«Театральная деятельность, как средство развития речевых и творческих способностей детей»
статья

Кочкина Мария Викторовна

Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведет,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них.Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, которые касаются формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального развития и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_teatralnaya_deyatelnost.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Театральная деятельность, как средство развития

речевых и творческих способностей детей»

Подготовила:

воспитатель

Кочкина Мария Викторовна

Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведет,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них.

Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, которые касаются формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального развития и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

        Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника, естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.  Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
       Чаще всего театрализованная деятельность организуется в утренние и вечерние часы, но также её фрагменты  можно включать в непосредственно – образовательную деятельность, особенно эффективным такой приём включения окажется на занятиях по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой.

Велика роль стихов в детских театральных играх. Хорошо использовать диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Из  стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
      Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, , формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.

Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
       Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, что он  создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
        Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

В нашем саду в каждой группе  созданы  мини-центры  для театрализованных игр.  Участие  в создании театрализованных уголков принимают и родители.

В этом году для развития игровой и театрализованной деятельности  были закуплены перчаточные куклы по сказкам, резиновые игрушки, куклы в народных костюмах и куклы по профессиям. 

Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение Театральной  недели. Основными  действующими лицами  в театральных постановках становятся дети. Даже  дети 3-4 лет уже разыгрывают несложные театральные постановки.

С этого года новой традицией стало взаимопосещение представителей других образовательных учреждений театральных постановок в рамках проведения «Театральной недели». Наш детский сад посетила учитель-логопед ЦРР – Османова Зарият Курбановна, а старший воспитатель Лариса Георгиевна присутствовала на театральных постановках в ЦРР.

Ежегодно наши маленькие  «актеры»  принимают участие в городском конкурсе «Юные таланты» в номинации «Театр» и «Художественное слово».

         Часто  в детском саду проходят представления профессиональных театральных коллективов. Наши ребята не только любят смотреть представления, но и активно участвуют в них, если артисты приглашают их на сцену и просят изобразить разнообразных героев. Не редко и сами педагоги показывают кукольные спектакли.

          Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Таким образом, театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников.

Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь  в  эти  годы  закладывается основа, на которую позже  будут накладываться   знания...

Творческий проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей»

Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе...

Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст...

"Театрализованная деятельность как средство развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста"

Отчёт по самообразованию. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски и звуки, а ум...

Творческий проект "Нетрадиционная техника рисования - как средство развития художественно творческих способностей детей".

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Воспитать творческую личность – одна из главных задач воспитания. И одним из ведущих условий достижения поста...

Анализ деятельности по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связ...