественного результата, чтобы сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, от ребенка требуется приложение волевых усилий. В возрасте 5-6 лет, т.е. в старшей группе, целенаправленная работа с произвольностью становится возможной. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в ней формируются все новообразования психического развития ребенка. Игровые приемы являются основой первого доступного дошкольнику вида трудовой деятельности - труда по обслуживанию себя.  Он  уже способен заметить и оценить качество сделанного, он учится не бросать то, что не получается сразу.  Он способен самостоятельно и по собственной инициативе контролировать процесс без постоянного контроля со стороны взрослого. У него развиваются целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников становится базой всей последующей работы и основой для развития физически крепкого, здорового ребенка.  Работа над воспитанием КГН в старшей группе идет в направлении развития навыков самообслуживания, что становится первой ступенью и базой для развития трудовых навыков и трудового воспитания.

Воспитание КГН в старшей группе создает условия для формирования основ эстетического вкуса ребенка. Девочки уже приглядываются к себе и сверстницам, учатся видеть и получать эстетическое удовольствие от изменений в своем образе, когда она причесана, когда завязаны красивые бантики. Мальчики учатся видеть неполадки в собственной одежде, чувствуют удобство правильно обутых ботинок. Важно, чтобы педагоги и родители при совершении обычных бытовых действий ненавязчиво обращали внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Глядя в зеркало, ребенок не только рассматривает себя, но и оценивает собственный внешний вид, соотносит его с представлением об эталонном образе. Пятилетний дошкольник уже способен самостоятельно устранить некоторые проявления неряшливости и неопрятности в своей одежде и внешности. В процессе формирования КГН в средней группе детского сада развивается критическое отношение к себе, собственному облику, развивается правильная и адекватная самооценка. Дошкольник  постепенно учится самостоятельно следить за собственным внешним видом, а иногда и своих сверстников.

 Параллельно с формированием КГН в старшем дошкольном возрасте появляются и получают развитие нравственные чувства. Дошкольник получает удовольствие от правильности выполнения действия, подтверждённой соответствующей оценкой педагогов или родителей. Стремление получить одобрение, похвалу становится стимулом, побуждающим воспитанника к действию.  В старшей группе ребенок уже способен понять, что за каждым действием стоит правило, он понимает это как некоторую нравственную норму, соотносит её с полученным результатом, он чувствует удовлетворение от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Пятилетний ребёнок  уже способен радоваться не тому, что он вымыл руки, а тому, что он теперь выглядит аккуратнее: "Я правильно, сделал, я хороший, меня похвалила воспитательница или родители!"  

 Для успешности формирования КГН в старшем возрасте группе детского сада являются: рационально организованная обстановка,  постоянный режим дня  ненавязчивый, но постоянный контроль педагогов и родителей. При этом условия необходимо соблюдать постоянно, выработанные требования должны соблюдаться всеми: никому и никогда, независимо от настроения и собственного желания, нельзя их нарушать. Например, руки перед едой моют обязательно все, и Вася, который пришел с прогулки, и воспитатель. Методические приемы, используемые воспитателями, необходимо разнообразить. Если сначала воспитатель говорит и показывает всю последовательность действий при умывании: завернуть рукава, открыть кран, намылить ладошки... то постепенно нужно предоставлять малышам все больше самостоятельности. От прямых указаний со временем переходят к простому напоминанию, от показа - к совету, от примера - к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам: убеждению, разъяснению смысла правил. В старшей группе уже учитывается постоянно растущий опыт детей, совершенствование их умений все более самостоятельно следовать установленным правилам. Это способствует становлению устойчивых привычек, сохраняющихся при переходе в другие условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого, а это неверно, дети старшей группы уже могут руководить собой в некоторых ситуациях. В воспитании КГН в старшей группе уже можно и нужно опираться на хороший пример самих детей, обращая внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратен в обращении с вещами, самостоятельно и правильно одевается... У пятилеток еще очень сильна подражательность поведения и для них очень значима похвала, к которой они стремятся.

В воспитании КГН в старшей  и подготовительной группе ведущую роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и формировании поведении дошкольника. Воспитателю важно чаще использовать положительную: одобрение, поощрение, похвалу, заинтересовывать детей использовать средства личной гигиены для детей в детском саду. Это поддерживает у пятилетнего малыша стремление в дальнейшем поступать так же, сделать хорошо или еще лучше. Положительная оценка очень важна, когда нужно подчеркнуть успехи в овладении новыми навыками. Для воспитания КГН  используются: показ,  пример,  объяснение,  пояснение,  поощрение,  беседы,  упражнения в действиях.  Хорошо зарекомендовало себя применение игровых приемов, таких как дидактические игры, стихотворения (художественное слово).

 Таким образом, можно утверждать, что формирование культурно-гигиенических навыков в старшем дошкольном возрасте  предваряют и облегчают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Воспитание культурно – гигиенических навыков дошкольников в ДО»

Воспитатель: Глебашева И.В.

.

Санкт – Петербург

2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требо...

Консультация для воспитателей Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателейТема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».Цель: ознакомить (уточнить) воспи...

Буклет на тему "Воспитание культурно - гигиенических навыков младшего дошкольного возраста"

Буклет разработан для родителей, в нем указано как приобщить детей к культурно - гигиеническим навыкам....

Презентация. Фото-отчет. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста.

Презентация. Фото-отчет. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста....

Статья на тему Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные об...